Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс




Скачать 122.6 Kb.
Название Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс
Дата публикации 24.05.2014
Размер 122.6 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Культура > Конкурс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ВАЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА » Республика дагестан, муниципальное образование « кулинский район » С.вачи тел. 2 – 13 - 85

Районный конкурс : « Культура в жизни человека»

Сочинение

на

тему :

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ,ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ДАГЕСТАНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ »

Руководитель:

Р.А.Ахмедова - учитель русского языка и литературы

Выполнила:

Ибрагимова Асият Магомедовна

Ученица 11 класса

2014 Г.

Цицерон: Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой.

Культура – понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его индивидуального (творческого, социального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором зарождается и формируется, где происходит её непрерывное развитие. И в то же время именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности.

Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяния Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Духовная крепость, построенная с Божьей помощью, усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Дома, служения Истине и Отечеству.

Культура – мать народа; лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Сегодня в образовательно-воспитательной деятельности школьников особый интерес для нас представляют произведения классиков литературы о нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Несмотря на то, что в настоящее время многие жизненные приоритеты меняются, утрачиваются некоторые ценности, меняется образ жизни людей, значение творчества классиков литературных произведений остаются актуальными и востребованными.

Развивать у ребенка те или иные нравственные, эстетические ориентиры, объяснять ему что красиво, а что не красиво, как следует поступать в том или ином случае, в наше время непросто.

Проблема нравственного, эстетического воспитания детей актуальна и вместе с тем очень сложна. Как не загубить в маленьком ребенке тот потенциал нравственности, который заложен в нем самой природой. Как научить благородно поступать в различных жизненных ситуациях? Где найти источники нравственного и эстетического обогащения ребенка? На эти вопросы сложно дать всеобъемлющий ответ.

Сегодня школа, естественно, играет особую роль в эстетическом воспитании и нравственных чувств учащихся. Сегодня только одно школьное воспитание, разумеется, не составляет всего воспитания народа.

Однако, задача школы - максимально приблизиться к общественным условиям жизни, не изолировать воспитание от жизни. Ушинский подчеркивал, что «воспитание семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке».

Наша страна переживает сегодня тяжелые времена, традиционные нравственные ориентиры утрачиваются и в общественное сознание внедряются новые жизненные ценности. В этой ситуации становится остро необходимой моральная опора, которую можно найти, прежде всего, в чистых источниках духовного богатства. Сегодня очень важно понять, какова роль художественной литературы как источника духовного обогащения, эстетического воспитания ребенка. Тема нашей работы сформировался на основе особого отношения к художественным классическим произведениям искусства и литературы. Произведения классиков, по нашему убеждению, это источник раскрытия нравственной красоты человеческих качеств личности: гуманизма, мужества, честности, трудолюбия, чувства дружбы и товарищества; источник эстетической красоты; показ неповторимой красоты. Именно классические произведения способны ориентировать ребенка на те нравственные эстетические ценности, которые являются вечными и непоколебимыми.

Значение творческих произведений Ч. Айтматова, Д. Кугультинова, Р. Гамзатова, М. Карима и многих других в нравственном и эстетическом воспитании огромна.

Среди них, особо важно отметить, культурно-педагогический материал произведений Р.Гамзатова, которые обладают большой образовательной ценностью и служат материалом для эстетического воспитания и развития детей.

По своей тематике и содержательностью произведения Р. Гамзатова близки и доступны школьникам. Произведения Р. Гамзатова также помогают учителю формировать нравственные качества школьников, воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим, умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым. Необходимо изучать такие произведения Р. Гамзатова, как «Мой Дагестан», «Горянка», «Зарема», «Берегите матерей», которые помогают учителю формировать такие качества учащихся, как честь, совесть, чувства сострадания и справедливости, готовность прийти на помощь в трудную минуту.

Рассматриваемая нами тема «Значение творчества Р. Гамзатова в эстетическом воспитании школьников» имеет своей целью приобщение школьников не только к нравственным ценностям, но и традиционным эстетическим.

Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие эстетического сознания, воспитание в ребенке художественного вкуса, понимания прекрасных сторон искусства, художественной литературы и красоты родного языка.

Замысел нашей работы сформировался на основе особого отношения к художественным классическим произведениям русской, Дагестанской литературы. Произведения русских, Дагестанских классиков, это источник раскрытия нравственной красоты человеческих качеств личности: гуманизма, мужества, честности, трудолюбия, чувства дружбы и товарищества, источник эстетической красоты.

Мы в свою очередь, разработали и успешно апробировали систему занятий Дагестанских произведений, литературных классиков, в частности Р.Гамзатова. Произведения великого писателя не написаны специально для детей, но они отличаются интересными сюжетами, четко выраженной нравственно-эстетической направленностью, простым и лаконичным языком, понятным детям.

Р. Гамзатов в своих произведениях рассказывает о красоте жизни, о разнообразии мира, окружающего человека, о том как живут и трудятся люди.

Все произведения Р.Гамзатова, хотя они не были специально написаны для детей, имеют большую педагогическую ценность для учащихся и обладает большим образовательным потенциалом, и служат материалом для эстетического воспитания и всестороннего развития детей.

Поэтически воздействует на ребенка прекрасная родная природа: поля, леса, овраги, золотая осень и ранняя весна, красное лето и морозная зима. С этих позиций мы предполагаем проведение экскурсий на природу, в музеи, в центры художественных промыслов.

Уроки изобразительного искусства и литературы необходимо разработать таким образом, что возможно осуществление связи не только с уроками литературы, но и с уроками изобразительного искусства.

Творчество народного поэта Р. Гамзатова - одно из самых высоких звездных вершин многонациональной Советской, Российской, Дагестанской литературы.

Сын малочисленного аварского народа, он сумел раздвинуть в своей поэзии национальные, традиционные, территориальные границы и стать известным далеко за пределами родного края. А может он, и потому заслужил высокое право считаться одним из лучших поэтов современности, что сохранил лучшее национальное своеобразие, тесную связь с бытом и судьбой своего народа. Творчество Расула Гамзатова является сконцентрированным выражением потенциала духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры народов Дагестана. Оно не только вывело поэзию народов Страны гор на новые, более высокие позиции, не только подняло ее на уровень лучших мировых образцов художественной литературы, но и оказало сильное и благотворное влияние на все сферы искусства, в частности, изобразительного искусства.

Народу с обогащением традиционных видов искусства Дагестана - гончарного, чеканки, гравировки на камне и меди, ковроткацкого, гравировки по золоту и серебру, вяления бурок, насечки по дереву, музыки, хореографии, театрального и изобразительного искусства, творчество поэта дало мощный толчок зарождению новых видов искусства, как эстрада, балет, опера и кино. В оперных театрах России с успехом идут: балет «Горянка» Р. Гамзатова, музыку к балету написал выдающийся композитор Дагестана Мурад Кажлаев, опера «Хочбар» по сценарию Р. Гамзатова с успехом идет в театрах Махачкалы.

Острота мировосприятия, драматизм конфликтов, обилие оттенков выражение мысли в форме шутки, иронии, сарказма, лукавой улыбки повышают боевитость произведений поэта, делает их действенным оружием в борьбе за утверждение духовно-нравственного образа жизни и за искоренение негативных явлений современной действительности.

Весьма заметное влияние поэзия Расула Гамзатова оказала на изобразительное искусство, в частности, на живопись, графику и скульптуру. Этот тезис достаточно было бы подтвердить лишь только творческой судьбой в изобразительном искусстве стихотворения «Журавли».

Этим произведением навеяна идея создания монументального памятника воинам, павшим за свободу и независимость Советской Родины, в городе Чирчике. В середине большого бассейна из красного мрамора, наполненного кровавого цвета водой, лежит белый журавль с перебитым крылом, смотрящий вслед улетающей с высокой стелы, стаи журавлей.

Той же идеей Гамзатовского стихотворения навеяна идея создания памятника у села Дзаурикау в Северной Осетии - Алания. Семерых своих сыновей отправила на защиту Родины великая женщина - мать из этого осетинского села. Все семеро погибли на фронте. Художник изваял монумент матери и как бы с порога ее дома в небо улетает стая из семи журавлей. Большую эмоциональную и эстетическую нагрузку несет и монументальная работа художника Башира Увайсова «журавли», украсившая правое крыло фасада здания Дагпотребсоюза в городе Махачкале. И здесь в основу работы заложена идея, что «солдаты, с кровавых не пришедшие с полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». Женщина - мать следит за устремленной в небеса стаей журавлей.

Учителю языка и литературы представляются широкие возможности обучению учащихся идее Расула Гамзатова.

Что ни строка стихотворения Расула Гамзатова, то возможность изобразительного, художественного его изображения:

Каждый год в Гунибе, у памятника «Белые журавли» дагестанцы и гости, любители поэзии Расула Гамзатова проводят праздник «Белых журавлей», которая становится не только дачей дани памяти погибшим на фронтах разных войн, но воспитательным мероприятием в защиту мира. Эстетика художественного слова, красоту Гамзатовского стиха входит в души детей и молодежи Дагестана и способствует патриотическому воспитанию детей и подростков.

В нашей стране и за рубежом о творчестве Р.Гамзатова написано немало статей, рецензий, книг и учебников, многочисленных исследований. Однако, сегодня потребность изучения и познания его творческого наследия в современной жизни, в частности, образовательно-воспитательной деятельности школьников, с каждым днем не уменьшается, а увеличивается. Ведь все и каждый, кому доводится ощутить тепло поэтического очага Расула Гамзатова, бывает по-своему счастлив. По-своему выражает он и свое отношение к творчеству прославленного поэта.

О значении творчества Р.Гамзатова сказано и написано очень много выдающимися поэтами, художниками, разрозненно плывущими в океане отечественной и мировой прессы. Их подробный сбор, систематизация и изучение в образовательно-воспитательной деятельности молодежи и учащихся школ, могли бы способствовать решению важнейшей задачи - всестороннему осмыслению и познанию вклада Р.Гамзатова в приобщении к художественной культуре подрастающего поколения.

Сегодня очень важно, расширить и углубить более сложный этап работы, связанный с творческой деятельностью Р. Гамзатова и умело использовать его педагогический, эстетический, нравственный потенциал в приобщении школьников к культурно-историческому наследию и эстетическому воспитанию школьников. Его смелое, оригинальное, необычное в своей поэтичности и человеческой простоте, творческое наследие повсеместно и всенародно известно, поэтому сегодня очень важно переходить к научному объяснению значения творчества Р.Гамзатова в образовательно-воспитательной деятельности школьников.

Отзывы, высказывания выдающихся зарубежных, русских, советских, дагестанских писателей, поэтов, художников, подтверждают, также огромное влияние и значение творчества Р. Гамзатова на развитие подрастающего поколения, в духовно-нравственном, культурно-историческом, национально-художественном, воспитательном аспектах.

Сохраняя свою внутреннюю цельность - его творчество несет много неожиданного для воспитания нового поколения. Р. Гамзатов, в своем творчестве смело идет на сложнейшие, жизненные, познавательные, художественно-эстетические эксперименты, и его открытия, творческий опыт прокладывают новые горизонты, по которым национальная словесность и культура движутся к новым рубежам. Достаточно вспомнить его поэмы: «Год моего рождения», «Разговор с отцом», «Горянка», «Времена и дороги», «Остров женщин», «Берегите матерей», чтобы оценить его уникальный вклад в многонациональную отечественную литературу, культуру и искусство. К вершинам многонациональной поэзии причисляют образы Матери, женщины, Родины, любовную лирику Расула Гамзатова.

Поиски Р. Гамзатова опираются большей степенью на национальные, художественные традиции, и особенно, он подчеркивал в своем творчестве, что позиция писателя-художника, противоречащая национальным интересам - это нечеткая позиция. Если же нация не придерживается той позиции что занимает страна - это национализм, говорил в своем выступлении народный поэт.

Рассмотрение значения творчества Р. Гамзатова в этом аспекте имеет идейное единство национального своеобразия, всегда оставаясь верным национальным истокам.

На современном этапе развития общества художественная культура, искусство, литература каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, составным элементом его эстетического и творческого потенциала.

Важнейшее место в сохранении и приумножении историко-культурного, литературно-художественного наследия принадлежит классическим произведениям выдающихся поэтов и писателей Дагестанской, Русской и мировой литературы, что достаточно широко было представлено литературой советского периода в образовательно-воспитательной деятельности школьников. Ч. Айтматов, Р. Гамзатов,

Семантически определяющее значение имеет здесь отражение исконных, глубинных особенностей национального характера и этнических специфических сторон жизни народа. Н.В. Гоголь в свое время выразительно и ярко писал об этом: «Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но и в самом духе народа. Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».

«Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других», - пишет Д.С. Лихачев. Они проявляются в способности обживать, чувствовать мир. Это относится в первую очередь к народному искусству, к культуре, литературе, постоянно созидающей, отдающей опыт, мудрость культуре профессиональных художников, писателей, поэтов.

В этом плане Р. Гамзатов - явление чрезвычайно редкое, он не повторим, он единственный и сугубо национальный, и продолжает оставаться глубоко национальным поэтом с богатым метафоричным языком, содержание которого насыщено национальными обрядами, красками и цвето-тоновыми отношениями. Яркость образов, возвышенность, простота и глубина мысли сливаются у поэта Р. Гамзатова воедино, создавая гармонию духовного проникновения в жизнь. Смелость и широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убежденность - характерные черты поэзии и прозы Р. Гамзатова. Стихи поэта самобытны, глубоко национальны, афористичны.

«Чтобы поэт заслужил широкое признание, - подчеркивал В.Белинский, национальность есть первое, но не единственное условие: необходимо чтобы национальность его творений была формою, телом, плотью, физиологией общечеловеческих идей».

Подлинный гуманизм творчества Р. Гамзатова свидетельствует о высокой культуре, отличается глубиной содержания, неповторимой национальной самобытностью, символом дружбы и братства объединяющих людей доброй воли и счастливое будущее человечества. Столь динамичный и высокий взлет творчества Р. Гамзатова стал возможным не только благодаря его природному дару и повышенному уровню интеллекта, но и благодаря усвоению уроков и опыта развитых культур, искусства и литературы других народов, прежде всего литературы русской, дагестанской, аварской.

Таким образом, значение творчества Р. Гамзатова интересно не только как историко-культурный, духовно-нравственный, художественно-эстетический феномен сам по себе, но и как факт, как явление всестороннего осмысления. Познавая творчество Р. Гамзатова можно разрешить целый комплекс актуальных проблем, связанных, прежде всего, с формированием художественной культуры и эстетического воспитания молодежи, учащихся школ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся профильных...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся профильных классов и групп, творческих студий
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon «Толстой и Ясная Поляна»
Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и 80-летию школы-памятника...
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Районный конкурс на лучшую разработку проектной деятельности семьи...
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад с. Талачево муниципального района Стерлитамакский район...
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение...
Тема «Лермонтов и Кавказ» неисчерпаема и привлекательна. Моя работа – небольшой эпизод в освещении этой темы. Она посвящена анализу...
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского...
Ежегодно на прилавках наших магазинов появляется все больше новых товаров, марки многих из них становятся брендовыми. Это можно отнести...
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Республика Дагестан Республиканский конкурс Международного детского экологического форума
...
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Районный конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения
Меня заинтересовала эта тема. Я решил заняться исследованием. Когда я обратился в наш школьный музей, мне предложили исследовать...
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22
Тел. 2 – 13 85 Районный конкурс icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д. 17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции