Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала»




Скачать 264.06 Kb.
НазваниеУчебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала»
страница1/2
Дата публикации25.05.2014
Размер264.06 Kb.
ТипУчебник
literature-edu.ru > Культура > Учебник
  1   2
Культура народов Ямала 7 класс
Раздел I Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, в соответствии с Учебным планом МБОУ Гимназия на 2013-2014 учебный год. и программой Н.В. Цимбалистенко, рекомендованной Департаментом образования Администрации ЯНАО.
Учебник: Т.И. Борко, В.Т. Галкин, А.Г. Еманов, А.В. Павлов - Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера СО РАН, 2012.
Курс «Культура народов Ямала» связан с изучением зарождения, становления и развития локальных этнических культур ненцев, хантов, манси, селькупов.

Данные этносы издавна населяют территорию Тюменского севера. Это их историческое место, природно - географическая, хозяйственная, бытовая, и в целом, культурная среда обитания. Их культура самобытна, и будучи исторически «приспособлена» именно к данной природной среде, на ее основе воспроизводит в целом весь свой социокультурный комплекс.

До индустриального освоения тюменского Севера, культура коренных малочисленных народов существовала относительно изолированно от советской, а ранее и от русской культуры, лишь частично вступая с ней в непосредственное взаимодействие.

С началом индустриального освоения Тюменского Севера, с 60-х годов ХХ столетия, изолированность коренных этнических культур нарушается экспансией советской культуры в ее индустриальной разновидности (строительство нефтегазового комплекса, разработка месторождений нефти и газа, развитие инфраструктуры, миграция пришлого населения и т.п.).

Коренные малочисленные народы Тюменского Севера оказались вынужденными либо «отступать» все дальше на север, либо растворяться в чуждой им культуре, а их специфическая культура стала принимать «реликтовое» обличие. Данными факторами обусловлено современное состояние культуры малых коренных народов российского Севера.

Структурирование школьных программ от “общего” к “частному” позволило создать данную программу. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально – регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комлексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблемы от местного, окружного, областного уровней до российского. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

В соответствии с Базисным учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Культура народов Ямала » отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Разбивка программы на темы не имеет догматического характера, учитель имеет право диверсифировать как количество часов, выделяемое на определенную тему, так и порядок их изучения. Программа построена по концентрическому принципу, основные ее положения развиваются, расширяются и углубляются.


Цели программы:


  • ознакомление учащихся с основами культура коренных народов Ямала;

  • расширение диапазона знаний учащихся о собственной культуре через сопоставительный анализ с культурой народов Ямала;

  • формирование способности грамотно подходить к решению теоретических и практических вопросов, связанных с исследованием глобальных негативных последствий локализации и деидентичности самобытных этнических культур;

  • приобщение учащихся к общекультурным, общечеловеческим ценностям, их адаптация к жизни в многонациональном сообществе народов.

  • формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.


Задачи программы:

  • Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала; сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;

  • Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;

  • Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.

  • Рассмотреть проблемы сохранения коренных малочисленных народов Севера РФ.

По завершению курса, учащиеся должны владеть основными понятиями, определяющими специфику культуры коренных малочисленных народов Тюменского севера, уметь квалифицированно подходить к анализу и оценке проблематики сохранения локальных реликтовых этнических культур.

Принципы краеведческого воспитания и образования:

  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;

  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;

  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.

  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.

Основные направления краеведческой работы:

  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.

  2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;

  3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.

Образовательная программа “Культура народов Ямала” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:

  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;

  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;

  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;

  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;

  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Предполагаемые результаты программы “ Культура народов Ямала ” включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Ямала);

  • рецензирование знаний;

  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);

  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

Раздел II Учебно-тематический план 7 класс

(1час в неделю, всего 34 часа)




Раздел, тема

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)






I четверть


8

1

1



Духовный мир Ямала.

1









Понтеон богов.

1









Литературные традиции Ямала.

1









Мифы и мифология.

2

1






Мифы и легенды коренных народов Севера.

1









Северный алфавит. Распространение письменности.

1









Урок – игра « Праздники коренных народов Севера.

1




1




II четверть


8

1

1



Традиционные обряды и праздники коренных народов Севера.

1









Особенности культа шаманизма у разных народов Севера.

1









Шаман-культовый образ. Обучение шамана.

1









Ритуальная одежда шамана..

1









Обрядовые предметы шамана.

1









 Практика и камлание шамана. Инсценирование.

3

1

1




III четверть


10

1

1



Календарные производственные циклы, их взаимосвязь с традиционными праздниками.

1









Общее представление о жертвоприношениях. Понятие анимизма.

1









Культовые и почитаемые места. Золотая баба.

1









Культовые предметы, их символическое значение.

1









Обрядовые и праздничные танцы и музыка у коренных народов.

2









Договор о браке. Свадебный обряд у ханты и ненцев.

1









Бытовые обряды.

1









Погребальный обряд у ненцев и ханты.

1









Медвежий праздник. Праздничная одежда и сценки.

1

1

1




IV четверть


8

2

1



Творчество коренных народов Севера. Основные направления.

1









Керамика. Изделия из глины.

1









Орнамент и его виды.

1









Практическая работа «Украшение шаблона ягушки(малицы) традиционным орнаментом».

2

1






Береста. Техника работы с берестой.

1









Декоративно-прикладная работа с мехом «Житель тундры».

1

1






Урок-тест «Жизнь и быт коренных народов Севера».

1




1




Итого

34

5

4



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconПроект программы «Национальная культура народов Дагестана» (5-9 кл.)
«Национальная культура народов Дагестана» ориентирована для расширения углубления и систематизации знаний базового курса ктнд, истории...

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconУчебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб....
Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике...

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconРабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по культуре народов Севера (ханты и манси) для...

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconКультура народов Якутии
Обеспеченность учебниками 2012-2013 г г. Мбоу кюереляхская сош им. С. Г. Коврова

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconТезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3
Философия: учебник / под ред проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., испр и доп. М.: Юристъ, 1998. 163 с

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconБожович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,...
Никандров В. В. Психология: Учебник. М.: Тк велби, Изд-во «Проспект», 2008. 912 с

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconПлан-конспект урока по истории в 6 классе: «Культура Древней Руси»
Базовый учебник: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconОсновы рекламы Учебник 2-е издание, переработанное и дополненное Москва
М89 Основы рекламы : учебник / А. Н. Мудров. — 2-е изд перераб и доп. — М. Магистр, 2008. — 397 с ил

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconФрейя Асвинн Руны и мистерии северных народов (руны и женская сила)
Севера, отражённые в рунических символах, и поймёте, что в коллективном сознании народов североевропейского происхождения древние...

Учебник: Т. И. Борко, В. Т. Галкин, А. Г. Еманов, А. В. Павлов Культура народов Ямала: учебник 5-7 классы, 2-е изд., исправл. Тюмень: Изд-во проблем освоения Севера со ран, 2012. Курс «Культура народов Ямала» iconИзд. Музыка, Москва – 1965 г htttp://ldn-knigi lib ru Nina & Leon Dotan 03. 2004
И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов «Учебник Гармонии» Изд. Музыка, Москва – 1965 г

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции