Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков




Скачать 150.21 Kb.
Название Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков
Дата публикации 14.10.2014
Размер 150.21 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Культура > Реферат


МБОУ «Школа №130» Московского района города Казани

Реферат на тему:
«Образ великого Пушкина

в творчестве поэтов Х1Х-ХХ веков»

Шаймуллина Альбина Асхатовна

8Б класс МБОУ «Школа №130»
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы

I кв. категории МБОУ «Школа №130»

Файзрахманова Фарида Фаридовна

Казань – 2012
СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦА


  1. Введение 3

  2. Основная часть. Образ великого Пушкина

в творчестве поэтов XIX-XX веков 5

  1. Заключение 16

  2. Список литературы 18


Введение.
Закроем глаза и произнесем одно лишь слово: "Пушкин"… Как много заключено в нем: сколько чувств, переживаний, драматических событий! А творчество поэта настолько разнообразно, что для каждого человека найдется здесь что-то свое, родное и близкое только ему. Для кого-то это – тема волнующей и прекрасной любви, как в "Капитанской дочке", "Евгении Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове", "маленького человека", как в "Станционном смотрителе". Но все произведения Пушкина пропитаны вольностью, свободой, стремлением к прекрасному, к чистому и высокому.

Пушкин сыграл огромную роль в творчестве всех последующих писателей и поэтов. Редок тот творец, который хоть раз не вспомнил, не упомянул в своих произведениях о Пушкине. Каждый писатель взял от Пушкина что-то для себя. Это что-то – вдохновение. Пример таланта Пушкина, его гения вдохновлял многие и многие поколения прозаиков и лириков. Во все трудные моменты жизни ставили они себе в пример поэта.

Огромным потрясением для современников Пушкина стала его трагическая гибель. Мгновенно отреагировали на его смерть и многие поэты, создав целую серию стихотворений–откликов, из которых, пожалуй, самым значительным можно считать "Смерть поэта" Лермонтова.

Боль, сожаление и горечь, вызванные этим событием, не утихали, и чем больше времени отделяло от пушкинской эпохи, тем живее в сознании поэтов был образ Пушкина.

Я открыла для себя один из способов знакомства с великим поэтом – через литературных посредников.

Исследование позволило мне решить следующие задачи:

1)отобрать поэтические тексты, в которых раскрывается образ Пушкина;

2)познакомиться с биографией и творчеством поэтов, обратившихся к имени Пушкина, и выявить влияние личности и творчества поэта на их поэзию;

3)сопоставить понимание поэтами разных эпох роли Пушкина в литературе и жизни русского народа.

В своих произведениях Пушкин затронул так называемые "вечные темы", которые никогда не перестанут волновать человечество.

Основная часть. Образ великого Пушкина в творчестве поэтов

XIX - XX веков.

Образ А.С. Пушкина обнаружился в творчестве самых разных поэтов второй половины Х1Х – ХХ веков: А.Н.Апухтина, Н.М. Фофанова, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, М.А. Кузмина, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.И Недогонова, Ж. Тумунова. В нашей работе мы рассмотрим лишь некоторые из них.

А.Н. Апухтин как лирик сформировался в "поэтическую" эпоху 50-ых годов, высоко чтившую Пушкина; простота и гармония пушкинского стиха осталась до конца жизни идеалом поэта. Ему была интересна и сама личность Пушкина.

В 1858 году он пишет стихотворение «19 октября 1858 года», в котором о Пушкине пишет так:

И тень забытая носилась предо мной
В своем величии суровом


Ясно, что толчком, импульсом для рождения этого образа стала знаменательная в жизни Пушкина дата, вынесенная в заглавие стихотворения – 19 октября – день открытия Лицея. Через 21 год после гибели Пушкина другой поэт «отмечает» это событие.

Во времена А.Н. Апухтина еще жива была память о роковой дуэли, и призрак поэта служит постоянным напоминанием о случившемся, молчаливым укором. Идея всего стихотворения – напомнить миру об огромной потере.

Но в то же время поэту близок Пушкин и такой, каким он был в жизни. Поэтому А.Н. Апухтин видит Пушкина курчавым мальчиком, когда «под сень иных садов вошел он в первый раз, исполненный смущенья», и сочувствует ему в ссылке, потом оплакивает его смерть, но при этом Пушкин остается «тенью», которая не участвует в разговоре с поэтом.

Очень близок Пушкин был и М.И. Цветаевой, в жизни и творчестве которой Пушкин имел огромное значение.

Пушкин вошёл в жизнь М.И. Цветаевой с трёх лет. Сначала картина «Дуэль», затем запретный шкаф с книгами в комнате матери и, наконец, огромный памятник Пушкину в сквере, где ежедневно гуляла маленькая Марина с няней. Всё вокруг буквально дышало Пушкиным, кричало о нём. И Пушкин глубоко и прочно проник в душу ребёнка – как первое знакомство с миром, с поэзией, с материей, с людьми – словом, как самые разные знакомства. Для девочки-Цветаевой поэт был окружен ореолом, и она пыталась разгадать его тайну.

Соприкоснувшись с волшебной поэзией А.С.Пушкина, М.И.Цветаева полюбила его образы, его героев…

Самое первое произведение, с которым познакомилась М.И.Цветаева – поэма «Цыганы».

Стоя на стуле, постоянно озираясь, чтобы не заметили взрослые, семилетняя Марина читала пушкинскую поэму…

Позже, уже будучи взрослой, она прочитала «Историю Пугачёвского бунта» и «Капитанскую дочку». Пугачёва в своей книге «Мой Пушкин» М.И. Цветаева называет Вожатым. Он навсегда остался её любимым героем.

Таким образом, с раннего детства поэтесса была знакома с А.С.Пушкиным, и образ ее мыслей сжился с образом мыслей поэта, воплощённым в его произведениях.

Именно поэтому А.С.Пушкин так близок М.И.Цветаевой. И ей невмоготу было видеть, как из Пушкина сделали «книжный образец», нравственную норму, нанесли на него толстый слой хрестоматийного глянца.

Особенно ярко М.И.Цветаева показывает своего, «настоящего» Пушкина в стихотворении «Встреча с Пушкиным».

Во-первых, поэтесса выбирает место, где происходят события её стихотворения – Крым – не случайно. В творчестве Пушкина Юг, и Крым в частности, сыграли огромную роль. Здесь творил Пушкин-романтик. «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан» – множество волшебных, лирических произведений вышло из-под его пера благодаря крымским впечатлениям.

А для самой Цветаевой Крым – это море, ведь ещё в детстве поэтесса впервые увидела здесь Чёрное море. Увидела – и полюбила. Романтическое, бушующее, бескрайнее. Оно полно было для девочки неизъяснимого очарования.

Во-вторых, М.И.Цветаева мастерски рисует нам портрет «южного», живого Пушкина. При помощи отдельных деталей («курчавый маг», «смуглая рука» - повторяется два раза; «молчали так грустно, так мило…») поэтесса создаёт яркий образ.

Она любит Пушкина, его эпоху, и выражает это в стихах со свойственным ей максимализмом и страстностью:


Как я люблю имена и знамёна,
Волосы и голоса, старые вина и старые троны, -
Каждого встречного пса…

В то же время Цветаева, несмотря на восхищение Пушкиным, считает себя равной ему:


Пушкин! – Ты знал бы по первому слову, кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…
Не опираясь на смуглую руку…

И в конце стихотворения Пушкин и Цветаева, два поэта, смотрят с высоты горы на раскинувшийся под ногами мир.

Так Цветаева представляла живого Пушкина, друга и коллегу. Да, именно так М.И. Цветаева видела его и хотела, чтобы и мы увидели его таким.

Совершенно другой Пушкин у В.В.Маяковского. В своем стихотворении «Юбилейное» он ведет беседу не с живым поэтом, а с … его ожившим памятником.

Для В.Маяковского свойственно нарушение нормальных связей человека и мира, порождающее душевную смуту. В результате этого в его стихотворениях действительность утрачивает реальность очертания, вещи оживают, события текут самопроизвольно, как в данном стихотворении. Поэт использует приём издевательской клоунады (над бездарными на его взгляд поэтами), а характерное качество гротеска – сочетание правдоподобия (Маяковский стоит на бульваре, разговаривает сначала сам с собой, затем с памятником Пушкину) и фантастики (памятник оживает) отражает сущность сложившейся ситуации, помогает поэту осмыслить события.

Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимым идеалом, разговаривает с ним по-товарищески, но уважительно, на «вы».

Маяковский изливает свою душу поэту, рассуждает с ним в шутливой форме о наболевших проблемах современной поэзии. При этом об одних поэтах он говорит одобрительно:



А Некрасов

Коля,

сын покойного Алёши –

Он и в карты,

он и в стих,

и так

неплох на вид.

Знаете его?

вот он

мужик хороший.

Этот

нам компания –

пускай стоит.

О других – пренебрежительно:

Чересчур

страна моя

поэтами нища.

Между нами

  • вот беда –


позатесался Надсон.

Мы попросим,

чтоб его

куда-нибудь

на Ща!
Современники же, по мнению Маяковского, не стоят и «полсотни». Поэт называет ряд фамилий: «Дорогойченко, Герасимов, Кириллов, Родов». И действительно, В.В. Маяковский верно подметил: ни одна из этих фамилий не дошла до нас в качестве фамилии известного поэта.

Но к самому Пушкину поэт относится, как и другие поэты, уважительно; признаёт его гений, видит «живого» Пушкина:



Я люблю вас,

но живого,

а не мумию.

Навели

хрестоматийный глянец.
В воображении Маяковского и понимании им сущности и значимости Пушкина он – натура горячая, страстная, реагирующая на любое проявление жизни, поэтому отмечается его африканское происхождение:
Вы

по-моему

при жизни

думаю –

тоже бушевали.

Африканец!

Очень эмоционально выражает Маяковский своё отношение к убийству Пушкина на дуэли:

Сукин сын Дантес!

Великосветский шкода.
Но в стихотворении есть детали, указывающие на время, в которое жил Маяковский, советские порядки.

- А ваши кто родители?

Чем вы занимались

до 17-го года?-

Только этого Дантеса бы и видели.
Вообще, футуристы, к которым относится Маяковский, отрицали наследие классической литературы, но, тем не менее, у поэта отношение к Пушкину традиционно уважительное. Он подтверждает значимость Пушкина фразой: «Давайте, подсажу на пьедестал».

Заканчивается всё стихотворение словами: «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!», потому что Пушкин для Маяковского есть жизнь!

В 1940 году советский поэт А.И.Недогонов представляет себе Пушкина в одноименном стихотворении совсем по-иному. Для него Пушкин - провидение, которое встаёт на сторону человека, борющегося за правое дело, за Россию.

А.И. Недогонов родился в семье рабочего, с 1929 года сам работает на шахте, в 1935-1939 годах учится в институте имени Горького. Поэт участвовал в военной кампании под Выборгом, где был тяжело ранен, а во время Великой Отечественной войны был военным журналистом. Слышал в самые тяжёлые моменты боя голос Пушкина-патриота, который «…покрывал гром канонады», он взывал: «Вперёд, вперёд, моя история». Последние слова говорят о том, что в представлении поэта Пушкин, любя свою родину, не мог представить её побеждённой, когда её история прервётся и сольётся с историей более мощной державы.

Идея всего произведения в том, что стихи Пушкина спасают людей, воспламеняют их надеждой, питают невиданными силами, вдохновляют на подвиги. Недогонов говорит, что Пушкин умер за свою честь, не отступив, и, по его примеру, бойцы также не должны отступать, отчаиваться:

Под лютой стужей, неостывший,

Столетье пролетевший враз,

Свинец, поэта погубивший,

Прошёл сквозь каждого из нас!
Чувство потери Пушкина со временем не угасло, а в патриотические моменты вспыхивает с новой силой. Ведь Великая Отечественная война – событие, затронувшее судьбы всего русского народа. Цели, желание победить были общими для всех, страх и отчаяние тоже были общими; родной и близкой стала история Отечества. И, конечно, в этой истории не мог не обозначиться силуэт самого талантливого поэта – Пушкина.

Из послевоенной советской поэзии можно выбрать стихотворение малоизвестного бурятского поэта, так как в нём есть интересующий мотив. Ж. Тумунов обращается в своём стихотворении к памятнику Пушкина. В 1949 году он пишет:
Как случилось, что молоды вы,

Хоть по возрасту вам полтораста?
Это о неувядающей славе Пушкина, о том, что в сознании русского народа Пушкин- вечно молодой и живой поэт.

Начиная с утверждения значимости, "бесценности" Пушкина ("Вы- сокровище русских людей, Образ ваш величав и спокоен!"), Тумунов переходит на автобиографию, рассказывая поэту о себе, как бы рапортуя:
Перед вами- питомец степей,

Скотовод, литератор и воин
Тумунов говорит, что в его жилах уже течёт кровь, пропитанная пушкинскими стихами, ведь он уверен, что его предки слышали эти стихи, внимали им с восторгом.
Может статься, ваш друг Кюхельбекер

Под могучими соснами пади

Повторял ваши строфы в том веке,

И внимал ему тёмный мой прадед.

На Ононе, быть может, в изгнанье,

Коченея от ветра и стужи,

Ваше полное веры посланье

Прочитал ему добрый Бестужев.
Стихотворение Тумунова перекликается с мотивами пушкинского "Памятника", в котором Пушкин писал:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей- калмык.
Ж. Тумунов подтверждает слова поэта собственным примером ("Я же с вами знакомство завёл Зимним вечером в юрте- читальне."), говорит об огромной славе Пушкина ("Только ваше сиянье собой И небесные звёзды затмило."), о том, что во всех важных событиях в жизни русского народа Пушкин принимал участие, о том, что великий поэт всегда рядом, среди нас, в наших думах:
Вот идём мы под знаменем нашим

В незабвенный победный поход…

За спиной- Бородинские пашни…

Мы зелёной весною взошли

На крутые руины Берлина,

Мы с собой ваши строки несли,

С вами сердце слилось воедино.

Представитель русской литературы конца 20 века Д. Самойлов Пушкина представляют человеком, преодолевающим самые тяжкие испытания, в том числе и испытания несвободой. В стихах Д. Самойлова "Болдинская осень" вспоминается время, когда, огражденный от внешнего мира цепью холерных карантинов, непроходимых дорог, поэт рвался из Болдина и был скован обстоятельствами. Он оказался в тисках несвободы, причем автор стихотворения вкладывает в слово "отпущенье" гораздо больший смысл, нежели просто возможность покинуть деревню.

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди,
А перед ним престранные картины
И в скудных окнах долгие дожди...

Это фон, на котором развивается мотив внутренней свободы поэта, прежде всего - в творчестве:

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве - бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Какая мудрость в каждом сочлененьи
Согласно с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость - перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому прочесть - Анисье иль Настье ?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу - ты свободен -
В России, в Болдине, в карантине...

В последнем четверостишии объединены оценка пушкинского отношения к свободе, наше понимание пушкинской свободы творчества.

Пушкинское самоуважение и достоинство, умение преодолевать все преграды на своем пути, способность являть образец стойкости в труднейших жизненных обстоятельствах воспринимаются как доминирующие свойства натуры поэта. В наши дни, по замечанию критика и литературоведа Д. Лихачева, "Пушкин воспринимается как пример не столько раскрепощения всех жизненных сил, сколько сохранения их на том пределе, где жизнь становится тягостной и невыносимой и все-таки требует: живи!".

Итак, тайна безмерного обаяния Пушкина во все времена в том, что он продолжает оставаться для нас образцом доброты и таланта, смелости и простоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, бескрайности в любви, уважения к труду и людям труда. Он "в каждое мгновение жизни, в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему.


Заключение.
Итак, восприятие Пушкина зависит от того, кто его воспринимает. Все воспринимающие - поэты, но поэты разных эпох. А.Н. Апухтин - поэт второй половины 19 века, поэтому естественно, что в то время ещё очень живы были воспоминания о гибели Пушкина и горечь от этого события. Для А.Н. Апухтина Пушкин – суровая величественная тень. Образ Пушкина в стихотворении «19 октября 1858 года» – это, несомненно, образ гения, на котором лежит мрачный отпечаток его трагической смерти. А сам Апухтин в своём произведении не вступает в диалог с Пушкиным, он лишь наблюдает за ним, переживая.

Марина Цветаева, очень тесно соприкасавшаяся с жизнью Пушкина, напротив, видит в нём человека, описывает его внешность. Для Цветаевой Пушкин – это коллега. Она считает себя равной ему. Её цель – показать в стихотворении, что пушкинским мыслям созвучны её мысли, что она понимает и разделяет все чувства поэта.

У В Маяковского очень чётко в стихотворении «Юбилейное» чувствуется отпечаток советского времени. Это и манера разговора Маяковского, и приметы советской действительности, например, ВЦИК. Он говорит с Пушкиным, как со старшим товарищем, осуждает бездарных поэтов и готов похвалить талантливых, одарённых. Цель его диалога с поэтом – получить одобрение Пушкина, его поддержку. И, в то же время, выразить своё сожаление по поводу трагической гибели поэта.

В отличие от Цветаевой, Маяковский «общается» не с «живым» Пушкиным, а с его памятником.

Алексей Недогонов – поэт военных лет, участник Великой Отечественной войны. Когда он писал своё стихотворение «Пушкин», его цель была – вдохновить русских солдат на победу, поэтому он сравнивает их судьбы с судьбой Пушкина. Для него война – битва за честь страны.

Образ Пушкина в его стихотворении – это образ патриота, переживающего за свою Родину.

Тумунов возносит Пушкина до уровня пророка, предсказателя судьбы бурятского народа. Он делает его национальным поэтом, связывает с Пушкиным все наиболее важные события в жизни своего народа. Цель Тумунова – сказать своим стихотворением "спасибо" Пушкину за то, что тот помнил о каждом человеке в России.

Представитель русской литературы конца 20 века Д. Самойлов в стихотворении «Болдинская осень» Пушкина представляют человеком, преодолевающим самые тяжкие испытания, в том числе и испытания несвободой.

Итак, каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого была своя цель воображаемого общения с ним, но все они понимают, что роль Пушкина в истории и развитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётся символом русской поэзии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Апухтин А.Н. Стихотворения/ Сост., вступ. ст., примеч. С.Ф Дмитренко; Худож. Е.В. Бекетов. – М.: Сов. Россия, 1991

  2. КотельниковВ.А., Прозоров Ю.М., Скатов Н.Н. Писатели XIX – XX веков. Библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1995

  3. Лихачев Д. С. Слово о Пушкине. - Театральная жизнь. - 1987.

  4. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп, Издательство АСТ, 1996

  5. Небольсин С.А. Венок Пушкину. - Издательство «Советская Россия», 1987

  6. Русские писатели, ХХ век. Биобиблиогр. слов.: В 2 ч./ Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998, Ч.2, с. 36-42, 91-93, 529-533

  7. Смирнова Л.А., Кунарёв Н.А. Русская литература. XX век. Справочные материалы.- Москва: Просвещение, 1997

  8. Цветаева М.И. Мой Пушкин. - Южно-уральское книжное издательство, Челябинск, 1978.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Пушкин А. С. Собр соч.: в 10-ти т
Обобщить, углубить знания учащихся о личности и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Петра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени,...
Петр и Петровская эпоха в творчестве А. С. Пушкина 20 –х годов 19 века
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon «Рожден я с пылкою душой…»
Да, не было во всей мировой литературе столь великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано! Лермонтов погиб, не достигнув 27...
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Исследовательская работа на тему: «Образ Наполеона в художественном мире Пушкина»
В моей работе анализируется роль, которую играет образ Наполеона в художественном мире Пушкина
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Сказка впереди. 1 Слово учителя. В конце января и в начале февраля...
Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов 20 столетия
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Программа празднования 215-летия со дня рождения А. С. Пушкина в...
Александра Сергеевича Пушкина. В этот день Государственный музей А. С. Пушкина по традиции приглашает любителей поэзии, литературы...
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Сопоставьте две картины Петербурга пушкинскую и некрасовскую. Какие...
Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? Какими художественными средствами...
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon «Музыка в сказках Пушкина»
Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Образ великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков icon Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах
Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции