Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию




Скачать 99.13 Kb.
Название Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию
Дата публикации 27.05.2014
Размер 99.13 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Культура > Методические рекомендации



" Писатель, воин, патриот"

(методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 - летию

со дня рождения А. П. Гайдара)

22 января 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (1904-1941), человека, прожившего короткую, но яркую жизнь, любимого писателя советской детворы, летописца непростого этапа российской истории. Знают ли наши современники о писателе Аркадии Гайдаре, его творчестве? Читают ли его книги? К сожалению, мало. Возможно, потому, что в школьных программах свели к минимуму изучение творчества А.П. Гайдара. Возможно, потому, что и родители дома не читают детям его книги. Но проблемы, поднимаемые писателем: великодушие и эгоизм, верность и предательство, мужество и трусость – в наши дни по-прежнему актуальны и по-прежнему волнуют современную молодежь. И кто же сможет донести до детей и подростков идеи гайдаровских книг лучше, чем библиотечные работники.

В период празднования юбилея А.П. Гайдара библиотеки должны стать центрами подготовки и проведения мероприятий, посвященных этой дате. Одна из главных задач, стоящих перед библиотеками в работе по подготовке и проведению юбилея - показать значение творчества А.П. Гайдара в истории развития советской, русской литературы, раскрыть весь богатый мир чувств, образов, характеров, который создал в своих произведениях писатель.

Сегодня время обязывает библиотеки пересмотреть традиционные формы работы с наследием А.П. Гайдара, искать другие – инновационные подходы к читательской аудитории, не забывая при этом совершенствовать накопленный опыт. Обращение к произведениям писателя современного поколения очень важно для формирования гражданской зрелости, любви к Родине, доброты, ответственности, справедливости. В его творчестве можно найти примеры благородства и порядочности, неравнодушия ко всему происходящему вокруг. Художественное слово А.П. Гайдара – источник духовной чистоты и высоких помыслов.

Циклы комплексных мероприятий или информационно – рекламные проекты «Юбилей А.П. Гайдара в библиотеке» или «Аркадий Гайдар: представляем писателя» - это эффективные формы работы современных библиотек сегодня. Их комплексный характер позволяет дать более глубокое и многоаспектное представление о писателе-земляке.

Содержание цикла комплексных мероприятий по популяризации литературного наследия А.П. Гайдара

Рекламные акции «Юбилей А.П. Гайдара. Приглашает библиотека»; рекламные афиши (в библиотеках, общественных организациях и учреждениях), где представлен календарь проведения юбилейных мероприятий и их содержание. Текст рекламной афиши может быть таким: «Если вам нужен настоящий добрый собеседник в нынешней непростой жизни – станьте участником (вечера, праздника и др.), посвященного писателю, нашему земляку А.П. Гайдару, человеку большой и щедрой души. В его произведениях вы почувствуете призыв жить радостно и достойно».

Акция «День с Гайдаром» включает театрализованные постановки, тематические вечера, конкурсы, выставки и др.

Книжная экспозиция - наиболее полно представляющая творчество и литературу о писателе. Краткий заголовок выставки должен сообщать максимальную информацию и заинтересовать читателя. Например:

  • Гайдар в контексте своего и нашего времени;

  • Аркадий Петрович Гайдар: время читать, восхищаться и спорить;

  • О жизни, полной высокого смысла.

Информацию об открытии экспозиции желательно разместить в СМИ, в Уголке читателя. Пример объявления: «Читатели, друзья словесности! Библиотека представляет богатый репертуар изданий к юбилею А.П.Гайдара. Книги писателя в ваших руках – лучшая память о писателе. Они ждут вашего внимания!».

Одним из видов книжной выставки может быть выставка – представление «Вот моя биография» (автобиография А. Гайдара, автобиографическая проза, цитаты и высказывания современников и критиков о писателе и др.)

Цикл выставок должен отличаться системностью, продуманностью. Например, цикл может состоять из:

  • выставка – размышление «Если бы Гайдар жил сегодня»;

  • выставка – диалог «Чтение с мыслью»;

  • выставка–вопрос «Что ты знаешь о Гайдаре?». Выставка может содержать обращение к читателям с просьбой оставить свой отзыв о произведении.

Шорт – лист (короткий список), расположенный на выставке, познакомит читателей с кругом литературных источников, появившихся о писателе в последние годы, например, «Аркадий Гайдар: новая литература о писателе», «Юбилейные издания о А.П. Гайдаре», «Неизвестный Гайдар».
Привлекает внимание читателей оригинальные обращения – советы, помещенные на книжных выставках. Примеры таких советов: «Развивай способность творчески относиться к людям. Если ты сумеешь вовремя разглядеть в реальном человеке черты того или иного литературного персонажа, ты будешь знать, чего примерно от него ожидать, как его покорить» или
«Начни с малого. Например, с рассказов А.П. Гайдара. При этом представляй себя или героем, или приятелем автора. В этом случае тебя осенит мысль, что ты стал свидетелем интересного, того, чего не увидишь, сидя дома».

Немало приятных минут доставит читателям просмотр электронной презентации «Время читать Гайдара», виртуального путешествия «Аркадий Гайдар. Жизнь всадника, скачущего впереди».

Наглядные формы пропаганды интересно сможет разнообразить тематический плакат «Об Аркадии Гайдаре говорят…» (высказывания современников, критиков, цитаты из произведений А. Гайдара и др.).

Литературный вечер, вечер размышлений в рамках литературной гостиной о творчестве писателя - важная часть проекта. Они могут быть проведены по темам: "Над страницами книг Аркадия Гайдара», «Диалоги о Гайдаре».

Гайдаровские чтения «Художник слова» предполагают беседы, дополненные инсценировками, театрализованными постановками, электронными презентациями. Это по смыслу продолжающие и дополняющие друг друга мероприятия. Чтения могут отражать определенные периоды жизни и творчества писателя. Проводятся в одной группе слушателей детского и юношеского возраста или взрослой категории пользователей. Интересно узнать мнение читателей о А.П.Гайдаре. В этом поможет анкетирование «Аркадий Гайдар … и я».

При подготовке Гайдаровских дней в библиотеках рекомендуем обратить внимание на читательские интересы. Так, например, для юных читателей библиотекари могут организовать литературные часы «В гостях у Чука и Гека» и «Судьба барабанщика», а для детей старшего возраста подготовить беседы о жизни и творчестве писателя, сопровождавшиеся электронной презентацией. Для руководителей детского чтения - информационный обзор «Творчество Гайдара дошкольникам» и обзор-размышление «Гайдар и время», а также провести литературно-педагогические Гайдаровские чтения, посвященные проблемам изучения творчества писателя в школе, опыте работы библиотек с произведениями писателя. Все это будет способствовать появлению интереса у молодого поколения к творчеству и личности писателя, а педагогам и библиотекарям поможет найти эффективные формы работы с книгами А.П. Гайдара.

Также рекомендуем библиотекарям совместно со школами среди учащихся 5-11 классов объявить конкурс сочинений "Поступок, которым горжусь", который поможет дать возможность поразмышлять о том, что такое поступок, сравнить поступки современных детей и героев А.П. Гайдара, обратить внимание читателей на произведения писателя.

Доступными формами массовых мероприятий для детской аудитории зарекомендовали также: литературное лото «Люблю я прозу Гайдара», литературная викторина «Узнай произведения А.Гайдара по первым строкам». Указанные формы могут использоваться самостоятельно, или входить в сценарий вечера, устного журнала.

Громкие чтения произведений А.П. Гайдара для читателей дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно совмещать с обсуждением прочитанного (комментированные чтения) и вернисажем детских рисунков.

Для читателей младшего школьного возраста использование игры, конкурсных и творческих заданий, перевоплощений в литературных героев в полной мере позволит почувствовать атмосферу произведений А.П. Гайдара.

Творчество А.П. Гайдара может стать предметом индивидуальных бесед с читателями. Учитывая разную степень их подготовленности, можно составить списки индивидуального чтения. Для тех, кто начинает свое знакомство с писателем, могут быть рекомендованы книги, в популярной форме рассказывающие о творческом пути писателя, воспоминания современников о нем.

Беседы и обзоры - одна из активных рекомендательных форм продвижения книг писателя. Заинтересовать читателя будет способствовать:

  • беседа – портрет «Романтик тревожных лет",

  • беседа – размышление «Страницы необыкновенной жизни"

Обобщающим итоговым юбилейным мероприятием может стать Вечер читательских впечатлений или читательская конференция «Мое открытие Гайдара», на которых читатели расскажут, чем обогатили их произведения писателя, какие мысли, чувства, настроения были вызваны. Следует отметить, что союз литературы, живописи, музыки, театрального слова в большей степени будут содействовать эстетическому и эмоциональному восприятию художественного слова А.П.Гайдара.

С целью популяризации творчества писателя рекомендуем библиотекам совместно с кинотеатрами, клубными учреждениями организовать Неделю кино «Герои гайдаровских книг на экране».

Среди множества тем о Гайдаре есть одна из важных - "Курский край — родина А. П. Гайдара". Писатель родился в городе Льгове Курской губернии. Здесь открыт и действует литературный комплекс–музей известного детского писателя. Льговчане всех поколений чтут память Аркадия Петровича Гайдара. В 1950 году одна из улиц города переименована в улицу имени Гайдара. В 1960 году в городе был заложен парк и установлен памятник именитому земляку. Кроме того, с 1970-х годов Аркадий Петрович Гайдар, решением депутатов городского собрания, является почетным жителем города. Центральной детской библиотеке г. Льгова присвоено имя А.П. Гайдара.

Краевед Семен Викторович Лагутич сыграл немалую роль в воспевании имени Гайдара на его малой родине. Ведь именно он выступил инициатором создания литературного комплекса-музея писателя и первый стал собирать экспонаты, до сих пор входящие в музейную экспозицию.

Электронная презентация «По Гайдаровским местам», подготовленная в библиотеках, поможет читателям ближе познакомиться с малой родиной писателя-земляка. Визуальный ряд можно сопроводить песней «Ты живёшь на родине А. П. Гайдара» на стихи и музыку льговского поэта А. В. Селезнёва. В презентации «По Гайдаровским местам» читатели узнают о Льгове, Щиграх, Ивне, навсегда связанных с историей семьи и литературным творчеством писателя, об истории создания литературно-мемориального музея А. П. Гайдара и подлинных вещах писателя-земляка; тимуровской и поисковой работе школьников; о наиболее популярных его произведениях, таких как повести «Р.В.С.», «Школа», «На графских развалинах», «Четвёртый блиндаж», «Дальние страны» и др., о главных героях гайдаровских произведений, о фильмах, созданных по его книгам.

Тимуровское движение в нашей стране уже стало историей. Историей, оставшейся на страницах периодических изданий тех лет. «Я стою... Я смотрю. Всем хорошо, все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!». Этими словами главного героя заканчивается повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».
Тимур. Литературный герой, созданный замечательным детским писателем, стал для нескольких поколений ребят нашей страны примером справедливости и милосердия. Этот придуманный образ словно сошёл со страниц любимой детской книжки в реальную жизнь, положив начало и дав имя детскому движению. Движению, в котором участвовали несколько поколений юных граждан Страны Советов. Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их.
Сегодня во Льгове - малой родине писателя - на базе литературного комплекса–музея Аркадия Петровича Гайдара создан клуб «Гайдаринка», участники которого возобновили тимуровское движение. Чтобы понять, каким было тимуровское движение, почувствовать дух той эпохи, предлагаем в библиотеках к юбилею писателя подготовить и издать дайджест «Радость – людям: страницы тимуровского движения», который поможет рассказать детям и подросткам о тимуровском движении в своем районе, городе.

Все проводимые юбилейные мероприятия необходимо широко освещать в средствах массовой информации, с этой целью подготовить ряд публикаций на темы "Любимых детских книг творец", "Гайдар и сегодня в строю", "Обыкновенная биография", "Перечитывая Гайдара", "Страна Гайдара", "Аркадий Гайдар и современность", "Гайдар и время" и др.

Мероприятия, проводимые библиотеками и посвященные юбилейной дате - 110- летию со дня рождения А.П. Гайдара, могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы они были направлены на популяризацию творчества писателя, особенно у подрастающего поколения. Сегодня важно сохранить память о Гайдаре для будущих поколений, сделать так, чтоб его произведения читали и любили.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации Москва, 2005 мгппу рекомендации составлены...
Рекомендации составлены на кафедре «Прикладная информатика» факультета информационных технологий в помощь студентам и носят практический...
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации симферополь 2008 г. Применение интерактивных...
Применение интерактивных технологий в социально-адаптационной работе со старшеклассниками. /Методические рекомендации. Сост. Волочкова...
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для общеобразовательных учреждений

Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Справочник состоит из IV разделов
Москвы. В справочнике представлены сведения о методических разработках, приемах и упражнениях психологической коррекции, применяемых...
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические указания и контрольные задания для студентов специальности...
...
Методические рекомендации в помощь работе библиотек к 110 летию icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции