Тема: «Глаголы – исключения»
Цели урока: 1. Ознакомить с глаголами - исключениями;
2. Развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи урока:
Образовательные:
-
развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
-
совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
-
закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие:
-
развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
-
повышать культуру речи;
-
прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Воспитательные:
-
формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
-
воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: интерактивная доска, учебник, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
Ход урока
№ п\п
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
Приме-чания
|
I
|
Организационный момент
|
|
|
|
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок как, вы уже знаете. У нас сегодня на уроке гости, учителя нашей школы. Повернитесь, посмотрите. Тихо садимся. Все вам знакомы, поэтому смущаться не будем, а покажем, как мы с вами умеем работать.
- Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Сегодня мы (слайд 1)
1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;
2) правильно писать безударные окончания глаголов;
3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила.
|
- Дети стоят около парт, повернулись, посмотрели.
- Глагол.
|
|
|
II
|
Актуализация опорных знаний
|
|
|
|
1.) Словарная работа.
Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
отт . чить – тoчит отб . жать – бег отн . сти – нёс
(слайд 2)
Где находится безударные гласные?
– К какой части речи относятся записанные слова?
– Что называется глаголом?
– Чем похожи эти глаголы?
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства
-любить, негодовать, страдать, реветь
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и: -ить (II), -еть (I).
2.)Чистописание. Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 3)
Кто много видит и слышит, тот много знает.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Всегда ли следует запоминать услышанное и увиденное?
-Запишите пословицу. Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).
|
-Записывают глаголы, вставляют пропущенные буквы, проверяют ударением.
- В корне.
-Глаголы.
-Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”.
-Это глаголы в начальной форме – инфинитив.
-Высказывают свои предположения.
-Высказывают свои предположения.(видят и слышат вокруг, запоминают и тем пополняют свои знания, запас слов)
- Высказывают мысли.
- Записывают пословицу, соблюдая правила соединения и аккуратности.
|
|
|
III
|
Постановка проблемы.
|
|
|
|
- Определите время и спряжение глагола.
- Проведём наблюдение над особой крупой глаголов. Откройте учебники на с.75(85нов.) упр.260.
- Выделите в 1-ой группе глагольный суффикс перед -ть.
- Какого спряжения должны быть эти глаголы?
- Проверим, так ли это. Проспрягаем любой глагол из 1-ой группы, например: смотреть.
-Выделите личные окончания. - О чём они говорят? Какого спряжения глагол смотреть.
- Какой сделаем вывод?
-А глаголы из пословицы относятся к этой группе?
- Выделите во 2-ой группе глагольный суффикс перед -ть.
- Какого спряжения должны быть эти глаголы?
Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его:
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить (слайд 4)
- Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на - ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить».
- Проспрягаем эти глаголы по лиц.
- Какой сделаем вывод?
|
- Дети определяют. (сталкиваются с проблемой)
- Открывают находят, работают простым карандашом в учебнике.
- Выделяют.
- Высказываются.
- Спрягают глагол смотреть.
-Выделяют. Окончания говорят, что глагол смотреть относится ко 2-му спряжению.
-Слова 1-ой группы относятся ко 2-му спр.
- Относятся, значит глаголы видит и слышит относятся ко 2-му спряжению.
- Выделяют.
- Высказываются.
-2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов.
-Слова 2-ой группы относятся к 1-му спряжению.
|
|
|
IV
|
Открытие учащимися нового знания.
|
|
|
|
- Прочитайте правило на с. 76.
- Почему эти 13 глаголов называются глаголами- исключениями? Они являются исключением из чего?
Р а б о т а с а л г о р и т м о м с.76-77
- Прочитайте 1-й пункт. Приведите примеры таких глаголов.
- Прочитайте 2-й пункт. Расскажите, какие ещё глаголы исключения вы знаете. Запишите их в тетрадь, обозначая орфограмму по образцу учебника.
Проверка записи в тетради по таблице (слайд 5)
Физминутка для головного мозга и глаз.
|
- Читают, отвечают на вопрос после текста
(Эти глаголы являются исключением из общего правила)
- Читают. Например: берёшь - 1спр., молчишь -2 спр.
- Читают. Называют глаголы – исключения. Записывают их в тетрадь по образцу.
-Сверяют с записью в тетради.
1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.
2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.
|
|
|
V
|
Первичное закрепление.
|
|
|
|
С.77 упр.261
|
- Выполняют устно по заданию.
|
|
|
VI
|
Самостоятельная работа с самопроверкой
|
|
|
|
А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений.
Рассуждение по алгоритму: (слайд 6) А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.
Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение.
Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.
1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”
2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”
3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”
4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”
5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”
6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”
7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”
-Из каких сказок вы услышали отрывки? (слайд 7)
Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня:
Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.
|
- Находят глаголы – исключения и записывают
- Находят глаголы – исключения, записывают и определяют спряжение
-Записи в тетради учащихся 3-го уровня:
Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.
-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
|
|
|
VII
|
Повторение пройденного.
|
|
|
|
1вариант (с низким уровнем развития)
Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.
Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.
2вариант (со средним уровнем развития)
В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.
Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.
3вариант (с высоким уровнем развития)
К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.
Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... э класть зубы на полку -... .
- Давайте проверим, как вы справились с заданием. (слайд 8)
Н. ф.
|
2 л., ед. ч.
|
3 л., мн. ч.
|
|
Побрить
|
Побреешь (побреишь)
|
Побреют (побреят)
|
|
Н. ф.
|
2 л., ед. ч.
|
3 л., мн. ч.
|
Постелить
|
Постелешь (постелишь)
|
Постелют (постелят)
|
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две. Оцените самостоятельно свою работу.
- Закончили? Проведём самопроверку по правилам.
(слайд 9)
Алгоритм определения безударного окончания глагола.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом.
Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.
Сегодня мы познакомились с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами - исключениями.
(слайд 10)
- Читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы - исключения.
Глаголы в неопределенной форме на - ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя
|
|
|
|
VIII
|
Итог урока
|
|
|
|
1.Какова была тема урока? 2.С какой проблемой столкнулись? 3.Какие глаголы-исключения относятся к 1-му спряжению? Ко 2-му спряжению? 4.Они являются исключением из чего? 5.Как надо действовать, чтобы определить спряжение глагола? 6. Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.
Способ запоминания
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)
-Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.
|
- отвечают на вопросы.
|
|
|
IX
|
Домашнее задание.
|
|
|
|
С.76-правило, с.94-95 упр.3
|
|
|
|
|