Культурология
Задания для самостоятельной работы на период карантина
Группы: 614-Прс, 922-Пж, 812-Пж, 812-Т, 822-Т, 713-Т, 614-М, 734-М
Подготовить устные ответы по вопросам для самопроверки по лекции № 6
Первый уровень усвоения
-
Назовите и кратко охарактеризуйте основные художественные стили XIX века в Европе.
-
Отметьте стилевые особенности ампира.
-
Как Вы думаете, чем объясняется выдвижение на первое место в культурном развитии России XIX столетия литературы?
-
Какие новые направления в искусстве появились в Европе в конце XIX в.? Какие виды искусств они охватили?
-
Какие факторы повлияли на основные процессы и направления художественного творчества в начале XX века?
Выполните тестовые задания
-
Определите художественный стиль. В этом стиле работали авторы социального романа: во Франции – Бальзак, Мопассан, Золя, Флобер; в Англии – Диккенс, Стендаль, Голсуорси; в России – Тургенев, Достоевский, Толстой:
А) критический реализм;
Б) романтизм;
В) импрессионизм;
Классицизм.
-
Художники Моне, Мане, Дега, Ренуар ставили задачу наблюдения и передачу света. Они работали в стиле:
А) символизма;
Б) реализма;
В) импрессионизма;
Г) классицизма.
Второй уровень усвоения
-
Продолжите ряд своими предложениями:
Французский писатель Стендаль сформулировал основные принципы эстетики реализма XIX в.:
-
правдивость и историчность изображения жизни;
-
типичность характеров и обстоятельств;
-
…
-
…
-
…
-
…
-
Вставьте пропущенные направления модернизма в схему 6.2:
Схема 6.2
Третий уровень усвоения
-
Прочитайте несколько стихотворных отрывков и ответьте на вопросы: как представляли себе мир и человека немецкие поэты?
Весь дикий мир – очаг огня, потоп.
(«Не смей молчать», Пауль Цех)
Трубный звук гремит вокруг.
Трупный смрад царит вокруг.
Трудный путь безбожных мук.
(«Бог умер», А. Эренштейн)
Но ведай:
Звериные дни настают.
(«Угроза», Готфрид Бенн)
Я, пленник пространства,
На смерть обреченный
И приговоренный ко сну.
(«Агасфер», А. Эренштейн)
Душа в отметинах распада.
(Готфрид Бенн)
Венец творенья, боров, человек.
Ступай куда положено – в свинарник.
(Готфрид Бенн).
Выполните тестовые задания к семинару № 6
-
Какое искусство было в свое время названо «самым массовым из всех искусств»:
А) архитектура; В) кино;
Б) театр; Г) живопись.
-
Технократия – это:
А) синоним техногенной цивилизации;
Б) политическая власть технической элиты;
В) метод технического исследования;
В) технический капитал.
-
Дионисийские прзднества проходили в сопровождении:
А) флейт и свирелей;
Б) лир и кифар;
В) скрипки и органа;
Г) флейт и кифар.
-
Понятие «техноэтика» включает в себя:
А) идеал техники и противопоставление его природе;
Б) научно-технический прогресс и артефакты;
В) базисные добродетели, долг, ценности, ответственность;
Г) технологию и автоматизацию.
-
Массовая культура – порождение:
А) XIX века;
Б) XX века;
В) XVIII века;
Г) XXI века.
-
Соотнесите основные институты общества и их символические черты:
А) деньги, торговля, марка; 1) религиозный;
Б) флаг, кодекс, хартия; 2) образование;
В) диплом, степень; 3) политический;
Г) крест, алтарь; 4) экономический.
-
Какие выводы можно сделать из нижеприведенных фактов?
-
По данным ЮНЕСКО, каждый третий житель планеты носит очки.
-
ВСША нет учреждений, напоминающих наши «Дом ребенка» или сиротские дома. Там не бросают детей по причине бедности родителей или физических недостатков ребенка.
-
Специалисты считают, что здоровье человека на 91% зависит от него самого, и прежде всего от его образа жизни, а на 9% - от медицины.
-
На долю молодежи (15-30 лет) во всех странах мира приходится больше всего браков, но и больше всего разводов.
-
В Африке 1 телефон приходится на 330 жителей.
-
Составьте два списка:
Индивидуальные потребности
|
Общественные потребности
|
1. ...
|
1. ...
|
-
...
|
2. ...
|
|
3. ... и т.д.
|
-
Укажите, какие из указанных Вами потребностей относятся к фундаментальным, а какие – к нефундаментальным?
-
Определите, чем отличаются индивидуальные и общественные потребности?
-
Почему их у вас разное количество, или одинаковое, – объясните.
-
Определите, каким образом потребности связаны с темой «Культура личности и общества»?
-
Объясните, почему?
-
Именно в портрете как жанре живописи так полно отражаются личностные характеристики человека?
-
Гуманитарное знание, в том числе и курс культурологии, повышает уровень индивидуальной культуры?
-
В эпоху Средневековья дамские костюмы стали шить более узко, обрисовывая верхнюю часть фигуры, а юбка приобрела шлейф. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». Наказание было иногда весьма значительным – отлучение от церкви. Почему?
-
Идеал делового человека, бизнесмена привел к изменениям в его костюме?
-
Важно знать основные положения этики денежных взаимоотношений?
-
Заполните помещенную ниже таблицу.
Карманные деньги
|
|
Левые деньги
|
|
Отмывание денег
|
|
-
Придумайте сами определение этим понятиям на основе жизненного опыта,
сведений из СМИ.
-
Расскажите об одном из этих явлений подробнее.
Попытайтесь решить устно предлагаемые задачи , будьте готовы представить свою точку зрения на представленные проблемы на следующем семинарском занятии
Проблемные задания
-
Прочитайте слова поэта XX в. Игоря Губермана и ответьте на проблемные вопросы:
«Российский нрав прославлен
в мире, его исследуют везде.
Он так диковинно обширен,
что сам тоскует по узде».
-
Какую проблему нашего семинара иллюстрирует данный стихотворный отрывок?
-
Приведите примеры из истории развития русской культуры, когда государство и власть пытались «накинуть узду» на нее.
-
Существует мнение, что историю развития нашего государства чаще определяли его вожди, лидеры. Не относится ли это утверждение и к культуре нашей страны? Свое мнение обоснуйте.
-
Образ России – степной кобылицы – летящей, несущейся вскачь, прекрасно воссоздал Александр Блок в поэме «На поле Куликовом»:
«И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
-
Российское общество менялось вдруг, скачкообразно, без длительной подготовки.
-
Проиллюстрируйте эту особенность развития России с культурологической позиции (приведите примеры из истории развития культуры в России).
Культурология
Задания для самостоятельной работы на период карантина
Группа: 812-Д
Вопросы для самопроверки по лекции № 7 (устно)
Первый уровень усвоения
-
Укажите и кратко охарактеризуйте основные периоды развития культуры в России.
-
Назовите основные памятники культуры славянской древности.
-
Расскажите об основных составляющих культуры эпохи Киевской Руси.
-
Какие памятники литературы, зодчества и иконописи были созданы в период феодальной раздробленности. Какие художественные школы этого периода Вам известны?
-
Проиллюстрируйте конкретными примерами понятие «обмирщение культуры» XVI-XVII вв.
Второй уровень усвоения
-
Установите соответствие между авторами и их работами:
А) Андрей Рублев; 1) «Спас Нерукотворный»;
Б) Федор Конь; 2) «Собор Василия Блаженного»;
В) Дионисий; 3) Смоленская крепостная стена;
Г) Аристотель Фиораванти; 4) «Троица»;
Д) Барма и Постник; 5) «Богоматерь Одигитрия»;
Е) Симон Ушаков; 6) Успенский собор в Москве.
-
Найдите в приведенном списке технические приемы древнерусских ювелиров, распространенные в Киевской Руси в декоративно-прикладном искусстве:
А) филигрань; Б) навь; В) зернь; Г) триптих; Д) чернь; Е) явь.
-
Запишите слово, пропущенное в фразе:
«Высшее духовенство носило поверх одежды на цепи небольшую иконку, которую называли _________________________________________.
-
Прочтите отрывок из текста и определите, о какой доктрине идет речь? Впишите пропущенное в текст.
«В посланиях Филофея, монаха псковского Елеазарова монастыря, к великому князю Василию III и царю Ивану IV наиболее последовательно была изложена теория ____________________________________________________________, утверждавшая идею преемственности и ведущей роли Российского государства в православном христианском мире после утраты ее Константинополем».
-
Соотнесите отрывки из былин и картины В. М. Васнецова:
А) «Словно ястреб взглянул с высоты небес.
Вот о землю царь стукнул палкою.
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил наконечником».
Б) «Как прямо ехати –
Живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному...
Направу ехати – женатому быти, налево – богату быти».
В) «И вина кровавого тут недостало,
Тут и пир докончили
Храбрые русичи:
Сватов напоили,
А сами полегли
За землю русскую».
1) «После побоища»; 2) «В горнице Московского дома»; 3) «Царь Иван Грозный»;
4) «Витязь на распутье»; 5) «Три богатыря»; 6) «Алёнушка»; 7) «Баян».
Третий уровень усвоения
-
Заполните помещенную ниже таблицу. В левом столбике даны понятия, а в правый надо записать их определения.
Понятия
|
Определения
|
1. Хмурень, сечень, серпень, грудень.
|
|
2. Мокошь, Ярило, Род, Сварог.
|
|
3. «Умозрение в красках».
|
|
4. «Застывшая музыка».
|
|
5. Монастырь.
|
|
6. Братина.
|
|
7. Старообрядцы.
|
|
-
Проиллюстрируйте конкретными примерами эти понятий.
-
Дайте краткую характеристику любому государственному деятелю или деятелю культуры этого периода (Ярослав Мудрый, Сергий Радонежский, Андрей Рублев, А. Л. Ордин-Нащокин, С. Лихуд, С. Полоцкий, Никон).
Выполните тестовые задания к семинарскому занятию № 7
-
К какому веку относится Русское Предвозрождение:
А) XIV;
Б) XV;
В) XVI;
Г) XVII.
-
Фрески в псковской церкви Преображения на Ильине улице выполнил:
А) Андрей Рублев;
Б) Феофан Грек;
В) Дионисий;
Г) Симон Ушаков.
-
12-томный свод «Минеи-Четьи» написан в основном:
А) митрополитом Макарием;
Б) Филиппом Колычевым;
В) Андреем Курбским;
Г) патриархом Никоном.
-
В шатровом стиле построены:
А) Софийский собор в Киеве;
Б) Золотой дом Нерона;
В) Георгиевский собор в Новгороде;
Г) церковь Вознесения в Коломенском.
-
Автор теории «Москва – Третий Рим»:
А) псковский игумен Филофей;
Б) протопоп Аввакум;
В) Сергий Радонежский;
Г) митрополит Филарет;
-
Непримиримые противники церковной реформы XVII в.:
А) Ферапонт и Феодосий;
Б) Иван Грозный и Андрей Курбский;
В) Никон и Аввакум;
Г) Макарий и Филофей.
7. Славяно-греко-латинская академия открыта в:
А) XIV в.;
Б) XV в.;
В) XVI в.;
Г) XVII в.
8. Дивное узорочье – так современники определили стиль XVII века на Руси в:
А) декоративно-прикладном искусстве:
Б) живописи;
В) зодчестве;
Г) скульптуре.
9. Согласны Вы с приведенным суждением или нет? Подтвердите или опровергните мнение Сперанского М. М.
«Я хотел бы, чтобы кто-нибудь указал мне, какая разница в отношениях крепостных крестьян к их господам и дворян к неограниченному монарху. Разве последний не имеет над дворянами такой же власти, как они над своими рабами? Я нахожу только два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. В России нет свободных людей».
-
Можно ли дополнить список особенностей национального менталитета русских наличием рабской психологии?
-
Кто такой Сперанский М. М.?
-
Значимо ли его мнение?
-
Известны слова Ключевского о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты.
-
Как Вы понимаете эти слова? Выскажите свои суждения.
-
Русский философ Н. А. Бердяев писал:
«Московский период был самим плохим периодом в русской истории, самым душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу…»
-
Относится ли это утверждение, на Ваш взгляд, и к истории развития русской культуры?
-
Приведите примеры из истории развития культуры этого периода, подтверждающие или опровергающие данное суждение.
-
Прокомментируйте стихотворение «Я русский» поэта Константина Бальмонта (1867-1942).
-
Какие цивилизационные и культурные особенности русского менталитета подчеркивает поэт?
Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рожден и возрос.
Не ночью, не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.
Я русский, я рыжий, я русый.
От моря до моря ходил.
Низал я янтарные бусы,
Я звенья ковал для кадил.
Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я – тропинкою узкой,
Приду – как широкий рассвет.
-
Подумайте, выскажите свою точку зрения и аргументируйте ее.
Если бы Вам предложили нарисовать Россию в облике человека, то Вы будете рисовать ее в облике женском или мужском?
-
В чем исток жизненности российской цивилизации и культуры?
Познакомьтесь с глоссарием по теме
«Культура Древней и Московской Руси»
Глоссарий
«Апостол»
|
Богослужебная книга, содержащая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий.
|
Апсида
|
Полукруглый, иногда снаружи граненый, выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых расположены жертвенник и дьяконник.
|
Барабан
|
Вертикальная цилиндрическая вставка под куполом, прорезанная окнами и служащая для освещения церкви.
|
Генезис
|
Момент возникновения и последующего развития.
|
Закомара
|
Полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т. е. торцу цилиндрического свода.
|
Квадрифолий
|
Четырехлепестковый план зданий в виде четыре соединенных полукружий.
|
Кокошник
|
То же, что и закомара, но не отвечающая конструкции и имеющая чисто декоративный характер.
|
Кремль
|
Центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. До XIV в. назывался детинцем.
|
Ксилография
|
Гравюра на дереве.
|
Неф
|
Продольное помещение внутри церкви. Если нефов несколько, то они отделяются друг от друга рядами столбов (колонн).
|
Обмирщение
|
Освобождение культуры от подчинения ее церкви, канонам.
|
Парсуна
|
Искажение слова «персона» (от лат. persona – личность, лицо). Портретный жанр в XVII в.
|
Придел
|
Часовня, пристроенная к церкви.
|
Псалтырь
|
Сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий завет.
|
Раскол
|
Результат проведенной патриархом Никоном церковной реформы, унифицировавшей все церковные обряды по греческому образцу. Противники реформы, требовавшие возврата к старым традициям, назывались старообрядцами.
|
Священное писание
|
Книги, содержащие основополагающие идеи той или иной религии и воспринимаемые верующими как данное свыше посредством откровения. Христианство – Библия, иудаизм – Танах, ислам – Коран, индуизм – Веды, буддизм – Трипитака.
|
Секуляризация
|
Процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.
|
Соборность
|
Самобытность русской общественной организации, в основе которой лежит прославление с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. Идею соборности русского народа впервые выдвинул Хомяков А. С. (славянофил)
|
Часослов
|
Церковно-богослужебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песнопения и другие тексты богослужения.
|
Уния
|
Объединение православной и католической церквей с признанием главенства папы римского при сохранении своих обрядов и богослужений.
|
Характер
|
Характер – это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, действиях.
|
Этнос
|
Племя, народ, нация – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей. Каждый этнос образует определенную культурную целостность, единство их психического склада.
|
Рекомендуемая учебная и дополнительная литература к теме
-
Балакина Т. И. История русской культуры. – М., 1997.
-
Даниэль С. М. Библейские сюжеты. – СПб., 1994.
-
Емонохова Л. Г. Мировая художественная культура. – М., 2001.
-
Искусство. Живопись, Скульптура. Архитектура, Графика. Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 3. Русское искусство. Советское искусство /Сост. М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев. – 4- е изд., испр. и доп. – М., 1989.
-
История русского искусства. В 3-х т. – Т. I. Искусство X-первой половины XIX века /Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. – М., 1991.
-
Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.
-
Культурология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 3-е изд. – М., 2006. – С. 106.
-
Оганесян А. А. Культурология. – М., 2001.
-
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.
-
Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зенина М. Р. Культура России. IX-XX вв. – М., 1996.
-
Энциклопедический словарь по культурологии /Под ред. А. А. Радугина. – М., 1997.
|