Тема: Толерантность старших подростков различной национальности




Скачать 445.78 Kb.
Название Тема: Толерантность старших подростков различной национальности
страница 1/4
Дата публикации 08.10.2014
Размер 445.78 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Толерантность старших подростков различной национальности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

1 ТЕОРЕТИЧЕCКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОCТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО CТАНОВЛЕНИЯ В CТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………

1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению толерантности: сущность и основные критерии ……………………...

1.2 Фоpмирование и особенности pазвития толеpантности в старшем подpостковом возрасте………………………………..

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ С ОСОБЕННОСТЯМИ САМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ МБОУ СОШ П.АЛЯБЬЕВСКИЙ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ХМАО-ЮГРЫ…………..

2.1 Актуальность и характеристика базы исследования, обоснование выбора методик………………………………………………………..

2.2 Организация и проведение экспериментального исследования на констатирующем этапе эксперимента………………………

2.3 Описание и обсуждение результатов на этапе констатирующего

эксперимента

3 РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО УСПЕШНОМУ либо (ОПТИМАЛЬНОМУ) ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ……

3.1 Апробация тренинга толерантности для старших подростков на этапе формирующего эксперимента

3.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе эксперимента

3.3 Рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий формирования толерантности у старших подростков…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ
Старший подростковый возраст, то есть возраст от 14 до 18 лет, представляет собой в буквальном смысле слова «Третий мир», существующий между уходящим детством и еще не наступившей взрослостью1. Определенная промежуточность этого статуса юношества и общественного положения определяет особенности его юной и подверженной влиянию психики. Еще остро многих юношей волнуют те проблемы, которые они унаследовали от подросткового этапа: право на независимость от старших, собственная возрастная специфика и т.п. В то же время перед ними стоит задача самостоятельного личного и социального самоопределения, которая все же означает не абсолютную независимость от взрослых, а четкое определение своего места и ориентировку во взрослом мире. Именно старший подростковый возраст является наиболее оптимальным для определения своего места в современном мире и осознанного принятия толерантных установок.

Толерантность – это норма общества, которая проявляется:

- в праве быть различными для всех индивидов общества;

- в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами;

- в уважении к разнообразию различных мировых культуp, цивилизаций и народов;

- в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

В старшем школьном возрасте воспитание толерантности разной национальности приобретает особое значение, именно в это время конструируется этническое мировоззрение, укрепляется осознание своей принадлежности к конкретному этносу. Старшие подростки современного мира стали агрессивны, нетерпимы друг к другу, в связи с этим, участились межнациональные конфликты. Славянские юноши подросткового возраста формируют определенные национальные сообщества, открыто демонстрируют свою неприязнь к лицам, например, кавказской национальности. На формирование этнического сознания старших подростков наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, целенаправленно влияющее на процесс развития самосознания личности. В юношестве поиск социальной и личностной идентичности, самоопределения обусловливает формирование собственной позиции, появление более осознанного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям. Стараясь решить проблему толерантности старшего школьника, создаются «Школы русского языка», в которых дети занимаются по особой системе и специальным учебникам. В связи с этим необходимо активизировать процесс поиска эффективных психолого-педагогических механизмов воспитания старших подростков в духе толерантности.

В XXI веке проблема формирования толерантности затрагивается в многочисленных исследованиях психологов и педагогов. Обычно, речь идет о воспитании у юношей и подростков толерантности как уважения и принятия любых отличий между людьми (гендерных, этнических, в том числе, религиозных). В трудах И.Я.Кленицкой, А.Т.Кинкулькина, А.В.Васильева, A.И. Репиницкого2 анализируются методы и возможности формирования толерантных позиций молодежи в рамках изучения различных дисциплин образовательных программ. Разрабатываются и предлагаются "Уроки толерантности", которые ориентируются на молодежь различных возрастных категорий (Н.Б.Щеголихина, Н.А.Никитова, Н.М.Березина, В.Б.Новичков)3. В полиэтнических регионах уделяется большое внимание формированию толерантности у подростков, именно в этих регионах уровень межэтнической напряженности выше (Г.Палаткина, В.Н.Галяпина, Б.З.Вульфов, B.Н.Гуров)4. Во многих трудах педагоги предлагают такие формы работы, как: изучение культуры, фольклора, истории; встречи с представителями других этнических групп; беседы с детьми. Личностные, социальные и социально-психологические факторы формирования этнической толерантности исследуются в диссертационных исследованиях Г.Р.Фархшатовой, С.Д. Гуриевой, Е.П.Непочатых, Е.В.Федосовой5.

Вместе с тем, считаем, что формирование толерантности старших подростков не было предметом специальных исследований. До сих пор остается нерешенным вопрос противоречия между потребностью образовательной практики в теоретико-методическом обеспечении процесса формирования толерантности старших подростков и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса. Проблему нашего исследования и определило стремление найти разрешение названного противоречия.

В теоретическом плане - это проблема разработки процесса формирования толерантности в системе межличностных отношений старших подростков, в практическом же плане - это проблема определения психолого-педагогических условий формирования позитивного (оптимального) уровня толерантности старших подростков в условиях образовательного учреждения.

Недостаточная практическая разработанность, теоретическая значимость и актуальность проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Толерантность старших подростков различной национальности».

Объект исследования – процесс формирования толерантности старших подростков разных национальностей.

Предмет исследования – особенности развития толерантности и самоотношения, их взаимосвязи среди старших подростков МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры.

Гипотеза исследования. Формирование позитивного (оптимального) уровня толерантности старших подростков разной национальности в условиях школы будет эффективным, если:

- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании старших подростков;

- знания и понимания педагогическим составом школы педагогических традиций народов в процессе формирования культуры межнационального общения;

- представлена конкретная целевая установка образовательного учреждения на формирование национального самосознания старших подростков;

- методически соблюдены психолого-педагогические условия процесса воспитания у старших подростков культуры межнационального общения.

Цель работы: разработать модель по формированию позитивного уровня толерантности старших подростков разной национальности в условиях МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры.

Задачи работы:

1. Раскрыть основные подходы к изучению сущности толерантности, перечислить основные критерии;

2. Изучить процесс формирования и особенности развития толерантности в старшем подростковом возрасте;

3. Провести экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи уровня этнической толерантности с особенностями самосознания старших подростков в условиях МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры

4. Определить результативность исследования, согласно апробации этнокультурного тренинга (программы) по обучению толерантного поведения в конфликте среди старших школьников;

5. Разработать рекомендации по оптимизации психолого-педагогических условий формирования толерантности старших подростков.

Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили:

- теоретические подходы к пониманию толерантности у школьников (З.Б.Цаллагова, Т.Н. Бартенева, С.В. Мягченков, Р.Т. Гарданов, В.А. Ершов, З.Т. Гасанов, В.В. Глебкин, Г.Д. Дмитриев, М.О. Кураков, Т.В. Разумовская);

- подходы к воспитанию учащихся в духе уважения и терпимости к другим культурам (Л.Л. Супрунова, В.В. Макаев, В.Л. Ершов, З.А. Малькова);

- концепции подросткового возраста (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Х.Ремшмидт, С.В. Кривцова, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, и др.).

Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в МБОУ СОШ п. Алябьевский Советского района ХМАО-Югры. В него были вовлечены 40 учащихся старшего подросткового возраста 9-11 классов.

Организация данного исследования осуществляется в три этапа.

Первый этап (декабрь 2013г.) – это этап изучения и анализа зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; подбор экспериментальных и контрольных групп; разработка и проведение констатирующего эксперимента; осмысление теоретических и методологических основ исследования; поиск системы критериев и показателей исходного уровня толерантности и исходного уровня самоотношения /самосознания на констатирующем этапе эксперимента.

Второй этап (январь 2014 г.) - разработка содержания и методики формирующего эксперимента, а именно апробация этнокультурного тренинга (программы) по обучению толерантного поведения в конфликте среди старших школьников согласно психологических и педагогических условий образовательного учреждения.

Третий этап (февраль 2014 г.) - анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального исследования на контрольном этапе эксперимента; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

При проведении исследования использовались такие методы исследования, как:

- методы обработки экспериментальных данных: коэффициент корреляции Пирсона и количественный анализ с использованием методов математической статистики (вычисление среднего арифметического, t – критерий Стьюдента);

- эмпирические методы: психодиагностические методы (опросники, тесты, анкеты, беседа), наблюдение, экспериментальный метод (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент).

В исследовании использовались методики:

- методика «МИС» /«Самоотношение» С.Р. Пантелеева на выявление параметров самооценки у детей старшего подросткового возраста, как критерия толерантного общения учащихся, проводимого в форме индивидуального тестирования.

Особенность данной методики заключается в том, что она направлена на определение самооценки как выражения смысла «Я» для субъекта, которая позволяет отследить особенности внутренней динамики мотивации поведения старшего школьника, структуру и специфику отношения личности учащегося к собственному «Я».

- методика на выявление уровня толерантности старших подростков (я еще не определилась, какая именно).

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты этого исследования способствуют дальнейшей разработке вопросов развития толерантности в школах и других учебных учреждениях, обогащают психолого-педагогические представления о специфике и особенностях старших подростков в отношении терпимости к людям другой веры, национальности.

Рекомендации, предложенные школьному психологу, по развитию толерантности у детей старшего подросткового возраста с помощью конкурсов, игр, тренингов и многих других мероприятий помогут подобрать оптимальный вариант и адекватно спланировать характер и объем мероприятий по эффективному усвоению данной проблемы, получить благоприятный результат в повышении уровня толерантности в образовательных учреждениях.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Теоретико-методологические подходы к изучению толерантности: сущность и основные критерии
Толерантность является составной частью демократического развития общества.

В одном из своих выступлений Федерико Майор, будучи генеральным директором ЮНЕСКО, обращался, к людям, ответственным за образование, обозначая основные принципы воспитания и обучения подрастающих поколений в духе терпимости. К этим принципам относятся6:

  • прививание идей солидарности и сопричастности, уважения к другим и альтруизма, которые базируются на принятии и осознании собственной самобытности, и конечно же способности к признанию многообразия человеческого существования в его различных социальных и культурных контекстах;

  • воспитание в духе понимания многообразия культур и открытости в понимании истории других народов;

  • понимание необходимости отказа от насилия, использование мирных средств для разрешения конфликтов и разногласий.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Представления о толерантности в современном мире или, точнее, ее признание фактором, способным укрепить гражданский мир и дать защиту от несправедливости. Это представление было подкреплено трудами философов XVI - XVII вв., которые восстали против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений7. Вольтер был самым последовательным защитником толерантности и критиком фанатизма. Он в "Трактате о веротерпимости" (1763) не пытается критиковать ни одну конкретную религию, но при этом он говорит о том, что они, по своей сути, милосердные, разъедаются нетерпимостью и предрассудками. Все верования, по мнению философа, имеют возможности для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах"8.

Одним из важнейшим результатов деятельности философов, и прежде всего Вольтера, является признание толерантности основополагающим компонентом мира и согласия, всеобщей ценностью и между религиями, и между народами, и между другими социальными группами. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание Франции, практически через 11 лет после смерти Вольтера, приняло Декларацию прав человека и гражданина, которая объявила на весь мир такие свободы, как свободу слова и мысли, за признание которых Вольтер так упорно боролся. Эта декларация - предшественница современных деклараций о правах человека. Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, стала их апофеозом. Во Всеобщей декларации перечисляются главные принципы мира, демократии и ненасилия. Данные принципы рассматриваются в качестве прав или требований, которые может предъявить обществу каждый человек9.

Термин «толерантность» переводится с латинского tolerantia, как «терпение» (снисходительность к чему-либо). Определение термина толерантность является совершенно неоднозначным в разных культурах, во многом оно находится в прямой зависимости от исторического опыта конкретных народов. По Оксфордскому словарю толерантность в английском языке означает - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", для французов толерантность - "уважение свободы другого, поведения, его образа мысли, политических и религиозных взглядов". Во французском толерантность – это отношение, при котором допускается, что иные люди могут действовать или думать иначе, нежели сам.

Быть толерантным в Китае означает " допускать, позволять, проявлять великодушие в отношении других". С арабского толерантность переводится, как " снисхождение, мягкость, прощение, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение... расположенность к другим", на персидском - это "терпение, выносливость, готовность к примирению". В испанском языке толерантность является способностью признавать идеи или мнения, отличные от своих собственных10.

В русском языке существуют два термина с похожим значением - терпимость и толерантность. В медицине и в гуманитарных науках обычно используется термин "толерантность", означающий "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А чаще всего слово терпимость, употребляемое в обыденной речи, более привычное и знакомое, означает " умение, способность мириться с чужим мнением, терпеть, быть снисходительным к поступкам других людей"11.

Под толерантностью в психологии подразумевают некоторое ослабление или отсутствие реагирования на какой-либо благоприятный фактор, которое происходит в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию.12

Философы толерантностью называют мировоззренческую жизненную позицию «за» или «против» норм, убеждения, принципы, вырабатываемые как результат духовного, этического опыта личности.

В этике с понятием «толерантность» отождествляют термин «терпимость», то есть моральное качество, характеризующее отношение к верованиям, интересам, привычкам, убеждениям, поведению других людей. Понятие понимается, как стремление к достижению взаимного согласования различных интересов и их понимания без использования давления, желательно методом убеждения или разъяснения. Толерантность является одна из форм уважения к другому человеку, признание за ним права на индивидуальные собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я13.

В педагогике, например, толерантность означает необходимость растить, воспитывать, учить всех детей, не отбирая, не ранжируя, не тестируя их, учить всех детей без ущемления их человеческого достоинства. Из этого вырастает толерантный стиль поведения14.

Толерантность в научной литературе, прежде всего, рассматривается, как уважение и признание равенства, как отказ от влияния и насилия, признание многомерности и многообразия норм, человеческой культуры, верований и как отрицание сведения многообразия к единообразию или к насаждению какой – то одной точки зрения. Толерантная терпимость предполагает возможность взаимодействия с другими людьми на основе согласия, при котором выявляется готовность принять других такими,  какие они есть. Терпимое отношение к другим людям не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, индифферентности, конформизму.

По мнению В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой15, толерантность зависит от умения соблюдать и воспринимать мораль и общечеловеческие нормы. Для того, чтобы решить проблемы, связанные с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, перечисленные ученые выдвигают несколько задач:

  1. культивирование бережного отношения к языкам разных народов, социальным ценностям, воспитание уважения к людям других национальностей;

  2. стимулирование отрицательного отношения к проявлениям расизма и национализма, ориентация на общечеловеческие моральные ценности, а так же воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей.

Многие зарубежные и российские исследователи, такие как В.С. Библер, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А. Маслоу, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р. Хенви,  В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, М. Мид, и др. уделяли внимание смыслу толерантного межкультурного взаимодействия, а так же говорили о подготовке к нему посредством образования. Эти ученые в своих исследованиях применяли диалоговый подход, основывающийся на идеях культурного многообразия, открытости, диалога культур, взаимообогащающего и равного межкультурного взаимодействия, ориентированного на сохранении и росте культурного разнообразия. Они так же уделяют большое внимание значимости принципа толерантности при различных контактах представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми других национальностей  нужно, чтобы произошло интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности16.

Толерантность по мнению Г.У. Солдатовой — это, с одной стороны, активная нравственная позиция, с другой стороны - психологическая готовность к терпимости для понимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной религиозной, культурной, национальной или социальной среды17.

Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире друг с другом.

Толерантность в обобщающем варианте18:

-уважение прав других;

-признание многообразия;

-терпимость чужим мнениям, верованиям и поведению;

-уважение права быть другим;

- дух партнёрства и сотрудничества;

-учитывание человеческого достоинства;

-готовность прислушиваться к чужому мнению;

-принятие других людей такими, какие они есть;

-способность занять место другого и понять его;

-признание равенства других;

- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Чертами толерантной личности являются:

-снисходительность;

-расположение к другим;

-терпение;

-чуткость;

-чувство юмора;

-доверие;

-терпимость к различиям;

-альтруизм;

-умение владеть собой;

-умение не обсуждать других;

-доброжелательность;

-умение слушать и слышать;

-гуманизм;

-способность к сопереживанию.

Толерантность – это не только терпимость к другому, это знание иного. Существует такая психологическая закономерность: чем меньше известен нам какой-либо предмет, и не только предмет - птица, животное – тем меньше отличий мы видим в предмете того же рода. Так же и с людьми. Учитель первый раз входит в класс – все дети кажутся ему если не одинаковыми, то очень похожими, но не пройдет и месяца, как все они будут очень разными. И чем больше он будет узнавать своих подопечных, тем больше различий будет замечать в их интересах, в умственном и физическом развитии, в их привычках.

Через знание лежит путь к пониманию, а от понимания особенностей характера других – к большей терпимости к их привычкам и мнению. В умении услышать другого тоже чувствуется толерантность19.

Несмотря на все разные источники изучения о толерантности, нетерпимость, экстремизм и этнофобия в обществе не только не сходят на нет, но и наоборот, имеют тенденцию к росту и осложнению. Причин возросшей нетерпимости и экстремизма множество. Среди них можно назвать20:

- социально–экономические факторы, особенно миграцию. Вынужденная миграция заставила тысячи людей покинуть привычные места.

- политические (распад СССР и осложнение межнациональных отношений);

- отсутствие в уголовном законодательстве соответствующих норм об ответственности за преступления экстремистского характера, совершаемые на национальной, расовой и религиозной почве;

- сложившиеся в обществе социальные стереотипы. Т.е. у каждого народа есть собственные представления о «правильной» форме тех или иных предметов, «правильном» поведении, нормах в искусстве и т.д. Так вырабатывается социальный стереотип.

- искусственное нагнетание истерии в СМИ о конфликтах на межнациональной почве, ничем не ограниченный культ насилия в кино, видео- и печатной продукции.

- бесконтрольность со стороны правоохранительных органов и учреждений юстиции за соблюдением уставных требований к движениям, пропагандирующим идеи национализма и стремящимся использовать неформальные молодежные организации в экстремистских целях.

- отсутствие бесплатных спортивных учреждений и объектов культуры для свободного, бесплатного посещения подростков.

- внутренняя бездуховность.

- разрыв возрастной, разрыв поколений, разрыв территориальный.

- отсутствие должного воспитания.

Следовательно, толерантность – категория нравственная, ей можно и нужно овладеть. Причем воспитание толерантного сознания, терпимости необходимо начинать с раннего детства, и начинается оно в семье. Игрушки, мультики, книги, компьютерные игры – все окружение ребенка - не должны провоцировать жестокость и насилие. Но главное - это личный пример родителей, где от них зависит, чему они научат ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти. Следующие уроки ребенок получит в детском саду, в школе, на улице, а начинается все с семьи21.

Для того, чтобы успешно сформировать толерантные установки на уровне личности важно знать, в чем конкретно выражаются основные различия между толерантной и интолерантной личностью. Приведенные далее критерии подходят для самых разношерстных групп, начиная от школьного класса и семьи и заканчивая обществом в целом.

Критерии толерантности22 (по Г.У. Солдатовой)

- взаимное уважение членов общества или отдельной группы, терпимое отношение и доброжелательность к различным группам (беженцам, инвалидам, и др.);

- равноправие (равный доступ к социальным благам, к образовательным и экономическим, управленческим возможностям для всех людей, не обращая внимание на их расу, пол, принадлежность к какой-либо другой группе, национальности, религии);

- равные возможности всех членов общества в участии в политической жизни;

- охват людей праздниками, общественными событиями, которые не противоречат их религиозным верованиям и культурным традициям;

- развитие и сохранение культурной неповторимости, самобытности и языков национальных меньшинств;

- независимость и свобода выбора вероисповедания при условии, что эта свобода не ущемляет возможности и права других членов общества;

- способность культур, представленных в данном обществе, следовать национальным традициям;

- правильная лексика в наиболее уязвимых сферах межрасовых и межэтнических отношений, в отношениях между полами;

- солидарность и сотрудничество в решение общих проблем.

Возможными выражениями проявления нетерпимости23 являются: (по Г.У. Солдатовой)

- игнорирование (отказ в признании, в беседе);

- насмешки, оскорбления, выражение пренебрежения;

- негативные предубеждения, стереотипы, предрассудки (составление общего представления о человеке, принадлежащем к иной расе, этнической группе, культуре, полу, как правило, на основе отрицательных характеристик);

- нахождение врага (перенос вины за неблагополучие, несчастья и социальные  проблемы на другие группы);

- этноцентризм (оценка и понимание жизненных явлений через призму традиций и ценностей собственной группы как референтной, эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

- дискриминация по признаку сексуальной ориентации, пола и других различий (отрицание прав человека, лишение социальных благ, изоляция в обществе);

- запугивания, преследования, угрозы;

- ксенофобия в форме этнофобий (кавказофобия, антисемитизм и др.), мигрантофобии (неприязнь к представителям других групп и культур, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»), религиозных фобий;

- проявление крайних форм национализма (убеждение в том, что своя нация обладает большим объемом прав, возвеличивание своей нации над другими);

- дискриминация представителей определенной расы;

- эксплуатация (безрассудное использование природных богатств и ресурсов; использование чужого труда и времени без справедливого вознаграждения);

- осквернение культурных или религиозных символов;

- официальное или насильственное изгнание;

- религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее обрядов и ценностей).

Таким образом, в последние десятилетия благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие "толерантность" приобрело важнейшее значение в понимании проблематики мира, превратилось в международный термин. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Толерантность отражает подсознательное восприятие взаимозависимости каждого от всех и всех от каждого, единства человечества, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда. В современном обществе принято считать, что вред, который мы можем причинять другому, означает вред для всех и для самого себя. Толерантность в современном обществе должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей. В нашей стране именно поэтому и следует формировать такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в нашем обыденном языке. Если понятие "толерантность" станет постоянным в лексиконе школьного учителя, то это может произойти в скором будущем.

Понятие «толерантность» хоть и отождествляется многими исследователями с понятием «терпение», оно имеет более яркую активную направленность. Толерантность в научной литературе показывает готовность принять других такими, какие они есть, взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Важным компонентом жизненной позиции зрелой личности является толерантность. Такая личность, имеющая свои ценности и интересы и готовая, если потребуется, их защищать, и будет являться носителем уважительного отношения к позициям и ценностям других людей.

Кроме того, что в нашем понимании толерантность – это, прежде всего, нравственное моральное качество, по которому можно определить активную нравственную позицию человека и его психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее культурной, социальной, конфессиональной принадлежностью, мировоззрением, потребностями, интересами. Нравственная позиция в данном случае приобретает понимание  выработанных в сознании индивида личностно-значимых образцов, ценностных ориентаций, компромиссного или бесконфликтного поведения. Психологическая готовность понимается как доминирующая направленность сознания на выполнение конкретных образцов.

Сегодня существует единая государственная политика по формированию толерантности и профилактики экстремизма24, о чем повествует и Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2010-2015 годы", принятая в России и ориентированая на дальнейшее развитие гуманистических традиций25. Эта программа позволяет обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon Толерантность старших подростков различной национальности
Считаю здесь уместным дописать в условиях мбоу сош п. Алябьевский Советского района хмао-югры
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность...
Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon План работы ресурсного центра ндоу «Детский сад №233 ОАО «ржд» на 2012-2013 у г. Тема
Тема «Поликультурное воспитание как средство формирования социально личностной компетенции старших дошкольников»
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon Программа воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность»
Программа по воспитанию и развитию нравственности школьников мбоу «Каменно-Бродская оош» «Толерантность»
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon Тема: «мы читающая семья?»
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon 1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков
Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Солнышко» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon 1. Общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков
Пришкольного лагеря дневного пребывания детей и подростков «Непоседы» филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon Проект изучение выдающихся памятников монглоязычных народов из элективных...
Цель проекта: приобщение учащихся к богатейшему наследию дореволюционной литературы на элективных курсах в старших классах
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon Доклад Тема: «Пословица недаром молвится»
Современный школьник особенно должен прислушиваться к народным высказываниям, потому что они несут в себе добрый совет и наставление...
Тема: Толерантность старших подростков различной национальности icon Тема: Проблема свободы выбора в профессиональной ориентации 14-15 летних подростков
Методологический подход к предмету, цели социальной педагогики как науки и объект, предмет, цель в методике спд при решении конкретной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции