«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский»




Скачать 139.38 Kb.
Название «Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский»
Дата публикации 06.10.2014
Размер 139.38 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. АЛГАЙСКИЙ НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»


«Согласованно» «Утверждено»

Заместитель директора по ВР Директор МОУ «СОШ п.

МОУ «СОШ п. Алгайский» Алгайский»

______Утешева А.Б. _____Фирсова И.Г.

«___»___ 2013г. Приказ № __ «__» __ 2013г.

Программа внеурочной деятельности кружок

«Свирельки»

Возраст 11 лет

Срок реализации 1 год.
Разработала руководитель кружка
Иванькова С.А.

2013-2014 г.


Пояснительная записка
Во внеклассной работе по предмету музыка хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально – творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а так же в природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.тельства. видам музыкального исполнтелтхоровое пение занимает

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению.

При составлении данной рабочей программы были использованы материалы авторской программы Крутиковой Н.М., Молчановой Г.А.
Цели и задачи программы
Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование певческой культуры.
Задачи:

- формирование навыков певческой установки

- разностороннее развитие вокально-хорового слуха

- накопление музыкально-слуховых представлений, развитие мышления певца, хора.

- формирование музыкальной памяти

- обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания, развития гибкости и подвижности мягкого неба

- формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, вибраторности, полетности, разборчивости, мягкости.

- формирование певческой артикуляции, развитие певческого дыхания

- расширение диапазона голоса

- обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Характеристика возрастной группы детей школьного хора

Особенности работы со школьным хором является разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс обучение происходит на фоне возрастного роста и развития.

Знание особенностей и возможностей – одно из важных условий правильной организации работе в коллективе.

Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его педагогической полезности для развития певческих способностей учащихся. Руководитель рассматривает его в разных аспектах: идейность, художественность, качество поэтического текста, эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или всех партий, фразировка, динамическое оттеки, особенности драматургического развития, художественного образа в целом. Кроме того, учитывается необходимость

оптимального развития у детей диапазона, чистоты интонации, унисона, певческого дыхания.
Планируемый результат.

1 год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);

  • двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).

  • умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.


Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения, а также возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:
Данная программа рассчитана на школьный возраст 11 лет.

Занятия проводятся в форме групповой работы.

1год обучения – 34 часа. (1 раз в неделю по 1 ч.)
Привлекает ребят к занятиям хора общение с друзьями, выступления перед публикой, возможность творческого самовыражения.

Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.

Особенности работы с хором обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься хоровым пением. Для детей 6-9 лет характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон, поэтому оптимальным для такого хора является легкое, светлое, небольшое по силе звучание. Часто дети этого возраста отличаются неустойчивым вниманием, легко возбуждаются, неусидчивы – это предъявляет особые требования к организации занятий. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано, использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.

Еще одной формой работы в хоре могут быть дополнительные занятия: с солистами, по группам с неточно поющими детьми и индивидуальные прослушивания учащихся с занесением результатов проверки в специальную карту индивидуального развития. Во время такого прослушивания проверяют внимание, музыкальную память, слух, качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, мягкость, напевность), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку. Такие прослушивания, проводимые один-два раза в год, позволяют контролировать и направлять певческое развитие участников хора и помогают лучше узнать личные качества каждого ребенка.
Содержание программы.

1 год обучения.

Раздел 1. Пение как вид искусства

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

История певческой культуры.

Знакомство с музыкальными жанрами.

Прослушивание произведений различных жанров.

Ознакомление с основами вокального искусства.

Виды вокального искусства.

Понятие опоры, диафрагмы.

Строение голосового аппарата певца.

Артикуляционный аппарат и его составляющие.

Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.

Ознакомление с терминами вокального искусства.

Понятие о высоких и низких звуках.

Ручные знаки. Знакомство с нотами.

Одноголосное пение. Понятие интонации.

Двухголосие и основные приемы двухголосного пения.

Знакомство с нотным станом.

Показ расположения нот на нотном стане. Пение нот.

Знакомство детей с гаммой до-мажор.
Раздел 3. Развитие ритмического слуха.

Долгие и короткие звуки.

Понятие о музыкальном размере.

Длительности нот.

Целые, половинные, четвертые, восьмые, шестнадцатые длительности.

Ритмические упражнения. Определение длительностей.

Выполнение простых ритмических рисунков.
Раздел 4. Развитие певческих способностей.

Знакомство с различной манерой пения.

Роль дыхания в пении.

Знакомство с основными видами дыхания.

Постановка голоса. Певческая позиция.

Опора при исполнении различных произведений.

Дикция. Артикуляция.

Формирование культуры исполнения произведений.
Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.

Кульминация в музыкальных произведениях.

Темп.

Динамика.

Лад.

Понятие о форме построения песни.

Раздел 6. Концертная деятельность.

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Учебно-тематический план.

Групповая форма


№ п/п

Наименование разделов, тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Выездные концерты

1.

«Пение как вид искусства»

1. История певческой культуры.

2. Основы вокального искусства.

3.Сведения о строении голосового аппарата.

4.Процесс звукообразования.

5


1

1

1
1


-

-

-
1




2.


«Музыкальные термины и понятия»

1.Термины вокального искусства.

2.Понятие о звуках.

3



1

1



-

1




3.

«Развитие ритмического слуха»

1.Длительность.

2.Ритмические рисунки.

4


1

1


1

1




4.

«Развитие певческих способностей»

1.Виды дыхания

2.Постановка голоса.

3.Дикция.

6



1

1

1



1

1

1




5.

«Средства музыкальной выразительности»

1.Кульминация.

2.Динамика.

3.Темп.

4.Лад.

5.Форма построения песни.

10



1

1

1

1

1



1

1

1

1

1




6.

«Концертная деятельность»

1.Сценические задачи.

2.Репетиционная работа.

3.Концертные выступления.

6


1

-

-


-

1

3


1

ИТОГО:

34

17

16

1


Данная программа помогает четко организовать работу хорового кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хора.Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.
Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- самостоятельная работа;

- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.
Методические рекомендации для учителя.

Программа предполагает следующие методы:

Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).

Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.

В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.

После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.

В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.

В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.

Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео информация.

Рекомендуемая литература.

  • Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.

  • Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

  • Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

  • Бернес М «Актер и. песня» 2001 г.

  • Вопросы вокальной педагогики №7, №9 М.1984.

  • Вопросы вокальной педагогики №5, №8 М.1976

  • Нахимовский А.М. «Театральное действо»

  • Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.

  • Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.

  • Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

  • В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

  • В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».

  • О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».

  • Ю. Рауль «Певческий голос».

  • Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».

  • Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15, Москва, 1982 год.

  • Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в книге «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 14.

  • Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
    школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.

  • Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.

  • Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.

  • Урбанович Г. «Певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12,Москва, 1977 год.

  • «Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.

  • Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
    10. «Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва, 1975 год.

Структурное содержание программы:

1.Пояснительная записка

2.Планируемый результат.

3.Сведения о сроках реализации программы.

4.Содержание программы.

5.Учебно-тематический план.

6.Формы и виды контроля.

7.Методические рекомендации для учителя

8.Научно-методическая литература.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Перечень учебной литературы, используемой в учебно-воспитательном...

«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Карагач» утверждено директором...
Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития...
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Карагач» утверждено директором...
Приведенные в отчете данные о качестве и доступности образования, результатах деятельности школы, позволяют адекватно оценить проблемы...
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Паспорт инновационного проекта
Крутецкая Лидия Владимировна заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу сош №38 г. Таганрога
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Публичный отчет моу «сош №2 с Алтуд»
Учредитель школы – «моу сош №2 с. Алтуд» является местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской...
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Пояснительная записка перечень общеобразовательных программ, реализуемых...
Образовательная деятельность моу сош №89 ориентирована на внешние запросы, определяемые государственной политикой в сфере образования,...
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Отчёт – анализ учебно-воспитательной работы зам директора моу «Щаринская сош» Амиргамзаева Ю. Г

«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon «Об утверждении и порядке введения фгос в моу «сош №2 с. Карагач»
Рф от 26. 11. 2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,...
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Основная образовательная программа начального общего образования....
Одобрена на заседании Утверждаю педагогического совета школы Директор моу «сош №50» «17» 09 2011г. Муступаева Л. Р
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор моу «сош п моу «сош п. Алгайский» Алгайский» icon Протокол №5 педагогического совета моу сош №6
Выполнение решений предыдущего педагогического совета. (Заместители директора Помыткина Л. О., Демиденко Л. В.)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции