Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус




Скачать 192.37 Kb.
Название Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус
Дата публикации 19.10.2014
Размер 192.37 Kb.
Тип Закон
literature-edu.ru > Культура > Закон
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НИЖНЕВАРТОВСК

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Проект
«Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе дополнительного образования»




Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Шлыкова Раиса Петровна

г. Нижневартовск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основная роль в развитии творческой личности ребенка принадлежит системе дополнительного образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус.

В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека надо начинать с детства.

Искусство формирует, вырабатывает в личности ценностное, то есть собственно человеческое мироотношение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивает личность на самосовершенствование, самообразование и гармонизацию ее отношений с миром.

Всестороннее развитие духовного мира воспитанника через восприятие лучших образцов народных, классических и популярных музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов является основной целью деятельности педагога. Одна из главных воспитательных задач – пробудить заложенное в каждом обучающемся творческое начало, научить ребенка трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в музыке.

Новизной педагогического опыта является формирование музыкальных и культурных компетенций, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные компетенции в ходе реализации программы «Аккордеон, баян» в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Обучение музыке, и в частности обучение исполнителей, предполагает не только приобретение практических и творческих знаний, но и развитие разнообразных способностей и качеств личности.

Значительную роль в процессе овладения материалом играет репродуктивная деятельность: это воспроизведение услышанного в целом и по частям, подражание и даже копирование, но обязательно в собственно активном действии. Именно такая форма занятий: сначала практическая деятельность, а потом в дополнении к практике – теория, объяснения – становится почвой всестороннего развития ученика, формирования его мышления, становления его мастерства.


  1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА


Проблема воспитания духовности в современном обществе стоит очень остро и требует решения. Одним из вариантов такого решения является развитие внутреннего мира человека в самом его начале жизненного пути – в детстве, и является базовым направлением концепции духовно-нравственного развития.

Актуальность образовательного проекта «Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе дополнительного образования»

художественно-эстетической направленности обусловлена возможностью способствовать развитию духовной, эстетической культуры и отвечать запросам самых широких общественных слоев и различных социальных групп нашего общества, так как музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно-нравственного облика и мировоззрения в целом, эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

В современных условиях люди часто находятся в ситуации выбора, который не возможен без творческого подхода к любому делу.

С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитие творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей.

Совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение новых форм и методов обучения, стимулирующих творческую активность обучающихся – один из актуальных вопросов на современном уровне на занятиях по специальному инструменту в системе дополнительного образования. Как и в основной школе, здесь сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры.

Глобальные социально-экономические     преобразования     в     нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,   способных   нестандартно   решать   поставленные   задачи   и   на основе анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА


Цель проекта - развитие музыкальных способностей, выявление и развитие одаренных детей посредством обучения игре на аккордеоне, баяне, воспитание духовности, эстетического отношения к окружающему миру, умение чувствовать прекрасное, формирование музыкального вкуса, творческой активности и инициативы.

Задачи:

  • развить у детей интерес и любовь к народной, классической и современной музыке; основные музыкальные способности учащихся (слух, ритм, музыкальную память и др.); творческое начало;

  • научить теоретическим и практическим основам и навыкам игры на баяне, аккордеоне в индивидуальном исполнении и игры в ансамбле с учетом самостоятельной дальнейшей деятельности;

  • обогатить знаниями воспитанников в области русской и зарубежной музыкальной культуры;

  • сформировать у учащихся сознательное отношение к музыкально-творческой деятельности;

  • воспитать активными пропагандистами музыкального искусства (публичные выступления, игра в ансамблях, оркестре народных инструментов); потребность исполнительской самореализации.


4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Проект «Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе дополнительного образования» с точки зрения новизны находится на комбинационном уровне, так как интегрирует различные идеи развивающего обучения, синтезирует элементы разных технологий, в которых приоритетной целью является развитие творческих способностей обучающихся и их духовно-нравственного потенциала. Для эффективности реализации цели осуществляется гибкость в подборе и использовании методов и форм обучения.

Значимость проекта тесно связана с ценностями образования и состоит в том, что расширяет представление о возможностях популярного музыкального инструмента, ставит обучение на высокий профессиональный уровень, обеспечивает взаимосвязь обучения и творческой деятельности.

Проект направлен на формирование основ музыкальной культуры: представлений о специфике музыкального искусства, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками владения инструментом; воспитание культуры межнационального общения в процессе комплексного освоения связей отечественной истории и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ.

Ведущими подходами при реализации проекта являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений музыкального искусства, а также понимания роли музыки в жизни человека.

Проект располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (живопись, история и литература др.). Творческая деятельность учащихся может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий

В содержании музыкального образования усилена роль нравственного воспитания (знакомство с произведениями классики и народным искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами). В то же время акцент ставится на формировании позитивного заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран. Творческий процесс освоения позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности обучающихся. Успешность в различных видах музыкальной деятельности смягчает свойственные ребенку кризисные возрастные явления, формирует хороший вкус. Современная методика преподавания носит развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а педагог стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом.

Содержание проекта нацелено на формирование духовно-творческой культуры личности, на приобщение детей к миру музыки, к общечеловеческим и национальным ценностям, через их собственное творчество и освоение опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это индивидуальная и ансамблевая работа, чтение с листа, изучение музыкальной грамоты, участие в концертной деятельности, фестивалях и конкурсах.

Освоение учебного материала, в основном, проходит в процессе творческой деятельности детей по образовательной программе «Аккордеон, баян».

Содержание программы «Аккордеон, баян» предполагает 2 этапа: в содержании первого этапа (1 и 2 год обучения) значительное место отводится освоению необходимых практических начальных музыкально-исполнительских умений и навыков игры на музыкальном инструменте. На этом этапе актуально создание ситуации успеха, чтобы ребенок испытал радость собственного творчества. С этой целью в образовательный процесс внедряются нетрадиционные способы и приемы музицирования.

Задача педагога на данном этапе – выявить и развить индивидуальные природные возможности, музыкальные данные ребенка, дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительские навыки, определить цели и задачи последующих годов обучения.

Итог освоения этапа - любознательность ребенка, как основа его познавательной активности.

2 этап (3,4,5 годы обучения). Это этап совершенствования полученных ранее практических умений, которые предполагают создание условий для освоения основ допрофессиональной деятельности, освоение основ специализации, самоопределение, развитие духовности и интересов обучающихся.

На данном этапе даются более углубленные знания по различным направлениям музыкальной деятельности: сольное и ансамблевое исполнение музыкальных произведений, чтение с листа несложного нотного материала и подбор на слух знакомых мелодий, сочинение мелодий, защита проектов. Именно здесь наблюдается наиболее яркое проявление творческих способностей и одаренности. Обучающиеся подводятся к пониманию художественно - образной выразительности и к углубленным знаниям о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях. Формируется их эмоционально-сознательное отношение к музыке.

Задача педагога - оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.

Итог освоения этапа:

  • творческое и профессиональное самоопределение;

  • пробуждение креативности каждого обучающегося;

  • развитие способностей, творческого воображения и навыков общения;

  • развития позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.


4.1 Методы обучения
Объяснительно - иллюстративный, предполагающий:

  • информационно - познавательные беседы о жизненном пути и творчестве великих композиторов и музыкантов, связь с другими видами искусства, т.д.;

  • беседы об искусстве, видах и жанрах искусства;

  • беседы, необходимые для создания психологического и эмоционального настроя;

  • беседы - анализ формы произведения его особенности.

Проблемный. Раскрытие проблемы и показ способов решения.

Частично – поисковый. Педагог ставит проблему, создает проблемную ситуацию, а обучающиеся решают ее самостоятельно или с помощью педагога.

Исследовательский. Педагог дает творческое задание, а дети самостоятельно его выполняют, вычленяя проблему, определяя заложенные в ней противоречия, формулируя задачу и ища пути ее реализации. Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития.

Наглядный.

  • показ различных иллюстраций и фотографий по темам;

  • прослушивание музыкальных фонограмм и записей известных композиторов и исполнителей;

  • применение дидактических игр.

Практический.

  • устные упражнения (закрепляющие беседы, воспроизводящие упражнения);

  • технические упражнения (гаммы, арпеджио, аккорды и их обращение и т.д.)

  • выполнение творческих работ (чтение с листа, подбор на слух, сочинение мелодий и т.д.).

Информационно-познавательный.

  • посещение Детской юношеской филармонии, концертов, встреч с исполнителями и композиторами;

  • посещение мастер-классов специалистов;

  • просмотр и обсуждение видеофильмов, музыкальных фонограмм и записей.


4.2 Принципы обучения
Программа «Аккордеон, баян» основывается на принципах природосообраности, культуросообраности, коллективности, патриотической направленности, диалогичности.

Принцип природосообраности предполагает, что процесс творчества должен основываться на учёте возрастных, психофизиологических фаз, развитии индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика.

Принцип культуросообразности предполагает, что музыкальная деятельность обучающихся основывается на общечеловеческих ценностях культуры. Принцип культуросообразности необходим, чтобы развитие творческого мышления и мастерства помогало обучающимся ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем мире.

Принцип коллективности предполагает, что воспитание и образование осуществляемое в детском коллективе, дает обучающимся опыт жизни и обществе, взаимодействия с окружающими.

Патриотическая направленность осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ музыкальных произведений, как носителей культурно-исторической информации. Переживание их образного смысла способствует развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта.

Главным принципом работы с детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.
5. РЕСУРСЫ
Для реализации педагогического проекта «Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе дополнительного образования» в учреждении имеется хорошая материальная база.

Занятия проводятся в светлом просторном помещении (на базе Центра детского творчества), в котором имеются шкафы, стеллажи для хранения наглядных пособий, музыкальных инструментов, литературы и другого необходимого методического материала.

В наличии имеются аккордеоны и баяны (для разного возраста детей), пюпитры для нот, музыкальный центр для прослушивания фонограмм и записей, портреты композиторов, дидактический материал.

В библиотеке сформирован подбор нотного материала по обучению игре на различных музыкальных инструментах (по годам обучения).

В 2012 году приобретено пособие по обучению игре на аккордеоне, баяне в сопровождении оркестра с 1 по 5 класс ДШИ (оркестровый аккомпанемент на CD диске).

На занятиях используются мультимедийные пособия (презентации о творческом пути композиторов, развитии музыкального искусства на Руси, тесты и др.)

В учреждении имеется актовый зал, где организуется проведение концертов, филармоний, встреч с интересными людьми, воспитательных мероприятий, родительских собраний.

Таким образом, у обучающихся формируется музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, такие условия дают возможность ребятам чаще выступать перед публикой, родителями, сверстниками, что способствует развитию сценического мастерства.

Администрация Центра детского творчества создает условия не только для детей, но и повышение педагогического мастерства самого педагога.
6. ПАРТНЕРЫ
Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются структурные подразделения МАОУДОД ЦДТ: отделы декоративно-прикладного творчества, эстетики быта, музыкальный, натуралистический, ресурсный центр художественно-эстетического направления; АУ ХМАО-Югры «Социально-оздоровительный центр семьи и детей «Голубое озеро»; учреждения Департамента культуры города Нижневартовска: Дворец искусств, Центр национальных культур; учреждения Департамента образования города Нижневартовска: муниципальные образовательные средние школы и дошкольные учреждения; Музыкальный факультет Нижневартовского государственного гуманитарного университета и Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа; Пансионат для престарелых и инвалидов «Отрада»; Управление по молодежной политике города.

7. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Проект рассчитан на обучающихся 7-17 лет. Срок реализации -5 лет. При приеме в детское объединение учащиеся проходят собеседование, на котором проверяются музыкальные данные: мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной культуры ребенка.

Продолжительность и регулярность занятий по программе «Аккордеон, баян»:

  • 1 год обучения - 72 часа, 35-40 минут два раза в неделю (для обучающихся 7-8 лет, с 9 лет – 45 минут);

  • 2 год обучения - 72 часа, 45 минут два раза в неделю для обучающихся с 9 лет;

  • 3-5 год обучения – 216 часов, 45 минут два раза в неделю для обучающихся от 9 до 17 лет.


8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
Проект предполагает III этапа реализации:

1 этап (начальный) – 1 и 2 год обучения. В содержании этого этапа значительное место отводится освоению необходимых практических начальных музыкально-исполнительских умений и навыков игры на музыкальном инструменте, исполнение легких пьес.

2 этап (основной) - 3-4 год обучения постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению пьесы, упражнения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым обучающимся, ведется постепенное приучение детей к публичным выступлениям, вначале внутри коллектива, в классе перед обучающимися, родителями. Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, овладение элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление интереса к занятиям музыкой. Дети овладевают умением работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять этюды, пьесы.

3 этап (заключительный) - 5 год обучения. В течение этого периода обучающиеся совершенствуют полученные ранее практические умения, расширяют и углубляют музыкальные знания: детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми музыкальными жанрами и формами, различной фактурой исполняемых произведений. Обучающиеся подводятся к пониманию художественно-образной выразительности и к углубленным знаниям о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях. Формируется их эмоционально-сознательное отношение к музыке.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемые результаты работы по проекту:

  • получение детьми и подростками специальных знаний, умений и навыков;

  • владение основными исполнительскими навыками;

  • умение самостоятельно разучивать и выразительно исполнять произведения разных жанров;

  • владение навыками чтения с листа, игры в ансамбле, аккомпанемента и подбора по слуху;

  • восприятие элементов музыкального языка, музыкальной речи;

  • знание основных направлений музыкального искусства, основ музыкальной грамоты;

  • участие в коллективной творческой деятельности, способность воспринимать духовные ценности, использовать полученные знания в практической деятельности;

  • освоение навыков коммуникативной культуры;

  • адаптация в современных социальных условиях;

  • активная жизненная позиция, стремление к саморазвитию, проявление лидерские качества;

  • обладание «живым» интеллектом, способностью к ассоциативному, логическому мышлению, яркому индивидуальному самовыражению.

Результатами педагогической работы по проекту «Развитие творческих способностей и воспитание духовной культуры обучающихся на занятиях по программе «Аккордеон, баян» в системе дополнительного образования» являются:

1) методические разработки:

  • «Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия»

  • «Развитие навыков самостоятельной работы»

  • «Приобщение детей к истокам народной культуры»

  • «Теоретико-методологические основы развития способностей у детей»

  • «Проблема сценического самочувствия музыканта исполнителя».

2) разработки сценариев литературно-музыкальных и развлекательных мероприятий:

  • «Рождество Христово»

  • «Жаворонки, жаворонушки»

  • «Песни военных лет»

  • «День цветов»

  • «День воздушных шариков»

  • «Русские композиторы-классики».

Проведение семинаров-практикумов по музыкальному воспитанию для музыкальных руководителей дошкольных учреждений различной тематики: «Народный календарь», «Вокальная работа с дошкольниками»; открытых мероприятий, концертов: «С любовью к России», «День матери», «Мы помним славный День Победы».

Ежегодное участие обучающихся в конкурсах мультимедийных приложений «Здоровье это...», «Я выбираю жизнь», «Мой любимый композитор», «Бабушкин сундук» и др.

Обучающиеся являются победителями конкурса «Музыкальные ступеньки»: 1 и 2 место 2008-2009 учебный год; 1 и 3 место 2009-2010 учебный год; 2 место 2010-2011 учебный год; 2 и 3 место 2011-2012 учебный год; участниками городских фестивалей творчества детей с ограниченными возможностями «Я радость нахожу в друзьях» и «Солнце для всех»; Международного фестиваля «Шаг на встречу» г. Санкт- Петербург; принимают активное участие в концертных мероприятиях для пожилых людей пансионата для престарелых и инвалидов «Отрада».

В 2009-2010 учебном году 82% обучающихся имели средний и высокий уровень развития знаний, умений, навыков; 2010-2011 учебный год – 88%, 2011 - 2012 учебный год – 96%.

Проводя сравнительный анализ результатов исследования нравственной воспитанности обучающихся за период 2009-2011 учебные годы отмечается стабильность высоких и средних показателей.


Учебный год

Кол-во исследуемых

Уровень

высокий

средний

низкий

2009-2010

12

52,6%

47,4%

-

2010-2011

8

69,9%

30,1%

-

2011-2012

9

72,8%

27,2%

-



Обучающиеся имеют устойчивую систему положительных ценностных ориентаций, которая прослеживается в действиях и поступках обучающихся.
10. ПЕРСПЕКТИВЫ
Предполагается продолжить работу по профориентации подростков в сотрудничестве с музыкальным факультетом НГГУ и социально-гуманитарного колледжа.

Организация мастер-классов для обучающихся 4-5 годов обучения со специалистами музыкальных высших учебных заведений.

Продолжить работу творческой группы. Группа нацелена на активные выступления в концертах ЦДТ, детской юношеской филармонии, участие конкурсах и фестивалях различного уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

В настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.

Это связано, в первую очередь, с миром взрослых, который сегодня диктует свои правила, порой достаточно жесткие и злые и в котором достаточно непросто быть и остаться человеком.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Каждый из нас педагогов-музыкантов, уверен, что занимается самым важным делом - приобщением к искусству. Музыка призвана утверждать человеческое в человеке, обогащать и возвышать его душу.

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» Артур Шнабель (австрийский пианист и педагог).

ЛИТЕРАТУРА


  1. Алиев Ю.Б., Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000г.

  2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн.1,2. Изд.2-е – Л., 1971.

  3. Дереклеева Н.И., Классные часы по теме «Нравственность». - М., «5 за знания», 2006.

  4. Камаева В.И. Растим личность вместе; Дополнительное образование и воспитание. № 9.2012. – С. 6

  5. Сластенин В., Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1986.

  6. Смирнова Т., Интенсивный курс обучения, методические рекомендации.; Пособие для преподавателей, детей и родителей.- М., 1994.

  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

  8. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя/ Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова.; Под ред. Н.А.Кушаева.- М.: Просвещение, 2006.

  9. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сборник научно-методических статей.; Под ред. Л.В.Богомоловой.- М.: Новая школа, 1994.

  10. Программа для детских музыкальных школ: - М.: Министерство культуры, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Настоящий учебный план разработан в соответствии с законом «Об образовании...
Настоящий учебный план разработан в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»; Типового положения об образовательном...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Анализ работы маоу дод «Центр детского творчества» муниципального...
Законом РФ «Об образовании» и Законом рб «Об образовании», Концепцией модернизации дополнительного образования рф, Типовым положением...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Положение о внеурочной деятельности учащихся
Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс Пояснительная...
Законом Российской Федерации от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Фгос дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в...
Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Национальный стандарт российской федерации социальное обслуживание населения
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Национальный стандарт российской федерации гост р ен 779- 2007
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Министерство образования и науки российской федерации приказ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание...
Законом Российской Федерации «Об образовании…» системе дополнительного образования детей придается образовательный статус icon Российской Федерации Краснодарский институт дополнительного профессионального...
Методический опыт практического проведения олимпиад по истории россии в системе профильного школьного обучения старшеклассников
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции