Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе




Скачать 362.76 Kb.
Название Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе
страница 1/2
Дата публикации 08.10.2014
Размер 362.76 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

имени М. В. ФРУНЗЕ

________________________________

Методический отдел
Информационно-методический выпуск


БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ…
(к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)


Москва

2014
Ответственный за выпуск –

начальник методического отдела

заслуженный работник культуры РФ

ХРОБОСТОВ Д. В.

Составители сборника:

начальник группы

информационно-аналитической

работы

Лещинская Т. П.

методист

заслуженный работник культуры РФ

Галкин К. Г.
Компьютерная обработка материала:

Лещинская Т. П.

Отзывы, предложения и пожелания просим направлять

по адресу:

129110, Москва, Суворовская площадь, 2

Культурный центр Вооруженных Сил РФ, методический отдел

Телефоны: 8 (495) 681-56-17, 681-28-07, 688-63-08, 688-54-92

Факс: 8 (495) 681-52-20.

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О праздновании 200-летия со дня рождения

М. Ю. Лермонтова
Учитывая выдающийся вклад М. Ю. Лермонтова в отечественную культуру и в связи с исполняющимся в 2014 году 200-летия со дня его рождения, постановляю:

  1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2014 году 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

  2. Правительству Российской Федерации образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

  3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова.

  4. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент Российской Федерации

Д. МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль

24 мая 2011 года

№ 674

Россию нельзя представить себе без М.Ю.Лермонтова, как невозможно понять ее без А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А.Некрасова, каждый из этих великих писателей стал неотъемлемой частью исторической судьбы нашей Родины.

М.Ю.Лермонтов сочетал в себе громадный аналитический ум и сердце, способный ощутить тончайшие переживания людей, проникнуть в самые сокровенные тайники их психологии. Он открыл новые пути и методы художественного исследования человека, его внутреннего мира. От М.Ю.Лермонтова ведет прямая дорога к реализму И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, он правдиво и проницательно отразил в своем творчестве идею защиты Отечества, славные традиции русского народа и его армии, его творчество – великая школа искусства, источник гигантского духовного и душевного опыта. Творческое наследие Михаила Юрьевича Лермонтова – великая школа искусства, которое никогда не перестанет служить людям.
Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

1832
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве. Его отец – капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787 – 1831), мать – Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (1795 – 1817). Ранние годы будущего поэта прошли в усадьбе его бабушки Е. А. Арсеньевой в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне село Лермонтово), куда он был перевезен из Москвы нескольких месяцев от роду. Уже в детстве, наблюдая картины крестьянского быта и сельской природы, Миша Лермонтов с живым интересом относился к народным песням и легендам, сочувствовал нуждам крепостных. Позднее Лермонтов записал в дневнике, что еще в Тарханах он слышал рассказы «про волжских разбойников», то есть предания о Степане Разине, о восстании Пугачева, захватившем и Пензенскую губернию. В детские годы Лермонтов трижды ездил с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825 гг.) для лечения минеральными водами; впечатления этих поездок оставили неизгладимый след в его памяти.

В 1827 году Михаил переехал с бабушкой в Москву, а в 1828 году поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском университете. Ранняя смерть матери, разрыв между отцом и бабушкой, рассказы о самоубийстве деда на новогоднем балу в Тарханах, - все это, несомненно, повлияло на характер Лермонтова, а, следовательно, и на его творчество.

Именно в это время он, по собственным словам, «начал марать стихи», участвовал в рукописных журналах, в альманахе «Церей» (1829), состоящем из произведений воспитанников пансиона. Тогда же написаны первые поэмы «Черкесы» (1828) и «Кавказский пленник» (1829), отмеченные ученическим подражанием А. С. Пушкину; сделан первый набросок «Демона» (1829). Литературная атмосфера пансиона, поддерживаемая такими учителями М. Ю. Лермонтова, как Д. Н. Дубенский, А. Ф. Мерзляков, С. Е. Раич, благотворно влияла на развитие способностей и литературных интересов молодого поэта.

После двухлетнего пребывания в пансионе М. Ю. Лермонтов осенью 1830 года поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета, ставшего в те годы одним из центров идейно-культурной жизни. Студенческая среда, кружки, в которых обсуждались политические и философские вопросы, разговоры о недавно подавленном восстании декабристов, запретные революционные стихи, ходившие по рукам, - все это сыграло свою роль в формировании мировоззрения М. Ю. Лермонтова. Одновременно с ним в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, уже тогда влиявшие на общий идейный уровень студенчества. К этому времени относится начало интенсивной литературной работы Лермонтова: он пишет лирические стихи (например, цикл, посвященный Н. Ф. Ивановой) поэмы, драмы («Испанцы». 1830, «Люди и страсти», 1830). В его драме «Странный человек» (1831) с наибольшей полнотой отразились мысли и чувства, владевшие в ту пору участниками передовых студенческих кружков, - ненависть к деспотизму и крепостничеству.

В 1832 году М. Ю. Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Годы, проведенные здесь, оказались «двумя страшными годами» его жизни, ибо они были заполнены военной муштрой, учениями, смотрами. Но и в этих условиях юноша тайком и урывками продолжал литературные занятия. Он работал над романом «Вадим» (1832-1834 гг.), в котором нашла дальнейшее развитие социальная тема, наметившаяся еще в раннем его творчестве. Несмотря на незрелость литературной манеры и сверхромантические черты в характере главного героя, этот роман, рисующий эпизоды пугачевского восстания, очень важен для истории развития творчества М. Ю. Лермонтова.

По окончании школы (1834 г.) М. Ю. Лермонтов был определен в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе, однако большую часть времени молодой гусар проводил в столице, впервые почувствовав себя свободным и погрузившись в светские развлечения. Очень скоро он охладел к тем, кто задавал тон в петербургских салонах и гостиных. Его критические наблюдения над жизнью аристократического общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835 г.), которую М. Ю. Лермонтов переделывал несколько раз, тщетно добиваясь разрешения поставить ее на сцене. В том же году в «Библиотеке для чтения» появилась романтическая поэма «Хаджи Абрек». К 1836 году относится работа над повестью «Княгиня Лиговская» (незаконченная), в которой дан первый набросок характера Печорина; автобиографические элементы этой повести (как и неоконченной драмы «Два брата», 1836 г.) связаны с В. А. Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не покидало М. Ю. Лермонтова.

В январе 1837 года, в дни гибели А. С. Пушкина, обозначился крутой перелом в судьбе М. Ю. Лермонтова. По меткому выражению А. И. Герцена, его душу пробудил пистолетный выстрел, убивший А. С. Пушкина. Потрясенный гибелью поэта, перед которым он преклонялся, М. Ю. Лермонтов написал стихи, выражавшие гнев и боль всех передовых людей того времени. А. М. Горький назвал «Смерть поэта» «…одним из сильнейших стихотворений в русской поэзии». Стихи, быстро разлетевшиеся по всей стране в многочисленных списках (их распространению содействовал друг поэта С. А. Раевский), произвели огромное впечатление на современников. В них отразилась народная любовь к только что погибшему поэту. И если в первой части стихотворения автор осуждал авантюриста Дантеса, то в последних 16 строках, прибавленных позднее, речь шла уже о придворной знати, «жадною толпой» стоящей у трона, о подлинных виновниках трагедии, водивших рукой убийцы. Предрекая справедливый суд палачам Свободы и Гения, молодой поэт восклицал: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!».

Как только эти смелые строки стали известны во дворце, М. Ю. Лермонтов был арестован. Высшие сановники империи и сам Николай I, не скрывая крайнего раздражения, решили расправиться с поэтом. С это дня начались почти непрерывные преследования М. Ю. Лермонтова, завершившиеся спустя 4 года его трагической гибелью в горах Кавказа. Согласно «высочайшему повелению», М. Ю. Лермонтов был переведен, то есть фактически выслан из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе и постоянно участвовавший в военных действиях против горцев. 19 марта 1837 года М. Ю. Лермонтов выехал к месту новой службы; по пути останавливался в Ставрополе, лечился в Пятигорске и Кисловодске. Затем получил возможность проехать вдоль линии русских войск по Кубани и Тереку, побывать в имении родственников близ Кизляра. Таким образом, несколько месяцев провел он «…в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом». Во время ссылки значительно расширился кругозор поэта; в его развитии немалую роль сыграло общение с людьми, враждебно относившимися к самодержавию; среди них были поэт А. И. Одоевский и другие декабристы, отбывавшие ссылку на Кавказе. Косвенные данные позволяют предполагать, что недолгое пребывание в Тифлисе позволило М. Ю. Лермонтову сблизиться с грузинской интеллигенцией. Покоренный природой и поэзией Кавказа, он проявлял живой интерес к фольклору горских народов, начал изучать кавказские языки (главным образом азербайджанский язык); раньше, чем профессиональные фольклористы, он записал известную восточную сказку «Ашик-Кериб» (1837 г.). Кавказские темы и образы позднее нашли широкое отражение в его зрелом творчестве – в лирике и поэмах, в романе «Герой нашего времени» (1840 г.). Они запечатлены также в многочисленных зарисовках и картинах М. Ю. Лермонтова, одаренного живописца и рисовальщика.

Усердные хлопоты Е. А. Арсеньевой и ходатайство поэта В. А. Жуковского привели к тому, что М. Ю. Лермонтов был «прощен» и переведен в Гродненский гусарский полк, расположенный неподалеку от Новгорода и нередко служивший местом ссылки. В январе 1838 года он приехал с Кавказа в Петербург, где провел около месяца: бывал в театре, делал «церемонные визиты», навестил В. А. Жуковского, которому вручил поэму «Тамбовская казначейша», вскоре опубликованную в «Современнике». В феврале М. Ю. Лермонтов выехал в полк, а после дальнейших ходатайств перед царем в апреле 1838 года был переведен в свой прежний лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же (30 апреля) в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, «Песня про царя Ивана Васильевича…», имевшая огромный успех еще в рукописи.

М. Ю. Лермонтов снова погрузился в петербургскую жизнь, в глазах общества он был теперь известный поэт, пострадавший за крамольные стихи, побывавший в опальной ссылке. «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части, - писал он в конце 1838 года М. А. Лопухиной. - … Весь этот свет, который я оскорблял в своих стихах, с наслаждением окружает меня лестью». В июле 1838 года в «Современнике» появилась (также анонимно) сатирическая поэма «Тамбовская казначейша» (под усеченным цензурой названием «Казначейша»). Он создает три новые редакции «Демона» в том числе шестую, которую готовит к печати; пишет стихотворения «Кинжал», «Дума» и другие; начинает работать над «Героем нашего времени». К началу 1839 года М. Ю. Лермонтов сближается с редакцией «Отечественных записок», издаваемых

А. А. Краевским, и постепенно входит в среду петербургских писателей. Он посещает литературные вечера у В. Ф. Одоевского, знакомится с семьей историка Н. М. Карамзина, встречается с В. А. Жуковским, В. А. Соллогубом, И. П. Мятлевым, А. И. Тургеневым, И. И. Панаевым и другими литераторами; позднее сближается с В. Г. Белинским. В передовых литературно-общественных кругах в нем видят теперь надежду русской литературы. В одном из писем 1839 года В. Г. Белинский под впечатлением стихотворения «Три пальмы» воскликнул: «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов».

Тем временем неумолимо углублялся давно наметившийся конфликт между поэтом и светским обществом, аристократическими кругами николаевского Петербурга. Он сам писал об этом М. А. Лопухиной: «…Новый опыт принес мне пользу, потому что дал мне в руки оружие против общества, и, если когда-либо оно будет преследовать меня своей клеветой (а это случится), у меня будут по крайней мере средства мщения; несомненно нигде нет столько подлостей и столько смешного».

К концу 30-х гг. окончательно определились основные направления лермонтовского творчества. Вольнолюбивые настроения и горький скептицизм в оценке современности нашли выражение в его гражданско-философской лирике («Дума», «Поэт», «Не верь себе…», «Как часто пестрою толпою окружен» и др.); они своеобразно преломились в романтических и фантастических образах «кавказских» поэм – «Мцыри» (1839 г.) и «Демон», над которым поэт работал в течение всей жизни (начиная с 1829 г.); наконец, критическое и реалистическое изображение современной жизни оказалось характерным для зрелой прозы Лермонтова. В марте 1839 года в «Отечественных записках» появилась повесть «Бэла. Из записок офицера о Кавказе», в ноябре – повесть «Фаталист», которую редакция сопроводила следующим примечанием: «С особенным удовольствием пользуется случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый, прекрасный подарок русской литературе». «Собрание повестей», о которых здесь говорится, образовало роман «Герой нашего времени». В феврале 1840 года в журнале была опубликована «Тамань», а в апреле вышел отдельным изданием весь роман, явившийся как бы итогом раздумий автора о современном обществе и о судьбах своего поколения.

«Герой нашего времени» распространялся в те дни, когда М. Ю. Лермонтов был предан военному суду и находился в заключении за дуэль с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом. Эта дуэль, состоявшаяся 18 февраля, окончилась ничем и могла бы остаться незамеченной. Однако власти поспешили использовать незначительный сам по себе эпизод как повод для расправы с непокорным поэтом. Военный суд, согласно прямому указанию Николая I, приговорил М. Ю. Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, готовившийся к сложным военным операциям. Царь не скрывал своей ненависти к поэту и внимательно следил за его литературной деятельностью, читал «Героя нашего времени», о котором отзывался резко отрицательно. Одно из писем Николая I этого времени, адресованное императрице и почти целиком посвященное М. Ю. Лермонтову, заканчивалось словами: “Счастливого пути, господин Лермонтов!». Травля

М. Ю. Лермонтова, завершившаяся ссылкой, явилась выражением борьбы, которая развертывалась вокруг поэта. Недавние организаторы преследований и убийства А. С. Пушкина не могли простить М. Ю. Лермонтову его стихов на смерть поэта: они узнавали себя в той «жадной толпе», стоящей у трона, о которой с негодованием писал автор этих стихов.

Находясь под арестом, М. Ю. Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе «Журналист, читатель и писатель». Здесь, в заточении, его посетил В. Г. Белинский, до того мало знакомый с поэтом. Встреча и беседа с ним произвели сильнейшее впечатление на В. Г. Белинского, о чем он подробно и взволнованно рассказывал и писал друзьям.

В начале мая 1840 года М. Ю. Лермонтов выехал из столицы. До конца мая он пробыл в Москве, где встречался с Н. В. Гоголем, для которого читал «Мцыри», С. Т. Аксаковым, Е. А. Баратынским, Н. Ф. Павловым, Ю. Ф. Самариным, А. С. Хомяковым и др. 10 июня М. Ю. Лермонтов был уже в Ставрополе, а в конце июня – в военном отряде под командованием генерала А. В. Галафеева, стоявшем под крепостью Грозной на левом фланге Кавказской линии. Здесь М. Ю. Лермонтов сблизился с несколькими кавказскими офицерами. Вскоре ему пришлось принять участие в военных действиях – в кавалерийских вылазках, оружейной перестрелке и даже рукопашных боях. Особенно отличился он в тяжелом сражении при реке Валерик (11 июля 1840 года), которое описал в стихотворении «Я к вам пишу…». В официальном донесении отмечалось, что М. Ю. Лермонтов, «…несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». «Он был отчаянно храбр, - рассказывает современник, - удивлял своею удалью даже старых кавказских джигитов…». Дважды представляли М. Ю. Лермонтова к награде за отвагу; но награда означала бы облегчение его участи, поэтому Николай I неизменно отклонял ходатайства военного командования.

Пока поэт сражался в далеком горном крае, почти в каждом номере «Отечественных записок» появлялись его новые стихи. В октябре 1840 года вышла из печати небольшая книжка «Стихотворения», куда автор после строгого отбора включил лишь 26 стихотворений и 2 поэмы – «Песню про царя Ивана Васильевича…» и «Мцыри». Тогда же в журнале одна за другой печатались статьи и рецензии В. Г. Белинского, в которых стихи и проза М. Ю. Лермонтова нашли глубокое и верное истолкование.

После настойчивых просьб Е. А. Арсеньевой удалось добиться разрешения царя на короткий отпуск для М. Ю. Лермонтова – с оговоркой: «ежели он на службе усерден». В начале февраля 1841 года поэт приехал в Петербург, в душе надеясь получить отставку и остаться в столице. Но вскоре он ощутил острую неприязнь к себе в кругах, близких ко двору и к царской семье. Ему приходилось выслушивать унизительные выговоры и угрозы. Уже в конце февраля М. Ю. Лермонтов писал знакомому кавказскому офицеру: «… я скоро еду опять к вам, и здесь остаться у меня нет никакой надежды… 9-го марта отсюда уезжаю заслуживать себе на Кавказе отставку; из Валерикского представления (к награде) меня здесь вычеркнули…». В то же время его любовно, даже восторженно встретили друзья, знакомые, многие литераторы. «Отечественные записки», где работал В. Г. Белинский, спешили сообщить: «…он теперь в Петербурге и привез с Кавказа несколько новых прелестных стихотворений, которые будут напечатаны в «Отечественных записках», тревоги военной жизни не позволили ему спокойно и вполне предаваться искусству…; но замышлено им много, и все замышленное превосходно. Русской литературе готовятся от него драгоценнейшие подарки».

Немногие недели, проведенные М. Ю. Лермонтовым в столице, были насыщены до отказа. Он продолжал работу над «Демоном», подготовив новую редакцию поэмы, приспособленную к требованиям цензуры (этот список был представлен поэтом для чтения во дворце). Он написал стихотворение «Родина», «Любил и я в былые годы», «Последнее новоселье» и др. Поэт бывал в редакции «Отечественных записок», обдумывал план издания своего журнала, посещал Карамзиных, В. Ф. Одоевского, общался с А. А. Краевским, подружился с Е. П. Растопчиной. В. Г. Белинский, с которым поэт поделился своими планами и замыслами, позднее рассказывал читателям журнала: «уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романтическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I настоящего времени), имеющие между собою связь и некоторое единство…».

В апреле 1841 года власти решили положить конец относительно привольной жизни М. Ю. Лермонтова в столице. Вызванный к генералу П. А. Клейнмихелю, он получил приказ в течение 48 часов оставить Петербург и отправиться на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. Он выехал 14 апреля, полный мрачных предчувствий, и говорил друзьям о близкой смерти. С дороги он писал одной из своих знакомых: «Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это все, что только можно мне пожелать». Вероятно, тогда же у него сложились гневные строки восьмистишия, поразительные по своей социальной насыщенности и экспрессивной сжатости: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…». Неделю Лермонтов пробыл в Москве, где «приятно провел время» в кругу друзей, а затем отправился через Ставрополь в полк, стоявший в крепости Темир-Хан-Шура. Во время путешествия, длившегося несколько недель, Лермонтов испытывал необычайный прилив творческой энергии. Именно в это время созданы им такие лирические шедевры, как «Утес», «Спор», «Сон», «Свиданье», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Пророк» - последнее произведение М. Ю. Лермонтова.

По пути в полк М. Ю. Лермонтов решил задержаться в Пятигорске, сославшись на необходимость лечения. Он приехал 13 мая вместе со своим родственником и другом А. А. Столыпиным и встретил здесь много петербургских знакомых. Среди «золотой молодежи», собравшейся на водах, оказалось немало тайных недоброжелателей поэта, знавших, как относятся к нему в придворных кругах; некоторые из них боялись его острого языка, другие завидовали его славе, третьи считали его выскочкой, не имеющих особых преимуществ перед ними. Они не угадывали в нем великого поэта под офицерским мундиром и мерили его своею малою меркой. Вокруг поэта складывалась атмосфера интриг, сплетен и ненависти. В конце концов была спровоцирована ссора М. Ю. Лермонтова с офицером Н. С. Мартыновым (13 июля). 15 июля, после 6 часов вечера, у подножия Машука состоялась дуэль, закончившаяся трагической гибелью поэта. Все обстоятельства дуэли, весьма запутанные участниками (секунданты – М. П. Глебов, А. И. Васильчиков, А. А. Столыпин, С. В. Трубецкой), но тщательно изученные, показывают, что ее следует рассматривать как преднамеренное убийство. Сохранились слова одного из современников, который считал, что если бы Лермонтова не убил Мартынов, то убил бы кто-нибудь другой. Похороны состоялись 17 июля на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска», с участием представителей всех полков, в которых служил поэт. Позднее гроб с телом

М. Ю. Лермонтова был перевезен в Тарханы и 23 апреля 1942 года погребен в семейном склепе Арсеньевых.

Подлинное значение гибели М. Ю. Лермонтова тогда же определил В. Г. Белинский. Он писал в «Отечественных записках»: «…Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу».

М. Ю. Лермонтов выступил как продолжатель лучших традиций русской литературы, как прямой наследник А. С. Пушкина. Его героическая поэзия родилась в ту эпоху, когда дворянская революционность – после разгрома декабристского движения – искала новых форм и путей развития. Сверстник

А. И.Герцена, Н. П. Огарева, В. Г. Белинского, М. Ю. Лермонтов принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади в 1825 году. Гениально одаренный поэт-мыслитель, драматург, прозаик, он стал певцом и выразителем их надежд и стремлений. Это решительно подтверждает А. И. Герцен в своих суждениях о М. Ю. Лермонтове: «Он полностью принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли!... То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме… Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».

Уже юношеская лирика Михаила Лермонтова была проникнута страстной мечтой о свободе, отрицанием всякой косности и застоя, содержала призывы к действию («Жалобы турка», «Монолог»). Герой его ранних стихов, поэм и драм в которых заметны отзвуки идей утопического социализма, мучительно размышляет о своем призвании, о невозможности приложить избыток сил к живому делу, мечтает о подвиге. Следуя поэтам-декабристам, молодой М. Ю. Лермонтов обращается к историческому прошлому России, воспевает борьбу народа против угнетения. Современные политические события также приковывают к себе напряженное внимание поэта. Крестьянские бунты 1830 года наводят его на мысль о тех временах, «когда царей корона упадет». Революционное брожение в Западной Европе вызывает у него восторженные отклики: он посвящает стихи Июльской революции 1830 года во Франции, радуется падению монархии Карла Х. Тема французской революции прочно входит в сознание юноши и в разных вариациях возникает в позднейших его сочинениях. («Сборища народные», «Святых голов паденье» и т.д.).

Обстановка последекабристской поры наложила свою печать на лермонтовское творчество, окрасила его в пессимистические тона, но она же внушила ему острокритический взгляд на современность и тоску по идеалу, непримиримый скептицизм и мысли, «полные ярости». Как поэт подлинно национальный и глубоко современный, М. Ю. Лермонтов по самой природе своего дарования не мог найти «спасения в лиризме». Продолжая дело А. С. Пушкина, развивая многие его художественные принципы, он выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило отличие лермонтовской поэзии от поэзии его учителя, тонко уловленное В. Г. Белинским. Отметив у М. Ю. Лермонтова «избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении», критик продолжал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество М. Ю. Лермонтова, выросшее на почве исторической действительности 30-х гг., питали героические традиции декабристов, их романтическая поэзия и другие литературные влияния, в том числе влияние байронизма, через которое прошел в свое время и А. С. Пушкин. Вполне закономерно, что в этих условиях именно романтизм оказался наиболее близким М. Ю. Лермонтову художественным направлением. Особенности романтического искусства, вполне отвечавшие индивидуальному складу Лермонтова-художника, облегчили ему задачу – поэтически выразить гордые и мятежные идеалы, способствовали утверждению центральной идеи всего лермонтовского творчества – идеи свободы личности. С различными преломлениями этой идеи мы сталкиваемся и в юношеской и в зрелой лирике М. Ю. Лермонтова, в его драмах и поэмах, в его прозе. Лермонтовский романтизм, далекий от всякой пассивности или созерцательности, присущих, например, такому романтику, как В. А. Жуковский, наполнен силой трагически обостренного чувства, напряженной мыслью. При этом он включает в себя элементы реалистического видения мира – порой в своеобразном переплетении, порой как жизненную основу повествования (здесь же, по-видимому, истоки и возможности развития полнокровно реалистической линии у М. Ю. Лермонтова, постепенно занимавшей все большее место в его творчестве). Это подтверждают ранние «кавказские поэмы», где изображение гордых, вольнолюбивых людей, наделенных мощными характерами, сочетаются с исторической достоверностью рассказа о некоторых событиях кавказской войны («Измаил-Бей, 1832 г., и др.); это видно в романе «Вадим», содержащем наряду с романтическим образом главного героя реальные эпизоды крестьянского бунта с его слепой жестокостью. А. А. Блок считал, что в «Вадиме» «…содержатся глубочайшие мысли о русском народе и о революции… Будучи дворянином по рождению, аристократом по понятиям, Лермонтов, как свойственно большому художнику, относится к революции без всякой излишней чувствительности, не закрывает глаз на ее темные стороны, видит в ней историческую необходимость».

Необычайно характерна для М. Ю. Лермонтова эволюция некоторых его замыслов – показатель стремительного развития поэта, свидетельство его постоянных художественных изысканий. Еще в юности он задумал рассказать о молодом монахе, который томится в душной монастырской келье. В поэме «Исповедь» (1830 г.) отшельник-испанец произносит монолог о свободе. Эта тема повторилась в «Боярине Орше» (1835 г.), но здесь уже выражен протест против социальной несправедливости. Однако наиболее совершенное воплощение давний замысел получил в зрелой поэме «Мцыри» (1839 г.), в основу этой романтической поэмы М. Ю. Лермонтов положил реальный сюжет, типичный для кавказской жизни того времени, и острую идейную коллизию: вольный горец взят в плен генералом и заточен в христианский монастырь, его жажда свободы и тоска по родине, становятся обобщенным символическим выражением протеста против всякого гнета и подавления личности. Сюжетную канву поэмы обогащают мысли об исторических судьбах Грузии, мотивы народных легенд и песен. Сходную эволюцию претерпела поэма «Демон». В разных ее редакциях менялись место действия, подробности сюжета, условно-романтическая обстановка уступала место жизненно конкретным описаниям. И с каждым новым вариантом поэмы все более прояснялась главная цель автора – стремление выразить переполнявшую его жажду свободы, истины и борьбы, создать в Демоне – фантастическом образе могучей силы – грандиозное аллегорическое воплощение мятежа против несправедливости «мирового порядка», «гордой вражды» с землей и небом. Передовые современники М. Ю. Лермонтова именно так восприняли философский смысл «Демона», явившегося вершиной русской романтической поэзии. В. Г. Белинский находил в поэме «пламенную защиту человеческого права на свободу». Позднее А. Блок писал, что Демон – «…самый могучий и загадочный из всех образов Лермонтова…».

Со второй половины 30-х гг. творчество М. Ю. Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Романтический подход к действительности все чаще уступает место ее объективному изображению, связанному с воспроизведением определенной социальной среды, быта, персонажей из народа. Работая над новыми романтическими и героическими поэмами, М. Ю. Лермонтов одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни («Сашка», 1835-1836, «Тамбовская казначейша», 1837-1838, «Сказка для детей», 1840 и др.), в которых обращается к «сниженным» бытовым коллизиям, выводит обыденные персонажи, весьма далекие от всякой героики, с блеском применяет сатирические краски. Простотой и точностью стилистической манеры отмечен роман «Княгиня Лиговская» (1836 г.), в котором выведен – один из первых в русской литературе – образ бедного чиновника, лишь несколько лет спустя увековеченный Н. В. Гоголем в «Шинели», и сделана попытка обнажить социальные противоречия большого города. В некоторых произведениях поэт пересматривает прежние романтические принципы, а позднее прямо декларирует необходимость преодоления штампов, осуждает их «несвязный и оглушающий язык» (стихотворение «Любил и я в былые годы…», 1841 г.).

С нарастанием реалистических элементов связано утверждение в творчестве М. Ю. Лермонтова народной темы и образа человека из народа. На основе былин и исторических песен, из родников устного народного творчества выросла «Песня про царя Ивана Васильевича…», в центре которой – полная драматической силы фигура купца Калашникова и монументальный портрет Ивана IV, в «Песне» звучит излюбленный М. Ю. Лермонтовым мотив борьбы человека за свою независимость и достоинство. Русский народный характер воплощен в образе ветерана Отечественной войны 1812 года, глазами которого поэт воспроизвел картину Бородинской битвы («Бородино», 1837 г.). Героем своего эпического рассказа в стихах он сделал – впервые в русской литературе – простого человека, солдата, проложив тем самым путь для новых открытий реализма; этот путь в дальнейшем вел к Л. Н. Толстому, считавшему «Бородино» тем зерном, из которого выросла эпопея «Война и мир». Рядом с героем 1812 года в лермонтовской галерее народных персонажей стоят современники поэта, участники кавказской войны – герой «Завещания» (1840 г.), храбрые и человечные солдаты, сражавшиеся при реке Валерик («Я к вам пишу…»), армейский офицер Максим Максимыч, мать-казачка, поющая над колыбелью сына («Казачья колыбельная песня», 1838 г.). Душевная чистота и сила этих людей противостоят у М. Ю. Лермонтова испорченности «высшего» круга. Народно-реалистическую тему венчают стихи о России и прежде всего «Родина» (1841 г.), в которой поэт заявил о своем неприятии официального патриотизма, дал обобщенный и поэтический образ крестьянской страны и сказал о своей любви к ней. По мнению Н. А. Добролюбова, эти стихи показали, что М. Ю. Лермонтов «…понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

В поэтический мир М. Ю. Лермонтова вторглись большие вопросы современности, думы о судьбе целого поколения, о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В «Смерти поэта» он бесстрашно обличил верхушку государственного аппарата николаевской империи; в «Думе» (1838 г.) осудил бездействие своих сверстников, равнодушных «к добру и злу»; в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» (1840 г.) поэт бросил как вызов свой «железный стих, облитый горечью и злостью». В стихотворении «Поэт» (1838 г.) М. Ю. Лермонтов провозгласил высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять «бойца для битвы», а в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840 г.) утверждал необходимость для литературы обрести «язык простой и страсти голос благородный».

В лермонтовской лирике тесно переплелись общественно-гражданские, философские и глубоко личные мотивы. Поэт ввел в русскую поэзию интонации «железного стиха», отмеченного героическим звучанием, небывалой прежде энергией выражения мысли, что характерно не только для ораторского пафоса «Смерти поэта», но и для элегических строк «Думы», и для страстных монологов героя поэмы «Мцыри». О стихе этой поэмы В. Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры…».

Лермонтовский протест был нередко окрашен в мрачные, безнадежные тона. Но его отрицание современной жизни было порождено великой жаждой свободы и справедливости. Недаром проницательный В. Г. Белинский в личном общении с поэтом сумел разглядеть в его озлобленном и охлажденном взгляде на жизнь «семена великой веры» в достоинство человека, веры в будущее. Скорбь и безотрадность в его стихах – следствие горьких раздумий о страданиях личности. Но рядом с этой безотрадностью у М. Ю. Лермонтова с огромной силой выражены мечты человека о счастье, стремление преодолеть одиночество, найти пути к народу. Ему в высокой мере была присуща «вера гордая в людей и жизнь иную» (стихотворение «Памяти А. И. Одоевского». 1839 г.).

Торжеством лермонтовского реализма явился роман «Герой нашего времени», насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием и сыгравший выдающуюся роль в развитии русской прозы. Развивая идейный замысел «Думы», М. Ю. Лермонтов изобразил типическую фигуру своего современника, дал «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии» (из предисловия). Печорин, показанный на фоне жизни современного общества, наделен деятельным характером, острым умом, стремлением приложить свои «силы необъятные» к живому делу. Писатель безжалостно обнажает в своем герое «противоречие между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский), показывает как бесплодно растрачиваются его силы. Лермонтов осуждает Печорина (как прежде Арбенина, героя драмы «Маскарад») за равнодушие к людям, за холодный эгоцентризм, которому в романе противостоят человечность и простодушие Максима Максимыча, чистая любовь Бэлы, искреннее чувство Мери. Художник-реалист подверг глубокой критике жизненную философию своего героя и окружил сочувствием жертв печоринского эгоизма. В этом сказалась идейная зрелость М. Ю. Лермонтова, открывшего новый этап в развитии русской литературы. Она сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве и своеобразии его композиции, в тонком психологическом рисунке характеров, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались крупнейшие русские писатели, считавшие М. Ю. Лермонтова своим учителем.

Его творчество, обращенное к будущему, проникнутое мечтой о свободном человеке, подготавливало новый расцвет отечественной литературы. Лермонтовская муза отвечала насущным потребностям русской духовной жизни и освободительного движения, она вдохновляла многие поколения русских деятелей и литературу последующих десятилетий. От М. Ю. Лермонтова прямые нити тянутся к народно-патриотической лирике Н. А. Некрасова. Преклоняясь перед М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, молодой Н. Г. Чернышевский писал в своем дневнике, что за них он «готов отдать жизнь и честь». Мужественной и героической лермонтовской поэзии многим был обязан в своем развитии и Н. А. Добролюбов. Влияние М. Ю. Лермонтова отчетливо прослеживается и в творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого,

Ф. М. Достоевского, а также поэтов, в том числе А. А. Блока и В. В. Маяковского. Наследие М. Ю. Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в работах многих художников, композиторов, деятелей театра и кинематографа. Его драматургия сыграла значительную роль в развитии русского театрального искусства. Сама жизнь поэта послужила материалом для бесчисленных романов, поэм, драм, кинофильмов.

Изучение жизни и творческой деятельности М. Ю. Лермонтова привело к созданию целой отрасли литературоведения – лермонтоведения. Опираясь на суждения и оценки В. Г. Белинского, учитывая опыт первых биографов М. Ю. Лермонтова (прежде всего П. А. Висковатова), ученые проделали огромную текстологическую и комментаторскую работу, впервые установив наиболее точные редакции произведений М. Ю. Лермонтова; много сделали для изучения сложной идейно-художественной проблематики лермонтовского наследия и отдельных его произведений, привлекли множество историко-архивных и других материалов и на этой основе сумели почти заново воссоздать биографию поэта, историю его короткой и трагической жизни.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon История создания вооружённых сил российской федерации
В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской обороны в общеобразовательном учреждении?
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Учебно-методический комплекс по специальности 020400 (030301. 65)...
Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных...
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Учебно-тематический план учебных сборов со 2 по 6 июня 2014 г. №
Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Национальный стандарт российской федерации социальное обслуживание населения
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Российской Федерации Федеральное агентство по образованию санкт-петербургский...
Одобрены на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол №8 от 19. 03. 2010 г
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Национальный стандарт российской федерации гост р ен 779- 2007
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Министерство образования и науки российской федерации
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации...
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Закон от 24. 11. 1995 n 181-фз (ред от 02. 07. 2013) "О социальной...
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными...
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Задача Вооруженных Сил двоякая. С одной стороны нападение демонстрация...
Воспитание мирного духа как составляющая воинского воспитания (по работе Платона «Государство»)
Культурный центр вооруженных сил российской федерации имени М. В. Фрунзе icon Российской федерации постановлени е
Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (Собрание законодательства Российской...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции