Скачать 180.41 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38, г.Таганрог Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета МОБУ СОШ № 38 от «___» августа 2009 г. Протокол № ___ Утверждаю Директор МОБУ СОШ № 38 Г.Н.Бондаренко Приказ от «___» _________ 2009 г. №__ Образовательная область: Филология Программа литературно-филологического клуба «Чайка» с углубленным и расширенным содержанием образования для учащихся 5–11-х классов Пояснительная записка. В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования. Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету. Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы. Актуальность программы заключается в том, что литературный клуб – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера». Программа литературно-филологического клуба «Чайка» ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет. Занятия проходят по возрастным группам 10-12, 13-15, 16 -17 лет. Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся. Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми. Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения. Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка. Одной из форм работы клуба является создание постоянно действующей газеты учебного заведения. Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу школьной газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций. Работа клуба также предусматривает литературное творчество учащихся. Занятия помогут членам клуба создавать собственные художественные тексты, в которых они должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи. Клуб развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность. Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В рамках клуба предполагается исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению значимой для участников проекта проблемы. Использование метода проектов нацелено на развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Организация творческих проектов предполагает соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр. Эта работа способствует проявлению одарённости детей, сплоченности групп учащихся, совершенствованию их коммуникативных способностей, повышению статуса каждого в школьном коллективе. Проектная деятельность нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого и формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику проекта учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов, способностей и возможностей. В итоге учащиеся учатся представлять и защищать свои проекты. Одна из предполагаемых форм защиты проектов – участие в научно-практических конференциях школьного научного общества учащихся «Э.В.Р.И.К.А.» Цели и задачи клуба: Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию литературно-филологического клуба имеет общие с уроком цели:
учебным предметам;
коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию, корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;
отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа. Указанные цели определяют задачи клуба:
самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;
словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему, корректировать его;
диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми, выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);
возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе. Деятельность по реализации программы Количество часов в неделю: 2 Количество часов в год: 68 Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты. Пути решения данной программы:
Оценка эффективности программы Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи. Содержание программы Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка». Мои способности. Я пишу прозу, стихотворения, пьесы. Эпос. Лирика. Драма. Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея. Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста. Авторский замысел. Язык художественного произведения. Автор и его герои. Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры. Сюжет. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства. Оформление, содержание, структура газет. Заголовок. Виды передовиц, их содержание. Школьная газета. Её структура, содержание. Литературные заготовки. Репортаж. Интервью. Совершенствование рукописи. Отзыв о кинофильме, спектакле. Описание местности. Путевые заметки. Портретный очерк. Рассуждение проблемного характера. Статья в газету. Рассказ с необычным построением. Фельетон. Буклет. Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати. Тематический план
Формы оценки результатов внеурочной деятельности Критерии оценивания ученической работы на занятиях Ученик * что делал * где участвовал * каковы успехи * планы на будущее * чему научился * индивидуальные творческие достижения «Творческая копилка» Критерии самооценки
Критерии оценивания созданных ученических работ:
Материально-техническое обеспечение программы Оборудование, необходимое для реализации программы - компьютер; - проектор; - экран; - принтер; - диски; - цифровой фотоаппарат; - бумага формата А4, канцелярские принадлежности. Учебно-методическое обеспечение программы Для педагога Кеворков В.В. . Рекламный текст. – М., 1996. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990. Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007. Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001 Правовое поле журналиста. Справочник. – М., 1971. Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г. Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986. Для обучаемых А.Архангельский, З. Новлянская, Г.Кудина Словарь литературоведческих терминов. – М., 2008 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988 Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990 |
Программа рассмотрена и одобрена утверждаю: на заседании педагогического совета Заведующий мбдоу Наименование: Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего... |
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
||
Рабочая программа учебного предмета «Литература» Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
Основная образовательная программа начального общего образования.... Одобрена на заседании Утверждаю педагогического совета школы Директор моу «сош №50» «17» 09 2011г. Муступаева Л. Р |
||
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета моу «сош с. Новочерниговка» Мониторинг полноты и качества реализации 81 образовательной программы критерии, показатели |
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
||
Ми смк Утверждена и введена в действие Приказом ректора №01-03/30 от 15 марта 2012 г. Дата введения: 15 марта 2012 г. Одобрена на заседании... |
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием... Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
||
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной... Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош |
Рабочая программа по литературе Рассмотрена на заседании педагогического совета и рекомендована к утверждению руководителем |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |