Темы рефератов по дисциплине «Культурология»
Культурология как самосознание культуры.
Диалог как принцип культуры.
Культ и культура. Сакральная концепция культуры.
Игра и культура (по работам Й. Хейзинги, Г. Гессе и др. представителей игровой концепции культуры).
Антитеза культуры и цивилизации (концепции О. Шпенглера, Н.А. Бердяева и др.)
Культура как организм в концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.
Пассионарность, этногенез и история культуры в концепции Л.Н. Гумилева.
Культура как семиосфера.
Символ в искусстве, науке, религии.
Национальные образы мира.
Роль предписаний и запретов в становлении культуры (на материале работ З. Фрейда).
Сакральность культуры Древневосточных цивилизаций.
Космогонические мифы в культурах Древнего Востока и античности.
Космологизм античной культуры.
Основные доминанты художественной культуры античности.
Священное и мирское в античной культуре.
Нравственный идеал в средневековой культуре Запада (по произведениям средневековых мыслителей: Августина Блаженного, Франциска Ассизского, Петра Абеляра и др.)
Католицизм и культура средневекового Запада.
Ж. Ле Гофф о цивилизации средневекового Запада.
Рыцарство как феномен культуры средневековой Европы.
Алхимия как феномен средневековой культуры.
Оборотная сторона ренессансного титанизма (по книге А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения»).
Ренессансная концепция мира и человека в итальянском искусстве.
Влияние Реформации на развитие европейской культуры.
Рационализм как доминанта культуры Нового времени.
Анализ исторического типа культуры (по выбору: Древнего Египта, Древней Индии и т.д.)
Религия как форма культуры.
Общечеловеческие ценности в мировых религиях.
Семья в христианской и мусульманской культурах.
Обряды как феномен народной культуры.
Народная культура в современном мире.
«Свое» и «чужое» в культуре.
Нравственный идеал в средневековой культуре Руси.
Русская культура в ранних письменных источниках.
Сравнительно-типологический анализ русской и западноевропейской культур (по Н.Я. Данилевскому, О. Шпенглеру, В. Шубарту).
Бинарность русской культуры (Н.Я. Бердяев, Н.О. Лосский, Дж. Биллингтон).
В.С. Соловьев о европейских влияниях в русской культуре.
Н.О. Лосский об особенностях русского характера.
Русская культура и традиционная дихотомия культур Востока и Запада.
В.О. Ключевский о влиянии природных факторов на формирование ментальности русского народа.
Смеховая культура Древней Руси.
Этнокультурный облик современной России.
Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации.
Судьба культуры в футурологических прогнозах.
Логика и ритм социокультурных процессов в книге Э. Тоффлера «Третья волна».
Современный мир как «глобальная деревня».
Техника как сущность современной цивилизации.
Маргинальное в культуре
Мода как феномен культуры.
Internet и культура XXI века.
Феномен субкультуры.
Феномен контркультуры.
Ценности молодежной субкультуры.
Новое язычество и современная культура.
Массовая культура и постсоветское общество.
«Восстание масс» как культурологическая проблема (по работам Х. Ортеги-и- Гассета).
Художественная фантастика и ее роль в культуре.
Социокультурные истоки постмодернизма.
Архетипы и символы в современной культуре.
Профессиональная культура инженера.
Требования к написанию рефератов (творческих работ)
по дисциплине «Культурология»
Помимо ответов на семинарах студент в течение семестра должен выполнить реферат, выбрав одну из предложенных тем. Реферат – это самостоятельная творческая работа, целью выполнения которой является совершенствование навыков работы с учебной, методической и научной литературой; закреплении знаний по курсу «Культурология».
Основное содержание творческой работы должно демонстрировать умение студента работать с информацией в сети Интернет, научной литературой, периодическими изданиями, извлекая из всего этого необходимый материал и критически осмысливая его. В работе должны содержаться не только «скаченные» или переписанные части книг и статей, но и собственная позиция студента по тем или иным проблемам культурологии.
Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
Работа должна подразделяться на главы и параграфы. В Заключении содержатся основные выводы, к которым пришел автор в ходе выполнения творческой работы.
Справочный аппарат (сноски, примечания, библиография, приложения, таблицы и т.п.) следует оформлять в соответствии с существующим стандартом. Руководит выполнением творческой работы преподаватель, ведущий практические занятия по «Культурологии».
Предпочтение отдается творческой работе, выполненной в электронном варианте в виде презентации с иллюстративным и справочным материалом.
Структурно творческая работа включает в себя:
-титульный лист;
-план;
-основной блок: изложение основного содержания;
-вспомогательный информационно-аннотационный блок:
1-ый план – краткая информация о встречающихся понятиях, исторических именах, датах;
2-ой план – углубленное изложение наиболее сложного сюжета, биографии исторического лица или события, встречающегося в ведущем блоке;
-рисунки, схемы, таблицы, сопровождающие ведущий блок и
-итоговый блок;
-заключение с выводами по содержанию;
-список использованной литературы и источников, в т.ч. электронные носители, включая сеть Интернет с указанием электронного адреса ресурса.
Творческая работа представляется в электронном варианте и один экземпляр на бумажном носителе. Её объем не должен быть менее 12 и более 20 машинописных страниц. Шрифт New Time Roman, 14.
Выполненная работа должна быть защищена в индивидуальной форме или на семинаре.
оформление титульного листа
ФГБОУ ВПО
«Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Кафедра Истории и культурологии
Название института
Тема
«НАЗВАНИЕ РАБОТЫ»
Реферат
по учебной дисциплине
« Культурология»
выполнил:
студент группы №
ФИО
принял:
………………………
преподаватель кафедры Истории и культурологии
Москва 2013
Москва
|