Министерство образования Российской федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста
630100 “АРХИТЕКТУРА”
Квалификация выпускника:
- архитектор
- архитектор-дизайнер
- архитектор-реставратор
Вводится с момента утверждения
Москва - 2000
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
“АРХИТЕКТУРА”
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000г., № 686
Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
290100 Архитектура;
290200 Дизайн архитектурной среды;
291200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия.
1.3. Квалификация выпускника архитектор, архитектор-дизайнер, архитектор-реставратор.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки архитектора, архитектора-дизайнера, архитектора-реставратора по направлению подготовки дипломированного специалиста “Архитектура” при очной форме обучения 6 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Архитектура-область человеческой деятельности, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектом профессиональной деятельности по направлению “Архитектура” является вновь создаваемая, реконструируемая или реставрируемая искусственная материально-пространственная среда (интерьер, здание, группа зданий, квартал, населенный пункт, город, агломерация, в т.ч. и входящие в их состав предметно-пространственные комплексы жилого, общественного и производственного назначения), создаваемая по законам целесообразности и красоты, а также цифровые, вербальные, графические, объемные и другие модели этих элементов.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению “Архитектура” в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательскую;
- исследовательско-проектную;
- исследовательско-педагогическую;
- организационно- управленческую;
- экспертную.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Выпускник может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник разрабатывает и осуществляет техническое руководство разработкой архитектурной части комплексных проектов объектов различного назначения, генеральных планов городов, согласовывает с соответствующими органами намеченные проектные решения, обеспечивает их соответствие действующим нормативным документам по проектированию и строительству. Проводит предпроектный анализ и исследовательские работы по определению наиболее рациональных и перспективных социальных, экономических, экологических, инженерно-конструктивных, композиционно-художественных решений разрабатываемых проектов, формулирует их цели и задачи, грамотно изображает архитектурный замысел, выполняет рабочие чертежи и макеты, применяет знания смежных и сопутствующих дисциплин при разработке проекта. Руководит составлением необходимых технико-экономических обоснований и расчетов по объему строительно-монтажных работ, определением сметной стоимости строительства, необходимого состава и количества оборудования, изделий и материалов, подготавливает материалы для заключения договоров с заказчиками и субподрядными организациями на проведение проектно-изыскательских работ. Принимает участие в рассмотрении, согласовании и защите проектов в вышестоящих организациях и органах экспертизы, осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов. Повышает свою квалификацию, анализирует современные тенденции проектирования и строительства, изучает отечественный и зарубежный опыт.
Выпускник специальности “Дизайн архитектурной среды” выполняет проектные, исследовательские и другие работы, связанные с комплексным формированием предметно-пространственных (архитектурно-дизайнерских) ансамблей, осуществляет руководство этими работами.
Выпускник специальности “Реставрация и реконструкция архитектурного наследия” выполняет проектные, исследовательские и другие работы, связанные с реставрацией и реконструкцией архитектурных объектов.
Выпускник должен знать постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся направлений развития архитектуры, строительства, образования, науки, культуры, искусства, экономики, выполнения научно-исследовательских, исследовательско-проектных, организационно-управленческих, экспертных и строительных работ, методы исследования, проектирования, организации и планирования проектных работ, технические, композиционно-художественные, экономические, экологические, социальные, нравственные и другие требования, предъявляемые к создаваемым проектам, к организуемым учебным процессам, специфику региональных и местных природных, экономических, экологических, социальных, нравственных и других условий реализации градостроительных и архитектурных решений; виды и свойства строительных материалов и конструкций; виды, свойства и характеристики дизайнерского оборудования; виды и свойства строительных материалов и конструкций, используемых в реставрационных работах; строительные нормы и правила; стандарты, технические условия и другие руководящие документы по разработке и оформлению проектно-сметной документации; методы проведения технико-экономических расчетов и обоснований проектных решений, передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства, основы экономики, организации труда, производства и управления, законы о труде и охране труда Российской Федерации, правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.4.4. Квалификационные требования.
Выпускник подготовлен к решению следующих типов задач:
- научно-исследовательская деятельность - фундаментальные и прикладные исследования в области архитектуры, архитектурного проектирования, архитектурного образования;
- исследовательско-проектная деятельность – выявление, создание и обоснование социально значимых архитектурных проектных концепций и проектов, разработка проектов, выдача проектной документации, авторский контроль;
- исследовательско-педагогическая деятельность - выявление, создание, обоснование и реализация социально значимых моделей и программ архитектурного образования;
- организационно-управленческая деятельность - выявление, создание, обоснование и реализация социально значимых и экономически эффективных моделей и программ архитектурного проектного производства и сферы архитектурного образования;
- экспертная деятельность – проведение экспертных изысканий и формулировка заключений по результатам и используемым средствам в архитектурной научно-исследовательской, исследовательско-проектной, исследовательско-педагогической, организационно- управленческой и экспертной деятельности.
Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Архитектура”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
“АРХИТЕКТУРА ”
3.1. Основная образовательная программа подготовки архитектора разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки архитектора, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки архитектора состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки архитектора должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
- цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - Общие математические, естественнонаучные и инженерно-
технические дисциплины;
- цикл ОПД- Общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
- ФТД - Факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки архитектора должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АРХИТЕКТОРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “АРХИТЕКТУРА”.
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные разделы
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
ГСЭ
|
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
|
1800
|
ГЭС.Ф.
00
|
Федеральный компонент
|
1292
|
ГЭС.Ф.
01
|
Иностранный язык:
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма
нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц
общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего
характера без искажения смысла при письменном и устном общении ;
основные грамматические явления, характерные для профессиональной
речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности
научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого
этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы публичной речи
(устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в
сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и
тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
|
340
|
ГЭС.Ф
02
|
Физическая культура:
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая
культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за
Состоянием своего организма.
|
408
|
ГЭС.Ф
03
ГСЭ.Ф.
04
ГСЭ.Ф.
05
ГСЭ.Ф.
06
ГСЭ.Ф.
07
ГСЭ.Ф.
08
ГСЭ.Ф.
09
ГСЭ.Ф
10
ГСЭ.Ф
11
|
Отечественная история:
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического
источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России- неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.
Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления
государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика
формирования единого российского государства. Возвышение Москвы.
Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной
модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового
развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Культурология:
Структура и состав современного культурологического знания.
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая
и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и
массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
Политология:
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии,
электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и
способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая
аналитика и прогностика.
Правоведение:
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности. Международное право
как особая система права. Источники российского права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России. Система органов
государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной
деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Психология и педагогика:
П с и х о л о г и я: предмет, объект и методы психологии.
Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание.
Мнемические процессы.
Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности.
Общение и речь.
Психология личности.
Межличностные отношения.
Психология малых групп.
Межгрупповые отношения и взаимодействия.
П е д а г о г и к а: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как
социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная
система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и
развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция,
семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
Русский язык и культура речи:
Стили современного русского литературного языка. Языковая
норма, ее роль в становлении и функционировании литературного
языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и
письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных
языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной
сфер деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы
унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства
русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение
речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей
русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Социология:
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии
как науки. Социологические проекты и социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая система и процессы
глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и
личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация.
Личность как деятельный субъект.
Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования.
Философия:
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы
ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции
бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм
и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и
его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность
и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и
ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного
познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Экономика:
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические
системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы
экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские
предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная
плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги.
Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их
функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор.
Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический
рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя
торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы
собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.
Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
|
|
|