Урока: подведение итогов по теме “Фольклор”




Скачать 240.22 Kb.
НазваниеУрока: подведение итогов по теме “Фольклор”
Дата публикации07.10.2014
Размер240.22 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Культура > Урок
Тема: "Фольклор" в 5-м классе

Цели урока:

подведение итогов по теме “Фольклор”,

обобщение знаний учащихся,

развитие творческих способностей,

привитие чувства любви к родному слову, к истории страны.

(Учащиеся разделены на 2 команды Доска красиво оформлена. Было задано домашнее задание: выучить загадки, нарисовать пословицы на альбомном листе подписав с обратной стороны).

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили большую и очень интересную тему “Фольклор”. И сегодня подведем итог нашим знаниям по этой теме и узнаем еще много интересного. Итак, начинаем.

1. Что такое фольклор? (Устное народное творчество).

2. Это русское слово? Что мы знаем о его этимологии! (с англ. “народная мудрость).

3. А теперь посмотрите на доску. Правильно соединив части слов, вы прочитаете названия видов устного народного творчества:ПЕС

ЗА

ПРЕ

БЫ

СКА

ПО

ПОГО

СКОРО

Ч А

ЛЕ ГОВОРКИ

ЗКИ

словицы

ВОРКИ

ЛИНЫ

ГАДКИ

ДАНИЯ

ни

ГЕНДЫ

СТУШКИ

4. Какой и 5 перечисленных жанров не относится к устному народному творчеству?

Обо всех этих жанрах мы сегодня вспомним.

5. Что такое песня? (Это стихотворное произведение, предназначенное для пения.)

6. Конкурс русской народной песни. По 1 человеку от команды, который будет петь песню. Его болельщики определяют жанр песни. (Кто больше).

7. Какой прием используется для исполнения русской народной песни? (Речитатив – специальная манера исполнения, пение, своеобразное чтение нараспев).

8. Следующий жанр – загадки. Давайте вспомним, что такое загадка? (Краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.)

9. А теперь давайте загадывать друг другу загадки по командам (д\з: выучить загадки).

10. Как вы думаете, может быть несколько загадок на один предмет? А почему возникают варианты загадок? Сейчас я вам загадаю несколько загадок на один предмет. Отгадайте и прокомментируйте как народ; передавая из уст в уста произведение, шлифовал и совершенствовал его?

– С неба пришел, в небо ушел.

– Шел долговяз, в сыру землю увяз.

– Смотрю я в окошко: идет длинный Антошка.

11. Сопоставьте стих-загадку с народной загадкой. Какие признаки предмета зашифрованы в стихах, а какие в народной загадке? В чем сходство, а в чем отличие народных и литературных загадок?

– Стоит Антошка на одной ножке,

Где солнце станет, туда он и глянет.

– Стоит он, задумчивый,

В желтом венце.

Темнеют веснушки

На круглом лице.

(Т. Белозеров)

12. Какой художественный прием используется для создания загадки? (Метафора.)

13. Что такое предание?

14. Что такое былина? (Песня – сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.)

15. Каким было первоначальное название былин? (Старины.)

16. Кто исполнял былины? (Сказитель.)

17. Какой народный инструмент он использовал в качестве аккомпанемента? (Гусли.)

18. Какой художественный прием используется в былинах? (Гипербола.)

19. Почему именно этот прием, что он придавал героям? (Гипербола – художественный прием, преувеличивающий силы героя.)

20. Назовите главных богатырей, начиная с малого. (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Святогор – богатырь, Волх Всеславьевич, Вольга и Микула Селянинович.)

21. Назовите постоянные эпитеты к словам, которые встречаются в былинах:ПОЛЕ (чистое) ТРАВА (зелена)

МЕСЯЦ (ясный) КОНЬ (борзый)

МОЛОДЕЦ (добрый) ДЕВИЦА (красная)

ЛУК (каленый) СОЛНЦЕ (красное)

ЗЕМЛЯ (матушка), (сыра) ДОРОЖЕНЬКА (столбовая)

МОРЕ (синее)

22. Что такое эпитет? (Художественное определение, которое подчеркивает важные для автора слова предмета.)

23. Ребята, читая былины, мы встречали незнакомые нам слова. Это устаревшие слова. Давайте попробуем объяснить значение часто встречающихся былинных слов:

УРОСЛАЯ СУМОЧКА –... вросшая

ОРАТАЙ –... хлебопашец

ПАЛИЦА – … тяжелая дубина с железными шипами

ПЕРСТ – … палец

ЕСМЬ –... есть

ДРУЖИННИКИ –... воины

КАЛИКИ – ПЕРЕХОЖИЕ –... странники, нищие слепые, собирающие милостыню пением духовных стихов.

ГОЙ ЕСИ –... будьте здоровы

ЖИВОТ –... жизнь

24. Что такое сказка! (Короткая история фантастического характера.)

25. Кто рассказывал сказки на Руси? (Бахарь – баять – рассказывать.)

26. Правильно расшифровав надпись, вы прочтете название русской народной сказки. (“Иван – крестьянский сын и чудо-юдо”.)

Рис. 27. С чего начинается сказка? (С зачина.)

28. Какие зачины вы знаете, давайте перечислим их. (Жили-были...

В некотором царстве, в некотором государстве...

А было это данным-давно, когда реки были молочные, берега кисельные, в огороде росли репы пареные, а на дворе летали куропатки жареные...

Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, где щелкала лиса орехи в дупле, а рыба-кит в лесу заблудилась, – вот где это приключилось...)

29. А какими словами заканчиваются сказки?

... Сказка вся – боле врать нельзя.

... Сказка эта была про гуся. А теперь – сказка вся. Сказкакончилася.

.. И стали они жить – поживать. И добра наживать.

... И я там был, мед-пиво пил.

... Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили себе припеваючи.

... У них теперь стоит бочка, на бочке корец (ковш), а всей сказке конец…).

30. А в сказках встречается еще такой термин – присказка. Что это такое, зачем она нужна? (Вводит слушателя в сказочную атмосферу).

(... Это не сказка, а присказка, сказка впереди...

... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...

... В некотором царстве, в небывалом государстве как-то раз снег горел, соломой тушили, много народу покрутили. Это еще не сказка, а присказка. Сказка будет впереди, когда хлеба поедим, хлеба да пирога, да подержим быка за рога. Без присказки сказка – что блины без подмазки...

... Пареной репы покушайте, бабушкиных сказок послушайте...

... Вытащу-ка теперь из мешка сказку про барыню и мужичка...

... А было это, голубчики, в старину, когда дед Архип задумал залезть на луну...)

31. Какие приемы используются в сказках? (Прием троекратного повторения. Олицетворение.)

32. Какие прозвища дал народ животным?

ЛИСА

ЗАЯЦ

ВОЛК

ПЕТУХ

33. Назовите сказочный предмет, который изготовила Василиса Премудрая. (Ковер.)

34. Приглашаются по одной девочке из команды. Они рисуют ковер с “хитрым узором” как у Василисы Премудрой.

35. На столе разложены предметы (названия на листочках). Что это, чье, где и для чего используется?

ЖИВАЯ (МЕРТВАЯ) ВОДА

ГРЕБЕШОК

ПЕРО ЖАР-ПТИЦЫ

КОЛЬЦО

ПЛАТОК

САПОГИ-СКОРОХОДЫ

36. Внимательно рассмотрите расположение треугольников, найдите ключ, чтобы прочитать название русской народной сказки. (Читаем слева направо, буквы расположены по цвету: “Иван-царевич и серый волк”.)

Рис.

37. Один профессор-фольклорист Пропп очень долго изучал образ Бабы-Яги. Он утверждает, что Яга – старуха. Мы согласны? (Да.) Он утверждает, что Яга – мертвец, потому что

a) у нее странное жилище: она лежит в своей избе “из угла в угол, нос в потолок врос”. Изба тесна Яге, она в ней, как в гробу;

б) у нее костыль;

в) она слепая, не видит героя, а чует его по запаху;

г) запах живых ей противен и страшен (также запах мертвых страшен и противен живым). “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано”;

д) она передвигается по воздуху в ступе, как душа умершего.

38. Следующий жанр – пословицы. Что это такое? А поговорки? В чем их отличие?

39. Прочитайте зашифрованное высказывание А. С. Пушкинао русских народных пословицах.

Ч К А К К Г А А

Т О С О А О Ш З

О Ш М Й Ж В Е О

З Ь, Ы Т Д О Й! Л

А Ч С О О Р Ч О

Р Т Л, Л Й К Т Т

О О К К П Е О О

С З А В О Н З !

(Читаем сверху вниз. “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото!)

40. По цепочке каждый из ребят называет поговорку. Кто не называет, тот выбывает из игры. Чья команда выиграет.

41. Объясните прямой и переносный смысл пословицы: “Видать Акулина пироги пекла: все ворота в тесте”.

Как юмор включенный в пословице, помогает нам избавляться от недостатков при выполнении какого-либо дела?

42. Послушайте, какой пословицей можно озаглавить этот текст?

Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек в Индии. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее?

Поселили их обоих в деревянной хижине и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым.

Когда стены хижины охватило пламя, то первый лентяй спросил:

– Откуда так ярко светит солнце?

А другой ответил:

– Вот еще, утруждать себя - открывать глаза да смотреть.

Так чуть оба и не сгорели, еле их спасли.

(ЛЕНЬ ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ)

43. Прочитайте пословицу:

М Е Е Г К А Т

У Й Л О О Е

Р Н И Р П

А Е К, Ы

В В А

Читаем сверху вниз по диагонали: “Муравей невелик, а горы копает”)

44. Послушайте текст. Впишите в пустые клеточки подходящую по смыслу пословицу.

СОБАКА НА СЕНЕ.

Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла к сараю, засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на нее. Корова отошла и сказала:

– Хоть бы сама ела, а то и

(Сама не ест и мне не дает.)

45. Переставив в каждом горизонтальном ряду некоторые буквы, вы прочтете поговорки:

АРБОТАТЬ С КОМОГОНЬ (Работать с огоньком)

ДЫВКЛАВАТЬ ШУДУ В ЛЕДО (Вкладывать душу в дело).

46. Ребята, послушайте стихотворение русского поэта Н. Рыленкова о пословицах:

Я вкус подсохшей хлебной корки

В вас ощущаю каждый миг,

Пословицы и поговорки,

Заветы прадедов моих.

Они вас замесили круто,

Чем край благословил родной.

Вы правда их и потому-то

Питательны, как хлеб ржаной.

Почему поэт Н. Рыленков назвал пословицы и поговорки “заветами прадедов”? Подберите синонимы к слову ЗАВЕТЫ.

Какой художественный прием использует автор в стихотворении? (Сравнение.)

47. Какой художественный прием называется сравнением! (Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов.)

48. Дома вы рисовали рисунки к пословицам. Команды показывают соперникам свои рисунки, учащиеся отгадывают.

49. Назовите пословицы о пословицах. (Пословица недаром молвится. Пословица правду всем говорит. Пословица век не сломится Глупая речь не пословица. От пословицы не уйдешь. Поговорка - цветок, пословица – ягодка.)

50. Многие пословицы прожили долгую жизнь. Например, появление пословицы “Погиб как швед под Полтавой” можно отнести к году победы русского войска в 1709 году.

С какими историческими событиями можно связать пословицы:

ТУТ СЛОВНО МАМАЙ ВОЕВАЛ.

ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ.

ГОЛОДНЫЙ ФРАНЦУЗ И ВОРОНЕ РАД.

ПОГИБОШЕ ЯКОБЫ ОБРЕ.

51. А теперь конкурс скороговорок.

52. Отгадайте, кто это?

В разноцветной одежде, в широких штанах, в рубахе и шапке с бубенчиками, строит смешные гримасы и паясничает... (скоморох). Что вы о нем знаете? (Жил в Древней Руси, это певец, музыкант, бродячий комедиант, острослов, акробат, несерьезный человек, потешающий июлей своими выходками Его можно было встретить на площади, где много людей, гам он показывал фокусы, шутил, высмеивал жадных и глупых. Но им нелегко жилось, церковь устраивала гонения на скоморохов.)

53. Скоморохи – это актеры, они положили начало новому жанру – пьесе. Давайте вспомним определение этого жанра. (Пьеса – это художественное произведение, предназначенное для постановки на сцене).

54. Как могут называться части в пьесе? (Акт, действие сцена.)

55. Что такое реплика? (Слова героев в диалоге.)

56. Что такое ремарка? (Авторские пометки.)

57. И последний фольклорный жанр, о котором мы сегодня вспомним – это частушка. Что же такое частушка? (Это короткая песенка (4-стишье), исполняется в быстром темпе.)

58. Частушка имела разные названия: прибаутка, припевка, частуха, побаска. Какие лексические значения имели эти оригинальные названия что нового мы узнаем еще про частушку?

59. На основе какого художественного приема строится частушка? (Это развернутая гипербола.)

60. Частушки сочинялись тут же, на ходу. И вы, ребята, сейчас тоже попробуйте сочинить частушку от своей команды про наш заключительный урок по теме “Фольклор”, а жюри в это время подсчитает результаты каждой команды.

Подведение итогов, выставление отметок.

Тема: «Библейские мотивы в литературе, живописи, музыке»

Цель урока:

Показать нравственный мир библейских историй.

Показать отражение библейских мифов в поэзии, музыке, живописи.

Учить понимать прекрасное, показать, что Библия утверждает общечеловеческие, нравственные идеалы.

Оборудование урока:

Репродукции с картин Рафаэля "Святое семейство", "Сикстинская мадонна", "Мадонна Констабиле".

Л.да Винчи "Мадонна с младенцем".

Мурильо "Отдых на пути в Египет".

Вит Ствош "Снятие с креста".

Врубель "Надгробный плач".

ИКОНЫ: "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Ахтырская" и др.

Жан Фуке "Богоматерь с младенцем".

Франсиско Сурбаран "Отрочество Марии".

Илья Глазунов "На складе".

Ход урока:

Учитель: Сегодня, ребята, мы подведём итоги наших уроков внеклассного чтения, уроков общения, расширим наши знания по Библии.

I.Беседа:

- Библия. Что это такое?

- Книга.

- Не просто книга. Это священная книга.- Это книга книг- Мы прочитали некоторые легенды из Ветхого завета, прочитали легенды из Нового завета по Детской Библии. Какие легенды вам запомнились?

- Рождение Иисуса Христа.

- Мать Мария.

- Бегство в Египет.

- Избиение младенцев.

- Легенда о злом должнике.

- Христос в пустыне.

- Легенда о добром самаритянине.

- Голгофа. Смерть Иисуса.

- Воскресение. Вознесение.

Учитель: А какие новые слова и выражения мы узнали, изучая Библию?

Учащиеся: фарисей (ханжа, лицемер), осанна (восторженное славословие), мадонна, багряница, плащаница, мирра, Голгофа, фреска, волхвы; выражения "одним миром мазаны" (шутливое выражение, означающее: все с одними недостатками), "умыть руки" и др.

Учитель: Какое значение этой книги для людей? Чему учит эта книга?

Учащиеся: Доброте, учит прощать зло, долги, быть милосердными, любить детей своих, как матерь божья Иисуса.

Учитель: Книга послужила источником для создания великих произведений живописи всех времён. Назовите художников, их произведения, с которыми мы знакомы.

Учащиеся: Джотто "Встреча Иоакимы и Анны", "Поцелуй Иуды", "Свадебное шествие Марии", "Рождество Христово", "Поклонение вохвов", "Бегство в Египет", "Избиение младенцев" и др.

Илья Глазунов "Голгофа".

Крамской "Христос в пустыне".

Леонардо да Винчи "Мадонна".

Тициан "Кающаяся Магдалина".

Микеланджело "Плафон Сикстинской капеллы, капеллы Мунчи" и др.

Учитель: О каких картинах вам бы хотелось рассказать? Найдите их на выставке.

Учащиеся берут одну из картин, рассказывают библейский сюжет, говорят о том, чем картина понравилась, почему выбрали именно эту картину.

Учитель: Ребята, мы занимались также с произведениями иконописцев.

Вот иконы. Они, как живые, дышат, облегчают душу. Невольно попадаешь под их власть. Ученица подходит к одной из иконописных репродукций "Богоматерь" (из альбома произведений иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля, Москва, 1992 год), читает стихотворение А. Майкова "Мадонна".

Учитель: Замечательные стихи на библейские сюжеты написал известный русский поэт, писатель Борис Пастернак. Сюжеты этих стихов вами хорошо узнаваемы. К уроку подготовили ребята чтение этих стихотворений наизусть.

Учащиеся читают стихи Б. Пастернака. "Звезда Рождества", "Дурные дни", "Гефсиманский сад", "На страстной".

Учитель: Сегодня мне хотелось бы остановиться ещё на одной теме, обобщить её.

Беседа. Эту тему мы назовём так: "Иисус Христос и его мать". Какие ещё вам известны имена библейской женщины?

Учащиеся: Матерь Божья, Пречистая, Дева Мария, Пресвятая, Богоматерь, Мадонна (у католиков Богородица).

Учитель: Кто может рассказать о матери Иисуса Христа?

Учащиеся: Родителями были Анна и Иоаким. В детстве она была кроткая, трудолюбивая, усердная.

Учитель: Какое трудное испытание выпало на долю этой женщины?

Ученик: Быть матерью. Матерью сына Божьего.

Учитель: Как вела себя Мария, воспитывая сына? Что могла она дать своему сыну? Расскажите о последних минутах Иисуса Христа. Как вела себя мать Мария?

Учащиеся активны при беседе. Дают оригинальные ответы.

II.Слово учителя. (Образ матери Иисуса Христа в живописи).

Художники создали много картин, изображая мать Иисуса Христа. Задумались ли вы, что совершенно вопреки нашей воле, и столь же незаметно и не слышно сквозь душу каждого человека с поры юности и до старости проносятся волшебные частицы искусства, рожденного земными звёздами - гениальными поэтами, композиторами, художниками.

Даже если один раз, сегодня, вы прикоснётесь к красоте, услышите музыку Каччини, Перголези, Баха, Моцарта, услышите прекрасные стихи, увидите творение Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и др. художников - и невольно (так устроен любой человек) след от этого касания останется на всю жизнь. Конечно, от любого человека зависит, насколько он захочет углубляться в мир искусства, насколько он будет увлечён и пленён им, но влияние на его сердце от одного прикосновения к прекрасному неизгладимо. Вот почему род человеческий бережно хранит имена тех великих мастеров, которые в своих созданиях воспели добро, свет и заставляли человека гордиться тем, что он Человек.

Слово учителя о РАФАЭЛЕ. Показ открыток через эпидиаскоп, слайдов. Пятьсот весен расцвело. Пять веков в назначенное время наступало лето, а потом желтели листья и приходила осень. Позже брала верх зима и уступала дорогу весне. Полтысячи лет сменялись поколения, неспешно переворачивались страницы летописи планеты. И, несмотря на это круговращение, смену событий и поколений, род людской свято помнил, что в апреле 1483 года в маленьком итальянском городе Урбино появился на свет художник, воспевший человека и создавший картины, являющие нам мир пленительный и непреходящий, оставивший всем образ Матери - любящей и страдающей, чудесной и незабываемой. Тысячи мастеров, больших и малых, писали Мадонн, но Мадонны Рафаэля - верх совершенства. Безумно трудно говорить о таком художнике, о нем написаны сотни книг, репродукции с картин висят на стенах многих домов, а оригиналы, созданные им, начиная с крошечных рисунков или эскизов, и, кончая портретами или картинами, являются украшением и гордостью лучших музеев мира.

Он рано остался без матери, поэтому в картинах он с откровенной чистотой души выплескивает тоску по рано умершей матери, преклоняется перед чудом материнства, перед загадочной сутью бытия.

В Эрмитаже хранится картина "Мадонна Конестабиле", в которой все обаяние юности, девичий хрупкий образ Марии, чистота воспоминаний детских лет художника. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука".

В 1515 году РАФАЭЛЯ посетили в Риме "черные монахи" из далёкого монастыря глухого города Пьяченце. Они заказали ему "Сикстинскую мадонну". И он создаёт свой шедевр, величайшее творение мира. Это, пожалуй, самая знаменитая в мире картина.

Мария, дарующая миру своего сына, покорная неизбежному, на миг остановилась в раздумье, в растерянности и смятении чувств, питая надежду найти защиту своему ребёнку.

ПАПА СИКСТ призывает Мадонну пожертвовать сыном во имя спасения человечества, просит внять его мольбам. Справа от Марии стоит коленопреклоненная святая ВАРВАРА (покровительница умерших), такая же красивая, молодая итальянка, как и Мария с младенцем. Но мир чувств Варвары проще, в её внешнем облике меньше благородства, чем у Марии, поглощенной материнской любовью и сознанием необходимости жертвы во имя человечества. Образ Марии олицетворяет высокую нравственную силу, идеал прекрасного и совершенного человека. Рафаэлевская Мадонна прежде всего женщина - мать. "Сикстинская Мадонна" украшает ныне Дрезденскую галерею. 235 лет она находилась на родине Рафаэля. И вот уже более 200-х лет живет в Германии. 20 тысяч золотых дукатов было выплачено монахам бенедиктинского монастыря Сан - Систо в Пьяченца, где она висела в главном алтаре монастырской церкви. Во время второй мировой войны эта картина была спасена советскими воинами и хранилась в Советском Союзе и в 1955 году была возвращена немецкому народу.

РАФАЭЛЬ умер в 37 лет. Но это был только миг истории. Рафаэль окончил земную жизнь и начал вторую, вечную.

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ.

Решающая роль в утверждении искусства высокого Возрождения принадлежит мастерам эпохи Рафаэля, Микеланджело, Тициану, Джорджоне. "Мадонна с цветком" написана в 1478 году во Флоренции, где художник начинал свой творческий путь. Младенец тянется к цветку, а юная мать внимательно наблюдает за ребёнком, радуясь пробуждению его сознания. Именно идея познания окружающего мира, глубокий смысл материнства лежит в основе произведения.

Лаконична композиция картины. На тёмном фоне стены с симметрично расположенными окнами, освещённые спереди и моделированные тончайшей светотенью фигуры кажутся объёмными. Красный цвет платья Мадонны привлекает внимание к центру картины. Несмотря на то, что лицо Марии повёрнуто почти в профиль, а веки опущены, ощущается теплый, ласковый взгляд, обращенный к младенцу, выразительны и глаза ребёнка. Эти конкретные образы имеют широкий обобщающий смысл.

Они отражают мечту гуманистов об идеальном человеке и гармонии бытия. Святую Марию, женщину, мать воспели в своих произведениях многие художники. Обращение к выставке и другим картинам. Учитель перечисляет и кратко останавливается на картинах.

Очень нравится детям картина Франсиско Сурбарана "Отрочество Марии", где изображена девочка лет 8 - 10. Художник очень любил детей. На картине портрет милой, скромной девочки, вероятно, дочери художника.

Вит Ствош "Снятие со креста".

Врубель "Надгробный плач".

Жан Фуке "Богоматерь с младенцем".

III. В МУЗЫКЕ.

Образ матери, матери Иисуса Христа, женщины - матери волновал, конечно, не только поэтов и художников разных эпох и времён. Величайшие произведения, посвященные Святой Марии, создали и музыканты. Библия явилась источником вдохновения для музыкантов.

В 15 веке (1550 - 1618) к образу Святой Марии обратился итальянский музыкант Каччини. Он создаёт бессмертное произведение "Ave, Мария".

Сл. - лексическая работа.

Учитель: А кто помнит на латыни изречение, где встречается Ave?

Учащиеся: Мы проходили на уроке русского языка, когда изучали тему "Обращение", некоторые латинские выражения с обращениями:

"Ave, Цезарь, моритури те солютант" - "здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя".

Итак, Ave - это обращение к Святой Марии.

Буквально: здравствуй, славься, радуйся.

Самый совершенный инструмент - это человеческий голос. Именно при помощи голоса обращаются к богу. И музыка - она тоже для бога. В средние века театр считался местом священным. В нем, как и в церкви, часто звучала церковная музыка.

IV. Прослушивание произведений о Матери и для Матери Иисуса Христа. Одно из них написал в 15 веке итальянец Каччини, служивший при дворе во Флоренции. Это "Ave, Мария".

В нём мольба и прославление всех добрых сил и матерей! Это всегда мольба о помощи.

V. Прослушивание произведения"Ave, Мария".

Другое произведение написал тоже итальянец, композитор Перголези /Драги/, 1710 - 1736 г.

Прожил Перголези всего 26 лет, а прославился на века.

VII. "Stabat mater" - исполняется на латыни, перевод "Стоящая мать".

Перевод: "Когда тело будет мертво, Дай душе райскую славу!":

Учитель: В трудные минуты своей жизни люди обращаются к богу с молитвой. Прекрасный русский писатель и поэт так пишет в "Молитве" /Бог/. Учитель читает стихотворение Д. Мережковского "Молитва". А какую молитву знаете вы, ребята?

Они говорят, что знают "Отче наш". Ученица читает наизусть "Отче наш". Это главная молитва, ребята; ей научил Иисус Христос своих учеников, апостолов. Acapella - /акапелльное пение/ Стравинский "Отче наш".

VIII. Заключение.

Учитель: И, наконец, мне хочется обратиться к художнику Илье Глазунову. Его картина "На складе" невольно привлекает внимание. Посмотрите внимательно на эту картину. Что вы видите на ней?

Учащиеся: Старую заброшенную церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Христа в Иерусалим. Перед фреской огромный пень и воткнутый в него топор /топор палача/ для рубки мяса. А на правой стене висит разделанная окровавленная туша животного. Церковь превращена в мясной склад, а может быть, и в живодёрню. Это очень страшно. Церковь должна быть святым местом. И такое соседство - древняя фреска и мясо - просто недопустимо. Это кощунство. А через открытую дверь мы видим деревенскую улицу. И наполняешься чувством страха, казалось бы, от Вселенского равнодушия. Этого просто не может быть! Вот на этом я и хотела бы закончить урок. Спасибо преподавателям Школы искусств, учащимся обеих школ. Рада, что принимаю участие в вашем воспитании.

А Россия будет Вечной с её глубокой добротой, нравственностью, с верой в бога. Распятый на кресте Иисус - символ Руси распятой, но вечной через доброту и мир.

Обратить внимание ребят на картину Ильи Глазунова "Вечная Россия", на её центральный образ, фигуру распятого на кресте Иисуса.

IX. Итог урока. Оценивание учащихся

Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Портрет в искусстве"

ЦЕЛИ: создание условий для погружения шестиклассников в процесс творческого восприятия произведений искусства.

Задачи урока:

Развитие умения вести диалог с произведением искусства

Пополнение знаний о языках искусств

Воспитание толерантности

Оборудование: проигрыватель или магнитофон

диск с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Баркарола”, “Времена года”; Э.Григ “Пер Гюнт”, сюита “Смерть Озе”; Л.Бетховен увертюра “Эгмонт”; А. Скрябин этюд № 12 “Революционный”)

портреты героев повести А.С.Пушкина “Дубровский”, выполненные шестиклассниками на уроках изо

пособие с четырьмя изображениями рук героев повести

плакат с текстом эпиграфа

таблички “Великий читатель”, “Великий зритель”, Великий слушатель”

карточки с заданием

Ход урока:

I.Актуализация знаний

Объединение литературного и зрительного портретов в единый образ.

Объединение музыкального и литературного портретов в единый образ.

Объединение зрительного и литературного портретов в единый образ.

Работа в группах. Учащиеся работают в четырех группах. Каждая группа работает с образом одного героя повести А.С. Пушкина “Дубровский”.

По результатам выполнения задания учащиеся по группам получают таблички “Великий читатель”, “Великий зритель”, Великий слушатель”.

II. Беседа

1. У А.С.Пушкина есть описание внешности героев в повести “Дубровский”. Вы, как замечательные читатели, определите, какие черты внешности соответствуют герою, с образом которого сегодня работает ваша группа. Подчеркните эти черты в списке, который лежит у вас на столе.

Глаза его засверкали

Роста среднего

Лицом чис

Бороду бреет

Всем затеям ограниченного ума

Волосы русые

От роду 23 года

Красота ее была в полном расцвете

Нос прямой

Редко красавица являлась посреди гостей

Несмотря на необыкновенную силу физических способностей

Два раза в неделю страдал от обжорства

Расхаживал тяжелыми шагами и смотрел надменным взглядом

Багровый румянец заступил место обыкновенной бледности

Глаза имеет карие

Старик высокого роста, бледный и худой

Дородный, в теле

Ей было 17 лет

Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности

Отставной поручик гвардии

По окончании выполнения задания определяется группа “Великий читатель”.

(Работы учащихся расположены на доске в виде выставки)

2. Работа над портретами героев повести “Дубровский”, выполненными ранее на уроках изобразительного искусства.

Выберите из представленных портретов тот, который полнее раскрывает образ героя, рассматриваемый вашей группой. Объясните ваш выбор.

3. Определите, что чувствует герой повести. Какие из его переживаний вы увидели в портрете? Или в нем они не показаны? Чем вы дополнили литературный образ героя, рассматривая портреты, расположенные на доске?

По окончании выполнения задания определяется группа “Великий зритель”.

- Вы знаете, что музыка бывает изобразительной и выразительной, а что выражает музыка?

(Правильно, внутренний мир человека, его переживания, чувства).

- Что может изображать музыка, если мы говорим о портрете героя в произведениях искусства?

(Верно, портрет героя).

4. – Портрет какого героя повести “Дубровский” вы узнаете в одном из четырех фрагментов музыкального произведения.

III. Звучат четыре фрагмента

“Баркарола” П.И.Чайковский – портрет Маши Троекуровой

“Эгмонт” Л.Бетховен – портрет К.П.Троекурова

“Смерть Озе” Э. Григ – портрет А.Г.Дубровского

Этюд № 12 А.Скрябин – портрет В. Дубровского

IV. Анализ услышанной музыки

- Обсудите в группах свой выбор. Представьте один вариант ответа от группы. Объясните свой выбор: что в характере музыки сходно с характером героя?

Запишите каждый свои впечатления.

По окончании выполнения задания определяется группа “Великий слушатель”.

V.Работа учащихся по ИЗО. Изобразите линиями лицо героя, которое вы представили, слушая каждый музыкальный фрагмент.

VII. Работа учащихся по литературе.

- Напишите синквейн о герое, которого вы представили, слушая музыку.

(Примеры синквейнов, написанные детьми на уроке.

К.П. Троекуров

Троекуров: Злой, самолюбивый, Издевается, кричит, ругается.

Плохой, злой, нелюбимый он. Эгоист.

А.Г. Дубровский- Барин Старый, слабый, Сидит, грустит, болеет.

Барин не любит обманы Троекурова. Человек.

В. Дубровский- Сын. Смелый, добрый, Обманывает, любит, мстит.

Сын, который любит и сорбит. Храбрец.

Маша Троекурова. Девушка.Красивая, молодая

Играет, любит, сочиняет. Маша любит Владимира Дубровского.

Невеста.

Чем вы дополнили музыкальный образ героя, составив синквейн о нем?

VIII. Беседа по ИЗО . Представлены четыре графических листа с изображениями рук человека .

- Выберите из представленных четырех изображений одно, которое может быть в портрете героя, с чьим образом вы работаете. Объясните свой выбор.

Составьте кластер, раскрывающий эмоциональное состояние героя, обладателя этих рук.

Соедините изображение лица героя и выбранное вами изображение рук. Получите новый портрет героя.

Чем вы дополнили зрительный портрет героя, составив кластер?

IX. Итог урока. Рассказали, дополняя друг друга, литературный, зрительный, музыкальный портреты героев повести А.С. Пушкина “Дубровский”. Вы, используя воображение, обогатили образы героев, сумели быть великими читателями и зрителями. Литературные портреты героев Пушкина, благодаря вашему творчеству стали синтетическими.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconПодведение итогов урока. Рефлексия
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского...

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconЗаседание методического совета октябрь
Подведение итогов по комплектованию факультативов и кружков, утверждение нагрузки учителей

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconЗадача оценки деятельности кафедр это определения их рейтинга, то...
Это в свою очередь способствует рациональному финансированию и стимулированию деятельности кафедр

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” icon4. Сроки проведения. Городская конференция ноу проводится в 3 этапа:...
Совершенствование условий поддержки и развития интеллектуально и творчески одаренных детей посредством научно-исследовательской деятельности....

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconВведение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора....
Основные характеристики (традиционность, коллективность, вариативность, исполнитель и др.) фольклора. Традиционный (архаический и...

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconНазвание модуля
...

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconКонспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления»
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,...

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconУрока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения»
Цель урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие...

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconУрока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь»
Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради

Урока: подведение итогов по теме “Фольклор” iconКонспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции