Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно




НазваниеДитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно
страница1/16
Дата публикации10.10.2014
Размер1.73 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Дитмар Эльяшевич Розенталь




ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО




Оглавление


Дитмар Эльяшевич Розенталь 1

ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО 1

К читателю 1

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО 3

ЧТО СКАЖЕТ ГРАММАТИКА? 17

Немного о существительных 17

Поговорим о прилагательных 26

Коварная часть речи ? имя числительное 28

Осторожно: местоимение! 31

Знаете ли вы глаголы? 33

Всегда ли «простое предложение» ? простое? 36

Как согласовать между собой члены предложения? 39

Что означает связь управления? 46

Однородные члены предложения: как правильно ими пользоваться? 55

Не запутаемся ли мы в «сложном предложении»? 58

Обособление ? это не только знаки препинания 61

НЕ ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ЕДИНОЙ... 65

Части речи? ? не так уж скучно 66

Синтаксис ? душа предложения 68

Изобразительные и выразительные 72

ПО ПРАВИЛАМ ОРФОЭПИИ 81


К читателю



Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.

Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.

Что понимать под культурой речи ? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.

Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?

Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)

Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:

1) книжные стили (чаще в письменной форме);

2) разговорный стиль (чаще в устной форме).

Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово?ры — договора?, сле?сари — слесаря?, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а?/-я?) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску?, в цеху? (с окончанием -у?) — разговорные.

Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.

Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.

Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).

Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).

Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).

Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).

Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).

Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).

Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).

Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).

К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.

«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)

«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)

«Иудушка отличается от своих братьев подхалимством и дурманными методами». (Автор занимается неоправданным словотворчеством.)

«Партизан спрятался в закуте »;«При этом известии у них сполох произошёл». (Неоправданное употребление диалектных слов.)

«Роман „Что делать?“ сыграл большое значение в литературе и обществе». (Искажение устойчивых оборотов.)

Таков далеко не полный перечень характерных лексических ошибок. Не лучше обстоит дело с использованием форм частей речи, с построением предложений.

В последующих разделах книги мы обратим внимание на точность словоупотребления, на вопросы грамматической стилистики, на использование изобразительно-выразительных средств языка, оживляющих речь, создающих её выразительность, на нормы произношения и ударения.

Нам предстоит проделать небольшое путешествие в разные области языка — его лексику, грамматику, стилистику, орфоэпию.

Итак, в добрый путь!


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconДитмар Эльяшевич Розенталь а как лучше сказать?
На вопрос, который поставлен в названии этой книги, вы, юные читатели, получите ответ, прочитав ее. Книга поможет вам повысить речевую...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconЖурнал Бачуриной Ангелины, 9-б класс ош №17 г. Феодосии
Так что если у вас есть желание, пишите! Будем классно сотрудничать! Пишите и просто свои отзывы о журнале. Что вам нравится, что...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconАлексей Валентинович Фалеев Анти МакРоберт: Думай! по русски. Как тренироваться по циклам
«Анти МакРоберт: Думай! по русски. Как тренироваться по циклам»: Феникс; Ростов н/Д; 2006

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconЛитература: 1 «Говорите мне о любви»
Обратиться к теме любви в творчестве А. С. Пушкина; рассмотреть развитие взаимоотношений поэта с А. П. Керн и историю создания стихотворения...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconСписок литературы
Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconПрограмма «учусь говорить по-русски»
В программе раскрываются этапы и содержание реализации работы с учащимися, прибывающими из стран ближнего и дальнего зарубежья, плохо...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconПингвин Куркова завоевывает Германию
Прозаик и киносценарист Андрей Курков живёт в Киеве, пишет по-русски и популярен на Западе больше, чем на Украине или в России. Ему...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconДиля Еникеева Вендетта по русски
Как вершина айсберга скрывает многотонные глыбы льда, так и человеческие страсти и пороки могут таиться под невинным обликом. Не...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconЯков Шехтер Каббала и бесы предисловие
Главное таинство каббалы – то, что происходит между мужчиной и женщиной – впервые по-русски и без прикрас. Книга снабжена трехуровневым...

Дитмар Эльяшевич Розенталь говорите и пишите по-русски правильно iconПресс-релиз центр современной культуры «гараж» представляет выставку «уильям кентридж. Пять тем»
Уильяма Кентриджа. В рамках выставки "Уильям Кентридж. Пять тем", куратором которой выступил Марк Розенталь, будут представлены более...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции