Рассмотрено на заседании Утверждена
педагогического совета приказ № 99 от 30.08. 2013 года Протокол №1 От 30.08.2013
ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
обучающихся в рамках ФГОС.
П Кингисеппский
2013 год
Содержание программы
Введение
Нормативно-правовая и документальная основа.
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Принципы программы.
Направления реализации программы
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников.
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение.
1.Введение.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессио-нального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
Традиции школы.
Особенности возраста, классов, индивидуальности детей.
Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
Программа целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система Внеурочная деятельность в данной программе представляет собой ту систему, которая позволяет развивать или формировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося и обеспечит воспитание свободной личности.
2.Нормативно-правовая и документальная основа
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Приказ Министерства образования и науки РФ №2357 от 22 сентября 2011 года (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2012 №22540) «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373»
Инструктивно-методическое письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской Области от 07 июня 2011 года № 19-3231/11 «Об организации образовательного процесса в 1 – 2-х классах общеобразовательных учреждений Ленинградской области в 2011-2012 учебном году, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
Методические рекомендации комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21 июня 2011 года № 19-36471/11 «Об организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения в 2011-2012 учебном году»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
Должностная инструкция старшей вожатой.
Должностная инструкция классного руководителя
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
3. Пояснительная записка
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности - неотъемлемая часть образовательной программы МБОУ «Александро-Горкская ООШ»
Внеурочная деятельность является составляющей учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС понимается, как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличительных от классно-урочной деятельности (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, олимпиады, общественно полезные практики), и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность в школе рганизуется по основным пяти направлениям развития личности:
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Александро-Горкская ООШ осуществляться через:
учебный план внеурочной деятельности, включающий в себя дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;
дополнительные образовательные программы школы дополнительного образования;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
организацию деятельности тьютора,
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия проводятся не только учителями школы, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Образовательная среда
МБОУ «Александро-Горкская ООШ» представляет собой партнерство следующих компонентов:
СДК п Кингисеппский
МБОУ «Дом Детского Творчества»
МБОУ ДОД «Информационных технологий»
МОУ ДОД «Центр эстетического образования детей»
МБОУ «ЦДиК»
ГИБДД
ОДН ОУУП и ППДНП
КДН и ЗП
Олимпиады
Участие во всероссийских играх «Кенгуру», «Волшебное слово» «Русский медвежонок», «КИТ», «ЧИП» «Бульдог», «Золотое руно» и др.
Данная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
4. Цели и задачи.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ЦДЮиТ, КДЦ, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверст -никами, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
5. Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в экспериментальном первом классе нашей школы:
запросы родителей, законных представителей первоклассников;
приоритетные направления деятельности школы;
интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка
Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость библиотечного часа и занятий в клубах. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.
6. Направления реализации программы:
Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
7 . Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
Программа организации внеурочной деятельности состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.
1 направление. Спортивно-оздоровительное.
Работа в данном направлении направлена на:
- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.
Спортивно –оздоровительное направление включает в себя реализацию комплексной программы «ВМЕСТЕ», которую разработали и реализуют специалисты МБОУ «Дом Детского Творчества» г Кингисеппа, в состав которой входит работа спортивных секций «Юниор», «Олимпиец» «Ручной мяч» (Программы прилагаются)
Действенными программами и проектами в развитии данного направления в школе являются:
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток, динамических пауз с использованием игровых элементов, организация динамических перемен.
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
Разработка проектов «Разговор о правильном питании», «Витаминка»,
Проведение тематических классных часов и цикла бесед «Планета Здоровье» (Программы прилагаются)
2 направление. Социальное
Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Это направление реализуется через систему тематических часов в форме бесед, практикумов, праздников, конкурсов, тренингов с привлечением психолога, социального педагога, педагога организатора.
Классные часы со следующей тематикой
1 класс «Психология общения»
2 класс «Школа вежливых наук»
3 класс Планета «Здоровье»
5 класс «Еже ли Вы вежливы»
В данное направление включены общественно-полезные мероприятия такие, как:
работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»,
проведение субботников,
работа по озеленению школы,
организация дежурства в классах,
профориентационные беседы,
встречи с представителями разных профессий,
выставки поделок и детского творчества,
трудовые десанты,
работа на пришкольном участке,
сюжетно-ролевые игры.
Составляющей частью данного направления являются мероприятия гражданско-патриотического характера, которые традиционно проводятся в рамках школы:
неделя «Вахта памяти»;
встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
выставки рисунков,
оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
встречи с участниками «горячих точек»;
тематические классные часы;
оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
Конкурсы рисунков.
направление. Художественно-эстетическое.
Культурно-творческое и эстетическое воспитание направлено на:
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Ведущими формами деятельности при реализации данной программы являются:
работа кружков , студий, клубов по следующим программам:
1 класс Детский клуб «Колокольчик»,
Кружок «Умелые ручки», тестопластика, ,
2 класс Кружок «Умелые ручки», квилинг,
3 класс Кружок « Бумажное царство» - модульное оригами
5 класс Студия «Театральные подмостки»;
культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки;
концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;
приглашение артистов театров города и области в школу.
праздничное оформление школы и классных комнат.
Программы кружковой деятельности прилагаются.
направление. Общеинтеллектуальное.
Для реализации данного направления, которое включает в себя научно-познавательную и общеучебную деятельность, в программу заложены следующие виды внеурочной деятельности:
развивающие часы «Компьютерная грамотность» в 1, 2, 3 классах (Программа прилагается )
реализация комплексной программы по активизации познавательной деятельности для обучающихся 1,2, 3, 5 классов «Познаю, думаю, творю» (Программа прилагается.)
предметные недели,
библиотечные уроки,
книжные выставки,
участие во всероссийских играх «Волшебное слово», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Бульдог»
игровая деятельность, реализуемая через праздничные программы, конкурсы, викторины, классные и школьные мероприятия,
экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры
работа тьютора с одаренными детьми и детьми с проблемами в обучении.
5 направление. Общекультурное.
Реализуя задачи и содержание данного направления, в школе организована работа развивающих часов по программе «Секреты речи» в 1 и 2 классах, программа клуба «Затейник» для обучающихся 1, 3, 5 классов,
6 направление . Проектная деятельность
Разработка проектов к урокам, во внеурочной деятельности, к внеклассным мероприятиям, в период проведения предметных недель. Реализация программы «Я – исследователь», которая рассчитана на 68 часов (содержание программы прилагается).
Учебный план на 2013- 2014 учебный год
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, художественно-эстетическое, общеинтеллектуальное и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.
|
Классы
Направления
|
I
|
II
|
III
|
V
|
Всего
|
1
|
Спортивно-оздоровительное
|
|
|
|
|
10
|
|
Секция «Юниор»
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Секция «Олимпиец»
|
|
|
2
|
|
|
|
Секция «Школа мяча»
|
|
|
|
4
|
|
2
|
Социальное.
Тематические классные часы.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
3
|
Общекультурное
|
2
|
2
|
2
|
|
6
|
4
|
Художественно-эстетическое
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
5
|
Общеинтеллектуальное
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
6
|
Проектная деятельность
|
1
|
1
|
2
|
1
|
5
|
|
Итого
|
10
|
10
|
11
|
10
|
41
|
|