Скачать 206.77 Kb.
|
Пояснительная записка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в студии «Эстрадный вокал» пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашей студии. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие ребят будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. В состав коллектива входят одаренные подростки и дети из неполных и малообеспеченных семей. В коллективе 2 раза в год проводится дополнительный набор. При наборе учитываются певческие способности, музыкальность. При организации коллектива в первую очередь создалась вокальная группа, с которой были отработаны концертные номера. В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения: 1 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года. 2 год – 6 часов в неделю, 216 часов в течение года. 3 год – 6 часа в неделю, 216 часа в течение года. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 18 лет. Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. Задачи:
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Методы и формы. В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Содержание программы Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”). Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток. Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм. Третий год обучения. “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство. Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого воспитанника), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка. Учебный план первого года обучения
В году – 36 недели. 4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально. Всего за год – 114 часа. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
Учебный план второго года обучения
В году – 36 недели. 6 часов в неделю, в т.ч. индивидуально. Всего за год – 216 часов. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Учебный план третьего года обучения
В году – 36 недели. 6 часов в неделю, в т.ч. индивидуально. Всего за год – 216 часов. Планируемый результат. Первый год обучения: - Наличие у воспитанников интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); - владеть некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; - проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); - уметь двигаться под музыку; «не бояться» сцены, культура поведения на сцене; - уметь передавать характер песни, исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; - правильно исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. Второй год обучения: - наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках); - увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения); - уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; - исполнение более сложного репертуара, сложных ритмических рисунков; - участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. Третий год обучения: - проявлять навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм; - уметь исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; - участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; - исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; - слышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; - уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; - уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации. Контроль: Результатом работы студии «Эстрадный вокал» является полученный детьми определенный объем знаний, умений навыков. Контроль вокальной студии может проводиться в форме: зачетного занятия; конкурсов: участие в смотре художественной самодеятельности; выступление на концертах, мероприятиях; открытого занятия Перечень учебно-методического обеспечения. В программно-методический комплекс входят все виды имеющихся в учреждении программ, методических разработок к ним, дидактических материалов, наглядных пособий и методическая литература. Деятельность методической службы ведется по следующим направлениям:
- организация обновления содержания образовательно-воспитательного процесса посредством новых педагогических технологий; - постоянный поиск резервов для развития творческих способностей детей и молодежи; - углубленная работа с одаренными детьми. Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса осуществляется по следующим направлениям: - консультативная работа; - коррекционно-развивающая работа с воспитанниками; - организация и обеспечение психологического мониторинга воспитательного процесса; - профориентационная работа с воспитанниками. Эта деятельность включает в себя: - тренинги социальной компетентности; - тренинг профессиональной карьеры; - диагностику детей, позволяющую получить более полные сведения о их склонностях и интересах; - отслеживание динамики развития интересов воспитанников. Для определения результативности обучения и воспитания детей и молодежи в Центре «Ровесник» используются следующие типы психолого-педагогических методик: 1. Методика для самооценки ребенка. По заранее заданным параметрам можно получить самооценочные сведения о развитии качеств, связанных с воспитанностью (нравственное, гражданское, физическое, духовное воспитание). 2. Тест «Неоконченные предложения» используется для выявления проблем в социализации личности воспитанника и планирования мер педагогической поддержки. Тест представляет собой незаконченное предложение, которое воспитанник должен закончить («Я люблю…», «Я боюсь, что…», «Мне интересно, когда…» и др.), Тесты «Удачник-неудачник». 3. Объективные методики (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей). Проблема сохранения здоровья воспитанников стали особенно актуальными на современном этапе. В образовательно-воспитательном процессе для всех воспитанников используются технологии, направленные на охрану здоровья детей, подростков и молодых людей. Интенсивность умственной деятельности в ходе занятия.
Материально-техническое оснащение Для деятельности программы необходимо: ТСО, муз.аппаратура:
Рекомендуемая литература. Методология: 1. «Методика вокально-хорового обучения». Сборник статей. М., 2000 г. 2. Программы по организации хоров, вокальных групп. М., «Просвещение», 1991 г. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 4. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. Нотные издания: 1. Абелян Л.М.. Учебное пособие для детей школьного возраста. Издательство Советский композитор,1990г. 2. « Все, что сердцу дорого» Песни для детей на стихи Михаила Пляцковского. Издательство Музыка 1996г. 3. «Солнечная капель». Песни для детей школьного возраста. Издательство Советский композитор, 1998г. 4. « Многоголосие». Сборник песен для школьных хоров. Издательство Музыка, 1994г. |
Образовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие... |
Пояснительная записка мбоу дод дхш г. Усть-Лабинска призвана в тесном... ... |
||
Пояснительная записка. Программа I года обучения. Учебно тематический план I года обучения Данная образовательная программа рекомендована для детей в возрасте 13-17 лет с гуманитарным складом ума, умением грамотно владеть... |
Уз «Гродненский городской центр медицинской реабилитации детей-инвалидов... В гродненской области в возрасте от 3-х месяцев до 18 лет включительно, страдающих заболеваниями психоневрологического профиля. В... |
||
Анализ Биографии по менеджменту Уолд Дисней родился в Чикаго, вырос он на маленькой ферме. В возрасте десяти лет он начал работать с братом, они помогали отцу и... |
Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов и рассчитана 5 лет... Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи... |
||
Рабочая программа Название предмета: английский язык (базовый уровень)... Программа предназначена для обучения детей 10-12 лет английскому языку в общеобразовательной школе. Она является продолжением начального... |
Элизабет Клер Профет Утерянные годы Иисуса Евангелия хранят упоминание о двенадцатилетнем Иисусе и о его посещении храма. Далее он в возрасте около тридцати лет появляется... |
||
Уважаемые коллеги! Для участия приглашаются магистранты, аспиранты и молодые ученые в возрасте до 35 лет |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |