Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена согласно в соответствии требованиями ФГОС НОО на основании концепции программы Д.Б.Кабалевского.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на закрепление опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, приобретенных ранее в школе в процессе занятий музыкой. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 7 классе является закрепление умения ориентироваться в разных музыкальных жанрах и стилях, явлениях и событиях, а также давать оценку звучащей музыки.
Содержание раскрывается в учебных темах по четвертям.
Тема первой четверти: «Что значит современность в музыке?».
Тема второй четверти: «Музыка «серьезная» и музыка «легкая».
Тема третьей четверти: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки».
Тема четвертой четверти: «Великие наши «современники».
Важной линией реализации тематических блоков является постижение жанровых и стилистических особенностей музыкального языка, трактовка стиля как отражения мироощущения композитора, исполнителя, слушателя.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
1. 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1- 8 классы. – Москва: Просвещение, 2007год;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений). и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита творческих проектов.
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 7 класс (34 ч.).
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
|
1 четверть. Тема «Что значит современность в музыке?».
|
9 часов
|
1.
|
Может ли музыка классическая быть современной
|
1 час
|
2.
|
Современна ли музыка И.С. Баха
|
1 час
|
3.
|
Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII века.
|
1 час
|
4.
|
Тема страдания в музыке В.Лобоса
|
1 час
|
5.
|
Темы трагедии в музыке Л.Бетховена.
|
2 часа
|
6.
|
Тема трагедии в музыке Д.Шостаковича.
|
1 час
|
7.
|
Что значит современность в музыке.
|
1 час
|
8.
|
Обобщение тем четверти
|
1 час
|
|
2 четверть Тема «Музыка «серьёзная» и музыка «лёгкая».
|
7 часов
|
1.
|
«Лёгкое» и «серьёзное» в танцевальной музыке.
|
2 часа
|
2.
|
«Лёгкое» и «серьёзное» в песне.
|
1 час
|
3.
|
«Лёгкое» и «серьёзное» в опере.
|
1 час
|
4.
|
Лёгкое» и «серьёзное» в балете.
|
1 час
|
5.
|
Ансамбль – значит вместе.
|
1 час
|
6.
|
Обобщение тем
|
1 час
|
|
3 четверть. Тема «Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки».
|
10 часов
|
1.
|
Бардовская (авторская) песня.
|
2 часа
|
2.
|
Джаз-дитя двух культур
|
2 часа
|
3.
|
Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав.
|
1 час
|
4.
|
От оперы к оперетте.
|
1 час
|
5.
|
Мюзикл периода развития.
|
1 час
|
6.
|
От оперы к рок-опере.
|
1 час
|
7.
|
«Лёгкая» музыка в драматических спектаклях
|
1 час
|
8.
|
Обобщение тем этой четверти.
|
1 час
|
|
4 четверть. Тема «Великие наши «современники».
|
8 часов
|
1.
|
Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра
|
1 час
|
2.
|
Роль « легкой» и « серьезной» музыки в драматическом спектакле
|
1 час
|
3.
|
Два протока одной могучей реки
|
1 час
|
4.
|
Обобщение темы «Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки».
|
1 час
|
5.
|
Великие наши «современники».
|
1 час
|
6.
|
Человек и народ. Герои М.П.Мусоргского.
|
1 час
|
7.
|
Традиции и новаторство в творчестве С.С.Прокофьева.
|
1 час
|
8.
|
Обобщение тем. Музыкальная викторина.
|
1 час
|
Календарно-тематическое планирование (34ч)
1 четверть. Тема «Что значит современность в музыке?».
|
№
|
План
|
Тема
|
цель
|
Элементы содержания
|
Виды деятельности
|
1.
|
|
Что значит современность в музыке.
|
Понятия «современник», «современность». Теории зарождения музыки с музыкальными примерами
|
. Доказать то, что музыка прошлых эпох может быть современной нам , людям XXI века , благодаря тем мыслям и чувствам , которые в ней отображены; разграничить понятия «современность» и «мода». Рассказать ребятам о биографии и творчестве композитора Видеоряд: портрет композитора.
|
Слушание: С. Прокофьев кантата «Александр Невский», оп. «Война и мир» (фрагменты). «Stop» Rolling Stones « Stop» Rolling Stones ( см.д. « Основные напр. джаза и рока» № 29)
Исполнение: «Как здорово» О.Митяева
|
2.
|
|
Современна ли музыка
И.С. Баха.
|
Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере
«Токкаты и фуги d moll» И.С.Баха» шутки» И.С.Баха.
|
Термин «современное искусство» имеет два значения: боле узкое – то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое, - искусство, не зависимое от эпохи, в которую было создано, но отвечающее нашим современным идеалам. Рассказать ребятам о биографии и творчестве композитора Видеоряд: портрет композитора.
|
Слушание: « Токката ре-минор», «Шутка».
Разучивание: «Как здорово» О.Митяева
|
3.
|
|
Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII века.
|
Показать, что музыка И.С.Баха по строю чувств, образности не менее современна для нас , чем музыка современников;
|
Дать значение термина Токката. Сформировать представления учащихся о музыкальных жанрах и композиторах эпохи Барокко. Показать, что музыка И.С.Баха по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников;
Видеоряд: портрет композитора
|
Слушание: Бах «Страсти по Матфею» (ария Альта (Петра))
Разучивание: “Не повторяется такое никогда”муз. С.Туликова
|
4.
|
|
Тема страдания в музыке В.Лобоса
|
Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере произведений В. Лобоса
«Бразильские бахианы»
|
провести параллель сквозь века и континенты ( Бах_- Лобос); закрепить жанровые особенности арии (интонация, развитие, построение музыки), черты Баховского стиля. Рассказать ребятам о биографии и творчестве композитора.Видеоряд: портрет композитора.
|
Слушание:
Разучивание:
“Не повторяется такое никогда”муз. С.Туликова
|
5.
|
|
Темы трагедии в музыке Л.Бетховена.
|
На примере «Сонаты № 14» Л.В.Бетховена показать, что любовь даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше
|
Рассказать ребятам о биографии и творчестве композитора Видеоряд: портрет композитора, показать на примере биографических сведений из жизни Л.Бетховена «радость испытания, радость труда и борьбы, преодоленного страдания, победы над самим собой»; Подтвердить эти позиции бетховенской музыкой. Подвести учащихся к выводу о том ,что музыка укрепляет доброту человека
|
Слушание: «Лунная соната»
1 часть
Разучивание: Песня о друге” муз. А.Петрова
|
6.
|
|
Тема трагедии в музыке Л.Бетховена
|
На примере «Сонаты №14» Л.В.Бетховена показать, что любовь даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше.
|
Усвоить содержание музыкальной формы «соната». Определить в чем состоит современность сонаты №14, соответствует ли ее музыкальный характер чувствам, которые переживаем и мы На примере «Сонаты №14» Л.В.Бетховена показать, что любовь даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше. Видеоряд: портрет композитора.
|
Слушание: «Лунная соната» 2 -3 части
Разучивание: Песня о друге” муз. А.Петрова
|
7.
|
|
Тема трагедии в музыке Д.Шостаковича.
|
Показать на примере
«Симфонии № 7 (ленинградской)» Д.Шостаковича, как композитор с помощью музыки выразил трагедию всего народа.
|
Постараться объяснить учащимся, что в Седьмой симфонии Д.Шостакович средствами музыки передал глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыл борьбу двух начал: добра и зла. Рассказать ребятам о биографии и творчестве композитора. Видеоряд: портрет композитора.
|
Слушание: Сл. «Симфония №7»(Ленинградская)
Разучивание: “Всегда со мной моя Россия”муз. С. Туликова
|
8.
|
|
Может ли музыка классическая быть современной
|
Показать, что современная музыка может стать классической.
|
доказать, используя музыкальные примеры, прозвучавшие на уроках 1 четверти, что мы можем воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников; подготовиться к викторине, которая состоится на следующем уроке.
|
Слушание: Музыку, звучавшую на уроках этой четверти. Подготовка к викторине.
Разучивание: “Всегда со мной моя Россия” муз. С.Туликова
|
9.
|
|
Обобщение тем четверти.
|
С помощью викторины закрепить знания музыкального материала
|
Раздаточный материал - тест. Музыкальная викторина.
|
Слушание: Урок-викторина.
Исполняем: песни этой четверти.
|
|