Скачать 162.83 Kb.
|
МБОУ Уметская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова Программа факультативного курса "Народные игры и обряды" Составитель программы Учитель начальных классов Ефремова Н.Р. Умет Пояснительная записка Актуальность, педагогическая целесообразность программы заключается в том, что изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю и народной культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений. В рамках данной программы предусматривается овладение обучающимися некоторыми практическими навыками создания предметов празднично-игровой культуры, включая лепку игрушек из пластилина и глины, роспись глиняных игрушек. Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности. Отличительные особенности программы Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры русского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей. Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными играми и праздниками, а также с основами фольклора, декоративно-прикладного искусства. Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников, а также в подготовке исследовательских материалов для выступлений на научно-исследовательских конференциях школьников. Целью программы является освоение обучающимися ценностей народной игровой и традиционной культуры посредством исследовательской этнографической, фольклорной деятельности. Программа предусматривает решение следующих задач: обучающих:
развивающих:
воспитательных:
Сроки реализации программы Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проходят один раз в неделю протяжённостью 1 час. Всего за учебный год – 34 часа. Возраст занимающихся от 8 до 9 лет. Формы и режим занятий Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в классе, а также на улице во время проведения народных игр. Предусматривается участие в праздниках, посещение музеев и выставок игрушки, декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в коллективе должно уделяться общественно-полезной направленности занятий. Научно-исследовательской продукцией по итогам работы коллектива могут быть сборники игр, публикации в печати, выступления на научных конференциях школьников. Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки При реализации программы обучающиеся будут:
Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, участвуют в научно-практических конференциях школьников по темам, связанным с народной культурой. Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
Формы подведения итогов реализации программы. Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе на различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников. Учебно-тематический план
Содержание программы Раздел 1. Устное народное творчество. Тема 1.1. Введение. Жанровая система фольклора. Знакомство с группой. Техника безопасности и правила поведения на занятиях в помещении и на улице. Фольклор и фольклорные жанры. Жанровая система фольклора. Народные обряды и календарно-обрядовая поэзия. Семейно-бытовая обрядовая поэзия. Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников. Тема 1.2. Прозаические жанры русского фольклора. Сказки. Народная драма. Пословицы, поговорки. Практические занятия. Прослушивание записей фольклора. Коллективное чтение сказки. Лепка из глины героев сказки. Тема 1.3. Детский фольклор. Жанры детского фольклора. Практические занятия. Посещение выступлений детских фольклорных коллективов и праздников. Разучивание обрядовых песенок, игра на народных инструментах. Тема 1.4. Обрядовый фольклор. Разучивание обрядовых песенок, игра на народных инструментах. Практические занятия. Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорного праздника. Разучивание обрядовых песенок, игра на народных инструментах. Раздел 2. Игровая культура. Тема 2.1. Народные игры. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и организаторы игр. Игровая терминология. Народные игры – основа игровой культуры. Материальная и духовная игровая культура. Роль и место игры в жизни людей. Методика записи игр, интервью об играх. Практические занятия. Разучивание народных игр. Отбор игр для праздника. Посещение выставок игрушек. Изготовление игрушек из пластилина и глины, роспись игрушек. Изготовление простейшего игрового инвентаря. Запись любимой игры. Тема 2.2. Народные праздники. Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Практические занятия. Посещение и участие в традиционных праздниках. Посещение и участие в праздниках игр. Организация и проведение игр на праздниках. Отбор игр для праздника. Раздел 3. Этнография. Тема 3.1. Основные понятия. Определение и история науки. Основные направления этнографического исследования. Общенаучная терминология. Хозяйственный уклад. Практические занятия. Посещение музея. Тема 3.2. Народный костюм. Народный костюм различных областей России. Русский костюм Тамбовской области. Практические занятия. Посещение музеев и выставок народного искусства. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Тема 4.1. Народные ремёсла и промыслы. Резьба и роспись по дереву, лепка из глины. Вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество. Практические занятия. Лепка и роспись глиняных игрушек. Посещение музеев и выставок народного искусства. Экскурсия к мастерам народного промысла. Тема 4.2. Традиционные игрушечные промыслы. Глиняная игрушка. История и распространение, основные сюжеты. Традиции различных областей России. Деревянная игрушка и другие игрушечные промыслы. Кукла и другие народные игрушки. Практические занятия. Изготовление игрушек из глины, роспись игрушек. Тема 4.3. Народная символика. Народная символика, нашедшая отражение в изделиях народного творчества, в археологии и памятниках архитектуры. Практические занятия. Посещение музея декоративно-прикладного и народного искусства. Использование народной символики в раскраске игрушек. Раздел 5. Методика исследовательской работы. Тема 5.1. Методы научного исследования. Научное исследование. Этика науки. Методы научного исследования. Наблюдение специальное и попутное. Технические средства. Практические занятия. Сравнительный анализ народных игр и традиционных праздников, опубликованных в сборниках, и современного их бытования. Работа с литературой, Тема 5.2. Методы собирания и изучения народных игр. Работа с литературой. Наблюдение специальное и попутное. Опробование игр. Оценка игры. Практические занятия. Оформление личной книжки собирателя игр. Опрос информаторов об играх. Запись игры. Опробование и оценка игры. Систематизация собранного материала. Сравнительный анализ. Раздел 7. Выпуск стенной газеты. Формирование номера. Отбор материалов, подбор иллюстраций. Основные рубрики. Редактирование и корректирование подготовленных материалов. Черновое макетирование номера. Художественное оформление и выпуск номера в свет. Методическое обеспечение Приёмы и методы При реализации программы используются различные методы обучения:
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной. Начало занятия включает, как правило, знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, посещение музеев и культурных мероприятий. Воспитанию любви к народным играм помогает участие в периодических встречах с дружественными игровыми коллективами, в соревнованиях по народным играм. Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. При подготовке и написании материалов для стенгазеты формируется умение грамотно выразить свои впечатления и мысли, вырабатывается умение конструктивного общения с собеседником. Завершающим этапом является оформление и выпуск стенгазеты, при этом обучающиеся распределяют обязанности с учётом своих интересов и склонностей. Творческому развитию способствует подготовка материалов для стенгазеты, занятия по изготовлению игрушек, когда обучающиеся имеют возможность на практике, в непринужденной атмосфере, проявить свои творческие и художественные способности. Положительным фактором коллективного творчества является стремление добиться более высоких результатов, при создании игрушек на общую тему возникает дух соревновательности. Полезным приёмом в целях развития творческих способностей при изготовлении игрушек является написание сценария по мотивам какой-нибудь русской народной сказки и затем разыгрывание его в ролях, а также и видеозапись. Наиболее мотивированные обучающиеся привлекаются педагогом к участию в научно-исследовательских конференциях школьников. Материалом для докладов служат полученные знания о народных играх и праздниках, об игрушечных промыслах, о деятельности коллектива. С этой целью педагог выявляет в процессе занятий интересы и склонности детей, а затем постепенно направляет их на более глубокое освоение заинтересовавшей их темы, рекомендует необходимую литературу, помогает в подготовке и оформлении доклада. Дидактические материалы В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
Результативность обучения Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
Обучающиеся выполняют письменные задания по написанию заметок для стенгазеты, по записи народных игр и праздников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Мол. гвардия, 1989. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994. Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.: Советская Россия, 1987. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1985. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф. Некрылова. – М.: Правда, 1989. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – М.: Искусство, 1988. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., Дрофа, 2002. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа, 1977. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990. |
Программа факультативного курса по подготовке к гиа Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального... |
Рабочая программа факультативного курса для 11 классов Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля. Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год в количестве... |
||
Программа факультативного курса «История становления российской государственности... Научный Морозова Ольга Евгеньевна, к ф н., доцент кафедры гуманитарного образования випкро |
Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения... ... |
||
Программа «Народные промыслы России» Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы... |
Рабочая программа факультативного курса для обучающихся 5 класса "Волшебный мир сказки" В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия... |
||
Искусство возвращения Королевы" игра в медитацию "Инструментальная... Оглянулись мы как-то вокруг и увидели, что с самого рождения и до самых последних дней, знаем мы это или нет, все втянуты в самые... |
Музыкальный театр Обряды и обрядовая поэзия, представляют собой действие, сопровождаемое пением или прозаическим текстом. Некоторые обряды совершались... |
||
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной... Федеральными государственными требованиями (фгт) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры... |
Список литературы для летнего чтения перед 5 классом Русские народные сказки. (Можно читать в сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки») |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |