Публикации




Скачать 106.99 Kb.
Название Публикации
Дата публикации 08.10.2014
Размер 106.99 Kb.
Тип Сказка
literature-edu.ru > Культура > Сказка
Григорян Инна Спартаковна
Педагог дополнительного образования
Российская Федерация

г. Москва
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Центр Творческого Развития и Гуманитарного Образования

«Поликультурный центр»
ГБОУ ЦТР и ГО «Поликультурный центр»

Тема публикации:

«Что за прелесть эти сказки!»

Роль сказки в духовно-нравственном развитии

личности ребёнка.




«Что за прелесть эти сказки!»

Роль сказки в духовно-нравственном развитии

личности ребёнка.
Психолого-педагогические аспекты формирования личности ребёнка средствами сказок.

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо, удивительное творение человеческого гения. Она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, мечту в будущее.

Сказка ярче и показательнее, чем другие жанры устного народного творчества одновременно демонстрирует национальное своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству. Ведь народы мира живут на одной планете и развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания и языки.

Национальные черты сказки определяются в немалой мере фольклорными традициями народа, присущим ему особым поэтическим взглядом.

В сказках мы найдем предметы национального быта, одежды, обнаружим обычаи народа и, самое главное, черты национальной психологии, национальные сословно-психологические типажи в сказочном варианте.

Конечно, и животные - герои сказок - напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки.

Иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни в ее динамике, своеобразным зерном народного сознания.

Фольклор, в отличие от литературы, искусство не только словесное.

Он включает в себя жест, элементы театральной игры, мелодию, пение.

Это искусство многословное, синтетическое.

Кроме того, это искусство коллективное, потому что фольклорное произведение создается в народе, передается и шлифуется на протяжении долгого времени.

А сказочник - не автор, а исполнитель сказки, хотя он в меру своего таланта вносит в сказку нечто новое, обогащает ее.

Он и напевно декламирует, и подражает гомону птиц, рокоту горных потоков, он имитирует шум леса, крик животных, звон ручья.

Это своеобразный театр одного актера, тем более, что сказочник дополняет выразительность своего выступления еще и жестом.

Теперь, чтобы познакомиться со сказками почти любого народа, не обязательно слушать сказочника, достаточно протянуть руку к полке с книгами.

Но так было не всегда. А.С. Пушкин в 1824 году в своем письме из ссылки - села Михайловского - сетовал и восхищался: “Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания.

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!”

Давно замечено, что сказки разных народов очень схожи между собой: повторяются сюжетные ситуации, действия зверей и птиц.

Но при всем том у каждого народа сказки особенные.

Свой облик и у русских сказок. На сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. В народном обычае водить дружбу, а когда добрым расположением пренебрегают, то дело оборачивается теми отношениями, про которые пословица говорит: ”Как аукнется, так и откликнется”.

Конечно и у других народов столь же обычны и гостеприимство, и дружество, и осуждение тех, кто попирает добрые обычаи, но сказки каждого народа говорят об этом по-своему.

Весьма популярных сказок, напоминающих “Золушку” из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро, насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька.

Есть она и в других сказках этого типа - “Золотая туфелька” (Вьетнам) и “Кхонхчхи и Пхатчхи” (Корея), а в английской версии - сказке “Тростниковая Шапка” - фигурирует не туфелька, а колечко.

Многие сказки дошли до нас в писательских обработках. И в них сохранено художественное своеобразие народных сказок.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, в которых представлен мир человечества с разных сторон: культурологической, психологической, педагогической. Используя сказку, одновременно можно решать несколько задач: изучать фольклор как литературный жанр; осваивать теорию чтения; развивать культуру речи, поэтическое чутье; приобретать психологический и педагогический опыт.

Первый детский сборник русских сказок, составленный с учетом возрастных особенностей детей, выпустил Александр Николаевич Афанасьев в 1871 году.

Он бережно отнесся к их языку и содержанию и впервые поместил подлинную народную сказку в детской книге.

Благодаря А.Н. Афанасьеву сказка вошла в круг детского чтения, ее стали использовать в учебной и педагогической литературе как методический материал на уроках.

Психолого - педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость их широкого использования в педагогической работе.

Константин Дмитриевич Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

    Он включил сказки в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Василий Александрович Сухомлинский считал сказку благодатным и ничем не заменимым источником воспитания любви к Родине.  

« Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», - писал Сухомлинский.

Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать сказки, воплощая в них свои детские мечты.

В сказках нет наставлений и указаний, как себя нужно вести, именно поэтому ребенку они нравятся. Слушая их, он неосознанно приобщается к современному обществу, к творческой деятельности, усваивает моральные правила, даже правила этикета. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Слушая ту или иную сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем, сам додумывает как нужно вести себя в той или иной ситуации и тем самым либо соглашается, либо не соглашается с действиями героя. Как правило, малыш отождествляет себя с положительным героем, что закладывает в нем, что он должен быть и сам послушным, добрым, вежливым.

Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Злодеи в сказках никогда не нравятся детям, потому что, как правило, они описываются далеко не лестными славами, с пугающей внешностью, одинокими, которые в финале сказки получают то или иное наказание. В сказке судьба злодея далеко не легка. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот - трудно".

Дидактизм является одной из важнейших особенностей  сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке»:

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок.

Включая дидактические сказки в содержание образования, мы способствуем изменению его воздействия на ученика, обеспечиваем лучшее восприятие учебной информации.

При работе со сказками улучшается обстановка на уроке, облегчается формирование прямой и обратной связей между педагогом и учеником. Создавая наглядный материал, оформляя тематические газеты, стенды, выставки, принимая участие в мероприятиях с использованием сказок и стихов, учащиеся тоже вносят свою лепту в содержание образования.
Функциональные особенности сказки:
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
Если рассматривать сказки с социально-педагогической точки зрения, можно выделить социализирующую, креативную, голографическую, культурно-этническую, вербально-образную функции сказки.
Эти функции напрямую перекликаются с задачами поликультурного образования:

Развивающе-терапевтическая функция: воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая функция: приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре - быту, языку, традиции, атрибутике.

Лексико-образная функция: формирование языковой культуры личности, владение многозначностью  и художественно-образным богатством речи.

Поэтому в Поликультурном центре с первых дней его существования широко используются сказки как средство духовно-нравственного развития личности детей, раскрытия их творческого потенциала. Конечно, никто из нас не забыл прекрасную постановку сказки «Снежная королева», инсценировки национальных сказок, которые мы проводили ежегодно: яркую и красочную казахскую сказку « Сказки Востока», поучительные армянские сказки – «Пёс и Кот», «Капля мёда», русские народные сказки «Морозко», «Лиса и Журавль» и другие. Нужно отметить, что сценарии русских сказок писали сами дети на занятиях в объединении «Грамотей», где и сейчас сказки на занятиях присутствуют постоянно: сказки для чтения, пересказа, анализа. Отрывки из сказок для разного рода разборов, словарных работ, для таких творческих заданий, как написать изложение, сочинение, найти метафоры, эпитеты, сравнения, продолжить сказку, изменить то, с чем вы не согласны и другие.

Сказочные герои встречаются с нашими воспитанниками на ежегодных Новогодних представлениях. Баба-Яга, Кикимора, Леший не перестают делать попытки сорвать праздник, но как всегда в сказке добро побеждает зло и к большой радости детей весёлый праздник продолжается и заканчивается отвоёванными от злодеев подарками.

С помощью сказок мы учим ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для социальной адаптации ребёнка, формирования у него жизненной стойкости.

В сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания. Увлекательный сюжет, образность сказок приковывает к нему внимание, облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Хороший эмоциональный заряд и образовательный урок принесла воспитанникам Поликультурного центра и учащимся школ района «Беговой» увлекательная встреча со сказками Александра Сергеевича Пушкина «Путешествие в сказку» в дни школьных каникул. Это было настоящее «погружение» в сказку. Дети решали кроссворды с яркими иллюстрациями, вставляли пропущенные слова в стихотворения, отгадывали загадки, отвечали на вопросы по биографии поэта. Большое впечатление осталось у детей и взрослых и от музыки: «Полёт шмеля», «Золотой петушок» Римского Корсакова, «Марш Черномора» Глинки.

Классическая музыка сама по себе уже оказывает гармонизующее воздействие на психическое состояние и развитие детей. А в сочетании со сказкой это воздействие усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам.

Современные педагоги считают, что сказки необходимо использовать не только на уроках языка и литературы, но и на всех занятиях любого профиля, даже дисциплин естественно-математического цикла.

Одной из основных проблем школы сегодня является то, что при изучении наук формируется мышление, но часто остается в стороне эмоционально-чувственный мир человека. При любом обучении необходимо обеспечить сегодня интеграцию науки, искусства и этики. Это важно еще и потому, что человеческое сознание нельзя разделить на части. Оно является сложным конгломератом интеллекта, чувств и воли.

Ещё Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Эти слова Песталоцци должны стать педагогическим кредо педагогов, работающих с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Говоря, «сказка - источник творчества», имеется ввиду не только творчество детей, но и профессиональное творчество педагогов. Подразумевается гибкое, вариативное использование сказок, способность педагога включить их в разные виды деятельности детей.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические образы, выразительный язык, динамика событий – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, активизирует воображение. Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, и оказывает тем самым влияние на становление личности в целом.

Сказка тесно связана с игрой. И в нашей педагогической практике игровые моменты успешно вносятся в организацию занятий. Герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые и дидактические игры.

Используя на занятиях это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка – сказку, мы в определенной степени удовлетворяем три естественные психологические потребности ребенка:

  1. Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

  2. Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

  3. Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Недавно мне попалась книжка Людмилы Дмитриевны Коротковой «Сказка — для светлого ума закваска».
Можно попробовать продолжить метафору, содержащуюся в названии. По-моему, сказка — это закваска, которая может послужить созреванию прекрасного, вкусного кваса, а может привести к брожению и в итоге — к кислятине. Это зависит не столько от самой закваски, сколько от того, как эту самую закваску используют — правильно, технологично, продуманно или совсем наоборот.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Публикации icon Статья 0,5 0 п л
Для публикации в Альманахе принимаются статьи, сообщения, рецензии, хроника, объявления и т п
Публикации icon Публикации статей в журналах из базы Scopus/ isi web of Knowledge...
Публикации статей в журналах из базы Scopus/ isi web of Knowledge (издательство idosi) (от 01. 02. 2014 г.)
Публикации icon Для публикации материалов в сборнике трудов конференции просим Вас...

Публикации icon Название публикации
Ключевые слова: разместите здесь до 5-7 ключевых слов на русском языке в этом формате
Публикации icon Информационноеписьм о
Для публикации принимаются тезисы лучших докладов студентов, представленных на итоговую научную студенческую конференцию
Публикации icon Изданий для публикации основных научных результатов диссертаций
Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия физическая
Публикации icon Философско-культурологический
Статьи, представленные к публикации в философско-культурологическом альманахе «Берестень», должны соответствовать следующим техническим...
Публикации icon «Разработка механизма реализации продукции и услуг Ботанического сада – института Маргту»
Перечень научно-исследовательских тем, в которых принимал участие преподаватель, основные публикации
Публикации icon 2 Статья может быть обзорная или экспериментальная
Требования по содержанию и оформлению статей для публикации в зарубежных научных журналах, входящих в международные библиографические...
Публикации icon Модели человека в экономической теории Монография
Рекомендовано к публикации кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Коми филиала Вятской государственной сельскохозяйственной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции