Пояснительная записка
Учебный план (далее План НОД) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 195 г. Екатеринбурга (далее ДОУ) состоит из учебного плана организации непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составленного на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 195.
План и расписание НОД разработаны в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным (Приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011г № 2562);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В Плане НОД предложено распределение количества образовательной деятельности, дающее возможность использовать модульный подход, основанный на принципах дифференциации и вариативности.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки воспитанников, включая реализацию дополнительных программ, соответствует нормативам, обозначенным в СанПин 2.4.1.3049-13.
Объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста составляет: в первой младшей группе – 1 час 40 минут, во 2 младшей группе - 2 часа 45 минут, в средней группе – 4 часа 20 минут, в старшей группе - 5 часов 50 минут, в подготовительной группе -8 часов.
Продолжительность НОД (1 занятия) в группах: в первой младшей группе – 10 минут, во 2 младшей группе-15 мин., в средней группе -20 мин., в старшей группе -25 минут, в подготовительной группе -30 минут. Перерыв между занятиями составляет -10 минут.
В структуре Плана НОД выделена инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть:
- инвариантная (обязательная) часть составляет не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.
- вариативная (модульная) часть составляет не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (2.4.1.3049-13).
Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть сформирована ДОУ с учетом наличия приоритетных направлений его деятельности. Инвариантная часть реализуется через обязательную непосредственно образовательную деятельность, вариативная — через компонент ДОУ.
В Планы НОД включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
- познавательно-речевое направление ОО «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
- социально-личностное направление – «Социализация», «Труд», «Безопасность»;
- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
- физическое направление - «Физическая культура», «Здоровье».
Реализация Плана НОД предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В Плане НОД отражено соблюдение минимального количества НОД на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части плана, и предельно допустимая нагрузка. Компонент ДОУ входит в объем максимально допустимой нагрузки.
Приоритетным направлением в работе детского сада является физическое развитие детей, которое осуществляется в ОО «Физическая культура» на основе программы Л.Д.Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам». В ООП ДО МБДОУ № 195 предусмотрено проведение НОД «Физическое развитие» 2 раза с детьми раннего возраста и 3 раза в неделю с детьми дошкольного возраста, поэтому, осуществляя приоритетное физическое направление, в План НОД со второй младшей группы включена НОД «Физическая культура» 1 раз в неделю, со средней группы - на свежем воздухе. Приоритетное направление прослеживается в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в совместно деятельности детей и взрослых и просчитано в основной общеобразовательной программе ДОУ раздел «Режим пребывания детей в ДОУ».
В целях сохранения единого образовательного пространства и единых требований к уровню подготовки выпускников содержание образования представлено образовательными областями:
- Познание (ФЭМП, ознакомление с окружающим миром, конструирование, познавательно-исследовательская деятельность);
- Коммуникация (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, риторика общения);
- Чтение художественной литературы;
- Социализация (игровая деятельность, формирование элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстникам, познание себя и других);
- Труд (ценностное отношение к труду, ручной труд);
- Безопасность;
- Музыка;
- Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);
- Физическая культура;
- Здоровье;
Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени на непосредственно образовательную деятельность.
В середине учебного года (с 23 декабря по 13 января) предусмотрены каникулы здоровья, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только физического и художественно-эстетического направления.
Учебный план строится в соответствии с образовательной программой ДОУ (принята решением педсовета протокол № ___ от ____2012 г., утверждена приказом № ___ от 04.09.2012 г.).
В 2013-2014 учебном году в ДОУ функционируют 6 групп:
- 1 младшая группа (2-3 года)
- 2 младшая группа - 1 (3-4 года)
- 2 младшая группа - 2 (3-4 года)
- Средняя группа (4-5 лет)
- Старшая группа (5-6 лет)
- Подготовительная группа (6-7 лет)
Основная часть плана НОД группы раннего возраста от 2 до 3 лет представлена ОО «Познание», которая включает НОД: «Ознакомление с окружающим миром», организуются 1 раз в неделю, «Конструирование» – 1 раз в неделю, ОО «Физическая культура» включает НОД «Развитие движения» организуется 2 раза в неделю, ОО «Музыка» НОД музыкальная- 2 раза. ОО «Коммуникация» НОД «Развитие речи» - 1 раз в неделю. ОО «Художественное творчество» НОД «Лепка» - 1 раз в неделю и НОД «Рисование» - 1 раз в неделю. Объем НОД -10 занятий в неделю. Непосредственно образовательная деятельность «Развитие речи и ознакомление с окружающим, «Игры со строительным», «Игры с дидактическим материалом», «Развитие движения» в группах раннего возраста осуществляется по подгруппам.
ОО «Познание». На реализацию программного материала образовательной области «Познание» отведено 2,5 НОД в неделю во 2 младшей и старшей группах, из них: 1 – ФЭМП, 1 – ознакомление с окружающим миром, 0,5 - конструирование. В средней группе 3 НОД - 1 – ФЭМП, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1 - конструирование. В подготовительной к школе группе 3, 5 НОД - 1 – ФЭМП, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1 - развитие познавательно-исследовательской деятельности , 0, 5 - конструирование
ОО «Коммуникация». На реализацию программного материала образовательной области «Коммуникация» в младшей, средней группах общеразвивающей направленности НОД организуется 1 раз в неделю, в старших и подготовительной группе НОД организуется 2 раза в неделю – 1 речевое развитие и обучение грамоте.
ОО «Чтение художественной литературы». Программный материал по образовательной области «Чтение художественной литературы» реализуется НОД «Социальный мир», через интеграцию ОО «Труд», «Безопасность», в режимных моментах: после прогулки в первую и вторую половину дня, в совместной деятельности взрослых и детей.
Интеграция областей «Коммуникация», «Познание», «Художественная литература», «Социализация» во всех группах ДОУ содействует лучшему усвоению содержания общеобразовательной программы.
НОД «Чтение художественной литературы» во 2 младшей группе – 0,5 в неделю, в средней - 1 р в неделю, в старшей и подготовительной к школе группах по 0, 5 в неделю.
ОО «Социализация». Программный материал по образовательной области «Социализация» реализуется в НОД «Уроки добра»» в старшей группе 1 раз в неделю, и в НОД «Я учусь владеть собой» в подготовительной к школе группе 1 раз в неделю, а так же через режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.
ОО «Труд». Программный материал по образовательной области «Труд» реализуется в режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, в старших и подготовительных группах в НОД «Ручной труд» в объеме 0, 5 в неделю в чередовании с «Конструированием», а так же как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.
ОО «Безопасность. Программный материал по образовательной области «Безопасность» реализуется в подготовительной к школе группе в НОД «Безопасность» в чередовании с ОО «Чтение художественной литературы», так же в режимных моментах и в совместной деятельности детей и взрослых, как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.
Интеграция областей «Социализация», «Труд», «Безопасность» в области «Физическая культура» и «Познание» во всех группах ДОУ содействует лучшему усвоению содержания, установлению более прочных связей с повседневной жизнью воспитанника и его семьи и всем контекстом окружающего ребёнка мира.
ОО «Музыка» включает НОД «Мир музыки» организуется 2 раза в неделю во всех группах.
ОО «Художественное творчество» Реализация образовательной области «Художественное творчество» в НОД «Художественное творчество» организуется 2 раз в неделю (во 2 младшей, старшей и подготовительной к школе группах) 1 раз НОД «Рисование», НОД «Лепка» и «Аппликация» в чередовании, в средней группе 2, 5 НОД 1 «Рисование», 1 – «Лепка», 0,5 «Аппликация» в чередовании с «конструированием». А так же в совместной деятельности взрослых и детей, в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.
ОО «Здоровье». Программный материал по образовательной области «Здоровье» реализуется через режимные моменты и в самостоятельной деятельности детей, как интегративная часть через все виды образовательной деятельности.
ОО «Физическая культура» реализуется в НОД «Физическое развитие» в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, в средней, старших и подготовительной 3 раза в неделю, одно из них проводится на свежем воздухе.
Непосредственно образовательная деятельность во всех возрастных группах ДОУ носит интегративный характер с преимущественным использованием наглядно – дидактических методов и обеспечением максимальной активности детей. Интегрирующим направлением планирования учебно-воспитательного процесса являются:
НОД
Познание + Коммуникация;
Познание + Физическая культура;
Познание + Социализация;
Познание + Художественное творчество;
Музыка + Художественное творчество;
Познание + Художественное творчество и другие
В 2013 -2014 учебном году вариативная часть учебного плана ДОУ представлена следующими компонентами:
-
НОД «Уроки добра»» в старшей группе 1 раз в неделю,
-
НОД «Я учусь владеть собой» в подготовительной к школе группе 1 раз в неделю
-
НОД «Логоритмика» в средней группе
В дни каникул во всех возрастных группах проводятся НОД только физического и художественно-эстетического направления: физическое развитие, мир музыки, мир искусства: рисование, аппликация, лепка, конструирование.
Таким образом, учебный план соответствует целям и задачам ДОУ, учитывает требования, предъявляемые СанПиН 2.4.1.3049-13 к объёму образовательной нагрузки.
1.
|
Инвариантная (обязательная) часть
|
НОД
|
Максимально допустимое количество занятий в неделю/максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки (в мин)
|
1 младшая (10)
|
2младшая (15)
|
Средняя (20)
|
Старшая (20-25)
|
Подготов. (30)
|
.1.
|
Познавательно – речевое направление
|
Познание
|
ФЭМП
|
-
|
1/15
|
1/20
|
1/20
|
1/30
|
Ознакомление с окружающим миром
|
1/10
|
1/15
|
1/20
|
1/25
|
1/30
|
Конструирование
|
1/10
|
0,5/7,5
|
0,5/10
|
0,5/12,5
|
0,5/15
|
Коммуникация
|
Развитие речи
|
1/10
|
1/15
|
1/20
|
1/20
|
1/30
|
Подготовка к обучению грамоте
|
-
|
-
|
-
|
Риторика общения
|
-
|
-
|
-
|
1/25
|
1/30
|
Чтение художественной литературы
|
Чтение художественной литературы
|
1/10
|
0,5/7,5
|
1/20
|
0.5/15
|
.2.
|
Социально –личностное направление
|
Труд
|
Ручной труд
|
-
|
-
|
-
|
0,5/12,5
|
0,5/15
|
Безопасность
|
Основы безопасности
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,5/15
|
.3.
|
Художественно – эстетическое направление
|
Музыка
|
Мир музыки
|
2/20
|
2/30
|
2/40
|
2/50
|
2/60
|
Художественное творчество
|
Рисование
Аппликация
Лепка
|
1/10
-
1/10
|
1/15
0,5/7,5
0,5/7,5
|
1/20
0,5/10
1/20
|
1/25
0,5/12,5
0,5/12,5
|
1/30
0.5/15
0.5/15
|
.4.
|
Физическое направление
|
Здоровье
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Физическая культура
|
Физическое развитие
|
2/20
|
3/45
|
3/60
|
3/75
|
3/90
|
Количество занятий./Объем образовательной нагрузки в неделю (мин)
|
10/90
|
11/165
|
12/240
|
13/290
|
15/390
|
Часы.
|
1час 40 мин.
|
2часа 45 мин.
|
4 часа.
|
5часов 25 мин.
|
6 часов 30 минут.
|
Часть НОД формируется участниками образовательного процесса (вариативная)
|
|
|
|
|
|
Социализация
|
Уроки добра
|
-
|
-
|
-
|
1/25
|
-
|
|
Я учусь владеть собой
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1/30
|
Коммуникация
|
Логоритмика
|
-
|
-
|
1/20
|
-
|
-
|
Часы.
|
1час 40 мин.
|
2часа 45 мин.
|
4 часа 20 м.
|
5часов 50мин.
|
7 часов
|
План непосредственно образовательной деятельности на 2013 – 2014 учебный год
|