Скачать 237.12 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительное образование детей «Центр детского творчества» Модифицированная образовательная программа «Школа дизайна» для старшего школьного возраста Срок реализации программы: 2 года Автор: Сахаутдинова Гульнара Габдельбаяновна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МОУ ДОД «Центр детского творчества» Пояснительная записка Сегодня общество испытывает потребность в развитии творческой личности. Творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность. Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии. Задачей дополнительного образования становится не только развитие творческой личности, но и подготовка детей к социальному и профессиональному самоопределению. В условиях дополнительного образования дети могут развивать творческий потенциал, удовлетворять индивидуальные потребности, а также готовиться к освоению профессии. Возросший интерес значительной части подростков к дизайну, как способу эстетической организации окружающего пространства, использование компьютерных технологий, приводит к необходимости совершенствования педагогических условий для творческого развития обучающихся, что обуславливает необходимость разработки данной программы. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Смысл дизайна заключается в комплексном системном подходе к каждой вещи. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества. Профессия «дизайнер» предполагает сочетание рациональной и эмоциональной сфер деятельности человека, проектирование определенной модели с учетом правил и закономерностей дизайна. На сегодняшний день для широкого применения в системе дополнительного образования по направлению «дизайн» нет программного обеспечения. В образовательных программах по изобразительному искусству проводится знакомство с дизайном и осуществляется во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте, но не в полном объеме, что дает возможность для поиска новых творческих идей, исследования современных эффективных методов и приемов работы с детьми в данном направлении. Главная ценностная ориентация дизайнерского образования - воспитание проектного мышления. При поступлении в высшие учебные заведения на специальность дизайн абитуриенты подвергаются творческому экзамену по художественным дисциплинам - рисунку, живописи, композиции. Разумеется, художественные способности - необходимый критерий отбора будущих профессионалов в области дизайна, но также необходимо и наличие проектных способностей. Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни, как:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает формировать у обучающихся особый стиль мышления (дизайнерское мышление), для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Актуальность дополнительной образовательной программы «Школа дизайна» состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного дизайнерского искусства, а также в ее практической направленности. Отличительные особенности программы. Настоящая программа «Школа дизайна» особенна и отлична от других программ тем, что разработана на основе требований высших и средне профессиональных учебных заведений, предъявляемых к практической подготовке абитуриентов. Включает в себя широкий спектр направлений дизайна и дает возможность обучающимся самоопределится и остановить свой выбор на одном из направлений при дальнейшем обучении. А также развитие творческих способностей детей на основе проектных технологий, развитие проектного мышления обучающихся и, в результате, создание ими уникальных творческих работ. Предлагаемая программа включает в себя углубленное изучение живописи, рисунка и композиции, являющихся фундаментом программы. Кроме того, краткую историю искусства, основы дизайна и знакомство с различными его направлениями, декоративно-прикладное искусство и основы компьютерной графики. В процессе обучения используются разнообразные художественные материалы, традиционные и нетрадиционные техники рисования, применение которых призвано помочь обучающимся более полно выразить свои способности и освоить новые возможности для творчества. В учебно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы включены темы, касающиеся культуры и искусства коренных народов Севера, что позволяет обучающимся познакомиться с культурными традициями малой Родины и успешно применять знания при создании творческих работ. Новизна. В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Основное внимание в обучении, особенно на начальном этапе, в данной программе уделяется развитию пространственного мышления, фантазии, умению свободно и осознанно стилизовать и трансформировать форму и пространство, добиваясь определенной цели, варьировать пластические и цветовые характеристики, постигнуть психологию восприятия объектов искусства зрителем, умению мыслить образами и формами – приобрести «дизайнерское» мышление». Развитие данных способностей нацелено на обучение ребенка мыслить нестандартно, креативно, варьировать знаниями и практическими умениями при создании проекта, что предопределяет его будущую ценность на рынке труда в области дизайна. Программа дает возможность каждому ребенку творчески реализоваться и выбрать наиболее приемлемое для себя направление в широком мире дизайна (промышленный дизайн, дизайн среды, графический дизайн, дизайн одежды и аксессуаров, экологический дизайн, фитодизайн). Программа имеет художественно–эстетическую направленность, так как ориентирована на активизацию творческих способностей обучающихся, их мировосприятия и культуры поведения. Цель программы – создание условий для самореализации обучающихся в профессиональном пространстве мира дизайна. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Срок реализации программы - 2 года. Общее количество часов – 432 часа, первый и второй год обучения по 216 часов, занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом санитарных норм и правил, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03. Продолжительность занятия составляет 1 час 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Программа предназначена для обучения детей старшего школьного возраста, как уже имеющих навыки изобразительной грамотности, полученные в объединениях дополнительного образования, так и вновь поступивших. Группы формируются путем собеседования и просмотра творческих работ, т.к. обучение ориентировано на детей, обладающих в достаточной степени способностью к изобразительно-творческой деятельности и мотивированных на обучение основам дизайна. Наполняемость в группах 1-го года обучения – 10-12 человек, группах 2-го года обучения – не менее 10 человек. Программа первого года обучения ставит перед собой задачу определения термина «дизайн». Для более полного раскрытия общих проблем дизайна предлагаются большое количество тематических занятий и рисования с натуры, где происходит знакомство с композицией дизайна, конструкцией, эргономикой, колористикой. Ставится задача решения комплекса упражнений, через которые выявляются такие понятия как ритм, цветовая гармония, симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, композиционный центр и т.д. Большое внимание уделяется освоению рабочего инструментария дизайнера (законы композиции, элементы графического стиля, цвет, форма, пространство). Рассматриваются вопросы композиционного формообразования и приемов гармонизации композиции костюма, где цвет, фактура материала, рисунок ткани, конструктивные линии и декоративная отделка выступают как средства композиции. В содержание первого года обучения включены основы компьютерной графики. Знакомство с особенностями и возможностями графических программ Power Point, Paint, CorelDraw, Adobe Photoshoр. Кроме того, содержание программы первого года поможет существенно приблизить обучающихся к культуре народов Крайнего Севера через выполнение практических работ в разнообразных техниках декоративно-прикладного искусства. Программа второго года обучения усложнена, базируется на полученных изобразительных навыках в течение первого года обучения и расширена по средствам внедрения знакомства с основами проектной графики, теории и практики проектирования в различных видах и направлениях дизайна (промышленный дизайн, дизайн среды, графический дизайн, дизайн одежды и аксессуаров, экологический дизайн, фитодизайн). Основы формообразования, проектирование и моделирование объектов дизайна, макетирование и конструирование, изучение и соблюдение принципов эргономики при разработке творческих проектов являются ведущими видами деятельности на втором году обучения. Практическая работа заключается в создании различных творческих проектов: эскиз чайного сервиза, детской игрушки, детской игровой площадки, интерьера и экстерьера и т.д. При создании проектов на ряду с рисунком от руки, макетированием и моделированием работа ведется и в графических редакторах Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop: создание презентаций, обработка текста, изображений, фотографий и т.д. Созданные обучающимися проекты защищаются и анализируются на теоретических занятиях. Методическое обеспечение Образовательный процесс осуществляется на основе личностно - деятельностного подхода и основных дидактических принципов:
В ходе реализации программы «Школа дизайна» предполагается использование различных форм и методов обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной форм работы, работы над проектами и их презентация. На занятиях используются следующие методы обучения:
Методика занятий предусматривает проведение консультаций, собеседования, практикумов, самостоятельной работы, тестирования, предпроектных работ. Занятия строятся на основе межпредметных связей изобразительного искусства с черчением, технологией, математикой, компьютерной графикой и другими дисциплинами. Репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых приемов и техник рисования. С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые (эвристические) и проектно-исследовательские задания, направленные на активное развитие ассоциативного мышления, формирование умения импровизировать. Мотивация познавательной активности обучающихся инициируется через практическую направленность занятий. Использование самых разнообразных эвристических методов позволяет разбудить в будущем дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности, развит логику мышления в профессиональном направлении. Появляется возможность регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска.
В образовательном процессе используются педагогические технологии:
Активно внедряются:
Обучение по программе строится на основе деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющего активно взаимодействовать в образовательном процессе всем обучающимся. С этой целью используются следующие интерактивные методы и формы работы:
В программе предусмотрены и внеаудиторные методы обучения (участие в социальных проектах, выставках, экскурсионная деятельность). Предполагаемый конечный результат реализации программы
В ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие компетенции: Специальные: - овладение знаниями тематической профессиональной лексики, теоретическими и практическими навыками в области искусства и дизайна. Ключевые:
2. В результате освоения программы у обучающихся формируются:
3. Результативное участие в конкурсах, выставках различного уровня. 4. Профессиональное самоопределение обучающихся (поступление в средние профессиональные и высшие учебные учреждения по профилю). Условия реализации программы Для успешной реализации программы «Школа дизайна» необходимо помещение с водопроводом, наличием нескольких электрических розеток. В кабинете должно быть достаточное освещение как прямое, так и косое, обеспечивающее возможность подчеркнуть форму предмета и ее детали при рисовании с натуры. Кабинет должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу художественной мастерской, выставочного зала, лектория: наличие мольбертов, парт, магнитной доски, компьютеров, мультимедийного оборудования. Материалы: акварельная бумага, ватман, бумага для пастели, картон, подрамники и холст, шелк для батика, акварельные, гуашевые, масляные краски, акриловые краски для батика, резервирующий состав для росписи по ткани, разбавители для масляных красок, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, тушь, простые, цветные, масляные и акварельные карандаши, восковые мелки, кисти (щетина, белка, колонок, синтетика), перья, пластилин, цветная и тонированная бумага, паперклей, ножницы, мыло, свечи, соль, губка т.д. Воспитательная работа Программой рекомендуется проводить беседы об истоках дизайна, о современных материалах, работу с литературой, подбор иллюстраций, оформление тематических альбомов, встречи с архитекторами, дизайнерами интерьера, дизайнерами костюма, дизайнерами с пресс-центров, беседы о перспективах застройки города, проведение конкурсов, экскурсий, посещение выставок, работу над эстетизацией предметной среды «Центра детского творчества» и т.д. Эти знания являются основой для творческих разработок, мотивируют ребят к творческой деятельности, расширяют и обогащают практический опыт обучающихся. Для воспитательного пространства характерно:
Воспитательная работа имеет социально - ориентированную направленность. Осуществляется в соответствии с ежегодно разрабатываемым комплексным планом воспитательной работы. Работа с родителями Эффективно решить учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждается содержание образовательной программы, материально-технические условия ее реализации. При организации учебного процесса учитываются интересы, увлечения ребенка, его физические возможности и состояние здоровья. Работа с родителями предусматривает:
Механизм промежуточный и итоговой аттестации в ходе реализации программы Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится на начальном уровне, т.е. в начале освоения программы (I год обучения) с 1-10 сентября; стартовый уровень – в начале II, III, IV годов обучения с 1-10 сентября; промежуточная аттестация – в конце I года обучения с 20-30 апреля и итоговая аттестация – в конце освоения программы (II год обучения) с 12 по 19 мая. В начале освоения программы оцениваются способности ребенка к образному мышлению, развитость воображения, желание и готовность к художественному процессу. Критерии оценки: На 1- м году обучения оценивание по следующим критериям:
На 2- м году обучения оценивание по следующим критериям:
Контроль знаний, умений и навыков проводится в следующих формах: контрольное занятие, защита творческих работ, просмотр работ в конце учебного года. Используемые методики: наблюдение, анализ и самоанализ творческих работ. Форма итоговой аттестации осуществляется в форме защиты проекта, включающего в себя созданный обучающимся объект дизайна, теоретический материал – реферат к творческой работе, поисковый и презентационный материал. Критерии теоретического раздела итоговой аттестации:
Работа должна быть представлена в распечатанном виде и включать в себя:
Требование к оформлению реферата: реферат должен быть написан в формате Microsoft Word и должен иметь
Защита проекта представляется в виде мультимедийной презентации, содержащей графические и текстовые объекты:
Интернет может быть использован только как одно из средств поиска информации и применяется в помощь к самостоятельному исследованию. Критерии практического раздела итоговой аттестации:
Методическое обеспечение образовательной программы «Школа дизайна» Согласно задачам и содержанию программы «Изобразительное искусство с использованием нетрадиционных техник рисования» определены следующие методы и приемы обучения:
Методическое обеспечение модифицированной программы предполагает:
Список литературы:
С. 64
Литература для детей:
|
Тема: «Метод проектов в изучении русского языка в среднем звене» Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников... |
Пояснительная записка Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая... Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе. Мы неоднократно... |
||
Отчёт о работе творческой группы 2012-2013 учебный год Творческая... Абота творческой группы. Творческая группа – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве... |
Технология проблемного обучения на уроках английского языка Причина возникновения теории проблемного обучения общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся... |
||
Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени... Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни |
Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени... Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни |
||
Джордж беркли издательство «Мысль» «Американский персонализм». М., 1948; «Основные течения современной идеалистической философии». М., 1957; «Философия неопрагматизма».... |
Пояснительная записка Цели В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской... |
||
Концепция Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства,... |
Концепция Обладая универсальными средствами воздействия на личность человека, литература способна целостно, системно влиять на интеллект, чувства,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |