Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна.




Скачать 249.08 Kb.
НазваниеПояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна.
Дата публикации07.10.2014
Размер249.08 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Рассмотрена Утверждена

экспертным советом приказом № 878

Управления образования от 13.12.2010г.

Администрации Тайшетского района

протокол № 34 от 13.12.2010г

Авторская педагогическая разработка

(адаптационная)

«Родничок»

(Программа изучения русского народного творчества)

АВТОР РАЗРАБОТКИ:

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

СЕРТУКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
г. Бирюсинск

2010 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………. ……………………………………Стр.1

2. Тематический план………………………………………………………….Стр.5

3. Содержание программы ……………………………………………………Стр.7

4. Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса…… Стр.12

5. Репертуар…………………………………………………………………….Стр.14

6.Список литературы…………………………………………………………. Стр.16

7. Приложене

Пояснительная записка

Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. В связи с постоянно меняющимися социальными условиями типовая программа «Фольклорный ансамбль» (Министерство Просвещения СССР 1986г.) морально устарела и требует внесения изменений и дополнений. За последние годы работы с детскими коллективами я пришла к выводу (на основании опросов, собеседований, наблюдений) о том, что интерес к народному творчеству у детей снижается по причине популяризации новых направлений в музыке, не отмечающихся высокими нравственно-эстетическими параметрами. Вызывает беспокойство, что современное песенное творчество не способствует сохранению и развитию лучших традиций русской национальной культуры.

Это послужило толчком для написания программы «Родничок». Данная программа художественно-эстетической направленности, составлена на основе типовой программы «Фольклорный ансамбль». Она направлена на самоопределение ребенка в лоне русской культуры, на возможность самореализации через творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в том, чтобы увести детей от ритмов, грома и агрессивных звуков современной эстрадной музыки в мир чистоты, фантазии и творчества через изучение и сохранение культуры своего народа. Ведь наш народ из поколения в поколение передавал свой нравственный и эстетический завет, свой дух и свою мудрость. Все мы в долгу перед нашими предками. Поэтому, изучая народное творчество, мы обучаем и одновременно воспитываем духовно богатых, добрых и отзывчивых людей, ценящих свою культуру и традиции.

  1. Достижением последних лет работы является активность родителей и детей, возрастающая год от года. Это проявляется при проведении народных праздников, чаепитий, подготовке к конкурсам и концертам, во время которых с успехом реализуются и укрепляются межличностные отношения детей и родителей.

В основу обучения детей положены современные педагогические принципы:

- гуманизации (исповедание силы добра и любви);

- гоминизации (каждая личность неповторима, каждый ребенок – это чудо);

- интеграции различных видов музыкального фольклора;

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и ребенка);

- природосообразности (учет возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей ребенка).

Занятия по программе «Родничок» интегрированные, т.е. сочетают в себе вокально-хоровую работу, игру на инструментах, народную хореографию, театрализацию, игровой фольклор и теоретические сведения. Программа построена по концентрическому принципу. Разделы программы повторяются из года в год, при этом расширяясь, охватывая все новые пласты и направления жанров русского народного творчества.

Выбор разделов определяется опытом работы с детьми, возможностью показать специфику музыкального фольклора.

Цель программы: привить любовь к национальной культуре русского народа, его обычаям и традициям, развить в детях творческие и музыкальные способности и создать условия для их реализации.
Задачи:

Обучающие:
1. Изучение и освоение народной песни и её основных творческих и

исполнительских закономерностей.

2.Формирование художественного вкуса.

3. Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной

манере.

4. Изучение жанров русского народного фольклора.
Развивающие:
1.Развитие творческих способностей, навыков импровизации.

2. Развитие вокального слуха и певческого голоса.

3.Развитие музыкальных способностей: памяти ,ритма, точности интонации,

музыкальности.

4. Развитие художественного образного мышления детей, повышение

речевой культуры, развитие координации движений и др.
Воспитательные:
1. Приобщение детей к русскому народному творчеству.

2.Воспитание на традициях русского народа.

3. Воспитание уважения и любви к русской народной песне, как особо

значительной области музыкальной культуры.
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Общее количество часов:

1-й год обучения – 144ч.: 2 занятия в неделю по 2 часа;

2-й год обучения – 216ч.: 2 занятия в неделю по 3 часа;

3-й год обучения – 216ч.: 2 занятия в неделю по 3 часа.
Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года работы с детьми младшего и среднего школьного возраста 7 – 12 лет.

Набор детей – свободный, по желанию. Главный критерий, по которому ведется набор детей – это желание петь и развивать в себе музыкальную культуру, изучая культуру своего народа.
Контролируемые знания, умения и навыки:

- знать пословицы и поговорки и понимать их суть;

- знать русские народные праздники;

- знать творчество русских композиторов по программе;

- знать и уметь играть в русские народные игры;

- узнавать и различать русские народные инструменты;

- знать жанры русского фольклора;

- знать разновидности русской народной песни;

- уметь играть в шумовом оркестре;

- пение 2х голосия;

- пение а капелла;

- знать элементы хореографии.
Подведение итогов реализации программы проводится в форме отчетного концерта для родителей и всех желающих.
Формы подведения итогов реализации программы.
Диагностическая деятельность:

  1. Занятия-зачеты в форме концертных выступлений, праздников.

  2. Тестирование (тесты по пройденным темам, о культуре поведения, самооценке и т.д.)

  3. Выполнение творческих заданий (рисунков, мини-сочинений и т.д.)


Концертно-творческая деятельность:

  1. Народные праздники и обряды: «Осенины», «Покровская ярмарка», «Капустный хоровод», «Приходила коляда накануне Рождества», «Масленица», «Пасха», «На завалинке».

  2. Концерты (для родителей, школьные мероприятия).

  3. Конкурсы, смотры, фестивали.


Формы фиксации результатов.

  1. Диагностические карты.

  2. Запись в журнале.

  3. Дипломы, грамоты.


Уровни освоения программы.
Высокий – обучающийся умело использует все знания и навыки в своей творческой работе, используя вокально-технические приемы во время пения и концертных выступлений, знает фольклорные праздники, обряды, обычаи, импровизирует в играх и песнях, играет на музыкальных инструментах, передает сценический образ во время выступлений на народных праздниках и концертах.

Средний – обучающийся пользуется разными видами дыхания, мягкой и твердой атакой, использует двухголосные распевки, обладает хорошей памятью, способен ритмично воспроизводить фрагмент произведения, выполняет творческие задания, использует набор сценических движений.

Низкий – обучающийся имеет представление о фольклоре, народном исполнительстве, народных традициях и праздниках, но не всегда чисто интонирует, имеет поверхностное ключичное дыхание, кричащий звук, слабо развитую координацию между слухом и голосом, отсутствует фантазия к импровизациям, слабое чувство ритма, короткая память.

Тематический план

1 года обучения


№ п/п

Содержание и виды работ

Общее

количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2







2.

Вокально-хоровая работа

а) пение произведений;

б) пение учебно-тренировочного материала

42

34

8


6

2


28

6

3.

Слушание музыки

20

8

12

4.

Элементы хореографии

10

2

8

5.

Беседы о народных традициях, праздниках

8

8




6.

Жанры фольклора

42

12

30

7.

Шумовой оркестр

6

2

4

8.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

10




10

9.

Концертные выступления

4




4




ИТОГО

144

68

76



Тематический план

2 года обучения




Содержание и виды работ

Общее

кол. часов

Теория

Практика

1.

Вокально-хоровая работа

а)пение произведений;

б)пение учебно-тренировочного материала

78

66

12


8

2


58

10

2.

Слушание музыки

22

8

14

3.

Элементы хореографии

20

4

16

4.

Беседы о народных традициях, праздниках



18


18




5.

Жанр фольклора

42

10

32

6.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера


16





16

7.

Экспедиционные работы

10




10

8.

Концертные выступления

10




10




ИТОГО

216

82

134



Тематический план

3 года обучения




Содержание и виды работ

Общее

кол. часов

Теория

Практика

1.

Вокально-хоровая работа

а)пение произведений;

б)пение учебно-тренировочного материала

80

68

12


8

2


60

10

2.

Слушание музыки

22

8

14

3.

Элементы хореографии

16

4

12

4.

Беседы о народных традициях, праздниках



18


18




5.

Жанр фольклора

44

14

30

6.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера


16





16

7.

Экспедиционные работы

10




10

8.

Концертные выступления

10




10




ИТОГО

216

84

132


Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с коллективом, рассказ о режиме работы творческого объединения, правила поведения, технике безопасности. Ознакомление с программой обучения. Обзорная беседа о русском фольклоре, экскурсия по Дому творчества, знакомство с кабинетом, просмотр фотографий и видеокассет о творческой деятельности творческого объединения, игры на знакомство, прослушивание вокальных данных.
1 год обучения
Вокально-хоровая работа
Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование правильного певческого звука – открытого, но легкого, звонкого, не допускать резкого, зажатого, форсированного звучания.

Работа над пением в унисон с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона, начиная от примарной зоны (ми – фа).

Обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания. Формирование у детей осознания «пульсации» в музыке, что поможет им обходиться без дирижера. Работа над вокально-хоровыми навыками – дыханием, артикуляцией, дикцией; стремление к полной свободе исполнителей, чтобы эти навыки были такими же естественными, как и процесс речи.

Стремление к осмысленному и выразительному пению.

Теоретические знания. Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась, о времени ее создания. Анализ поэтического текста, объяснения непонятных слов, устаревших выражений, необходимо подчеркивать особенности местного говора, соотнося его с литературным.

Практические занятия. Показ - исполнение песен. Анализ музыкальной структуры (сколько фраз, похожи они или разные, лад и т.д.). Разучивание песни. Проговаривание, а затем пропевание отдельных, наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения.
Слушание музыки
Прослушивание:

  1. народных песен в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детских фольклорных и академических коллективов;

  2. фрагментов из опер русских композиторов, в которых использованы народные мелодии;

  3. симфонических произведений русских и советских композиторов на темы русских народных песен.

Рассказ о произведениях, формирование культуры восприятия.
Хореография
Выработка правильной красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Освоение кругового хоровода, хоровода «стенка на стенку», фигур «ручеек», «воротца», «поклон».
Беседы о народных традициях, праздниках
Знакомить детей с традициями русского народа (венчание, крещение), о важности сохранения их и продолжения.

Осенние календарные праздники (осенины, покров, курник, капустник).

Беседы о русской народной песне, значении песни в жизни русского народа, разновидности русской народной песни: колыбельная, плясовая.

Разучивание и исполнение.
Жанры фольклора
Знакомить детей с жанрами русского фольклора: пестушки, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки. (Воспитательное значение русских сказок).
Шумовой оркестр

Знакомить детей с шумовыми инструментами (трещотки, румба, маракасы, ложки, бубны), с приемами игры на них. Учить играть слаженно в оркестре, развивать внимание, ритмический и музыкальный слух.

Практическая часть: исполнение русской народной мелодии – «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Ах, вы сени», «Подгорная».
2 год обучения
Вокально-хоровая работа
Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков, полученных в младших группах. Продолжение развития творческих способностей участников фольклорного ансамбля.

Развитие всех видов музыкального слуха, особенно звуковысотного, гармонического и вокального. Умение каждого участника петь в любой хоровой партии. Дальнейшее совершенствование вокально-певческой народной манеры. Пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным. Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков. Владение дыханием, ясный унисон, единая манера звукообразования, одинаковое формирование гласных звуков, умение «огласовывать» согласные, чистое интонирование в многоголосии. Свободное, естественное исполнение песен с движением – хоровод, пляска. Формирование хорошего музыкального вкуса. Формирование потребности в музыкально-творческой деятельности.

Теоретические знания. Более глубокое изучение жанров, произведений народной музыки, их специфических особенностей, анализ музыкально-выразительных средств (структуры, формы, лада, ритма и т.п.). Анализ поэтического текста. Изучение песен различных областей нашей страны, их стиля.

Практические занятия. Показ – исполнение песни, прослушивание записи с исполнением ее народными мастерами. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Разучивание произведения раздельно по памяти, а затем со всем коллективом.
Пение учебно-тренировочного материала
Подробное объяснение цели и задачи каждого упражнения, сознательное его исполнение. Упражнения на развитие вокального слуха и певческого голоса.

Упражнения на развитие навыка многоголосного пения.

Упражнения на дыхание, звукообразование, дикцию.

Практические занятия. Показы упражнений, разучивание и исполнение их. Индивидуальные занятия вокалом. Работа с небольшими ансамблями – дуэтами, трио.
Слушание музыки
Расширение кругозора обучающихся, углубление полученных ранее знаний. Слушание вокально-хоровой, инструментальной, симфонической музыки, использующей народные мелодии.

Хореография

Совершенствование навыков хореографии, полученных в 1 год обучения.

Изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового.

Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерки», «улитки», «змейки», «колонны», «прочес».
Беседы о народных традициях, праздниках
Зимние календарные праздники (Зима-санница, Рождество Христово, Крещение, Святки).

Колядование. Разучивание колядок.

Ряженье, образное содержание песен, символика.
Жанры фольклора
Считалки, заклички.

Русские народные игры. Значение их в жизни детей. Разучивание. Русские народные игры с театрализованными действиями.

Приговорки, скороговорки.

Сказки о животных.

Частушки. Сочинение и исполнение.

Разновидности русской народной песни – хороводная, игровая.
Экспедиционная работа
Встреча с исполнителями русской народной песни.

Посещение концертов народного хора «Русские напевы», беседы, запись песен, творческая мастерская.

Сбор частушек.
3 год обучения
Вокально-хоровая работа
Дальнейшее закрепление и совершенствование вокально-хоровых навыков, полученных в младших группах.

Продолжение развития творческих способностей участников фольклорного ансамбля, расширение концертной деятельности.

Продолжить развитие всех видов музыкального слуха, особенно звуковысотного, гармонического и вокального. Умение каждого участника петь в любой хоровой партии. Закрепление пения а капелла и пения 2хголосия, манеры поведения на сцене.

Теоретические знания. Более глубокое изучение жанров произведений народной музыки, их специфических особенностей, анализ музыкально-выразительных средств (структуры, формы, лада, ритма и т.д.). Анализ поэтического текста. Изучение песен различных областей нашей страны, их стиля.

Практические занятия. Показ – исполнение песни, прослушивание записи с исполнением ее народными мастерами. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности.

Разучивание произведения раздельно по памяти, а затем со всем коллективом.

Беседы о народных традициях, праздниках
Весенние календарные праздники. Масленица – праздник поклонения Солнцу. Масленичная неделя. Песни и игры на масленицу.

Благовещенье. Вербное воскресенье.

Пасха. Дни святой недели.

Красная горка.

Колокольный звон. Пасхальные игры.

Летние календарные праздники.

Троица – праздник русской березки.

Троицкие хороводы, плетение венков.

Народные поверья и приметы.
Жанры фольклора
Современная народная песня.

Небылицы, дразнилки, перевертыши.

Сочинение частушек.

Разновидности русской народной песни: строевая, лирическая, комично-шутливая, историческая, былины, предания.

Сказки Восточной Сибири.

Забавы. Рассказы о мифических существах (леший, водяной, русалка).

Рассказы о домашних духах (домовой, банник, кикимора).
Экспедиционная работа
Встреча с творческими коллективами, исполнителями русской народной песни.

Творческая мастерская.

Запись песен. Сбор частушек.


Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
- информационно-перцептивный метод (эмоциональное воздействие через образное слово, мимику, жест);

- метод концентрического развития голоса;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- эмпирический метод (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент);

- метод рейтинговой экспертной оценки (диагностика, опрос, творческие задания, зачет, самопроверка);

- метод стимулирования (поощрение, наказание);

- игровые методы;

- поисковые методы.

Все методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. В процессе обучения у детей закрепляются не только знания и умения, прививается любовь к национальной культуре, но формируются компетентности, заложенные в самой программе. Во время выступлений на концертах, смотрах, фестивалях у детей вырабатываются коммуникативная и организаторская компетентности (владение способами презентации себя и своей деятельности, способность принимать ответственность за собственные действия), а во время чаепитий, праздников в ДДТ и экскурсий у детей формируется социокультурная компетентность (соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни, способность общаться друг с другом и с другими коллективами, готовность в позитивных социальных преобразованиях на уровне ансамбля, ДДТ, субкультурной среды).
Методическое обеспечение
Формы занятий, планируемые по разделам программы:

Теоретический раздел:

- творческие конкурсы;

- беседы;

- беседы-диалоги.

Практический раздел:

- практические занятия (занятие-концерт, обряд, фестиваль, постановки концертных номеров);

- индивидуальные занятия (работа над постановкой голоса, развитие вокальных и музыкальных данных, индивидуальное консультирование);

- игры (развивают навыки эффективного общения, внимательность, речь, учат правильно выражать свои мысли и строить диалоги, подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, быть целенаправленным, решать самостоятельно игровые задачи, находить выход из неожиданных положений, взаимодействовать друг с другом, проявлять смекалку, гибкость ума, физическую силу, находчивость, ловкость. Любая игра дает детям навыки общения и коллективизма, воспитывает «чувство локтя» и взаимовыручки, формирует соревновательный дух).
Педагогические технологии
- личностно-ориентированные;

- развивающего обучения;

- здоровьесохраняющая;

- игрового обучения;

- дифференцированного обучения.
Материально-техническое обеспечение
- специальный кабинет в ДДТ, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, мебель;

- фонотека;

- видеотека – записи концертных выступлений, праздников;

- техническое оснащение – проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр, плеер, фотоаппарат, видеокамера;

- музыкальные инструменты – баян, ложки, бубны, дудочки, трещотки, колокольчики, барабан и т.д.;

- костюмы.


РЕПЕРТУАР

1 год обучения
Русские народные песни:

«Блины»

«Во кузнице»

«Во поле береза стояла»

«Как у наших у ворот»

«Весняночка»
Песни композиторов:

«Песенка друзей» Муз. Черчик

«Урожайная» Муз. Филиппенко

«Зимушка хрустальная» Муз. Филиппенко

«Саночки» Муз. Филиппенко

«Весенняя полечка» Муз. Олифировой

«Осень пришла» Муз. Юдиной

«Колобок» Муз. Струве

«Капельки» Муз. Павленко

Колядки.

Заклички.

Частушки.

2 год обучения
Русские народные песни:

«На горе-то калина» «Как под наши ворота»

«Пошла млада за водой» «Молодчик»

«Вдоль по улице метелица метет» «Ах вы, сени»

«Ходила младешенька по борочку» «Масленица»

Песни композиторов:

«Снежная песенка» Муз.Бойко

«Зимняя сказка» Муз. Пинегина

«Под Новый год» Муз. Зарицкой

«Осенняя песня» Муз. Александрова

«Моя Россия» Муз. Струве

«Рождество Христово» Муз. Синявского

«Про меня и муравья» Муз. Абелян
Колядки.

Заклички.

Частушки.

3 год обучения
Русские народные песни:

«Перевоз Дуня держала» «Пчелочка златая»

«Во деревне то было в Ольховке» «Ване ноченьку не спится»

«У Катюши муж гуляка» «Как пошли наши подружки»

«Ой, вставала я ранешенько» «В сыром бору тропинка»

«Пойду ль я, выйду ль я» «Вот уж зимушка проходит»

«Семечки»
Песни композиторов:

«Снеженика» Муз. Дубравина

«Песенка-чудесенка» Муз. Протасова

«Прялица» Муз. Парцхаладзе

«Ах, какая осень» Муз. Роот
Колядки.

Заклички.

Частушки.

Список используемой литературы для написания программы
1. Типовая программа «Фольклорный ансамбль» Министерство Просвещения СССР , Москва,1986г

2. «Педагогическое сотрудничество в процессе приобщения школьников к русскому народному музыкальному творчеству.» Т.К. Солодухина, Улан-Удэ, 2001г.

3. «Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора» В.И. Солодухин, Улан-Удэ, 2001г.

4. «Русский народ» (его обычаи, обряды, предания, поэзия и суеверия) сост. М.Забылин, Восточно-Сибирское книжное изд., Иркутск, 1992г.

5. «Русские народные пословицы, загадки, поговорки»сост. Ю.Круглов, Москва, Просвещение, 1990г.

6. Энциклопедия Российских праздников. В.Воскобойников, Н.Голь, Санкт-Петербург, 1997г.


Список используемой литературы для освоения программы
1. Сборник «Заинька, попляши», изд. Музична Украина, Киев, 1978г.

2. Сборник «Солнышко-вёдрышко», изд. Музыка, Москва, 1984г.

3. Сборник «Времена года», изд. Музыка, Москва 1975г.

4. Сборник «Песенные узоры», изд. Музыка, Москва, 1987г.

5.Сборник «Жаворонушки», изд. Советский композитор, Москва, 1984г.

6. Сборник «Играем и поём», изд. Советский композитор, Москва, 1978г.

7. Сборник «Гармошечка- говорушечка», изд. Музыка, Москва, 1991г.

8.«Дети и народная культура», изд. Музыка, Москва, 1995г.

9. Хрестоматия по музыкальной литературе для ДМШ, изд. Советский композитор, Москва, 1990г.

10. «Словарь юного музыканта», изд. Советский композитор, Москва, 1986г.

11. «40 русских народных песен», сост. Ю. Зацарный, изд. Советский композитор, Москва, 1988г.

12. «День работай весел» (пословицы и поговорки), сост. А. Ивановская, изд. Детская литература, Москва, 1986г.

13. «Весенние капельки», изд. Музыка, Москва, 1983г.

14. «Осенние праздники, игры и забавы для детей», «Зимние праздники, игры и забавы для детей», «Весенние праздники, игры и забавы для детей», сост. В.Петров, Г. Гришина, Л.Короткова, Москва,2001г.

15. «Праздничный венок», Л.Уланова, Москва, 2001г.

16. «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» И. Снегирёв, изд.Советская Россия, 1990г.

17. «Русские народные загадки, пословицы. поговорки», изд. Просвещение, Москва, 1990г.

18. «Русские сказки Восточной Сибири», Восточно-Сибирское книжное изд., Иркутск, 1985г.

19. «Диво-дивное» (русские народные сказки), Восточно-Сибирское книжное изд., Иркутск, 1990г.

20. «В мире музыкальных инструментов», изд. Советский композитор, Москва, 1988г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconПрограмма гбоу сош №541 юго-западного округа г. Москвы 2011-2012 г
В основном контингент учащихся средних способностей. 65 семей имеют двух детей. 60 родителей имеют высшее образование, 40 среднее...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. icon«Видеоконференция»
Воспитательная: Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине информатика...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconУрока: Методы создания сайта
Воспитательная: Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине Информатика...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconМежрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция для...
С раннего детства в жизни каждого человека появляется сказка. Их рассказывают своим детям мамы, бабушки. Дети вырастают и уже сами...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconТема: Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»
Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconПояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация...
Ны, каждый ребенок «талантлив», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconПояснительная записка Курс «Литература рк»
Курс «Литература рк» ориентирован на продолжение приобщения обучающихся к истокам коми культуры, т е формирование этнокультурных...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconПояснительная записка Данная программа относится к программам социально-педагогической...
Одним из основных положений актуальной на сегодняшний день «свободной» педагогики является стремление к самовыражению ребенка. Истинно...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconПояснительная записка 1 Актуальность курса
При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением...

Пояснительная записка Привить детям любовь и интерес к своим национальным истокам не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования, актуальность которой бесспорна. iconПояснительная записка Актуальность курса
Поэтому человек культуры рассматривается в качестве глобальной цели личностно-ориентированного образования, т к он определяет «меру...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции