Департамент образования г. Москвы




НазваниеДепартамент образования г. Москвы
страница1/6
Дата публикации10.05.2014
Размер0.71 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6
Департамент образования г. Москвы.

Восточное окружное управление образования.

ГОУ Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова»



Работа уч-ся 10 класса

Галеевой Дарии.

Рук. Стерлягова Е.В.

Москва, 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

I.Субкультура и ее роль в формировании личности подростков…………………6

I.1. Понятие, признаки и стадии развития субкультуры…………………..6

I.2. Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры...…………………………...………………………………………….15

1.3 Сущность понятия «подростковая субкультура»…………………..26

I.4. Влияние субкультуры на социализацию подростка………………….32

II. Аниме-субкультура и ее роль в формировании духовного мира подростков.47

2.1.Манга ………………………………………………………………..48

2.2. Аниме………………………………………………………………..51

2.3.Виды аниме………………………………………………………….52

2.4.Становление аниме-субкультуры в России……………………….57

2.5. Отличительные признаки представителей аниме-культур……….64

2.6.Косплей………………………………………………………………...65

2.7.Характеристика аниме субкультуры……………………………...66

2.9. Отношение к аниме-субкультуре старшекласснико...………….….68

Заключение ………………………………………………………………………73

Список источников………………………………………………...75

Приложения...……………………………………………………………………….76

Введение

Процесс развития культуры во многом остается для нас загадкой. Однако очевидно, что происходит некий отбор стилей, ценностей, установок. В субкультуре всегда есть нерастворимый осадок. Он либо воспроизводится, либо умирает. При этом не исключено рождение новой субкультуры. Контркультура – это всегда рождение нового, в противовес господствующему.

Отчего в каждой культуре есть чудаки, стильные ребята? Всегда ли было такое? А может быть, только наш век с его цивилизационным разнообразием вызвал к жизни множество мод?

Не исключено, что желание покориться экстравагантным веяниям продиктовано тем, что современная культура навязывает знакомые стандарты. Так хочется быть непохожим. Например, растаманов – приверженцев религиозного движения «Растафари» - можно узнать по цветам. Одежды из красных, желтых, зеленых полос и жизнерадостных орнаментов обволакивают растаманские тела. Раскидывает в кольцах, феньках и браслетах свои листья конопля ( на языке растаманов – кайя). У них и походка иная. Плавно, лениво покачиваясь, несет себя растаман. Танцующую походку венчает прическа. Дреды – особые свалянные (не заплетенные) растаманские косички. Они символизируют корни народов, уходящие через глубину веков в Эфиопию. Однако при чем здесь россияне? Оказывается, с точки зрения растаманов, все дети Земли вышли из Царства Мира и Любви и должны вернуться в него...

История культуры подсказывает: унылого однообразия не было ни в одном регионе.

В любой культуре можно обнаружить непохожие, неординарные, странные, с точки зрения представителей иной культуры, явления. Иначе не было бы того, что мы называем взаимным обогащением культур. Даже в маленькой общине рождаются новые обычаи, поначалу воспринимающиеся далеко не всеми. Каждый человек – очаг своеобразного культурного творчества, способный порождать стили, нормы поведения, уклады жизни...

Все эти специфические проявления одной и той же магистральной, т.е. основной, господствующей, определяющей эпоху, культуры принято называть субкультурами. Субкультуры – это культуры каких-либо сакральных или демократических групп в рамках общей культуры (как бы ее подвиды), отличающиеся от нее специфическими чертами.

Период XX и начала XXI века стал временем, особенно богатым на разнообразные течения, такие, как хиппи, панки, готы, геймеры, роллеры и многие другие.

Многие феномены современных субкультур остаются малоисследованными или совершенно не исследованными, что обусловило наш интерес к данной проблеме.

Основная цель работы состоит в выявлении влияния субкультур на современных подростков, а также влияния аниме субкультуры как одной из них.

Цель обусловила задачи работы:

  1. Рассмотреть понятие субкультуры, ее признаки и стадии развития.

  2. Проанализировать причины возникновения субкультур.

  3. Рассмотреть различные классификации субкультур.

  4. Выявить основные подходы к исследованию сущности молодежных и подростковых субкультур.

  5. Исследовать и спрогнозировать влияние субкультур на процес социализации подростка.

  6. Описать аниме субкультуру, рассмотреть ее влияние на современную российскую молодежь.

Цели и задачи исследования определили структуру работы: введение, два основных раздела и заключение.

В I разделе рассматриваются вопросы дефиниции понятия «субкультура», стадии ее развития, классификации и влияние субкультур на внутренний мир подростка в целом.

II раздел посвящен расмотрению аниме субкультуры, выявлению ее отличительных признаков, места в типологиях субкультур и определениюее стадии развития.

В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы.

Основными методами исследования являются анализ и синтез, сравнение, анкетирование учащихся.

I.Субкультура и ее роль в формировании личности подростков.
I.1. Понятие, признаки и стадии развития субкультуры.

Субкультура – явление чрезвычайно сложное и противоречивое. Именно это абстоятельство, возможно, и послужило причиной того, что под субкультурой понимаются различные явления.

По данным словаря по общественным наукам «Глоссарий.ру» субкультура (Sub - под + Cultura – воспитание)- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

Другое определение субкультуры дает «Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки». Субкультура (англ. sub — под) — к субкультуре относится все, что по тем или иным причинам скрыто от общественного сознания, находится под (sub) его поверхностью. Сюда попадают андеграунд как подавляемая государством часть контркультуры или нежелательной культуры. В субкультуру могут попасть и явления элитарного, изысканного искусства, никем не запрещаемого, но пока не понятого обществом и не имеющего никакого спроса.

Несколько определений субкультуры выдвигает И. Н. Красавцева в «Энциклопедии социологии».

1. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

2. Субкультура - совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура),

3. Субкультура - особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер),

4. Субкультура - трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Д. Даунс различает субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры), и субкультуры., являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры).

Анализ приведенных определений позволяет нам выделить основные признаки субкультур:

1. Субкультуры характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д.

2. Группа культур непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой.

3. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

Из-за этого признака в большинстве случаев общество относится к субкультурам с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или учителей.

Субкультуры, как и культура в целом, - явление динамичное и развивающееся. Это обусловило выделение в культурологии стадий развития субкультур.

Градация от менее развитой субкультуры к более развитой производится на основании увеличения культурного разнообразия, расширения институционального поля, потенциальной способности субкультуры занимать значимое место в жизнедеятельности участника в течение значимого периода времени.

Так, в качестве основных характеристик стадий развития выделяют следующие:

1. Субкультуры с концентрацией на единственном общем объекте внимания (форме деятельности или культурном герое – «кумире»). Нормы поведения – те же, что и в общемолодежной субкультуре, так как низкоразвитая субкультура не имеет специфических социальных институтов, регулирующих взаимодействие и поведение ее участников. По большому счету, здесь имеется единственный социальный институт – например, увлечение творчеством какой-либо музыкальной группы.

2. Появление форм совместной деятельности, не связанных с основной (при сохранении ее доминирования). Формирование субкультурных норм, явно выделяющих адептов из круга общемолодежной субкультуры («правые» алисоманы). Нормы поведения обычно диктуются спецификой образа «кумира».

3.Формирование собственного нормоформирующего слоя. Расширение морально-этических и эстетических норм и ценностей (панки, «левые» алисоманы, большинство готов).

4. Дальнейшее расширение морально-этических и эстетических норм и ценностей в интеллектуальных сообществах приводит к большому разнообразию в различных культурных областях. Формирование социальных институтов, регулирующих максимально широкий спектр ситуаций жизнедеятельности адепта субкультуры. Появление и развитие философских аспектов субкультуры и интеграция с мировой культурой в целом.

5. Период размывания субкультуры.

В любом движении присутствуют также предыдущие стадии развития данной субкультуры.

Соответственно в каждой субкультуре сообщество делится на слои, формирующиеся в зависимости от нахождения на определенных стадиях развития.

Рассмотрим динамику развития молодежных субкультур более подробно.

Первая стадия развития получила условное название “Фанская субкультура”. Для нее характерны нормы поведения те же, что и в общемолодежной субкультуре или же в соответствующих возрасту субкультурах. На этой стадии развития у субкультуры отсутствуют специфические способы социализации. В качестве социальных институтов могут присутствовать коммуникативные механизмы, направленные на оптимизацию собственной деятельности отдельного участника. Культурное разнообразие представляет собой однообразную систему, связанную с концентрацией на единственном общем объекте внимания (форме деятельности или культурном герое – «кумире»). Примерами субкультур данной стадии развития являются Фанаты различных музыкальных групп и музыкальных направлений.

Вторая стадия развития – “развитая фанская субкультура”. На этой стадии характерно появление субкультурных норм, явно выделяющих адептов из круга общемолодежной субкультуры. Способы социализации участников субкультуры на данной стадии развиты достаточно слабо. Заимствование поведенческих моделей «кумира» или референтных представителей формирования. Социальные институты представлены коммуникативными механизмами, направленными на организацию совместных действий. Отмечается низкое разнообразие этических и эстетических ценностей, относящихся к узкому культурному контексту (подражание кумиру). Примерами субкультур, находящихся на данной стадии развития, являются «Правые» алисоманы, олд-скул у готов.  

Условное название третьей стадии развития – “Развитая субкультура”.

На этой стадии отмечается появление норм и традиций собственно движения, образа идеального представителя. Формируется собственный нормоформирующий слой и специфические социальные институты, обеспечивающие диахронное развитие движения. На данной стадии развития субкультуры Формируются легенды, традиции движения, появление собственного творчества. При переходе к данной стадии от первых двух может сохраняться специфическое самоназвание (образованное от названия деятельности или имени «кумира»). Примерами субкультур, которых можно было бы отнести к данной стадии, являются «Левые» алисоманы, панки

Четвертая стадия развития получила название “Альтернативная культура” (в т.ч. наличие потенциальных возможностей). Нормы движения на этой стадии обосновываются не только собственными традициями, а теми или иными явлениями мирового культурного наследия. Наблюдается появление альтернативных форм и методов социализации. Социальные институты таких субкультур зачастую могут подменять социальные институты общества. В культурном разнообразии происходит включение в более широкий контекст мировой культуры.Примерами таких субкультур являются хиппи, готы (декаданс-крыло).

Пятая стадия развития субкультур “Период размывания”. Нормы движения обедняются. Специфическое поведение теряет основу. Традиции не соблюдаются. Наблюдаются горизонтальные схемы коммуникации, социализация не выполняет функцию диахронного существования движения. Социальные институты теряют деятельную составляющую. Размывание социальных институтов. Культура движения переходит в общемолодежную моду. Примерами являются х иппи, скинхеды, киноманы.

На сегодняшний день в науке нет единого мнения относительно причин возникновения субкультур.

Согласно Л. Фойеру, главной причиной возникновения субкультур является конфликт поколений (противостояние культурных образцов, ценностей, норм поведения, которые отрицают друг друга).

Согласно К. Маннгейму, субкультура – образование, стимулирующее культурно-творческий процесс любого общества, в результате чего идёт выработка новых норм и ценностей.

Английские социологи выделяют следующую причину появления субкультур – увеличение подготовки молодого поколения к труду, резкое расширение сферы свободного времени.

По мнению ряда культурологов, субкультуры не относятся к числу долговременных образований, период «жизни» субкультур (особенно молодёжных) совпадает с поколенческими циклами: молодёжь, движимая определёнными идеями, создаёт субкультуру, ознаменовывая тем самым начало эпохи новых ценностей.

Таким образом, субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Субкультуры характеризуются обязательными попытками формирования собственных мировоззрений, оппозиционных (не обязательно враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. По нескольким признакам выделяют пять стадий развития субкультур: “Фанская субкультура”, “Развитая фанская субкультура”, “Развитая субкультура”, “Альтернативая культура” и “Период размывания”. Различные социологи выделяют разные причины возникновения субкультур.

Субкультура – многостороннее явление, поэтому существует множество типологий субкультур.

Некоторыми культурологами выделяются:

● политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

● эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

● нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

● субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

● субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др. (байкеры, сноубордисты, рэпперы, рокеры)

● субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

● радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

Другим основанием для классификации являются интересы, на основе которых происходит объединение в движения:

- связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

- отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

- связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

-группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- элита: мажоры, рейверы.

- антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

- субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

- социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

- криминальные ("гопники", "люберы")

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Таким образом, существует множество типологий, в основе которых лежат различные критерии.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования г. Москвы iconПрограмма развития Государственного бюджетного образовательного учреждения...
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...

Департамент образования г. Москвы iconОбразовательная Программа гбоу сош №492 На 2012 2015 годы. Москва 2012 г
Департамент образования города москвы южноу окружное управление образования государственное бюджетное образовательное учреждение...

Департамент образования г. Москвы iconДепартамент здравоохранения города москвы
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное...

Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Продолжительность экзамена – 1 астрономический час (60 минут). Цель письменного экзамена по русскому языку в форме диктанта – проверка...

Департамент образования г. Москвы icon1. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской...
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее – Департамент)

Департамент образования г. Москвы iconМосковский педагогический марафон учебных предметов
Одиннадцатый Московский педагогический марафон учебных предметов (учредители: Департамент образования г. Москвы, Издательский дом...

Департамент образования г. Москвы iconМосквы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними...

Департамент образования г. Москвы iconМосквы Северное Окружное Управление Образования Государственное бюджетное...
Программа предназначена для педагогических работников Корпуса, проводящих занятия дополнительного образования с несовершеннолетними...

Департамент образования г. Москвы iconДепартамент образования и молодёжной политики

Департамент образования г. Москвы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города москвы...
ВсероссийскойолимпиадышкольниковвгородеМоскве», в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 29 августа 2013...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции