Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г




Скачать 11.77 Mb.
НазваниеОбразовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г
страница1/83
Дата публикации13.10.2014
Размер11.77 Mb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   83












































ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕРИОД 2011-2015 г.г.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка к образовательной программе …………………

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования …………….

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ….

2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования …………………

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности ……………………………………………………………………

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………

2.4. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни …………………………………………………..

2.5. Программа коррекционной работы.

3. Организационный раздел.

3.1. Учебный план начального общего образования ………………………..

3.2. План внеурочной деятельности…………………………………………..

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта…………………………………….


1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



«Нельзя чему-то научить человека,

можно только помочь ему сделать

для себя это открытие».

(Галилео Галилей)
1. Введение.

Актуальность разработки образовательной программы (ОП).

В соответствии с концепцией модернизации  российского образования на период до 2020 г. миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни. 

Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и  содержательно-деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа.  Она позволяет подчинить входящие в нее виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью  человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

Образовательная программа образовательного учреждения  является свободной формой  гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице  общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она  демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы. Мониторинг выполнения такой  программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую  основу для оценки вклада  каждого педагога в образовательные  достижения детей  и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком.

Нормативно-правовая база для разработки программы.

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании».

Целевая программа «Столичное образование – 5».

Статус общеобразовательных школы определен в «Типовом положении о типах и видах образовательных школ» (Утверждено постановлением правительства РФ от 19.03.2001 № 196).

Устав школы.

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Московский базисный учебный план.

Коллективный договор между администрацией и профсоюзным комитетом школы. 

В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенных уровня и направленности, является образовательная программа (ОП). В соответствии со статьей 9 п. 6 Закона РФ «Об образовании» ОП должны включать в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов и пр. ОП ступеней школьного образования разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных образовательных программ (статья 14 п. 5 Закона РФ «Об образовании»).

В новом стандарте уточнена структура и основное наполнение ОП (Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009, раздел 3). Ей уделено принципиальное внимание как посреднику между стандартом и примерной программой, как элементу общественного договора между участниками образовательного процесса. Всякий поступающий в школу ребенок обязан познакомиться не только с Уставом, но и с ОП.

В соответствии с разделом 3 п. 15 ОП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %). Стандарт ясно указывает (раздел 3 п. 16), что теперь ОП должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; набор отдельных программ; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Таким образом, государство видит ОП следующим образом:

  • ОП должна стать программой действий субъектов образовательного процесса

  • ОП должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе

  • ОП должна задавать «дизайн» образовательной среды ОУ

  • ОП должна задавать «очки», с помощью которых можно видеть, что происходит

Научно-методические основы разработки программы.

В основу разработки ОП положены идеи:

- культурно-исторического системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман);

- личностно-ориентированной парадигмы (В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков);

- компетентностного подхода (А.В. Хуторской В. Д. Шадриков, Э. Д. Днепров);

- проблемно-ориентированного развивающего обучения (Л.В. Занков);

- смысловой педагогики вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А. Ямбург, В.Э. Мильман, И.В. Абакумова);

- контекстного подхода к образованию (А.А. Вербицкий).

Информационная справка о школе.

Эти сведения нужны для того, чтобы максимально учесть тип и вид ОУ.

1. История и традиции.

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 открылась 1 сентября 1965 года. На базе школы создан музей 8 (107) военно-воздушной десантной дивизии имени С.И. Шингарева. Педагогический коллектив школы представлен высококвалифицированными специалистами, среди них:

45% - высшую квалификационную категорию

54% - первую квалификационную категорию.

Среди учителей трудятся выпускники нашей школы.

На современном этапе школа обновляется.

Основные направления работы школы:

- создание развивающей среды для обучающихся с использованием новых педагогических технологий;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс системы профильного обучения учащихся старших классов.

Школа славится выпускниками. Ежегодно два-пять выпускников за особые успехи в учебе награждаются золотыми и серебряными медалями. 80% выпускников становятся студентами ВУЗов, почти столько же инженеров и техников ГА обеспечивают работу аэропорта, в дальнейшем они занимают ответственные должности

2. Современное состояние.

А. Режим работы.

Обучение в школе организовано в одну смену (начало первого урока в 8 часов 30 мин.).

Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели.

Во второй половине проводятся занятия дополнительного образования и функционируют 4 группы продленного дня для 1-4 классов.

Организовано двухразовое питание через комбинат питания.

В школе формируются классы с постоянным составом учащихся, средняя наполняемость классов – 25 человек.

Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года для первых классов- 33 учебные недели, для 2- 4 классов- 34 учебные недели. Продолжительность урока во 2- 4 классах 45 минут. Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут, в ноябре-декабре- по 4 урока по 35 минут каждый, январь-май –по 4 урока по 45 минут каждый).

Аттестация учащихся производится со второго класса по четвертям по пятибалльной системе оценок.

В школе 8 оборудованных кабинетов начальной школы, имеются игровые зоны для 1 классов, обеденные зоны для учащихся, раздевалки, санузлы.

Учащиеся посещают кабинеты информатики, английского языка, спортивный зал. Во дворе школы находится спортивная площадка.

Б. Характеристика участников образовательной деятельности.

Общая характеристика.

Видовое разнообразие классов:


Параллель

классов

А

Тип класса

Б

Тип класса

1 классы

1

общеобразовательный

1

общеобразовательный

2 классы

1

общеобразовательный

1

общеобразовательный

3 классы

1

общеобразовательный

1

общеобразовательный

4 классы

1

общеобразовательный

1

общеобразовательный

В начальной школе обучается 179 учащихся:

  • 1 класс– 79, 2 класс – 59, 3 класс – , 4 класс – 29.

Кадровое обеспечение.

Количественный состав преподавателей:

В начальной школе работает 9 педагогов (не считая учителей физической культуры, информатики, английского языка, руководителей кружков).

Из них постоянно работающих – 9, совместителей – 0.

Среднее специальное образование – 2.

Высшее образование – 7.

Средний возраст – 40 лет.

Средний педагогический стаж – 23 года.

Качественный анализ педагогических кадров:

Высшая категория – 2.

Первая категория – 4.

Вторая категория – 3.

Отличник просвещения, Почетный работник народного образования – 1.

Медаль «850 Москвы» – 3.

Награда «Ветеран труда» – 2.

Кроме того, педагогический коллектив начальной школы активно участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, мастер-классах. Имеет ряд печатных работ. Ежегодно проходит курсы повышения квалификации, что ведет к использованию в работе современных педагогических технологий (развивающего обучения – 90 %, информационно-коммуникативных – 60 %, проектно-исследовательских – 45 % и др.), формирование коллектива единомышленников.

Таким образом, заметны тенденции роста кадрового потенциала.
Статистические данные о социальном составе семей.

Деятельность школы осуществляется с учетом ориентации на конкретную социально-профессиональную группу родителей, в состав которой, согласно проведенному социологическому исследованию, входят

  • 70% - служащие, из них 3% работники сферы образования;

  • 8% - представители сферы обслуживания;

  • 14% - рабочие;

  • 3% - не имеют постоянной работы (занимаются предпринимательством или не работают совсем);

  • 5% - домохозяйки.

Родители учащихся по уровню образования распределились следующим образом:  

  • со средним образованием – 13%

  • со средним специальным – 28%

  • высшим- 75,1%

  • с неполным средним -0,2 %

  • два высших образования- 0,3 %


Состав учащихся по социальному статусу их семей

Всего учащихся в 2011/2012 учебном году

179




Дети из неполных семей

62

34,8

Дети-сироты, живущие в семьях родственников

-




Дети-сироты, живущие в детских домах

-




Дети матерей-одиночек

6

3,4

Дети из многодетных семей

20

11,2

Дети, состоящие на учете в отделении милиции

-




Дети, относящиеся к группе риска

3

1,7

В социальном заказе школе ставят на первое место:

  • родители (обеспечение подготовки учащихся для поступления в ВУЗы  и колледжи   -  80 %; развитие природных данных  - 12  %; нахождение ребенка в школьном пространстве до 16 лет- 8 %)

  • учащиеся (получение качественного образования -  60%; приобретение учебного успеха -  25  %; интересное обучение в школе  - 15  %)

 Анализ итогов диагностики микро социума школы позволяет выделить следующие  его черты:

  • недостаточная образованность;

  • средний уровень общей культуры;

  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных

  • малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка;

  • вместе с тем до 60% семей достаточно ответственно относятся  к своим родительским обязанностям, из них до 30% способны глубоко изучить способности и склонности своего ребенка, прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.

Таким образом, основная категория родителей школы № 41 – служащие с большой занятостью. Для родителей данной категории является приоритетным не только количественный, но и качественный состав образовательных услуг. Родители поддерживают образовательную политику педагогического коллектива начальной школы, положительно оценивают режим работы и основные направления образовательной деятельности.

Процесс обучения.

1 ступень образования в школе № 41 отличает качественное усвоение программного уровня по основным предметам (учет годовых оценок и результатов срезов знаний):


Предметы

2008-2009 уч. г

2009-2010 уч. г.

2010-2011 уч. г.

Русский язык

80%

81%

83%

Литературное чтение

96%

96%

95%

Математика

83%

83%

81%

Окружающий мир

95%

96%

97%


Младшие школьники ежегодно становятся победителями, призерами и лауреатами предметных олимпиад, марафонов, конкурсов и соревнований школьного, муниципального, окружного, городского и международного уровней. Ребята принимают активное участие во всевозможных конференциях, форумах, круглых столах и пр.

Говоря о показателях работы учителей начальных классов, нельзя не отметить, что будущие серебряные и золотые медалисты школы, будущие выпускники школы, получающие сертификаты о сдаче ЕГЭ с высокими баллами, будущие студенты престижных вузов столицы – это все те ребята, которые прошли обучение в стенах нашей школы, начиная именно с младших классов.
2. Анализ «социального заказа» на предоставление образовательных услуг.

Концепция программы разработана коллективом школы на 2010-2014 гг. на основе «социального заказа».

Данные проведенного социологического опроса (контингент опрашиваемых – родители учащихся школы) неопровержимо говорят о том, что общество видит школу 21 века, призванную давать в первую очередь качественное фундаментальное образование.

Таким образом, наша программа отражает потребности личности в получении качественного образования, в ней находят выражение тенденции к фундаментальности, академичности, традиционности.

Однако родительская общественность отмечает и другое. Именно начальное образование следует сориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей младшего школьника. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Таким образом, назначение образовательной программы школы № 1400 в том, чтобы создать условия для раскрытия возможностей у каждого ученика, учитывая его склонности, чтобы он мог адаптироваться в условиях сегодняшней реальности.

По мнению респондентов, не менее важными сторонами в деятельности школы должно стать воспитание детей с высокими моральными и духовными качествами. Кроме того, школе следует более активно решать проблемы здорового образа жизни учащихся.

Таким образом, на базе начальной школы необходимо создавать психологически комфортную образовательную среду для развития личности, способствующую раскрытию социокультурных ресурсов учащихся и их реализации независимо от стартовых возможностей.

  Ценные сведения для диагностики деятельности школы дает проведение анкетирования, тестирования, опросов среди учителей. Оно позволяет сделать вывод о степени удовлетворенности существующим положением дел. Большинство учителей, считая, что школа хорошая, дающая крепкие знания, с творческим педагогическим составом, не должна останавливаться на достигнутом, а быть постоянно школой «развития», высказывалась необходимость совершенствования образовательной деятельности, закрепление уже имеющийся инновационный режим. Многие педагоги считают необходимым усиление психологической службы школы № 41, что способствует обеспечению благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса, развития личности учащихся. Четко прослеживается необходимость изменения содержания и качества дополнительного образования, интеграции основного и дополнительного образования. Иными видятся и задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Весь педагогический коллектив считает, что учитель по отношению к ученику не должен являться источником информации, а становиться организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Итак, сопоставление реального и желаемого в реализации оптимальной образовательной среды привело нас к созданию «сбалансированной» ОП. При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного начального образования, а также новые подходы в данной области. Программа не претендует на универсальность. Однако, по убеждению авторов, она поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период младшего школьного возраста или, наоборот, тенденции усложнения технологии, что делает резким переход от игровых форм к собственно учебным.

3. Цели, задачи и требования ОП.

Цель создания ОП – наряду с сохранением единства федерального образовательного пространства, создание условий для защиты и развития региональных, местных и конкретно-школьных культурных традиций.

Задачи, на решение которых направлена данная ОП:

  1. Собрать и систематизировать информацию о начальном образовании в ГОУ СОШ № 41.

  2. Привести все функционирующие на базе начальной школы учебные, развивающие и воспитательные программы в соответствие со Стандартами образования второго поколения.

  3. В процессе разработки ОП создать все условия для свободного и демократического согласования образовательных потребностей, запросов и «заказов» государства, педагогов, учащихся, родителей, общества в целом по предоставлению тех или иных образовательных услуг в ГОУ СОШ № 41 (1 ступень).

  4. Обеспечить управляемость образовательным процессом на основе созданной ОП.

  5. Представить ОП как предмет внешнего и внутреннего контроля, экспертной оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения при аккредитации, лицензировании, аттестации и пр.



В процессе разработки ОП были учтены следующие требования:

К содержанию:

  • Полнота (охват всех сторон деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС)

  • Целостность

  • Инновационность

  • Ресурсность (контингент учащихся и его стабильность, кадры и их профессиональный рост, финансы, материально-техническая база, информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

К оформлению:

  • Адекватность понимания

  • Модульность структуры

  • Презентационность

К дальнейшему использованию:

  • Открытость (возможность коррекции и дополнения)

  • Интегрированность (приспособленность для сетевого взаимодействия)

  • Конвертируемость (взгляд через призму всех субъектов образовани2.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   83

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период с 2011- 2015 годы
Утверждение основной образовательной программы начального общего образования мбоу нсош

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных...

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования 2011 – 2015 учебный год
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования на 2011-2015 годы
Ооп ноо) маоу сош №7 разработана на основе ст. 14,15, 32 (п. 6) Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного...

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования. 2011 год
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОбразовательная программа начального общего образования мбоу «сош №63»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconОбразовательная программа (примерная) начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г iconПеречень образовательных учебных программ Образовательная программа...
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Просвещение,2011-2012

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции