Рабочая программа по литературному чтению класс




Скачать 0.62 Mb.
Название Рабочая программа по литературному чтению класс
страница 1/5
Дата публикации 17.10.2014
Размер 0.62 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


  1. КЛАСС


учитель: Лещёва В.В.


2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личнисти гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы образовательной системы «Школа России» «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.) для 1- 4 классов.

Образовательная программа «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.) для 1- 4 классов в системе «Школа России» соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.

Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитания гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье;

- единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- свобода и плюрализм в образовании;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний ступени обучения и картины мира;

- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа направлена прежде всего на развитие и совершенствования содержания образования и на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе Российской Федерации «Об образовании» и приведенных выше методологических принципов.

В рабочей программе определена система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, придуманы формы контроля.

  • Направленность программы на реализацию программы развития ОУ, её приоритетных направлений («Информатизация», «Одарённые дети», «Здоровье»);

  • На развитие познавательной сферы (внеклассная работа по предмету, подготовка к олимпиадам, участие в интеллектуальных конкурсах и мероприятиях);

  • На развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения);

  • На развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход, физкультминутки на уроках);

  • На развитие ИКТ-компетенций (использование тренировочных упражнений с детьми на компьютере, демонстрация презентаций по отдельным темам, интерактивная доска).


УМК «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.) создает условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности, выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся.Программа рассчитана на обучение детей с разным уровнем развития т.к. в классе обучаются дети с низким и высоким уровнем развития. Программа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, выразительной сферы, ИКТ–компетенций через организацию дифференцированной работы на уроке, подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, через реализацию развивающего курса «Умники и умницы». Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков через организацию физкультурно-оздоровительных занятий.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными типами текстов, развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы» формирование нравственных чувств и представлений; воспитание уважения и интереса к отечественной культуре и культуре других народов.

Вышеперечисленные цели могут быть достигнуты путём решения следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.

Курс рассчитан на 448 часов.

В 1 классе – 40 часов (4 ч в неделю, 10 учебных недель после 23 недель курса «Обучение грамоте»).

Во 2 классе 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

В 3 – 4 классах – по 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

№ урока,

дата

Тема урока

Цель урока

Основные понятия

Повторение

Мониторинг

Оборудование

Стр. уч.

Дом.з.

1 полугодие.

1 ч. 4*9=36 (27ч. кл.чт. = 9 ч. вн. чт.)

Самое великое чудо на свете 3 ч.

Цели: Ознакомить с произведениями устного народного творчества;

Развивать внимание, творческие способности;

Воспитывать любовь к творчеству русского народа.

1

Рукописные книги Древней Руси

Ознакомить с новым учебником, дать знания о рукописных книгах Древней Руси

Рукописные книги, Древняя

Русь, форзац, условные обозначения

Правила работы с книгой

Правила работы с книгой

Рис. с изображением старинных книг

3-8

С. 6-7, в. С.7

2

Первопечатник Иван Федоров

Ознакомить с деятельностью первопечатника Ивана Федорова

Посох, Друкарь, напраслина

Знания о рукописных книгах

Техника чтения

Рис. с изображением старинных книг. Рис.Ивана Федорова

8-12

Об Иване Федорове

3

Урок – путешествие в прошлое.

Обобщить знания по теме «Самое великое чудо на свете», дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове.

Летописный свод, славяне, Днепр,




О деятельности первопечатника Ивана Федорова

Рис. с изображением старинных книг. Рис.Ивана Федорова




Учить «Уж дождь – дождем…»

Устное народное творчество 9ч.

Цели: Углубить знания о творчестве русского народа;

Развивать воображение, находчивость, смекалку;

Воспитывать интерес к чтению.

4(1)

Устное народное творчество русского народа.

Углубить знания о творчестве русского народа.

Пословица, поговорка, сказка. Зага-дка, потешка, песня.




карточки

Рис. по народным сказкам




«Русские народные сказки»

5


Русские народные песни

Углубить знания о русском фольклоре, ознакомить с русскими народными песнями

Коляда,

Колыбельные, потешки




Пересказ,

Жужжащее чтение

Предметы старины на рис.

14-17

17

наизусть

6

Докучные сказки

Ознакомить с докучными сказками

Докучные сказки, стружок

Выразительное чтение, народные промыслы

наизусть

Альбомы по народным промыслам

17-21

Сочинить сказку

7

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка

Ознакомить с русской народной сказкой, учить работе с иллюстрациями к сказке

Народные сказки, авторские сказки

Жанры устного творчества

Слушание сказки

Рис. по народным сказкам

21-27

Выр.чтение

8(2)

КВН «Русские народные сказки»

Обобщить знания по теме «Русские народные сказки»




Народные сказ-ки, авторские сказки




Рис. по народ-ным сказкам




наизусть

9

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Ознакомить с русской народной сказкой







Выр.чтение

Рис. по народ-ным сказкам

21-27

Выр.чтение

10

«Иван – царевич и серый волк».русская народная сказка

Ознакомить с русской народной сказкой


Караулы, похитник










27-35

Выр. Чтение(иллюстрацию)

11

«Иван – царевич и серый волк».

Продолжить работу по русской народной сказке

Позарился, за-долит, наутек










27-35

пересказ

12(3)

Родные поэты (Стихи поэтов – классиков для детей)

Ознакомить с классической поэзией; Развивать навыки выразительного чтения, речь, мышление; Воспитывать любовь к поэзии.

Поэт, лирика, проза

стихи

Чтение наизусть

Сборник русских поэтов




Басни Крылова

13


«Сивка - бурка», русская народная сказка

Ознакомить с русской народной сказкой

Вещий каурка, худая одежонка.кликать

пословицы

Краткий пересказ

Сборник рус-ских народных сказок

40-43

Разде

лить текст на части

14

«Сивка - бурка» русская народная сказка

Продолжить работу по русской народной сказке


Добрая пшеница.

баловать

Речевая разминка

Деление текста на части

Рис. по на-родным сказкам

44-49

Сочинить сказку

15

Урок КВН(обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Обобщить знания по теме «Устное народное творчество»

КВН

Пословицы, поговорки, присказки

Работа по вопросам, кроссворд

Рис. по народ-ным сказкам, сборник рус-ских народных сказок

50-51




Поэтическая тетрадь 8 ч

Ознакомить учащихся с миром поэзии русских авторов;

Развивать умение слышать и чувствовать рифму;

Воспитывать чувство прекрасного, любовь к поэзии, прививать любовь к природе.

16(4)

Про эту книгу

Ознакомить с элементами и службой книг.

Корешок, оглавление

Части книги

Доделать са-моделку

Плакаты о изго-товлении книги




поэзия С.Я.Маршака

17

Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза»

Ознакомить со статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи»

Резвяся, проворный.гам, нагорный

Реч. разминка «паровоз»

Выр. Чтение.

Картины с рус-ской природой, портрет Ф.И. Тютчева

60-62

Учить

18

Ф.И.Тютчев. «Листья»

Ознакомить с краткой биографией поэта, с его новым стихотворением «Листья»

Нетерпеливое, настроение

Реч. Разминка «Улетают, улетели…»

Чтение наизусть

Картины с рус-ской природой, портрет Ф.И. Тютчева

63

Выр. Чт., нарис. Ил.

19

А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»

Ознакомить с его новым стихотворением, учить выразительно читать стихотворения

Тороватый, интонация

Реч. Разминка

Выр. Чт.

Картины с рус-ской природой, портрет А. А. Фета

64

Наи-зусть

20(5)

Что говорят стихи(поэзия С.Я.Маршака)

Показать многогранность поэзии Маршака; расширить знания о творчестве писателя

поэзия

Реч. Разминка




портрет С.Я.Маршака, книги




Стихи о русской природе

21

И. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Ознакомить с краткойбио-графией поэта, с его

стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Глаголы, полно, ко-выль, в уго--ду косцам, копна

Реч. Разминка

наизусть

Картины с рус-ской природой, портрет Никитина

66-67

ВыучОтр., иллюст.


22

И. Никитин. «Встреча зимы»

Ознакомить со стихотворением Никитина «Встреча зимы»

Незапамятные времена

Реч. Разминка

Отрывок наизусть

Картины с рус-ской природой, портрет Никитина

68-71

Отр. наизусть

23

И. Суриков «Детство»

Ознакомить с жизнью и творчеством И. Сурикова

Тын, лапти, прялка, светец

Реч. Разминка

Отр. наизусть, кроссворд

Картины с рус-ской природой, портрет Сурикова

72-75

Выуч. 4 четвер.

24(6)

Знай и люби родную природу!

Познакомить со стихами о русской природе







Раб.по врпросам

Картины с рус-ской природой, портреты русских поэтов




Стихотворные сказки

25

И. Суриков «Зима»

Продолжить ознакомление с творчеством И. Сурикова

Вопросительная интонация, пелена

Реч. Разминка

Выраз. Чтен.

Картины с русской при-родой, портрет Сурикова

76-77

Выр. Чтен.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения...
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос)
Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа по литературному чтению класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon Рабочая программа начального общего образования по литературному...
Рабочая программа начального общего образования по литературному чтению моу сош №221 для 3 класса составлена на основе программы...
Рабочая программа по литературному чтению класс icon «рабочая программа по литературному чтению для 4 а класса»
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т е читателя, адекватно, полноценно и творчески...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции