Скачать 86 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина). Цели урока: изучение стихотворений А.С. Пушкина «Осень», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», совершенствование навыков анализа поэтического текста на основе сопоставления. Задачи урока: Образовательные: – закрепление навыков анализа поэтического текста; – написание сочинения - миниатюры на одну из заданных тем. Развивающие: – развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности, овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами); – развитие познавательного интереса к поэтическим текстам. Воспитательные: – воспитание активности; – привитие учащимся навыков самостоятельной работы; – формирование эстетического вкуса; – воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии. Тема урока: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина). Кто хочет принять поэта, должен идти в страну поэта. (И.В.Гёте.) Целеполагание. Для учителя:
Для учащихся: Знать:
Уметь:
Методы: словесный, наглядный, продуктивный. Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо. Содержание этапов урока: 1. Оргмомент. 2. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока. 3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой. 4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнения на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию). 5. Этап информации домашнего задания. Оформление: картины, рисунки осеннего пейзажа, эпиграф, музыкальные заставки, использование компьютера. Ход урока. I. Оргмомент. Звучит песня Ю.Шевчука «Что такое осень?» II. Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание о Пушкине. А.Блок писал: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни… Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт». Этапы жизни Пушкина. 1799 г. родился А.С. Пушкин. 1811 – 1817 гг. учеба в лицее. 1817 – 1820 гг. Петербург. 1820 – 1824 гг. Южная ссылка. 1824 – 1826 гг. Михайловское. 1826 – 1837 гг. последние годы жизни поэта. Болдинская осень (с 3 сентября до 28 ноября 1830 г.) Сентябрь. Первым было создано стихотворение «Бесы», затем еще три стихотворения, две сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о медведихе»), три повести («Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»), главы «Евгения Онегина». Октябрь. Двенадцать стихотворений, поэма «Домик в Коломне», две повести («Выстрел», «Метель»), драматические сцены («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», глава «Евгения Онегина»), четыре критических статьи. Ноябрь. «История села Горюхина», драматические сцены («Каменный гость» и другие). «Я в Болдине писал, как давно уже не писал…» – извещает Пушкин своего друга, вернувшись в Москву. Любимое время года – осень еще раз порадует поэта. III. Вопрос к классу. Расскажите о пребывании Пушкина в Болдине. IV. Слово учителя. Я с Пушкиным не разлучаюсь Жить без него я не могу. Его читаю – наслаждаюсь, Смакую каждую строку. И мне становится милее. Родной любимый уголок Душе становится теплее От пушкинских волшебных строк. Ребята, эти строчки принадлежат поэту А. Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С. Пушкина «Осень». V. Работа с текстом стихотворения «Осень» А.С. Пушкина. Звучит отрывок из «Осени» в исполнении ученика. VI. Учащиеся получают задания по группам. I группа. 1. В каком году написано стихотворение (историческая справка). 2. Какие образы в стихотворении «Осень»? 3. С каким чувством А.С. Пушкин описывает осень? II группа. 1. Можем ли мы отнести стихотворение «Осень» к чисто пейзажной лирике? 2. Почему Пушкин особенно любил осень? 3. Приведите примеры цитат из стихотворения «Осень», подтверждающие любовь поэта к этому времени года. III группа. 1. Какие интонации использует автор в стихотворении? 2. Как изображает картины природы автор? 3. Какие средства языка использует поэт? VII. Почему это стихотворение «Гимн осени»? В стихотворении Пушкина есть небо, но им пропитана и вся земля. VIII. Слово учителя. Поэт любил безумно осень, И лес осенний он любил. Он часто меж берез и сосен По стежке узенькой ходил. Ходил и лесом любовался. И свежим воздухом дышал, И с музою не расставался, И на ходу стихи писал. Федор Иванович Тютчев – русский поэт, написавший много стихотворений о природе. Назовите их. В. Белинский писал: «В поэзии Тютчева исчезают барьеры между человеческими и природными мирами: страдания и радости природы становятся страданиями и радостями человека». Слайд. О Тютчеве (1803 – 1873 гг.) – хронология жизни поэта. 25 ноября (5 декабря н.с.) 1803 г. родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии. 1819 г. поступил на словесное отделение Московского университета. 1829 – 1830 гг. опубликованы стихотворения Ф.И. Тютчева. 1837 г. назначен первым секретарем русской миссии в Турине. 1844 г. приезд в Россию. 1843 – 1850 гг. пишет политические статьи. 1848 – 1849 гг. поэтический подъем Тютчева. 1858 г. назначен председателем Комитета иностранной цензуры. 1860 – 1870 гг. преобладание в творчестве политических стихотворений. 1873 г. поэт умер. Вопрос к классу: «Что вам известно о жизни поэта?» В этом году Тютчеву 205 лет со дня рождения. Сегодня нашему вниманию предлагается стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. В каком году было написано стихотворение? Вопросы и задания. I группа. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Какую картину вы мысленно увидели? О чем, по-вашему, стихотворение? Как бы вы назвали это стихотворение? Как вы понимаете первую строку? (Объясните значение слов). Проанализируйте все строки отрывка. Что передает многоточие в отрывке? Какие художественные средства использует автор? II группа. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Что вы представили, слушая первые две строфы? Назовите слова, обозначающие пространство. Почему автор начинает третью строчку со слова лишь? Почему автор использует в тексте выражение тонкий волос паутины? (Как называется этот прием?) Что говорил Л.Толстой о стихотворении, что его поразило? III группа. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… О чем рассуждает автор в отрывке? В последней строфе какое слово находится в сильной позиции? Как вы понимаете выражение отдыхающее поле? Объясните значение слова лазурь. Какие художественные средства использует автор? Работа над стихотворением окончена, обобщите сказанное. IX. Сравните стихотворения А.С. Пушкина «Осень» и Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Что у них общего, а в чем различия? Сравните творческий путь А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева. Что значит «Осень жизни» для Пушкина, Тютчева? X. Тестовые задания по теме «Творчество А.Пушкина и Ф.Тютчева». XI. Предлагаются на выбор три темы сочинений – миниатюр: 1). Как я представляю «дивную пору» по стихотворению Тютчева. 2). «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. 3). Для слабоуспевающих учащихся сочинение – миниатюра «Осень». XII. Заключительное слово учителя (раздумья). XIII. Итоги урока, выставление оценок. Звучит песня «У природы нет плохой погоды» (из к/ф «Служебный роман»). Словарь. Пейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркнуть или передать душевное состояние персонажей. Лирический пейзаж (он не связан напрямую с развитием сюжета) – это пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя). Ему присущи метафоричность и гиперболизация, использование риторических приемов. Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. |
Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.... Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка... |
Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема ... |
||
Урок № Тема. Разнообразие ракообразных. Роль ракообразных в экосистемах и в жизни человека ... |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека... Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) |
Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама» Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп |
||
Урок литературы в 9 классе тема: «Смысл жизни, счастья и долга в... «Пушкин есть знаменосец такого отношения к человеку, при котором счастье одного не может быть основано на несчастии другого, при... |
Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! |
||
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» Менщикова Татьяна Александоровна, учитель моу гимназии №4г. Канска Красноярского края |
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |