Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее?




Скачать 74.66 Kb.
Название Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее?
Дата публикации 22.05.2014
Размер 74.66 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы

Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах:

протокол или что-то большее?


ТАТАРЫ В ТУРЦИИ: ОТ ЯЗЫКОВОЙ РЕФОРМЫ ДО СВЕТСКИХ УСТОЕВ РЕСПУБЛИКИ АТАТЮРКА

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов вылетел в Стамбул для участия во Всемирном экономическом форуме. Как стало известно «БИЗНЕС Online», перед официальными мероприятиями он посетил могилы известных деятелей татарской эмиграции - писателя Гаяза Исхаки, основоположника тюркизма Юсуфа Акчуры и депутата турецкого парламента Садри Максуди. Какую роль все трое сыграли в истории Турции, и что может означать поездка Минниханова на их могилы? Об этом рассуждают эксперты БИЗНЕС Online.

ЗАГОВОРЩИК, ОСНОВПОЛОЖНИК ТЮРКИЗМА И ДРУГ «ОТЦА ТУРОК»

Известно, что Гаяз Исхаки и Юсуфа Акчура (могила последнего сделана в виде башни Сююмбике) похоронены на старинном стамбульском кладбище Эдирнекапы в европейской части Стамбула, а Максуди на Зинжирликую в азиатской части мегаполиса.

Напомним, кто эти знаменитые татары, с посещения могил которых начал Рустам Минниханов свою поездку на Экономический Форум.

Юсуф Акчура или Юсуф Хасанович Акчурин - выходец из богатой семьи симбирских татарских промышленников. Еще в детстве мать его из-за состояния здоровья вывезла в Османскую империю. В Стамбуле он окончил школу, затем военное училище Harbiye mektebi. Во время учебы на курсах подготовки офицеров генерального штаба оказался замешан в заговоре против султана Абдулхамида II. Был приговорён к смертной казни, которая была заменена на пожизненную ссылку в пустынные районы Триполитании (часть современной Ливии, входила в состав Османской империи). Отсюда он сбегает в 1899 году во французский Тунис, а оттуда уже перебирается в Париж.



Некоторое время жил в России. За эти несколько лет работал редактором татарской газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник»), стал одним из организаторов и руководителей первой мусульманской партии «Иттифак аль-Муслимин» либерально-демократической направленности, преподавал в медресе «Мухаммадия».

ВРоссии же в 1904 году пишет свой самый знаменитый труд (по сути, это небольшая брошюрка) на турецком языке - «Три вида политики» (Üç Tarzı Siyaset), напечатанный в египетском журнале «Тюрк». Здесь он подвергает критике концепции османизма (единство на основе единой идентичности граждан Османской империи) и мусульманского единства, призвав опереться на национальное самосознание и тюркизма (в российской терминологии идеологии тюркского единства принято обозначить определением «пантюркизм»).



В годы становления Турецкой Республики был депутатом национального парламента, советником Мустафы Кемаля Ататюрка по вопросам культуры и политики, активно поддерживая его светский курс. И сейчас во многих турецких городах можно встретить проспекты и улицы имени Юсуфы Акчуры, а его портрет в учебниках истории.

ЛИБЕРАЛ И БУНТАРЬ

Не менее влиятельной фигурой на турецком политическом олимпе был Садри Максуди, также, кстати, депутат национального собрания Турции. Выпускник юрфака Сорбонны, вернувшись из Парижа в Казань сразу включился в политическую жизнь и вошел в ЦК партии «Иттифак аль-Муслимин». Он прошел в депутаты второй и третьей Государственной Думы от Казанской губернии (придерживается кадетских взглядов). Встречался с британской королевой во время поездки делегации Думы в Англию. После Февральской революции стоял у истоков создания в создании национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Во время гражданской войны покидает Россию, сначала направляется в Финляндию, затем даже участвует в Версальской конференции стран-победительниц первой мировой войны. Остается в эмиграции во Франции, но в 1924 году по личному приглашению Ататюрка перебирается в Турецкую республику. Здесь он становится основоположником юридической школы в Анкаре, активно занимается созданием нового турецкого языка. Трижды был депутатом турецкого парламента, в 1931—1935, 1935—1939 и 1950—1954, член турецкой делегации в Лиге Наций (прототип ООН). 

В отличие от своих двух знаменитых земляков, Гаяз Исхаки в Турции не смог построить успешную политическую карьеру. Но это нисколько не умаляет масштаб его личности. Один из сильнейших татарских писателей, сделавший немало для развития направлений романтизма, критического реализма в татарстанской литературе, его пьесы ставились национальным театром до 1923 года.

В годы гражданской войны Исхаки пытался реанимировать проект татарской республики. После окончательной победы большевиков эмигрировал. Его деятельность за рубежом сильно раздражала советские спецслужбы. На его счету и издание в Берлине журнала «Милли юл» («Национальный путь»), поездки по местам сосредоточения татарской эмиграции - китайская Маньчжурия, Корея, Япония, Финляндия. В Варшаве Гаяз Исхаки активно участвовал в деятельности организации «Прометей», которую курировали польские власти - по их задумке, они должны были объединить антибольшевистские силы (Надо сказать, что татарский эмигрант хорошо знал польского премьера Пилсудского, с которым познакомился во время ссылки в Архангельской губернии). В Турции Исхаки продолжал заниматься больше публицистической, общественной и издательской деятельностью.

«ШАЙМИЕВ ЧАЩЕ БЫВАЛ В АНТАЛИИ, НЕЖЕЛИ В СТАМБУЛЕ»

«БИЗНСЕ Online» попросил экспертов прокомментировать посещение Миннихановым могил знаменитых земляков.

Рафаэль Хакимов – директор института истории Академии наук РТ:

- Означает ли посещение могил выдающихся татарских политических деятелей, что Минниханов примеряет на себя одежду национального лидера? Ну, когда ты президент Татарстана, хочешь-не хочешь, ты уже национальный лидер. И от твоего желания это не сильно зависит. Я думаю, это и чисто протокольное мероприятие, но и по-человечески как их не посетить? Для татарской культуры эти люди были настоящими величинами. Они слишком значимы, чтобы как-то мимо их могил пройти. Просто невозможно нормальному человеку этого не сделать. В противном случае это будет уже даже вызовом и татарской, и турецкой стороне. Не думаю, что стоит искать какую-то идеологию в посещении могил этих деятелей. Гаяз Исхаки – это классик литературы. Это Тукай в прозе.

Садри Максуди, конечно, не большевик, но, как мы все понимаем,  сегодня больше уважают небольшевиков, чем большевиков. И эмигрировал он не по своему желанию. Максуди солидный ученый, профессор Сорбонны был. Потом был приглашен в качестве советника в Турцию. Основал там кафедру… Целую научную школу. А Юсуф Акчура бежал еще до революции, был преследуем, и преследуем не за революционную деятельность, конечно. А для турков Юсуф Акчура не менее значимая фигура, чем для нас. Для идеологии Ататюрка, Турецкой республики. Нужно понимать, что тюркизм был связан не с пантюркизмом, а с борьбой с Оттоманской империей за национальную, турецкую республику. Сегодня те, кто не понимают этого, кто не читал Юсуфа Акчуру, выпячивают сторону тюркизма, турецкого национализма. Это была борьба против империи, он занимал антиимперскую позицию – вот что главное было в его работах, и что объединяло Ататюрка с Юсуфом Акчурой. И, мало того, он был, конечно, более демократичнее настроен в части построения самой республики. Есть даже такое понятие во французской литературе – татарская модель турецкой республики. Там была целая группа татар-эмигрантов, которые бежали из царской, потом советской России. И продолжали оставаться частью нашей культуры, успев сделать вклад и здесь. У Акчуры есть очень интересные статьи об исламе, совершенно замечательные.

Были ли за 20 лет там наши национальные лидеры до сегодняшнего дня? Насколько я знаю, Шаймиев в Турции бывал чаще неофициально, чем официально. И больше был в Анталии, нежели в Стамбуле. И, честно говоря, не знаю, посещал он эти кладбища или нет.

  

 «ХОРОШИЙ, КРАСИВЫЙ ЖЕСТ» 

Римзиль Валеев - сопредседатель совета федеральной национально-культурной автономии татар России, шеф-редактор интернет портала zilant.tv:

- Гаяз Исхаки, Юсуф Акчура, Садри Максуди - эти имена стали известны уже после начала перестройки. Это крупные ученые, общественные деятели, которые во многом определяли вектор развития татарского народа. Их имена давно стали символами для татар. Поэтому совершенно нормально для руководителя Татарстана, оказавшись в Турции, вспомнить этих знаменитых людей, отдать им дань уважения. Тем более, это наши земляки - скажем, Гаяз Исхаки, он из Чистопольского района, а его могила в Турции на кладбище Эдирнекапы построена, как башня Сююмбике в Казани.

Посещение президентом могил известных деятелей татарской политической эмиграции не удивительно, это, как я уже сказал, дань уважения своему народу. Президент РТ не раз участвовал в мероприятиях конгресса татар. И всегда, приехав в какую-либо страну или в какой-то российский регион, справляется о том, как живут там татары, чем им может помочь наша республика? И сами татары всегда стремятся встретиться с главой РТ. Думаю, это очень приятно для президента Татарстана, когда среди встречающих в аэропорту он видит людей в тюбетейках.

Представители любого народа сегодня проживают в разных странах, различаются по классовым признакам, по политическим пристрастиям. А вот общая культура, история, они объединяют людей одной национальности, объединяют народ. И также объединяют нас великие имена. Как, например, русский, где бы он ни жил, может без Пушкина, без Дмитрия Лихачева? И у нас, татар есть связывающие народ воедино всем известные имена…

Поэтому посещение великих могил для президента РТ - хороший, красивый жест.

Азат Ахунов, доцент института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Думаю, что это связано с появлением осознания принадлежности нашего президента к тюркской, мусульманской культуре. Хотя многое зависит и от самого человека. При предыдущем президенте были советники, который, наверняка, пытались направить его в этом направлении - в сторону культуры, истории, но поворот был в другую сторону - в сторону спорта. Теперь, похоже, начались новые процессы. Это первые шаги. Большой плюс президент не стесняется подчеркивать, объявлять об этом. Как и совершение намаза и посещение мечети Марджани.

Видимо, сейчас предстоит ждать и других шагов.

Что касается татарских деятелей, который посетил Минниханов, то они сыграли большую роль в становлении турецкой республики, становлении турецкого языка, в создании его терминологии, а также турецкого общества. Прежде наши руководители отстранялись от этого. Единственно, Гаяз Исхаки не был среди приближенных Ататюрка, одновременно подвергся репрессиям, но потом влился в турецкое общество. Он играл даже своего рода посла доброй воли, посещая самые разные мусульманские и тюркские страны.



Не надо забывать про других татарских деятелей - Муса Акъегетзаде, автор первого светского татарского романа, экономиста. Он, кстати, автор учебника экономики, по которому учился тот же Ататюрк. Есть Хамит Зубейр Кушай и другие фигуры. О них тоже не надо забывать.

Арслан МинвалеевЕлена ЧернобровкинаСергей Афанасьев

Фото и видео с сайта prav.tatarstan.ru
Адрес статьи: www.business-gazeta.ru/article/60733/ 05.06.2012 14:12


- -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Исключительно женских миссий или атрибутов профессиональной сферы....
Коносуке Манусита. С каждым годом эти слова японского бизнесмена все в большей степени соответствуют отношениям, складывающимся в...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Задания
Что в толковом словаре раньше: зима или весна; обед или ужин; час или минута; прыжок или прыгать?
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Разочарованное очарование
То, что мы здесь делаем, является противоположным тому, что обычно делают люди. Будь то в семье, или в религии, или в политике, в...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии
Что древнее — буддизм или джайнизм? Что древнее — брахманизм или джайнизм? И наконец, почему джайнизм дожил в Индии до наших дней,...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Мурза Сергей Волков Дмитрий Галковский Д. Зыкин С. Миронин Р. Скорынин...
«дикого, «бандитского» капитализма. Почему это произошло? Что это: временное помутнение рассудка миллионов людей, населяющих Россию,...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Книга оформлена рисунками учеников 6 класса. «Зимняя книга»
С о с т а в и т е л и: учащиеся 6 класса Андросовской средней общеобразовательной школы Красноармейского района Самарской области:...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Михаил Булгаков и Владимир Набоков: опыты прикладного тирановедения
Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка: он весело порхал, был счастлив и не знал, что он Чжоу. А проснувшись внезапно, даже...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Ответ советскому историку
Их, впрочем, не было во время чтения мной лекций в Ратгерском университете США. Общепринято считать, что для совершенного знания...
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Управляющий Совет Протокол №7 от «28» августа 2013 г. «Принято» Педагогический совет Протокол №1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»
Рустам Минниханов на стамбульских кладбищах: протокол или что-то большее? icon Педагогический Совет Родительский Комитет Председатель Комитета Директор...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции