Пояснительная записка 3-4




Скачать 177.12 Kb.
Название Пояснительная записка 3-4
Дата публикации 25.05.2014
Размер 177.12 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка


О Г Л А В Л Е Н И Е



п/п

Наименование

Страница

1.

Пояснительная записка

3-4

2.

Учебно-тематический план 1 года обучения

5-6

3.

Содержание дополнительной образовательной программы 1 года обучения

7

4.

Методическое обеспечение

8

5.

Учебно-тематический план 2 года обучения

9-10


6.

Содержание дополнительной образовательной программы 2 года обучения


11

7.

Методическое обеспечение

12

8.

Учебно-тематический план 3 года обучения

13-14

11.

Список литературы

17











Пояснительная записка

Данная программа относится к художественно эстетическому направлению.

Новизна состоит: в обращении к народному творчеству(устному, музыкальному)

Актуальность написания программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

  • Приобщение школьников к русскому фольклору;

  • Формирование у юных граждан понимания значимости музыкального народного творчества в жизни человека;

  • Сохранение национальных традиций.

Отличие данной программы: на занятиях воспитанники знакомятся с русской национальной культурой, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древних времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.

Художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная музыкальная культура.

Музыкально-воспитательная работа построена на материале песен, игр, закличек, игр, прибауток. На занятиях дети знакомятся с обрядами, ритуалами, праздниками.

Цели:

  • Создание условий для правильного формирования личности воспитанников;

  • Развитие творческого потенциала воспитанников;

  • Получение знаний о русском народном творчестве.

Задачи:

  • Обучить детей пению народных песен, закличек, игре на народных инструментах (ложки, трещотки, колокольчики и др.);

  • Развивать художественно-эстетическое восприятие, художественно-творческие способности, певческие навыки, музыкальный слух, чувство ритма;

  • Формировать у воспитанников элементы нравственного, эстетического, патриотического, духовного воспитания;

  • Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Практическая целесообразность данной программы состоит в том, что занятия в детском объединении способствуют развитию художественно-эстетического вкуса ребёнка, музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков, помогают почувствовать притягательную силу русского фольклора.
Данная программа рассчитана на детей 7-10 лет

Режим работы детского объединения

9 часов в неделю 324 ч. в год.

Занятия кроме теории включают в себя и практическую часть.

Срок реализации программы – 2 года.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны свободно общаться в группе. Уметь слушать музыку, различать народные инструменты, звучащие в оркестре. Петь заклички, песни, частушки группой и сольно с аккомпанементом. Играть на ложках, трещотках и других народных музыкальных инструментах русские народные мелодии.

К концу второго года обучения воспитанники должны более точно интонировать мелодии песни и исполнять их без сопровождения, инсценировать песни и хороводы.

Усложняется работа с оркестром. Дети играют с солистами. Частушки исполняются с плясовыми движениями более выразительно.

Для оценки приобретённых знаний, умений и навыков на занятиях используются мониторинговые исследования, тестирование, открытые занятия, концерты.

Итоговая аттестация – открытое занятие.

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего

1.

Вводное занятие. Беседа о русском фольклоре. Слушание народной музыки, сказок, закличек, прибауток и т.д. Демонстрация образцов декоративного искусства.

2

1

3

2.

Слушание произведений русских композиторов, содержащих народные напевы

М. Глинка «Камаринская»

«Песня жаворонка»

П. Чайковский «Жаворонок»

«Камаринская»

«Мужик на гармошке играет»

9

1

2

2

2

2

27

3

6

6

6

6

36

4

8

8

8

8

3.

Разучивание фольклорного материала

Потешка «Ай, качи»

Заклички «Петушок»

«Огуречик»

Колыбельные «Гуленьки»

«Баю-баю»

Песни «Во поле берёза стояла»

«Блины»

«Ой, сад во дворе»

Частушки

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

72

8

8

8

8

8

8

8

8

8

81

9

9

9

9

9

9

9

9

9

4.

Игры, хороводы

«Ворон»

«На горе-то калина»

«Метелица»

«Как на тоненький ледок»

«Веснянка»

10

2

2

2

2

2

71

14

14

14

14

15

81

16

16

16

16

17

5.

Игра на русских народных инструментах (ложки, трещотки, колокольчики, рубель, свистульки)

«Калинка»

«Коробейники»

«Во саду ли, в огороде»

9

3

3

3

72

21

21

21

81

27

27

27

6.

Досуговая деятельность.

Цикл бесед по теме «Русская сторонка»

«О русской народной песне»

«Русские праздники, обряды, ритуалы»

«Русские народные инструменты. История возникновения»

«Об экспедициях собирателей фольклорного материала»

«Лидия Русланова»

«Мария Мордасова»

«Людмила Зыкина»

«Ансамбль «Берёзка»

«Хор имени Пятницкого»

«Русская частушка»

Цикл бесед по теме «Я и моё здоровье»

-«Режим дня – путь к здоровому образу жизни»

-«Как питаешься – так и улыбаешься»

-«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

-«Солнце воздух и вода – мои лучшие друзья!»

Участие в праздниках:

-День учителя

- Новый год;

- День защитника отечества;

- 8 Марта.

34

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1


8

2

2

2

2

42

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

2

2

2

2




ВСЕГО

80

244

324


Содержание дополнительной образовательной программы

1 год обучения

  1. Вводное занятие

Теория. Знакомство, правила поведения. Демонстрация музыкальных инструментов. Беседа о русском фольклоре.

Практика. Слушание народной музыки, песен, частушек, прибауток, сказок.

  1. Ознакомление с музыкальными произведениями.

Теория. Беседа о творчестве композиторов П. Чайковского, М. Глинки. Демонстрация иллюстраций с изображением русских народных инструменов.

Практика. Слушание произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов. Определение на слух звучание различных инструментов.

  1. Разучивание фольклорного материала.

Теория. Беседа о русских народных песнях, закличках, потешках, собранных в экспедициях. Демонстрация фото и иллюстраций с изображением собирателей и жителей русской глубинки в народных костюмах.

Практика. Разучивание по фразам. Работа над дикцией, чистотой интонации, выразительным пением. Пение всей группой всей группой и подгруппой. Сольно пение по желанию.

  1. Игры, хороводы

Теория. Беседа о значении игр и хороводов в быту русского народа и на праздниках. Демонстрация иллюстраций с изображением хороводов, игр.

Практика. Разучивание движений под собственное пение (построение ровного круга, сужение и расширение его), работа над выразительностью исполнения. Самостоятельно придумать свои движения.

  1. Игра на русских народных инструментах

Теория. Демонстрация инструментов и иллюстраций с их изображением, беседа и них. Слушание музыки в исполнении народных инструментов.

Практика. Разучивание русских народных мелодий. Освоение совместной игры на музыкальных инструменах.

  1. Досуговая деятельность.

Цикл бесед по теме «Русская сторонка». Рассказ о русской песне, народных инструментах, выдающихся исполнителях народной песни и танца.

Цикл бесед по теме «Я и моё здоровье».Изучение основ здорового образа жизни.

Участие в праздниках:

Теория: Знакомство с историей праздничных и знаменательных дат.

Практика: Разучивание стихов и песен для выступления на праздничных мероприятиях.


Методическое обеспечение



п/п

Содержание

Форма

Метод

Подведение итогов




Вводное занятие

Беседа

Словесный,

наглядный

Опрос




Слушание произведений русских композиторов

Беседа

Наглядный

Опрос





Разучивание фольклорного материала

Заучивание

Практический

Исполнение, корректировка




Игры, хороводы

Демонстрация

Практический

Исполнение, корректировка




Игра на русских народных инструментах

Разучивание

Практический

Исполнение, корректировка




Досуговая деятельность

Беседа, раучивание

Словесный, наглядный, практический

Опрос, выступление

















Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Содержание

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Всего

1.

Вводное занятие. Беседа о русском фольклоре. Слушание народной музыки, сказок, закличек, прибауток и т.д. Демонстрация образцов декоративного искусства.

2

1

3

2.

Слушание фрагментов из опер русских композиторов, содержащих народные напевы

Н. Римский-Корсаков «Царская невеста»

«Сказка о царе Салтане»

«Петушок, золотой гребешок»

«Снегурочка»

М. Глинка «Иван Сусанин»


9

1

2

2

2

2

27

3

6

6

6

6

36

4

8

8

8

8

3.

Разучивание фольклорного материала

Потешки «Чики, чикалочки»

«Идёт коза рогатая»

Заклички «Утушка-ключница»

«Весна-красна»

«Соловейко»

Колыбельные «Ай люленьки»

«Баюшки-баю»

Песни «Где был, Иванушка»

«Патока с имбирём»

«Валенки»

«Ивушка»

Частушки

8

1

1

1

1

1

1

1

1

73

8

8

8

10

10

10

10

9

81

9

9

9

11

11

11

11

10

4.

Игры, хороводы

«У медведя во бору»

«Как пошли наши подружки»

«Ходила младёшенька»

«Ходит Ваня»

«Вейся, капустка моя»

«Васька-кот»

«Плетень»

8

1

1

1

1

2

1

1

73

10

10

10

10

13

10

10

81

11

11

11

11

15

11

11

5.

Игра на русских народных инструментах (ложки, трещотки, колокольчики, рубель, свистульки)

«Ах вы, сени»

«Посею лебеду»

«Светит месяц»

«Во поле берёза стояла»

«Утушка луговая»

10

2

2

2

2

2

71

14

14

14

14

15

81

16

16

16

16

17

6.

Досуговая деятельность.

Цикл бесед по теме «Русская сторонка»

«Балааечник Андреев»

«Русские праздники, обряды, ритуалы»

«Русские народные инструменты. История возникновения»

«Об экспедициях собирателей фольклорного материала»

«Творчество Жанны Бичевской»

«Русский бас Фёдор Шаляпин»

«Кубанский казачий хор»

«Русские народные костюмы и традиции»

«Творчество Екатерины Шавриной»

«Колыбельные песни»

Цикл бесед по теме «Я и моё здоровье»

-«Режим дня – путь к здоровому образу жизни»

-«Как питаешься – так и улыбаешься»

-«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

-«Солнце воздух и вода – мои лучшие друзья!»

Участие в праздниках:

-День учителя

- Новый год;

- День защитника отечества;

- 8 Марта.

34

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1


8

2

2

2

2

42

3

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

2

2

2

2




ВСЕГО

79

245

324


Содержание дополнительной образовательной программы

2 год обучения

  1. Вводное занятие

Теория. Знакомство, правила поведения. Демонстрация музыкальных инструментов. Беседа о русском фольклоре.

Практика. Слушание народной музыки, песен, частушек, прибауток, сказок.

  1. Ознакомление с музыкальными произведениями.

Теория. Беседа о творчестве композиторов П. Чайковского, М. Глинки. Демонстрация иллюстраций с изображением русских народных инструменов.

Практика. Слушание произведений в исполнении оркестра русских народных инструментов. Определение на слух звучание различных инструментов.

  1. Разучивание фольклорного материала.

Теория. Беседа о русских народных песнях, закличках, потешках, собранных в экспедициях. Демонстрация фото и иллюстраций с изображением собирателей и жителей русской глубинки в народных костюмах.

Практика. Разучивание по фразам. Работа над дикцией, чистотой интонации, выразительным пением. Пение всей группой всей группой и подгруппой. Сольно пение по желанию.

  1. Игры, хороводы

Теория. Беседа о значении игр и хороводов в быту русского народа и на праздниках. Демонстрация иллюстраций с изображением хороводов, игр.

Практика. Разучивание движений под собственное пение (построение ровного круга, сужение и расширение его), работа над выразительностью исполнения. Самостоятельно придумать свои движения.

  1. Игра на русских народных инструментах

Теория. Демонстрация инструментов и иллюстраций с их изображением, беседа и них. Слушание музыки в исполнении народных инструментов.

Практика. Разучивание русских народных мелодий. Освоение совместной игры на музыкальных инструменах.

  1. Досуговая деятельность.

Цикл бесед по теме «Русская сторонка». Рассказ о русской песне, народных инструментах, выдающихся исполнителях народной песни и танца.

Цикл бесед по теме «Я и моё здоровье». Изучение основ здорового образа жизни.

Участие в праздниках:

Теория: Знакомство с историей праздничных и знаменательных дат.

Практика: Разучивание стихов и песен для выступления на праздничных мероприятиях.


Методическое обеспечение



п/п

Содержание

Форма

Метод

Подведение итогов




Вводное занятие

Беседа

Словесный,

наглядный

Опрос




Слушание произведений русских композиторов

Беседа

Наглядный

Опрос





Разучивание фольклорного материала

Заучивание

Практический

Исполнение, корректировка




Игры, хороводы

Демонстрация

Практический

Исполнение, корректировка




Игра на русских народных инструментах

Разучивание

Практический

Исполнение, корректировка




Досуговая деятельность

Беседа, раучивание

Словесный, наглядный, практический

Опрос, выступление


Список литературы

  1. «Гармошечка-говорушечка. Изд. «Музыка».Москва. 1976.

  2. «А мы просо сеяли». Изд. «Музыка».Москва. 1981.

  3. «Сборник русских народных песен. Изд. «Музыка».Москва. 1976.

  4. Библиотека русского фольклора «Частуки». Москва. «Советская Россия». 1992.

  5. «Играем и поём». Изд. «Музыка». 1978.

  6. Журнал «Музыкальный руководитель.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка к рабочему учебному плану Пояснительная записка...
Буп, утвержденного приказом департамента образования Тульской области от 05. 06. 2006 г. №626 для 4,7-11 классов
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: -основные...
Настоящий учебный план принят на заседании педагогического совета мкоу «Новотолучеевская оош» 30 августа 2013 года, протокол №1
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно...
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности» проводится...
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка к учебному плану мкоу «Аймакинская средняя...
Пояснительная записка к учебному плану мкоу аймакинская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка 3-4 icon Рабочая программа по литературе 9 класс пояснительная записка

Пояснительная записка 3-4 icon История Древнего мира. 5 класс
Пояснительная записка с. 3
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Пояснительная записка 3-4 icon Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М. И. Калинина
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции