В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии




Скачать 3.12 Mb.
Название В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии
страница 1/26
Дата публикации 13.10.2014
Размер 3.12 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Ю.А. ГУСЕВ

РЕЛИГИОЗНОЕ ЭССЕ: «ВОЗМЕЗДИЕ ТВОРЧЕСТВА»

«Веленью Божию, о Муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца…»

А.С.Пушкин
СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Вступление;

  2. Естественное – искусственное;

  3. Творческая эволюция Личности;

  4. Природа и Культура – противоречия и дополнительность;

  5. Миф, Обряд, Эксперимент - навстречу Диалогу;

  6. Труд, потребление, духовное и бездуховное творчество;

  7. Любовь как возмездие и механизм творчества;

  8. Тринитарность целостности;

  9. Выживание, смерть, творчество и спасение;

  10. Творческий процесс как общение с Богом;

  11. Заключение;

  12. Библиография;

  13. Приложение: «Поэтический алфавит Любви».


1. Вступление:

Тема, в которую мы вступаем, - широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии. Творчество всегда воспринималось как благо, а мы хотели бы обратить внимание на его негативные аспекты, как и на негативные оттенки всего искусственного в мире.

По логике «Божественной Пропорции» желательно в мире иметь 38% искусственного и 62% естественного, тогда природный баланс мира будет обеспечивать наше выживание в нем. Как только «Цивилизация» начинает подавлять Культуру и Природу, возникает не решенная до сих пор проблема: «глобальное загрязнение окружающей природной среды».

Однако мир живет не по законам «Божественной пропорции», иначе бы в нем не было столько бед и противоречий. Единство полярностей – закон стабильности в мире, вопрос лишь в том, что миру всё ещё кажется, что это равноправное единство. Но это далеко не так, сама структура «Божественной пропорции» наглядно свидетельствует об этом…

2. Глава первая: «Естественное – Искусственное»:

Да, с нами Бог – не там - в шатре лазурном, не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханьи бурном, и не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь, средь суеты случайно, в потоке шумном жизненных тревог…

Владеешь ты всерадостною тайной: бессильно зло, мы вечны; с нами – Бог!

Владимир Соловьёв

Одна из самых привычных альтернатив в мире: полярность Естественного (сотворенного Богом) и Искусственного (содеянного человеком). Диспропорция Природы и Цивилизации перекрывает все основные проблемы, - и созданные этим миром, и созидающие в нем нас самих. Мир живет в той степени, в какой надеется не только на Искусственное, в чем мы не всегда сильны, но и на Естественное – природное и Божественное начало, обстраивающее нашу жизнь много надежнее по великой милости Бога.

Естественное создано Богом с огромным резервом устойчивости, а всё Искусственное – преходяще и не так устойчиво. Ему не хватает глубины совершенства, заложенного в Божьих творениях.

Наука живет только тем, что познаёт, как все обустроено в Природе и пытается воссоздать эти структуры на практике. Но, к сожалению, это удаётся не всегда с благоприятным результатом. В особенности, что касается промышленных технологий…

Когда мы говорим об антитезе Искусственного и Естественного, нельзя забывать, что они не так однородны, как внешне кажется. Естественное – это всегда единство Божьего начала в Природе и его растительного и животного начала. В особенности это видно на примере Человека, который также является разновидностью Естественного, хотя имеет в себе и «толику» Искусственного, созданного в нем им же самим…

Но одновременно и под Естественным необходимо иметь в виде единство двух противоположных начал: Культуры и Цивилизации. Иногда мы их рассматривает вместе, но это условность, ибо векторы их устремленности – разные: в Культуре доминирует творческое начало, в отличие от потребительского вектора Цивилизации.

Всему Естественному дана Жизнь, «облагороженная дыханием Святого Духа», Искусственному «Искра Божия» принадлежит лишь в той степени, в какой талант изобретателя предполагает присутствие в нем Святого Духа.

Все было бы хорошо, но с определенного времени, а именно с эпохи Ренессанса, человека охватила гордыня, что поскольку он может творить Искусственное, как ему казалось не хуже Бога, то он возгордился и перестал считать себя Ему обязанным. Е. Боратынский писал в стихотворении: «Приметы»:

Пока человек Естества не пытал горнилом, весами и мерой,

Но детски вещаньям природы внимал, ловил ее знаменья с верой;

Покуда природу любил он, она любовью ему отвечала,

О нем дружелюбной заботы полна, язык для него обретала.

.

Но чувства презрев, он доверил уму; вдался в суету изысканий…

И сердце природы закрылось ему и нет на земле прорицаний!

Эту рационалистическую гордыню, вытекающую из нелюбви к природе, философы окрестили локально адекватным термином «Антропоцентризм». В глобальном смысле это не так, ибо в центре Вселенной – Бог, а человек занимает в ней какое-то место, только благодаря наличию Бога и в системе Целого, и в самом Человеке. Как говорил Христос, «где есть один или двое, там и я между вами»…Дыхание Святого Духа делает любую естественную систему духовной и обеспечивает ей при этом жизненную устойчивость. Человеческое дыхание спасает только его лично, да и плодам его труда оно помогает на весьма ограниченный срок.

Гордыня антропоцентризма как «Возмездие Творчества» губит человечество, и будет губить дальше, пока нами не будет адекватно осознана её колоссальная опасность. Прежде всего, в неустойчивости всего, что не дышит Святым Духом.

Опасность предпочтения Искусственного в сравнении с Естественным, хорошо видна на примере противопоставления городской и сельской цивилизаций. Деревня ближе к Естественному не только потому, что она создана в гуще Природы, но и потому, что в своих истоках несет традицию Естественного, будучи некогда просто цепью шалашей в лесу. Благодаря этой неразрывной связи с природой в деревне как виде человеческого поселения больше устойчивости, чем в городском поселении.

Представьте себе, что в предстоящей глобальной катастрофе некий город будет отключен от всех сырьевых сетей: электро-, газо-, тепло- и водо-снабжения, а также канализации. Жизнь в нем мгновенно прекратится, а жители побегут в деревню. Деревенский образ жизни обладает большим резервом устойчивости, ибо без газа можно выжить на дровах, вода есть рядом в колодце, а канализация там вообще не нужна. Конечно, будут проблемы с электричеством, но к этому можно, в конце концов, приспособиться. У города такого резерва приспособления – просто нет!

Для выживания городской цивилизации решающее значение имеет уровень морали в человеческом общежитии. Но где моральный уровень выше: в городе или в деревне? Любой незаинтересованный наблюдатель скажет, что в деревне. И это понятно, просто там выше уровень социального контроля из-за небольшого количества жителей. Мораль города анонимна, а значит и более тонка, эфемерна и мало устойчива.

Само выживание в деревне требует большей напряженности труда, чем в городе, где можно легко почить на лаврах, если есть деньги, предаться развлечениям и благодушному потребительству, несущему опасные зародыши смерти для любого человека. Но он догадывается об этом слишком поздно!

Хотелось бы особенно остановиться на важности труда (шире - вообще физических действий) для выживания человека. Почему в городе продолжительность жизни меньше, чем в деревне? На наш взгляд, по причине доминанты физического труда в деревенском образе жизни.

В последнее время важность постоянной физической активности для выживания человека получила чисто физиологическое подтверждение. (См. № 16). Самая распространенная в мире болезнь, от которой гибнет большая часть больных в мире - это ИБС (ишемическая болезнь сердца), диктуемая повышением артериального давления в сосудах. Давление повышается по причине падения количества углекислого газа в крови, снижающегося из-за недостаточной физической активности человека и плохой внешней среды.

Однако, человека - Человеком сделал не только труд, но и искра Бога, хранящаяся в его сердце, а потребительство – это лишь стремление выживать за счет Искусственного, отвлекшись от дыхания Святого Духа, несущего подлинную жизнь. Потребительство – закономерный результат умаления роли Бога в нашей жизни, ведущей к тотальному вымиранию человечества. Возмездие настигает нас, когда мы Творчество подчиняем Потребительству, а не наоборот.

Человек, как и Бог, троичен: Тело, Душа и Дух. Но, если человек начинает жить только первыми двумя сущностями, он обрекает себя на бездуховность, а в конечном итоге и на умирание.

Эпоха Святого Духа в жизни человечества наступила с Пятидесятницы и будет продолжаться до Второго Пришествия Христа. Импульс Жизни, хранящий в нас дыхание Святого Духа, становится тонкой струйкой, как только мы начинаем изменять Святому Духу в самих себе. Хула на Святого Духа - самое большое преступление по христианскому мировоззрению, не прощаемое Богом никому.

Осознанно или неосознанно человек создаёт культ всего Искусственного, заражается «безумием собственного творчества, ведущим к закономерному возмездию - окончанию Духа жизни на этой планете.

Возмездие Творчества, а точнее – всего Искусственного грянет на нас неожиданно, когда друг за другом начнут выходить из строя все искусственные системы обеспечения жизни на планете. К сожалению, они не обладают таким запасом выживаемости, как всё Естественное. Труд, так же, как духовность, есть самое естественное проявление человеческой деятельности.

Глава вторая: «ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ»:

«Меня, во мраке и в пыли досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли в отчизну Пламени и Слова.

И просветлел мой темный взор и стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор, что для других неуловимо».

А.К.Толстой

А. Введение: духовность как система

Понятие «духовности» вызывает огромное непонимание у большинства рационально мыслящих людей: «А что это такое?» Подобное непонимание вполне объяснимо, поэтому мы сразу же попытаемся ввести собственное определение: «Духовность - это накопленный человеком потенциал, который остаётся с ним, даже после смерти, и одновременно это инструмент накопления потенциала - способность к диалогу с Богом».

По глубокому убеждению интеллектуалов-атеистов, после смерти человека ничего не остается, только «прах и тлен» В этом случае адекватного понимания «духовности» нам не достичь никогда, ибо все упирается в фактор веры. На этом факторе построен знаменитый пушкинский «Пророк»" о духовной миссии творца в мире. Нельзя поверить ни одному слову этого стиха, если мы будем исходить из его чисто материалистической трактовки, игнорируя духовную специфику творчества.

«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим на перепутье мне явился.

Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, - и их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье, и горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык -

И празднословный и лукавый, и жало мудрыя змеи

В уста, замершие мои вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом, и сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул.

Как труп, в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне воззвал;

«Восстань, пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».
Все главные элементы «прорыва к Богу» Пушкиным здесь перечислены:

- первоначальная духовная жажда;

- обретение духовного слуха и зрения;

- замена празднословного и лукавого языка на «жало мудрыя змеи»;

- замена холодного сердца на угль «пылающий огнем»;

- голос Бога, призывающий поэта, исполнившись Его волей, «глаголом жечь сердца людей»;

Но Пушкин не был бы гением, если бы он не видел в самой системе некий творческий диссонанс, те аспекты, которые мы относим к ВОЗМЕЗДИЮ ТВОРЧЕСТВА. Резкое противостояние поэта до встречи с шестикрылым серафимом (бездуховный период) и одухотворенным временем, когда поэт уже сможет «жечь глаголом сердца людей» выставлено Пушкиным как одно из существенных ограничений времени, как противоречие между бездуховным Искусственным и Естественным, наполненным Духом Божьим. Любое творчество имеет свой негативный план, когда в нем не видна Божья искра, если творец всё ещё творит «грешным языком», вырываемым серафимом прямо из глотки. Так Пушкин описал этот процесс в своём стихе.

Обреченность творца на смерть без одухотворения всего творчества – самая важная мысль поэта в «Прококе»

Основные содержательные аспекты духовности в христианстве раскрывает Библия. Апостол Павел говорит: «Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу, прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас, так и вы» (Посл. к колос., 3, 12-13).

Духовные качества человека здесь перечислены, их легко назвать, но как им следовать? Духовный человек имеет неограниченный запас любви к людям, дающий ему возможность прощать, снисходить к другим, проявлять смирение и кротость. Следовать духовности можно, лишь обретя этот запас Любви. Или не обретать его и получить Возмездие.

«Духовность» - не столько характеристика носителя духовности, она имеет скорей коммуникативный характер, то есть, являет собой некий вектор, направленный в Небо, характеризующий нашу способность к общению с Богом и другим носителями духовности, при условии, что они захотели с нами общаться. Возмездие творчества возникает, когда этот вектор не стоек или отсутствует совершенно. Тогда творцу необходима та жуткая операция, которую Пушкин описал в «Пророке».

Духовность никогда не бывает статичной; наша способность к общению с любым духовным носителем всегда относительна, ибо подвержена динамике, зависящей от:

- специфики нашего сознания на данный момент, а оно не постоянно;

- активности партнера в момент коммуникации, его желания и способности принять наше сообщение и поддержать творческий диалог;

- состояния внешней среды в момент коммуникации.

Системный смыл духовности включает некое равновесие, баланс между двумя коммуникаторами, достигаемый ими в процессе передачи, приёма и анализа взаимно получаемых сообщений. Духовность, таким образом, не существует вне системы связи между двумя элементами коммуникации: источником и получателем. Но она способна накапливаться у получателя как результат общения, настолько, что даже не уничтожается после смерти самого коммуникатора. Для поддержания духовности нужна Божья Искра у обоих коммуникаторов. В «Евангелии» есть мысль, что подлинный христианин рождается уже таковым, то есть, он получил своё духовное крещение ещё до рождения. Для «некрещеных в этом смысле людей», говорить об их духовном творчестве нельзя, им вменяется судьбой только «Возмездие Творчества».

Понимание «духовности» в наше время вызывает такое большое количество вопросов из-за отрицания нюанса, открытого Ф.И.Тютчевым в стихотворении «Наш век»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни и человек отчаянно тоскует.

Он к свету рвется из ночной тени, а, свет обретши, ропщет и бунтует.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Съдържание предговор
България – древна и средновековна, нова и най-нова история, история на Европа и Изтока, историята на българските герб, знаме и химн;...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Программа для студентов специальности 071401. 65 «Социально-культурная...
Аминов Салават Рифгатович, к культурологии, ст преподаватель кафедры философии и культурологии
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной россии
Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Апокриф Иоанна причисляют к важнейшим источникам для изучения гностицизма....
Мы предлагаем свой опыт рассмотрения пространной версии этого произведения, сохранившейся в рукописях Наг-Хаммади. Специально исследуется...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Татищев Б. Ю. Гиперборейское учение
Книга, которую вы держите в руках, рассчитана на достаточно вдумчивых и образованных людей, на людей, умеющих не только внимательно...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Из истории кризиса русской буржуазно-либеральной историографии. А. А. Корнилов
«в тесную связь их с эпохой, с борьбой классовых сил, в которую все они были органически включены»2, может дать достаточно ясное...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Сергей Донатович Довлатов личность для современной литературы несомненно...
Но какими бы полярными ни были эти оценки, с тем, что творческий путь и книги Довлатова уникальны, поспорить невозможно – достаточно...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Использование техники коллажа в психолого-педагогической практике
В современной психолого-педагогической практике наиболее актуальны и востребованы многоцелевые техники, достаточно эффективные и...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Технология развития критического мышления
Идея: культура развития критического мышления нова для России. С изменением социально-политической ситуации в стране востребован...
В которую мы вступаем, широка и достаточно нова для рассмотрения в современной духовной культурологии icon Литература и её роль в духовной жизни человека
Цель: углубить представление учащихся о литературе как ис­кусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции