Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция»




Скачать 171.82 Kb.
НазваниеПрограмма ориентирована на приоритетность предмета «Композиция»
Дата публикации20.05.2014
Размер171.82 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Культура > Программа
Данная программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» в формировании и развитии художественных способностей детей, на понимание содержания курса как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных подходов. Предмет «Композиция» должен стать центром учебного процесса, объединяющим дисциплины учебного плана по изобразительному искусству в образовательную программу, направленную на формирование и развитие творческой личности.

Данное пособие предлагает содержание и методические рекомендации для базового четырехлетнего курса обучения детей, поступающих в детскую художественную школу (изобразительное отделение детской школы искусств) в возрасте 10-11 лет.

От эмоционального восприятия учащихся младшего школьного возраста как основного вида познание окружающего мира – через анализ, изучение различных материалов и способов работы, знакомство с культурным наследием – к интеллектуально-эмоциональному и аналитически-эмоциональному творческому подходу как воплощение своих замыслов – методическая позиция, являющаяся основой понимания автором целей и задач.
Пояснительная записка
К выпускному классу у учащихся должно произойти накопление определенной суммы профессиональных навыков, должны быть заложены основы планомерной, серьезной, длительной работы, приобретено умение ставить неординарную задачу и решать ее на соответствующем профессиональном уровне. В какой мере это имеет место к завершению в детской художественной школе, призвана показать завершающая дипломная работа. Ведь композиция как предмет вбирает в себя полученные знания графической и живописной культуры, пластических свойств материалов через занятия рисунком, живописью, скульптурой и систему упражнение в графике и цветоведении. Необходимо знакомство с теорией и практикой как отечественной, так и всемирной культурой, изучение истории искусств.
Из личного опыта
На мой взгляд, очень важно, выбирая тему, и, соответственно, технику исполнения станковой и декоративно-прикладной композиции учесть особенности нашего региона: географические, климатические, исторические. Уникальная флора и фауна, разнообразие древних этносов и, как следствие, интереснейшая самобытная культура позволяют создать композиции, которые не остаются незамеченными ни в одной экспозиции.

Считаю, что очень важную роль, в создании композиций, как станковых, так и декоративно-прикладных, играет достоверность в передаче деталей: образа жизни, обрядов, одежды, орнаментов, предметов быта и культа. Неоценимую помощь в решении этой задачи оказывают музейные зарисовки, которые считаю необходимым включить в программу каждого курса. Необходимую базу для этого может создать богатейший Таймырский окружной краеведческий музей, а так же центры народного творчества.

При выборе сюжета для композиций необходимо использовать оригинальные литературные источники, включающие самобытные сказки, легенды, песни и другие формы устного народного творчества пяти самобытных этносов населяющих Таймыр. При создании декоративных композиций очень интересно использовать виды или сочетания традиционных декоративных техник: меховая мозаика, работа с кожей, резьба по кости, вышивка бисером.

Предметы « История искусств» и «Композиция» должны находиться в постоянном взаимодействии по принципу «теория-практика». Это соответствие достигается с помощью создания «параллельных» программ. Кроме того, что этот вариант позволяет дать более глубокие знания, он, к тому же, дисциплинирует учащихся.


Структура курса

Количество часов по годам обучения

1год


2 год

3 год

4 год

Итого

102

102

102


102

реалистического изображения. В процессе обучения изобразительному искусству он является ведущей дисциплиной.

Цель преподавания дисциплины

Развитие творческих способностей, зрительного восприятия и объемно-пространственного мышления, воображения и памяти.

Формирование навыков анализа формы, конструкции и перспективы предметов.

Задачи курса

Научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном.

Выработать умение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно.

Подготовить учеников для поступления в специальные учебные заведения.

Учебные задания даются в порядке постепенного усложнения задач (от простых упражнений к сложным).

Учебный процесс надо строить на чередовании краткосрочных и длительных учебных заданий.

Краткосрочные учебные задания являются подсобными, но весьма ценными упражнениями, активизируют весь учебный процесс, содействуют развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память, помогают закрепить этапы ведения рисунка и анализа формы предметов.

Длительные учебные задания основаны на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, дают навыки последовательной работы над рисунком (от общего к частному и от частного к общему). Содействуют воспитанию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.

Законченность рисунка определяется не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.

Учебные задачи рисунка должны быть поставлены четко, ясно, доступно (учитывать возрастные особенности учеников).

Учебная постановка должна соответствовать учебной задаче урока. Предметы для учебных постановок должны быть разнообразны по форме, размерам, конструкции и фактуре.

Особое внимание надо уделять графическим материалам. Их разнообразие ведет к повышению интереса и творческой активности ученика. Выбор материала зависит от поставленной задачи.

Темы, на которые надо обратить внимание

Технические приемы и изобразительные средства рисунка.

Силуэт.

Фактура.

Пропорции и форма предмета.

Перспектива и конструкция.

Рисунок натюрморта, интерьера.

Рисунок фигуры человека.

Обучение строится блоками. В блок могут входить разные темы, но одна является главной. Она и дает название блоку

Блоковые темы

Технические приемы и изобразительные средства рисунка.

Силуэт.

Фактура.

Пропорции и форма предмета.

Перспектива и конструкция.

Рисунок натюрморта, интерьера.

Рисование фигуры человека в отдельный блок не выводится и глубоко не изучается в связи со сложностью темы для школьного возраста. Эта тема включена в следующие блоки: силуэт, фактура, пропорции и форма предмета, перспектива и конструкция.

Блоковая тема позволяет учителю разнообразить методы и приемы обучения, применять различные графические материалы, не теряя сути содержания.

2

408


І Класс
Содержание и задачи курса
Развитие наблюдательности и образного мышления. Фундаментальная направленность – освоение картинной плоскости. Развитие ощущения формата.
Основные задачи:

  1. Решение листа как единого целого.

Положение изображения на картинной плоскости.

Замкнутая и фрагментарная композиция

  1. Выделение главного и второстепенного в решение композиции.

Соотношение частей. Визуальная уравновешенность композиции на листе.

  1. Принцип орнамента в решении композиции.

  2. Детали – определители места, действия, профессии.

  3. Колорит. Эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции – создание состояния, настроения, образа.


Параллельно со станковой композицией желательно решать аналогичные задачи в композиции декоративной.

На изобразительном материале следует объяснить разницу подходов к решению картинной плоскости в станковом и декоративном искусстве, а также общие элементы для одного и другого вида творчества, например:

  1. Линия, ее роль композиции. Ритм.

  2. Конфигурация пятна. Силуэт. Условность0стилизация. Символ-образ.

  3. Основные и дополнительные цвета. Свойства цвета.

  4. Декоративность – плоскостность.


Примерные темы
Станковая композиция



Задание

Цели и задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Летние впечатления

Решение листа как единого целого.

Положение изображения на картинной плоскости.

Замкнутая и фрагментарная композиция


Бумага А-3,

восковые мелки, акварель.

8

2

“Времена года” серия работ, связанных с сезонностью (“Осень”, ”Грибная пора” , ”Многоцветная тундра” , “Зимние игры” , “Праздник Хейро” , “День оленевода” ).

Выделение главного и второстепенного в решение композиции.

Соотношение частей. Визуальная уравновешенность композиции на листе.

Колористическое решение композиций.

Бумага А-3, гуашь.

(возможно использовать в основе технику «монотипия»

26



3

Композиционный портрет

Детали – определители места, действия, профессии.

Колорит. Эмоциональная характеристика цвета и ее роль в образном строе композиции – создание состояния, настроения, образа.


Бумага А-З, смешанная техника

20

4

Животные (музейные зарисовки)

Передача характера объектов, движения, грамотная компоновка в листе.

Бумага А-4, акварель

14



Декоративная композиция



Задание

Цели и задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Зарисовки листьев, растений, веток с ягодами (брусника, голубика и т.д.). Варианты: черно-белый, в цвете. Растительный орнамент в полосе, круга (возможны музейные зарисовки).

Линия, ее роль композиции. Ритм.


Листы А-4, карандаш, фломастеры

5

2

Свободные композиции в цвете. Красный, желтый, синий; ахроматические и хроматические цвета (“Город”, “Кусочки кожи”, “Пейзаж”).


Силуэт. Условность. Стилизация. Символ-образ.


Листы А-4, карандаш,

Фломастеры, акварель

8

3

Наброски, изучение различных техник. Сочетание материалов.

Декоративность – плоскостность

Листы А-4, карандаш, фломастеры уголь, сангина, пастель, цветные карандаши, туш, акварель.

8

4

Мозаика (имитация). Возможно использование темы “кожаной мозаики”, коллаж.

Конфигурация пятна. Основные и дополнительные цвета. Свойства цвета.


Листы А-3,

смешанная техника на основе аппликации

5

5

Эскиз панно “Фантазии”.

Применение суммированных знаний.

Листы А-3,

смешанная техника

8



ІІ Класс
Содержание и задачи курса


  1. Решение композиции листа на основе ритма. Динамическая и статичная композиция.

Ритм как средство композиционного строя: горизонтальный, вертикальный, диагональный, раковинообразный (спираль).

  1. Тональность и цвето-тональная пластика композиции. Принцип «рельефа». Соотношение черного и белого в листе.

  2. Цветной контраст и цветная гармония.

  3. Принцип контраста: линий, форм, величин, тона, цвета. Раскрытие смысла событий и идей через столкновение противоборствующих сил.

  4. Работа с натурным материалом: наброски – обобщения.

  5. Работа с книгой: замысел – поиск – отбор материала – изучение – обобщение – решение.

  6. Пространство через цвет:

а) ослабление цветовой насыщенности – от объема к плоскости, от контрастов к схожим цветовым отношениям, к сближенным цветам, от теплого к холодному колориту.

б) через цветовые пятна, комбинации и ритмические взаимодействия холодных и теплых тонов.
Примерные темы
Станковая композиция




Задание

Цели и задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Многофигурные композиции (“Люди в городе”, “Жители поселка”, “Праздник коренных народов”).


Тональность и цвето-тональная пластика композиции. Принцип «рельефа». Соотношение черного и белого в листе.

Цветной контраст и цветная гармония.


Бумага А-2,

гуашь

20

2

Движение (“Спорт”, “День оленевода”).


Принцип контраста: линий, форм, величин, тона, цвета. Раскрытие смысла событий и идей через столкновение противоборствующих сил; через цветовые пятна, комбинации и ритмические взаимодействия холодных и теплых тонов.



Бумага А-2,

акварель

20

3

Иллюстрации к литературному произведению. Прочтение в классе в слух, “раскадровки” по тексту.

  1. Работа с книгой: замысел – поиск – отбор материала – изучение – обобщение – решение.




Бумага А-4, смешанная техника

28



Декоративная композиция




Задание

Цели и задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Декоративный натюрморт.

Возможны копии с фрагментов картин художников (особенно эффектны импрессионисты).

Изучение взаимодействия цветовых пятен, контрастных и дополнительных цветов, их свойств.

Бумага А-2, гуашь

10

2

Натюрморт черно-белый.


Изучение взаимодействия черных и белых пятен, использование различных видов линий.

Бумага А-2, техника - кисть, акварель, черная гуашь.

Возможно выполнение рельефа.

7

3

Эскиз витража “Замкнутый цвет”.

Пространство через цвет:

ослабление цветовой насыщенности – от объема к плоскости, от контрастов к схожим цветовым отношениям, к сближенным цветам, от теплого к холодному колориту.


Бумага А-3, гуашь, возможно выполнение аппликации

5

4

Эскиз фрески “Спорт” (статика – динамика).

Принцип контраста: линий, форм, величин, тона, цвета. Раскрытие смысла событий и идей через столкновение противоборствующих сил. Использование лаконичных пятен.


Бумага А-3, гуашь, возможно выполнение аппликации

7

5

Упражнения на ассоциативное мышление. Зарисовки природных форм.

Сопутствующая задача – постановка руки в работе различными материалами.

Бумага А-4, различные материалы

5



ІІІ Класс
Содержание и задачи курса
Желательно всё внимание сосредоточить на подготовительном этапе создания композиционных работ.

Эскиз как основная форма проявления композиционного замысла.

Исходя из этих задач, следует ограничить формат небольшим размером, при множественности (большем разнообразии) вариантов композиционных решений.

Полезна работа так называемыми «мини-сериями» - диптих, триптих, где замысел, тема, рассматривается в развитии, в движении, подчиняясь единству средств выражения, а часто и единству формата. Это позволяет рассмотреть идею с различных сторон и позиций, найти наиболее адекватные художественные средства для ее реализации.

Более обостренно проявляется задачи ритма и колорита – не только в отдельных листах, композиционной разработки, но и серии в целом.



Решение композиции как:

  1. Совмещение разновременных событий.

  2. Множественность точек зрения.

  3. Совмещение крупного и дальнего планов (наплывов).

  4. Сочетание разнонаправленного движения.

  5. Совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).

  6. Линия горизонта – низкая, высокая, равновесная.


Основные задачи:

  1. Работа с натуральным материалом. Создание серии. Общность темы, формата, техники.

Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом и пространственном.

Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Введение пейзажа. Интерьер. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения.

Принцип «кулис».

  1. Портрет. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство.

Соотношение человеческой фигуры и пространства.

  1. Отбор исторического материала для композиции. Роль деталей в утверждении

достоверности образа.

  1. Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Ритм серии: напряжение –

разрядка. Принцип «кадра». Внимание к отдельным элементам композиции.

  1. В иллюстративном материале решение задачи: начало – кульминация – концовка.


Примерные темы

Станковая композиция



Задание

Цели и задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Создание триптиха. Выбор темы по принципу временных различий, ритмов, плановости, точек зрения, фантазии и реальности.

Создание серии. Общность темы, формата, техники.

Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом и пространственном

Бумага А-3, самостоятельный выбор техники учащимся

20

2

Человек в интерьере (композиционный портрет).

. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Сходство.

Соотношение человеческой фигуры и пространства.


Бумага А-2, самостоятельный выбор техники учащимся

12


3

Историческая композиция. Работа с историческим материалом, музейные зарисовки.

Отбор исторического материала для композиции. Роль деталей в утверждении

достоверности образа.


Бумага А-2, самостоятельный выбор техники учащимся

16


4

Серия иллюстраций. Книга.

Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Ритм серии: напряжение –

разрядка. Принцип «кадра». Внимание к отдельным элементам композиции.

В иллюстративном материале решение задачи: начало – кульминация – концовка.


Бумага А-4, самостоятельный выбор техники учащимся

20



Декоративная композиция




Задание

Цели и задачи

Материалы

Кол-во часов

1

Решение одной из тем триптиха в технике “батик” (холодный).

Декоративное решение композиции. Цветовое решение в определенной части спектра. Изучение техники «батик».

Краски для росписи по ткани, декоративные контуры, шелк, соль

10


2

Натюрморт в технике “батик” (горячий).

Декоративное решение композиции. Цветовое решение в определенной части спектра. Изучение техники «батик». Построение условного пространства, цветом и тоном.

Краски для росписи по ткани, декоративные контуры, хлопковая ткань, соль, парафин

14



3

Эскиз декорации и костюмов к спектаклю: зарисовки интерьеров, наброски.

Знакомство со спецификой театрально-декоративного искусства. Разработка единого стилевого решения.

Самостоятельный выбор учащегося.

10



ІV Класс
Содержание и задачи курса

Станковая композиция

Дипломная работа как форма итоговой аттестации учащихся. Создание серии, связанной единством замысла.

Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умения данного конкретного ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовать свои замыслы.

  1. Поиск темы – выстраивание концепции серии работ. Сбор и обработка материала.

Графические и живописные решения.

  1. Композиционный автопортрет, завершающий дипломную работу.

  2. Выставка дипломных работ. Обсуждение.

Оценка приобретенных знаний и навыков; умение работать с подготовительным

материалом – эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Особенности преподавания композиции в четвертых классах.

Тему дипломной работы каждый учащийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности.

Учащийся должен реализовать выбранную идею в серии листов (не менее шести), связанных единством замысла и воплощения.

Диплом может быть выполнен в любой технике, в живописи, графике, а при наличии условий – в материале (особенно это касается дипломных работ прикладного характера). Возможно сочетать различные техники в соответствующем пропорциональном отношении – все зависит от выбранной задачи. Приемлемы любые комбинации, наиболее полно раскрывающие данную художественную личность.

Работа рассчитана на год.

Первое полугодие – поиск темы, выстраивание концепции серии; собирание и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды.

Поиск графических и живописных решений – как отдельных листов серии, так и всей серии в целом.

Второе полугодие – сдача дипломных листов (к концу марта) и завершений всей работы (в апреле) обязательным композиционным автопортретом.

В мае – выставка и обсуждение дипломных работ. Рекомендации по созданию итоговой композиции.

Педагог должен помочь детям выбрать темы образов, найти именно «свое» и, в то же время, выбрать решение по силам. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.

Большое значение имеет первая беседа о дипломе. Нужно показать, что, при всем многообразии, есть определенные направления-ориентиры.

  1. Это непосредственно мир, который тебя окружает: город, село, поселок, в котором ты живешь.

  2. Люди вокруг тебя.

Портреты-образы; люди, связанные с определенной профессией, образом жизни,

Взаимоотношениями: человек – среда – время. Портрет современников, характерный, исторический.

  1. Все, что человек сопровождает: труд, отдых, развлечения и увлечения – интерьер,

натюрморт, пейзаж.

  1. Прошлое (история) и будущее (фантастика).

После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается

индивидуальная работа с каждым учащимся. Это и поиски решений, обращение к справочному материалу, литературе. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, копии с произведений мастеров.

Общими могут быть посещения выставок и музеев, экскурсии, связанные с дипломным проектированием, а так же наброски из человеческой фигуры или групп людей, в движении и статике, проработаны и обобщенные, сделаны различными материалами.

Постепенно, путем проб, ошибок выстраивается вся серия работ: сначала графический ряд, затем, если диплом задуман в цвете, - его колористическое решение.

Яснее становится выбор материала и техники для наиболее выразительного решения данной идеи.

Декоративная композиция

В 4 классе суммируются ранее полученные навыки в технике «батик». Тема декоративной композиции – «Крайний север»(природа, животный мир, культурные традиции и сказки народов севера). Особенность исполнения- использование смешанной техники, что предполагает индивидуальный подход к работе учащихся.

Работа над итоговой декоративно-прикладной композицией 4 класса предполагает индивидуальное задание с учетом данных и предпочтений учащегося с учетом мнения ведущих преподавателей. Исполнение композиции рассчитано на учебный год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconРабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconПрограмма экзамена на V судейскую категорию
Понятие о критериях судейства. Приоритетность критериев. Основной ритм, тайминг, линии тела, движение, работа стоп. Порядок применения...

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconПрограмма экзамена на IV
Приоритетность критериев. Ритмические критерии судейства. Основной ритм, тайминг, ритмическое соответствие, ритмическая интерпретация....

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconПрограмма экзамена на III
Приоритетность критериев. Ритмические критерии судейства. Основной ритм, тайминг, ритмическое соответствие, ритмическая интерпретация....

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconАннотация дисциплины общая композиция

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconРабочая программа по литературе
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов

Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция» iconРабочая программа по литературе в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции