Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция




Скачать 201.56 Kb.
Название Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция
Дата публикации 13.10.2014
Размер 201.56 Kb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Культура > Книга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА

им. В.И.ЛЕНИНА»

Отдел обслуживания



Литературно-музыкальная композиция

Нижний Новгород

1999

2 Вед.: 1999 год – юбилейный год Александра Сергеевича Пушкина. 200 лет тому назад в 1799 г. миру явился человек, на многие десятилетия определивший не только судьбы русской поэзии, но и развитие нашего мировосприятия. Вот почему пушкинский юбилей не сравним ни с каким другим по масштабу, по интересу к нему в каждом уголке России, и далеко за ее пределами.

Как точно сказал о том, что открыто нам в великом наследии и в самой личности А.С. Пушкина, академик Д. Лихачев: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к труду и людям труда...»

1 Вед.: А.С. Пушкин – человек, поэт, гражданин – бездонен и противоречив, как сама жизнь. Рассказать обо всем Пушкине немыслимо. Но приоткрыть какие то отдельные страницы жизни и творчества поэта, наверное, возможно.

А помогут нам в этом следующие книги:

В.В. Вересаев «Пушкин в жизни», «Загадочный Пушкин».

Четверть века известный русский писатель В.В. Вересаев посвятил углубленному изучению жизни и творчества А.С. Пушкина. «Пушкин в жизни» – это систематический свод подлинных свидетельств современников об Александре Сергеевиче, а также писем самого поэта к друзьям, родственникам, жене.

Книга «Загадочный Пушкин» представляет популярный очерк жизни и творчества поэта. Этот очерк Вересаева полон парадоксальных, но всегда глубоких размышлений писателя о великом поэте. Надо отметить, что в течение многих десятилетий они не переиздавались. К современному читателю они пришли только в 1996 г. обе эти книги известного русского писателя произвели настоящую сенсацию среди пушкинистов. Вересаевская хроника наряду с положительными отзывами вызвала шквал отрицательной критики. До того подход писателя к жизни и творчеству А.С. Пушкина шел в разрез с устоявшимися точками зрения. Именно эти книги В.В. Вересаева «Пушкин в жизни» и «Загадочный Пушкин» представляют собой интерес.

В подготовке сегодняшнего вечера нам также помог двухтомник «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками». В двухтомнике собраны документы и материалы, рассказывающие о Пушкине на всем протяжении его жизненного и творческого пути. Главное место отведено письмам самого поэта, его дневниковым и мемуарным записям, эссе современных профессиональных исследователей, писателей, журналистов, людей, ведущих многолетнее изучение различных аспектов жизни и творчества А.С. Пушкина.

После сегодняшней нашей встречи, наверняка, для многих из вас откроется «новый» Пушкин. Мы хотели показать несколько традиционный взгляд на его творчество. Открывая «своего» Пушкина, мы, в первую очередь, основывались на высказываниях (в письмах, дневниковых записях) самого поэта, а также, как я уже отметила, на точках зрения наших современных пушкинистов. В этом плане нам очень помогла книга известного современного пушкиниста Валентина Непомнящего «Поэзия и судьба».

1 Вед.: Наш литературный вечер мы назвали так: «Не продается вдохновение»

3 Вед.: (Пушкин)

О бедность! Затвердил я наконец,

Урок твой горький! Чем я заслужил

Твое гоненье, Властелин враждебный,

Довольства враг, суровый сна мучитель?
1 Вед.: О том, как безмерно была обременена душа поэта материальными заботами своей семьи, заботами о благополучии родных, как самозабвенно он был увлечен творчеством – вот об этом мы постараемся вам рассказать.

3 Вед.: (играет роль Пушкина) Откуда я? Что я? Почему таков? Ответы ищите в моей родословной. Я чрезвычайно горд тем, что происхожу от фамилий, игравших довольно значительную роль в истории России. Моя родословная насчитывает свыше шестисот лет. Мы ведем род свой от прусского выходца Радиши или Рачи – мужа честна, как говорит летописец, т.е. знатного, благородного, выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославовича Невского. Ну а по материнской линии я – правнук арапа Петра Великого – сына абиссинского князька. Отсюда мой неистовый темперамент и мои курчавые волосы.

1 вед.: Но ведь это же смешной предрассудок: кичиться своим дворянством, своей родословной!

3 Вед.:(Пушкин) Ну и пусть. Признаюсь, я дорожу тем, что называют предрассудками, дорожу тем, чтобы быть столь же хорошим дворянином, как и всякий другой. Хотя от этого мне выгоды мало, я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них. И горжусь я не столько своим дворянством, сколько, как истинно русский человек, горжусь своей родословной, своей фамилией. А корни моей родословной можно найти во всех сословиях, в том числе и мещанском. Чем я тоже горжусь.

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом:

Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой; я мещанин.
1 Вед.: (портрет А.С. Пушкина) Вот что мы узнаем об отце Александра Сергеевича из книги В.В. Вересаева «Загадочный Пушкин» (берет в руку книгу):

– Сергей Львович был помещик, и помещик богатый: имел более тысячи десятин в псковской губернии (в первую очередь, это знаменитое село Михайловское) и около семи тысяч десятин в губернии Нижегородской (среди селений нижегородчины, принадлежащих Пушкиным, и знаменитое Б. Болдино). Семья Сергея Львовича владела крепостными в количестве свыше 1200 душ. Однако, несмотря на это, Сергей Львович постоянно нуждался в деньгах. Он не любил сам заниматься хозяйством, поместьем безотчетно управляли приказчики. Они обирали барина и крестьян. Однажды крестьяне, доведенные притеснениями приказчика до отчаяния, послали к Сергею Львовичу ходоков с жалобой на приказчика. Сергей Львович пришел в великое негодование, что его обеспокоили, затопал на мужиков ногами и пропал, не выслушав. Ему было не до того, чтобы заниматься такими скучными вещами, как хозяйство, счета, жалобы, цены на продукты. Жизнь представлялась Сергею Львовичу лугом удовольствий, человек – точнее дворянин – мотыльком, которому предназначено порхать по этому лугу и пить с цветочков сладкий сок. Так он и проводил жизнь – в полнейшей праздности, ища одних удовольствий. Он был изысканно любезен на старинный французский манер, отличался в каламбурах и острых ответах, был желанным гостем во всех московских литературных салонах, был лично знаком с лучшими писателями того времени – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским, Вяземским.

2 Вед.: Ну, а как относился Сергей Львович к своим детям, к сыну Александру? Что об этом сказано у В.В. Вересаева?

1 Вед.: Как отмечает В.В. Вересаев, до детей своих Сергею Львовичу было так же мало дела, как и до хозяйства. Он был сухой эгоист, но любил изображать из себя любящего отца. Вообще он был глубоко фальшив и всегда играл какую-нибудь роль. Можно предположить, отмечает Вересаев, что напыщенная фальшивость отца сыграла, по контрасту, свою роль в выработке у Александра Сергеевича Пушкина большой простоты в выражении чувств.

2 Вед.: Ну, а что пишет В.В. Вересаев о матери Александра Сергеевича, Надежде Осиповне?

1 Вед.: (устанавливает портрет) В.В. Вересаев считает, что Надежда Осиповна была совсем под стать своему мужу: также любила больше всего светские удовольствия, питала такое же отвращение к труду, домашним хозяйством не занималась. Была она властна и взбалмошна. Муж находился у нее, как говорится, под башмаком. С детьми обращалась деспотически, особенно с Александром. Кроме Александра, у нее была дочь Ольга на два года старше Александра, и сын Лев, на шесть лет моложе брата.

Льва мать очень любила, а к старшим детям относилась холодно. Рассердившись, дулась на него и не разговаривала неделями и месяцами. Подвергала унизительным наказаниям. У Александра была привычка тереть ладони – одна о другую; чтобы отучить его от этого, мать на целый день завязывала ему руки назад и морила голодом.

(музыкальная заставка)

1 Вед.: (на фоне муз. заставки) В 1818 г. А.С. Пушкин заканчивает одно из самых привилегированных учебных заведений того времени – Царскосельский лицей, что под Петербургом. Именно в Лицее Пушкин начинает формироваться как один из лучших поэтов России. На него с надеждой смотрят корифеи литературы, поэзии того времени: Батюшков, Жуковский, Вяземский. В лицее знаменитый Державин, услыхав стихи Пушкина, со слезами бросился к нему и воскликнул: «Вот кто заменит Державина!»

Полный самых радужных надежд и мечтаний, после нескольких лет разлуки с родными А.С. Пушкин вновь возвращается под родительский кров.

3 Вед.: (Пушкин)

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И Царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.
1 Вед.: И тут, наверное, впервые Александр Сергеевич почувствовал ущемление фамильной гордости. Ему было бесконечно обидно за родителей, которые в результате своей полной бесхозяйственности вынуждены были жить в обстановке постоянной нехватки денег.

Вот что пишет о семье Пушкиных близкий их сосед, барон М.А. Корф. Откроем книгу «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его и его современниками».

«Дом их всегда был наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой – пустые стены или соломенный стул; многочисленная, но оборванная и пьяная дворня с баснословной неопрятностью; ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный недостаток во всем, начиная от денег и до последнего стакана. Когда у них обедывало 2-3 человека, то всегда присылали к нам за приборами».

3 Вед.: (Пушкин) Из лицея я был выпущен с чином коллежского секретаря и определился чиновником в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге со смехотворным жалованьем в 700 рублей. Да, сказать откровенно, и служба-то у нас, молодых дворян, только номинальная. На службу почти не являемся, а служим только для продвижения в чинах. Свободного времени у меня было сколько угодно. Я с головою ушел в кипучую петербургскую жизнь. Я вращался в высшем обществе, был любимец дам, известным стихотворцем, желанным гостем всех модных литературных салонов Петербурга. Я одевался щеголем, носил модный широкий черный фрак с нескошенными фалдами и шляпу с прямыми полями «а ля Боливар» Отрастил себе очень длинные ногти, тщательно ухаживал за ними, полировал. Такой богемный образ жизни требовал уйму денег, а где их взять?

О, юность, юность удалая!

О, юность, юность удалая!

Могу ль тебя не пожалеть?

В долгах, бывало, утопая,

Заимодавцев убегая,

Готов был всюду я лететь.
(Слышится топот копыт)

(1 Вед. играет роль отца Александра Сергеевича. Ходит по комнате из угла в угол, прислушивается к топоту копыт, рассержен).

3 Вед.: (Пушкин) – Отец, Вы не спите?

1 Вед.: (С.Л.) – Что-то не спится. Я как посмотрю, Александр, ты опять возвращался на извозчике? Только не отпирайся, я слышал, проехала карета.

3 Вед.: (Пушкин) – Зачем мне отпираться? Вы сами видите, что на улице промозглая погода, слякоть, я простужен. Да и потратил на извозчика я всего 80 копеек.

1 вед.: (С.Л.) – Твои литературные салоны меня не интересуют. Ты волен бывать, где желаешь, но я не позволю тратить из моего кармана и копейке на извозчика. Мои дела расстроены, ты должен это учитывать.

2 Вед.: Позвольте, Александр Сергеевич, в своих, в своих письмах Вы часто упоминаете трудное материальное положение своей семьи, но разве поэзия не денежное дело? Вы самый известный поэт России. Вашей литературной плодовитости, таланту, известности может позавидовать любой писатель России. неужели Ваше творчество не обеспечивает Вам достаточный доход? (Держит в руке рукопись).

3 Вед. (Пушкин) Я не придворный поэт, писать по заказу хвалебные оды я не умею, да и... «Не продается вдохновенье...» (Бросает на стол рукопись, садится).

1 Вед.: Позвольте, «Но можно рукопись продать...» (подсаживается к Пушкину).

Инсценировка отрывка «Разговор книгопродавца с поэтом».
1 Вед.:

Стишки для вас одна забава

Немножко стоит вам присесть,

Уж разгласить успела слава

Везде приятнейшую весть:

Поэма, говорят готова,

Плод новый умственных затей.

Итак, решите; жду я слова:

Назначьте сами цену ей.

Стишки любимца муз и граций

Мы вмиг рублями заменим

И в пук наличных ассигнаций

Листочки наши обратим...

О чем вздохнули так глубоко,

Нельзя ль узнать?
3 Вед.: (Пушкин)

Я был далеко;

Я время то воспоминал,

Когда надеждами богатый,

Поэт беспечный, я писал

Из вдохновенья, не из платы.
Тогда, в безмолвии трудов,

Делиться не был я готов

С толпою пламенным восторгом,

И музы сладостных даров

Не унижал постыдным торгом...

3 Вед.: (Пушкин)

Свободу.

1 Вед.: Прекрасно.

Вот же вам совет;

Внемлите истине полезной:

Наш век – торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Что слава? – Яркая заплата

На ветхом рубище певца.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Позвольте просто вам сказать:

Не продается вдохновенье

Но можно рукопись продать.
3 Вед.: (Пушкин)

Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись.

(Обращается к зрителем):

Твой труд

Тебе награда. Им ты дышишь,

А плод его бросаешь ты

Толпе, рабыни суеты.
2 вед.: Пушкин стал первым профессиональным поэтом России, который отнесся к своему творчеству как к труду, достойному материального вознаграждения. Но свое вдохновение он не продавал никогда.

3 Вед.: (Пушкин)

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.
2 Вед.: Так что же все-таки, с вашей точки зрения, цель поэзии?

3 вед.: (Пушкин) Цель поэзии – поэзия.

Ну какую пользу, какую выгоду можно извлечь, например, из строчек:

Когда в объятия мои

Твой стройный стан я заключаю,

И речи нежные любви

Тебе с восторгом расточаю,

Безмолвна, от стесненных рук

Освобождая стан свой гибкий,

Ты отвечаешь, милый друг,

Мне недоверчивой улыбкой.

Что могут дарить эти строчки, кроме поэтической радости?

2 вед.: Ваша поэзия не соответствует общественным задачам. Она без сомнения «чистая», сложившейся официальной критики вашего творчества.

3 Вед.: (Пушкин) Я не проповедник, не историк, не воспитатель, не общественный деятель, как об этом пишут и трезвонят на каждом углу. Я – поэт.

Искусству не должно думать о своем воспитательном назначении, оно нравственно по самой своей природе и как подлинный воспитатель действует на сознание не проповедями, а своим примером, своим существованием. То же самое я отношу и к поэзии.

2 Вед.: Но далеко не все разделяют подобную точку зрения на задачи поэзии. Возможно только пока...

3 Вед.: (Пушкин) Возможно. Ну а пока...

Пока меня без милости бранят

За цель моих стихов – иль за бесцелье

И важные особы мне твердят,

Что ремесло поэта – не безделье.

Что славы прочной я добьюсь вряд,

Что хмель хорош, но какого похмелье?

И что пора б уж было мне давно

Исправиться, хоть это мудрено.

Знаю, что мое имя переживет меня, мои писания надолго обеспечивают мне славу. Но что будет гласить эта слава? Увы! Она будет трубным гласом разглашать в мире клевету о моем творчестве и о поэзии вообще. Потомство будет чтить память обо мне не за то подлинно-ценное, что есть в моих писаниях, и что я один знаю в них, а за их мнимую и жалкую полезность для обиходных нужд...

2 вед.: У многих читателей наверняка не раз возникал такой вопрос: почему в ваших стихах так много противоречий? То вы пишите о дружбе так «Что дружба? Легкий пыл похмелья...», а в другом стихотворении вы сокрушаетесь: «Печален я: со мною друга нет...» В одном стихотворении вы взываете: «Поэт! Не дорожи любовию народной...», в другом вы явно гордитесь: «И долго буду тем любезен я народу...» и т.д. Где логика ваших мыслей и чувств?

3 Вед.: (Пушкин) Моя логика лежит в свободе творчества. Мое сердце не всегда бывает в ладах с благоразумной логикой, такова и моя поэзия: она противоречива, но искренна в каждый данный момент, в каждом моем стихотворении. Поэзия дает мне ощущение свободы, т.к. не работает на готовых формулах и приложениях. Каждый раз, работая над новым стихотворением, происходит постижение жизни, которое может быть опровергнуто в соседнем стихотворении.

Ты царь – живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе.
1 Вед.: Всякая настоящая поэзия, и прежде всего пушкинская, внушает нам чувство счастья. Как прекрасно начинаются пушкинские стихи! Первая строка задает тон, от нее зависит все стихотворение. «Роняет лес багряный свой убор...», или «Редеет облаков летучая гряда...» - стихотворения, так начатые, не могут быть плохими, так как уже в первой строке задан их уровень. Кажется, что настоящие стихи написаны задолго до своего возникновения, и только ждут часа, чтобы явиться на свет в звуковом воплощении.

К чарующей поэзии А.С. Пушкина обращались многие русские композиторы. Да это и понятно, стихи его очень музыкальны. Послушайте песню Римского-Корсакова на слова А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» в исполнении С. Лемешева (на фоне слайдов).

Инсценировка (на фоне муз. заставки) – свет выключен, освещение

свечами.

Пушкин сидит за столом в халате. На столе зажженные свечи, листы черновиков. Пушкин что-то порывисто записывает, вскакивает, ходит по комнате, что-то бормочет, опять садится, пишет.

2 Вед.: Из воспоминаний.

Из всех времен года Пушкин любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него она была лучше. Он говорил, что только осенью овладевал им бес стихотворства, и рассказывал по этому поводу, как была им написана «Полтава». Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир (стихи преследовали его и там), ел на скорую руку что попало, и убегал домой, чтоб записать то, что набралось у него на бегу и за обедом.

Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части.

3 Вед.: (Пушкин) Берет рукопись, читает:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойна с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок озаряет.

И тихо, тихо все кругом...

(гаснут свечи, зажигается свет)
Стук в дверь, к Пушкину входит книготорговец Смирдин (1 Вед.)

1 Вед.: (Смирдин) – Разрешите?

3 Вед.: (Пушкин) – А, господин Смирдин, книготорговец, проходите, рад видеть.

1 Вед.: (Смирдин) – Как и договаривались, Александр Сергеевич, пришел с утра пораньше за рукописью и принес деньги.

3 Вед.: (Пушкин встает, чешет затылок, конфузится, не знает, как сказать) – Рукопись готова, но вот жена моя, Наталья Николаевна забрала ее, идите к ней, она хочет вас видеть.

Входит Наталья Николаевна, в руках у нее рукопись.

2 Вед.: (Наталья Николаевна) – Я вас для того призвала к себе, чтобы вам объявить, что вы не получите от меня рукопись, пока не принесете мне сто золотых.

1 Вед.: – Позвольте, Наталья Николаевна, но с Александром Сергеевичем мы сговорились на 50 золотых.

2 Вед.: – Мой муж, человек слишком деликатный, чтоб просить должную сумму. 50 золотых – это слишком дешево. В 6 часов принесите деньги, тогда получите рукопись... Прощайте.

Уходит.

2 Вед.: Считать деньги Пушкин не умел. Появление денег связывалось у него с представлением о неиссякаемом потоке золотого песка. Но быстро пропустив деньги, как песок сквозь пальцы, он с детской наивностью недоумевал перед совершившимся исчезновением... бывали дни, когда после редкого выигрыша (карты влекли Пушкина, хотя играл плохо и почти всегда проигрывал) или крупной литературной получки мгновенно являлось в доме изобилие во всем, деньги тратились без удержи и расчета – точно каждый старался скорее наверстать испытанное лишение. Александр Сергеевич старался скорее не только исполнить но и предугадать желания Натальи Николаевны. Минуты эти были скоротечны и быстро сменялись полным безденежьем, когда не только быть не могло о какой-нибудь прихоти, но требовалось все напряжение ума, чтобы извернуться и доставить самое необходимое для ежедневного существования.

1 Вед.: За шесть лет семейной жизни Пушкину довольно часто приходилось жить в разлуке с женой и детьми. Преимущественно ездить приходилось ему. То это были поездки в Москву для работы в архивах, то в Михайловское или Болдино, то он едет в казанскую или Оренбургскую губернии собирать материалы к своей «Истории Пугачева». И всякий раз между Александром Сергеевичем и Натальей Николаевной завязывалась интенсивная переписка. К сожалению, судьба писем Натальи Николаевны до сих пор остается неизвестной.

Из писем же Александра Сергеевича к жене мы можем почувствовать огромную любовь поэта к Наталье Николаевны, почувствовать всю глубину его заботы о благополучии семьи.

3 Вед.: (Пушкин разворачивает письмо) Письмо от 6 ноября 1833 г. из Болдина: «Женка, жена! Я езжу по большим дорогам, живу по 3 месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве, которую ненавижу – для чего? Для тебя: чтоб ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоей красотою...»

А вот небольшой отрывок из письма от первой половины июля 1834 г. из Петербурга: «Я сплю и вижу, чтоб к тебе приехать; да кабы мог остаться в одной из ваших деревень под Москвою, так бы богу свечку поставил; рад бы в рай, да грехи не пускают. Дай сделаю деньги, не для себя, для тебя. Я деньги мало люблю, не уважаю в них единственный способ благоприятной независимости...»

В другом письме к Наталье Николаевне за этот же период из Петербурга Пушкин восклицает: «Дай бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином!..»

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины,

В глуши звучнее голос мирный,

Живее творческие сны.
1 Вед.: Судя по письмам Пушкина, в последние годы своей жизни он тяготился светской жизни, своим камер-юнкерством, присвоенным ему императором Николаем I, чтобы приблизить семью Пушкина, и в первую очередь Наталью Николаевну, первую красавицу столицы, к императорскому двору. Став фрейлиной императорской семьи, Наталья Николаевна обязана была вместе с мужем являться на все придворные балы.

Вся эта светская суета требовала огромных расходов, денег на которые у Пушкина не было. Да к тому же надо сказать, что Наталья Гончарова выходила замуж за Пушкина без приданого – хозяйство родителей невесты было не в лучшем состоянии, чем у родителей жениха.

Современники вспоминают, что когда Пушкин женихом ездил к Гончаровым, то будущая теща старалась спровадить его до обеда, дабы не кормить лишний рот, а юной Наташе частенько приходилось ездить на балы в потертых туфлях и старых перчатках. Даже день свадьбы откладывался несколько раз, так как в последний момент выяснилось, что нет денег на самое необходимое.

2 Вед.: Жалованья Пушкина в качестве камер-юнкера не хватало для требований блестящей петербургской жизни. Кроме того, в последние годы жизни он взял под свою опеку вконец разорившихся родителей, вынужден был выкупить Михайловское, чтобы не пустить его с молотка. Долги Пушкина росли как снежный ком. Александру Сергеевичу пришлось обратиться к властям с просьбой о займе. Пушкину было выдано из казны 30000 рублей с тем, что жалованье его впредь будет удерживаться для покрытия этой суммы. Таким образом, он оказался закабаленным на шесть лет вперед. О покое и воле (а поэт мечтал об отставке) не приходилось больше и думать. Надежды, возлагавшиеся Пушкиным на журнал «Современник», который он возглавил в 1836 году, не оправдались – журнал успеха не имел и плохо раскупался. Сам Пушкин был лишен необходимых для творчества и покоя воли, а завистники, недоброжелатели, выдохся, что гений его иссяк. Душевное состояние поэта становилось невыносимым и даже друзья, не обладавшие чуткостью, распустили слухи, что он исписался.

3 Вед.:

Не дай мне Бог сойти с ума,

Нет, легче посох и сума;

Нет, лучше труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил: не то, чтоб с ним

Да вот беда:

сойти с ума,

И страшен будет как чума,

Как раз тебя запрут,

Посадят на цепь дурака

И сквозь решетку как зверька

Дразнить тебя придут.
2 вед.: Наталья Николаевна хорошо понимала состояние своего мужа. В письмах к брату Дмитрию Гончарову видна не легкомысленная светская красавица, а заботливая, сердечная, участливая и обеспокоенная положением мужа жена – настоящий преданный друг.

Вот одно из писем Натальи Николаевны к брату (открывает книгу «Жизнь Пушкина...» или сложное «письмо». Из него мы узнаем, как глубоко понимала она всю тягость положения своего мужа, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие. Читаем: «... Сейчас мое положение таково, что я считаю даже своим долгом помочь моему мужу в этом затруднительном положении, в котором он находится: несправедливо, чтобы вся тяжесть содержания большой семьи падала на него одного...

Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следовательно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы он мог сочинять, голова его должна быть свободна... Мой муж дал мне столько доказательств своей деликатности, и бескорыстия, что будет совершенно справедливо, если я со своей стороны постараюсь облегчить его положение...»

Далее Н.Н. просит брата назначить ей содержание, как это он сделал незамужним сестрам Екатерине и Александре.

«... По крайней мере содержание, которое ты мне назначишь, пойдет на детей, а это уже благородная цель. Я прошу у тебя этого одолжения без ведома моего мужа, потому что, если бы он знал об этом, то, несмотря на стесненные обстоятельства, в которых он находится, он помешал бы мне это сделать. Итак, ты не рассердишься, дорогой Дмитрий, за то, что есть нескромного в моей просьбе, будь уверен, что только крайняя необходимость придает мне смелости докучать тебе».

1 вед.: Это было написано в июле 1836 г., на шестом году брака А.С. Пушкина с Натальей Николаевной, когда у них было уже четверо детей, а жить Пушкину оставалось полгода...

3 Вед.: (Пушкин обращается к Наталье Николаевне...звучит отрывок из его письма) «Никогда не думал я упрекать тебя в своей независимости. Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив; но я не должен был вступать в службу и, что еще, опутать себя денежными обязательствами... Но ты во всем этом не виновата, а виноват я из добродушия, коим я преисполнен до глупости, несмотря на опыты жизни».

1 Вед.: «Ты ни в чем не виновата», – опять эту же фразу все время повторял смертельно раненный во время дуэли с Дантесом Пушкин, видя, как убивается, как убивается Наталья Николаевна, считая себя виноватой в безвременной гибели Александра Сергеевича.

3 Вед.: (Пушкин, обращаясь к Наталье Николаевне) успокойся и не плачь. Ты была верной, хорошей женой, заботливой матерью. Ты не виновата, что злые языки оклеветали тебя...

1 Вед.: И вот что интересно: буквально за несколько месяцев до дуэли, осенью 1836 года Пушкин все же решился покинуть Петербург и поселиться насовсем с семьей в Михайловском.

3 Вед.: (Пушкин) Юность не имеет нужды в домашнем очаге, зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто находит подругу – тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические...

2 Вед.: По словам Нащокина, друга Пушкина, Наталья Николаевна соглашалась на переезд в Михайловское, но Пушкину не на что было перебраться туда с большой семьей. Александр Сергеевич умолял Нащокина прислать ему в долг пять тысяч рублей, которых у Нащокина на ту пору не оказалось. Как позже Нащокин глубоко сожалел, что не нашел для друга этих денег. А если бы нашел? Тогда, наверное, и дуэли не было бы...

1 Вед.: Ночью, 28 января 1837 г. тяжелораненому Пушкину привезли письмо от императора Николая I. Надо сказать, что Николай I был страшно разгневан дуэлью: во-первых, дуэли были строго запрещены, а во-вторых (и это главное) Николай I осознавал уникальную роль и значение Пушкина, его творчества в историко-культурном развитии России. В своем письме император писал: «Любезный друг, Александр Сергеевич! Если судьба нас уже более в сем мире не сведет, то прими мое последнее и совершенное прощение и последний совет: умереть христианином. Что касается до жены и детей, то можешь быть спокоен, я беру на себя устроить их судьбу».

3 Вед.: (Пушкин) Пушкин поцеловал эти наскоро набросанные строки. У него расширились глаза, заблестели, будто наполнились слезами, и он медленно набрав полную грудь воздуха, радостно вздохнул, как вздыхает человек, с плеч которого сняли тяжелое бремя.

У поэта появилась улыбка, улыбка примирения с жизнью и совершенного покоя, дотоле им неизвестного. С этой улыбкой на лице Пушкин и скончался 29 января (по старому) 1837 г.

1 Вед.: Относительно семьи Пушкина государь повелел:

  1. Заплатить долги (а общая сумма задолженности составляла около 139 тысяч рублей);

  2. Заложенное имение отца очистить от долга;

  3. Вдове пенсии и дочерям по замужество;

  4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступлении на службу;

  5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей;

  6. Единовременно семье предоставить 10000 рублей.


На фоне музыкальной заставки:

3 Вед.: Вызывая Дантеса на дуэль, А.С. Пушкин защищал свою честь, честь своей жены, честь своей семьи, честь своей фамилии.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как... пустыня

И как алтарь без божества.
Конец муз. заставки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Сценарий праздника ко Дню Победы. Песня день победы
Литературно-музыкальная композиция, приуроченная к 68-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Литературно-музыкальная композиция
А. С. Пушкина неразрывно связана с Петербургом. Здесь к нему пришла поэтическая слава, в зрелом возрасте он обрел в столице свой...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Отдел обслуживания Литературная композиция, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина
Вступительное слово: Сегодняшнюю нашу встречу в клубе Сударушка мы посвящаем приближающейся знаменательной дате – 200-летию со дня...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Внеклассное мероприятие по литературе Литературно музыкальная
На фоне отрывка из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осень» на экране стихотворные строчки
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Учебник В. Ю. Свиридовой Тема: Анализ произведения А. С. Пушкина
Оборудование: текст произведения (отрывок) у учащихся, у учителя- полное произведение, музыкальная композиция Г. Свиридова «Тройка»...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Информационно-библиографический отдел Советуем прочитать Выпуск 9 Список литературы
Обращаем Ваше внимание на наиболее значимые и интересные произведения, напечатанные в литературно-художественных журналах в первом...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Программа ориентирована на приоритетность предмета «Композиция»
Предмет «Композиция» должен стать центром учебного процесса, объединяющим дисциплины учебного плана по изобразительному искусству...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Отдел обслуживания Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
...
Отдел обслуживания Литературно-музыкальная композиция icon Урок зачётного типа по дисциплине «музыкальная литература»
Важной составной частью дисциплины «Музыкальная литература» специальности «Теория музыки» являются индивидуальные занятия
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции