Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы),




Скачать 110.54 Kb.
Название Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы),
Дата публикации 25.05.2014
Размер 110.54 Kb.
Тип Статья
literature-edu.ru > Культура > Статья
Марковская Светлана Владимировна; воспитатель 1 квалификационной категории; член Союза Российских писателей; воспитатель старшей группы МБДОУ №56 «Малыш» г. Мытищи Московской обл.; руководитель студии «Лепная сказка» МОУ «РДМ» г. Мытищи.

Почтовый адрес: 141004; г. Мытищи Московской обл.; ул. Силикатная 20 А, кв. 10.

Тел. 8-926-302-94-68;

e-mail: NECHAY2006@yandex.ru
Аннотация: статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), лепить из глины в сочетании с другими материалами по мотивам сказок, создавать и иллюстрировать книжки-самоделки.
Ключевые слова: проблема речевого развития; моделирование сказок; пиктограммы; литературное творчество детей; лепка.
Творческий проект «Сказочный мир»
Одним из приоритетных направлений в развитии дошкольной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от учебной деятельности в форме занятий, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий поиск и освоение новых знаний.

Дошкольные педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный канал, то есть в процессе живого непосредственного общения с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок.

Проект «Сказочный мир» был разработан нами, в том числе, для решения этой непростой задачи.

«Сказочный мир» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на приобщение детей к литературному творчеству в форме сочинения волшебных сказок с опорой на игрушки и пиктографические схемы, и к художественному творчеству в форме рисования и лепки по мотивам сказок.

Традиционно в развитии речи детей большое значение придается обучению детей составлению творческих рассказов. Сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй – очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи.

Для многих дошкольников старшего возраста особую трудность представляет оформление контекстного высказывания. Ведь чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе предмет рассказа, нужно уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями. А поскольку мышление дошкольника отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, то одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей, в том числе и при обсуждении художественной литературы.

В своей работе со сказками мы опирались на идеи В. Проппа, Л. фон Франц, Д. Родари, а также на свой собственный опыт. Проанализировав волшебные сказки разных народов, Пропп пришел к выводу, что их сюжеты основаны на ряде повторяющихся действий персонажей, которые он называет «функциями». Это такие элементы сюжета, как отлучка героя из дома, запрет и его нарушение, встреча с врагом, погоня, получение волшебного дара, битва с врагом, победа героя. Согласно методике Проппа, функции представлены в виде схем на специальных карточках. Их соединение в различной последовательности дает возможность придумывать бесконечное множество волшебных историй.

Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались нами так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися.

Конечно, мы не использовали в работе с детьми все 31 функции, обозначенные Проппом, а только наиболее часто встречающиеся. С другой стороны, в процессе сочинения мы не ограничивали фантазию детей только имеющимися функциями, используя их в дальнейшем как опорные маяки, а не жесткую схему.

Проект «Сказочный мир» объединяет коммуникативную деятельность в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и воспитателя в повышении уровня коммуникативной компетентности детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и ручной умелости.

Вид проекта – творческий.

Участники – дети старшей группы, педагоги и родители.

Проект рассчитан на один учебный год.

Задачи проекта:
- обогатить знания детей о волшебных сказках народов мира;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;

- развивать умение оперировать символами и знаками;

- воспитывать интерес к художественной литературе;

- знакомить детей с народными художественными промыслами (дымковская, филимоновская, кагропольская игрушка);

- развивать практические навыки детей в области лепки (пластический, комбинированный, конструктивный способ), приемов обработки глины и изготовления игрушек, а после сушки и обжига – их декоративной росписи;

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость;

- в ходе придумывания сказок и создания сказочных персонажей развивать образное мышление детей, фантазию и творческие способности;

- формировать эстетические потребности, художественный вкус детей;

- воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа.

Работа над проектом велась в несколько этапов.

На первом, подготовительном, был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, было проведено родительское собрание на тему «Уроки сказки». Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с воспитателем в этом направлении.

Второй, практический этап, охватывает непосредственную деятельность воспитателя и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с чтения и обсуждения народных сказок, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая сюжеты, мы постепенно приводили детей к пониманию структуры сказки как литературного жанра.

Вставить рис.1
Отдельные фрагменты сказок дети с удовольствием драматизируют, вживаясь в образы героев.

Вставить рис.2
Знакомые сказки инсценируются с помощью кукол би-ба-бо или вылепленных игрушек. На фотографии ребята показывают спектакле по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

Вставить рис.3
Важной, даже ключевой частью нашей работы является моделирование сказок с помощью пиктограмм. Моделирование как форма работы со сказками развивает абстрактно-логическое мышление детей, их умение оперировать символами и знаками.

Вставить рис.4
Что такое пиктограмма? Это значок, символ, замещающий некое понятие. Мы широко с ними встречаемся в жизни. Например, пиктограммы – все дорожные знаки, значки интерфейса компьютера, логотипы различных компаний.

Пиктограммы, обозначающие ту или иную функцию или персонаж сказки, подбирались так, чтобы быть предельно простыми, яркими и запоминающимися. Например, черный квадрат обозначает беду, появление врага: Змея Горыныча, Кощея Бессмертного или злой ведьмы.

Вставить рис.5

Восклицательный знак – задачу, испытание: например, Баба-Яга требует у Василисы подоить лесных медведиц и постричь волков.

Вставить рис.6

Ключ – получение героем любого волшебного дара, будь то кольцо, лампа или волшебный конь.

Вставить рис.7

Вот эта пиктограмма обозначает превращение, например, колдун превращает мальчика в птицу.

Вставить рис.8

Косой крест – запрет и его нарушение, например, нельзя входить в какую-то комнату, а герой это делает.

Вставить рис.9

Протянутая рука – это помощь друга.

Вставить рис.10

Два скрещенных меча – битва с врагом.

Вставить рис.11

Праздничный салют – победа героя.

Вставить рис.12

Домик – его возвращение домой.

Вставить рис.13
Эти пиктограммы – основные, хотя нами используются и другие, замещающие уже не функции, а персонажей.

Соединение карточек с пиктограммами в различной последовательности дает возможность придумать и записать в виде схемы бесконечное множество волшебных историй.

Чтобы научить детей оперировать символами вместо конкретных предметов, мы выстраивали множество схем по содержанию известных детям сказок, таких, как «Гуси-Лебеди, «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и заяц», и другие.

В своей работе мы широко использовали дидактические игры, такие, как «Приведи пример из сказки», «Сравни героев», «Придумай новое название», «Интервью у сказочного героя», «А что дальше?», «Тридевятое царство», «Беседа чудесных друзей» и др.

Вставить рис.14
На фотографии Баба-Яга задумалась, как ответить на вопрос берущего у нее интервью «журналиста»: «Почему в сказочном лесу животные разговаривают, а растения – нет?»

Лишь после того, как дети освоили прием моделирования сказок, научились изменять окончания сказок, озвучивать диалоги персонажей, описывать героев и место, где происходит действие, - мы начали сочинять сказки по заранее составленной схеме. В качестве персонажей использовали мягкие куклы. Позже дети в произвольном порядке выкладывали карточки, и по ним придумывалась сказка, по которой затем дети рисовали и лепили поделки.

Так родился наш сказочный герой Ваня.

Вставить рис.15
Он полюбился ребятам, и мы задумали целую серию сказок с его участием.

Важной частью нашей работы является лепка по мотивам сказок.

Вставить рис.16

Вылепленные поделки дети расписывают акриловыми красками.

Вставить рис.17
В лепке мы используем дополнительные материалы: бисер, кусочки ткани, тесьму, что видно по нарядам рыцаря и принцессы.

Вставить рис.18
Мы лепили также вазочки, медальоны, подсвечники, рамки для фотографий и другие функциональные предметы.

В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Они помогают нам в подготовке костюмов и атрибутов к спектаклям, выполняют с детьми творческие домашние задания, участвуют в подборе сказок. Мы провели семинар-практикум по лепке для родителей.

Вставить рис.19
На третьем, презентационном этапе мы знакомим окружающий мир со своим творчеством.

Лепные поделки наших ребят неоднократно участвовали в городских творческих выставках и в выставках внутри сада.

На Всероссийском конкурсе детского творчества, посвященном юбилею писателя Джанни Родари, работа наших ребят заняла второе место.

Мы регулярно проводим конкурсы на лучшую иллюстрацию к сказке, на лучшую лепную поделку.

Вставить рис.20, 21, 22

Свои иллюстрированные сказки мы оформляем в виде книжек-самоделок, которых у нас уже несколько сборников.

Вставить рис.23,24
Последний, четвертый этап проекта «Сказочный мир» - итоговый.

Проект «Сказочный мир» уже многому научил меня и детей. Дети изменились, они стали более раскрепощенными, спокойными и дружелюбными. В свободное время дети с увлечением занимаются творчеством: играют с вылепленными поделками, рисуют, разыгрывают сценки, придумывают новые сюжеты.

По нашим наблюдениям, процесс коллективного сочинения сказок во многом близок к режиссерской игре, в которой ребенок, управляя действиями своего персонажа, одновременно сотрудничает с другими детьми. Это взаимодействие особенно важно для детей тревожных, замкнутых, склонных к неконструктивному поведению.

Сказки удовлетворяют потребность ребенка в независимости, свободе от правил и ограничений, которых, увы, не избежать. В сказках герой, с которым отождествляет себя ребенок, могуч и умен, а вовсе не слаб и некомпетентен, как в действительности.

Любая сказка – это приключение, в котором герой сталкивается с определенного рода трудностями и выходит из них победителем. В процессе сочинения сказок детям приходится решать множество проблемных ситуаций: например, как разрешить конфликт героя с отрицательным персонажем. Поэтому, несмотря на свою фантастичность, сказки учат ребенка ориентироваться в этом мире.
Как известно, есть несколько возможных стратегий: вступить в битву, уклониться от нее, попросить помощи, попытаться договориться. Моделируя на сказочных ситуациях эти стратегии, ребенок тем самым обучается действовать эффективно в реальной жизни. Но есть решения «правильные», к которым так или иначе поворачивает сюжет педагог, а есть собственно-детские. Конечно, ребенок далеко не всегда ощущает себя сильным и компетентным. Его герой может принять решение уклониться от боя, убежать. Зло кажется непобедимым. Иногда только мое вмешательство, как педагога, подталкивает детей к новым идеям, и приводит сказку к счастливому концу.

Иногда дети предлагают такой сюжетный поворот, который мне, человеку взрослому, никогда не пришел бы в голову. Например, «добрящая вода» для перевоспитания злого дракона. Ворон, превращающийся в волшебную дверь. Волшебное кольцо, что заряжается, как мобильник.

Или встреча героя в космосе с Богом. И в этом творческая роль сказок.

Но самым, пожалуй, важным качеством мира сказки является его нравственное влияние. В нашем мире полутонов и полуправд ребенку очень важно встречаться с добром и злом в чистом виде. Сказка хороша неизбежным торжеством правды над ложью, светлых сил над темными.

При сочинении сказки происходит вербализация неосознаваемых ребенком мыслей и чувств. Любой взрослый знает, как это трудно: выразить в звуках, красках или пластическом материале то, что переполняет твою душу, и какую творческую радость испытываешь, когда это удается.

Выяснилось также, что в детских сказках канализируются и озвучиваются бессознательные страхи и тревоги детей, причем эти страхи одеты зачастую в образы, пришедшие с экранов телевизоров. Парадоксально, но именно тревожные, робкие дети наиболее охотно «управляют» отрицательными персонажами сказок, как бы набираясь при этом смелости и решительности, недостающей им в реальности.

Сказки учат ребенка, что он не одинок перед лицом опасностей, что всегда есть друзья, которые придут на помощь. И что за добро мир платит добром.

Мне кажется, те формы взаимодействия с детьми, которые мы использовали в проектной деятельности, наиболее созвучны требованиям времени. Мир изменился, дети изменились, и старые формы работы, при которых всезнающий и всесильный воспитатель предоставлял знания и требовал послушного выполнения заданий – они перестали быть эффективными. Они были эффективны раньше, когда сознание ребенка было во многом коллективным, когда он отождествлял себя с семьей - дома и с группой - в детском саду. Но теперь почти любой старший дошкольник вполне осознает себя личностью, говоря языком психологии, у него развитое эго. Естественно, развит и эгоизм.

Благодаря телевидению, интенсивным занятиям в развивающих кружках, современный ребенок намного более информирован, чем его сверстник двадцатого века. Зачастую факты, которые педагог сообщает на занятии, для ребенка не новы. Конечно, на самом деле его знания малы, им не хватает системности, ясности, представления ребенка о себе необъективны. Тем не менее, он – личность.

Поэтому мне нравятся идеи, выраженные в новой Программе воспитания. Мы должны не загружать в ребенка готовые знания, а учить его пониманию, учить взаимодействовать с миром, и одновременно учиться у детей самим.

Список использованной литературы



  1. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. – М.: «Мир книги», 1986.

  2. В.Я. Пропп. Морфология сказки. – М.: «Мир книги», 1987.

  3. Д.Родари. Грамматика фантазии. – Калуга, 1992.

  4. М.-Л. фон Франц. Толкование волшебных сказок. – СПб, 1998.

  5. И.А. Лыкова. Лепим сказку. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.

  6. Елена Рубцова. Фантазии из глины. – М.: Эксмо, 2007.

  7. Елена Рубцова. Фантазии из соленого теста. – М.: Эксмо, 2008.

  8. Народные русские сказки.- М., «Правда», 1982.

  9. Сквозь волшебное кольцо: Британские легенды и сказки. – М, «Правда», 1987..

  10. Цветик-семицветик: Сказки советских писателей. – М.: «Правда», 1991.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Книга представляет собой описание английской гималайской экспедиции...
В книге приводится краткий обзор предшествующих попыток восхождения на Джомолунгму, а также описание ландшафтов предгорьев и Гималаев....
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Отчет по производственной практике 230201 Информационные системы и технологии
Уровень интерфейса пользователя представляет собой набор компонентов в браузере. Уровень базы данных прдставляет собой бд mysql....
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Книга представляет собой квинтэссенцию двадцатилетие о опыта работы...
Эта книга представляет собой подробное руководство позволяющее овладеть основами джйотиш древней ведической астролоши
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Обоснование необходимости проекта
Проект «Путешествие в леголэнд» представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию...
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Что такое государственная итоговая аттестация (гиа)?
Гиа представляет собой новую форму организации выпускных экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение...
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Темы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему проекта в рамках вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое...
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Информация о государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х классов в 2012 году
Гиа-9 с участием муниципальных экзаменационных комиссий, представляет собой новую форму организации экзаменов с использованием заданий...
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Монография представляет собой попытку сравнительного систем­ного...
Август – 48. Уроки прошлого. (научное киллерство, к истории советской генетики, к феномену распада ссср)М.: Ргау−мсха им. К. А. Тимирязева,...
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Положение о порядке проведения единого государственного экзамена Общие положения
Егэ) представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов, выполнение...
Статья представляет собой описание творческого проекта, реализация которого позволяет обучить дошкольников сочинять собственные сказки, опираясь на схемы (пиктограммы), icon Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции