Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты




Скачать 3.92 Mb.
Название Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты
страница 1/23
Дата публикации 06.10.2014
Размер 3.92 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23












УДК 37.037(075.8) ББК75.1я73 Ж512

Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы — доктор педагогических наук Ю.Д.Железняк

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО,

зав. кафедрой педагогики РГУФК. С.Д.Неверкович;

доктор педагогических наук, профессор, зав. отделом теории и методики

физической культуры и спорта ВНИИФК, заслуженный работник физической

культуры РФ В. Г. Никитушкин

Железняк Ю.Д.

Ж 512 Теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, В. М. Минбулатов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. ISBN 5-7695-1525-2

В учебном пособии показано, какое место в содержании общего сред­него образования занимает предмет «Физическая культура»; раскрыто его значение; обоснован системно-структурный подход к построению курса; описана технология учебно-воспитательного процесса в учреждениях об­щего среднего образования с учетом специфики дисциплины и своеобра­зия ее функций в образовании, воспитании и развитии детей школьного возраста.

Рекомендуется студентам высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно также студентам средних профессиональных учеб­ных заведений физической культуры, преподавателям вузов, учителям физической культуры и аспирантам.

УДК 37.037(075.8) ББК75.1я73

© Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М., 2004
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004
ISBN 5-7695-1525-2 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

ОТ АВТОРОВ

Теория и методика преподавания предмета «Физическая куль­тура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе выс­шего профессионального образования в области физической куль­туры. Ее возникновение связано с реформированием системы об­разования в стране, необходимостью радикально повысить резуль­тативность учебно-воспитательного процесса по физической куль­туре в учреждениях общего образования — общеобразовательной школе, гимназии, лицее, колледже и др.

Долгое время в системе профессиональной подготовки учите­ля физической культуры учебный предмет «Теория и методика физического воспитания» изучался совместно с другими спортив­но-педагогическими дисциплинами (гимнастика, легкая атлети­ка, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание и др.), вклю­чающими методику их преподавания. При этом первая дисципли­на рассматривалась в качестве формирующей профессионально-педагогический облик специалиста — педагога физической куль­туры. Существовало убеждение, что функции теории и методики обучения предмету «Физическая культура» выполняла теория и методика физического воспитания.

Реформы образования закрепили образовательную направлен­ность школьной физической культуры. Предмет «Физическая куль­тура» приобрел статус области образования, которая может быть реализована в практике путем преподавания различных, даже аль­тернативных, учебных курсов, предметов. Одновременно повыси­лись требования к уровню подготовки учителя физической культу­ры, особенно в отношении его дидактической компетентности.

В этих условиях возникла потребность в создании целостного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культу­ра», который не повторяет содержания курса теории и методики физического воспитания и спорта, а углубляет и расширяет науч­но-теоретическую и практическую подготовку педагога физиче­ской культуры, дополняет цикл дисциплин предметной подго­товки государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования РФ.

Настоящее пособие — одна из первых попыток создания цело­стного курса теории и методики обучения предмету «Физическая культура» в видении авторов.

Возможные замечания и рекомендации будут восприняты с благодарностью.

3

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура»

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая вос­питания и образования подрастающего поколения Российской Фе­дерации и многих других государств. В нашей стране целенаправ­ленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, об­щего, профессионального и послевузовского образования.

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные г разновидности: 1) учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб­ного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно-массовая работа; 4) общешкольные физкультурно-мас­совые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, обязателен для реализации образо­вательными учреждениями и для усвоения учащимися. Програм­мой регламентируются объем учебного времени, образовательный минимум, трудоемкость для изучения, результаты, которые вы­носятся на итоговую государственную аттестацию Государствен­ным образовательным стандартом РФ общего образования.

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) дру­гие виды физкультурной деятельности школьников в единый про­цесс физического воспитания. Данное обстоятельство в совокуп­ности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общего образования, выполняет роль системообразующего нача­ла среди видов физкультурной деятельности учащейся молодежи. Постоянно возрастает его значимость в формировании психофи­зического состояния детей школьного возраста. Все это обуслов­ливает потребность данной дисциплины базироваться на совре­менных теории и методике обучения.

Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличает-

4

ся от других учебных дисциплин. Учебно-воспитательный процесс по предметам, представляющим филологические, общественные, естественные, математические науки, отличается определенной общностью использования дидактических принципов, методов, форм организации. Учебный процесс по физической культуре свя­зан с комплексным воздействием на морфофункциональную сфе­ру, состояние здоровья и психику учащихся. Содержание и сред­ства обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся весьма специфичны.

Общие закономерности обучения двигательным действиям, развития двигательных способностей, воспитания качеств лично­сти в процессе занятий физическими упражнениями разработаны и описаны в теории и методике физического воспитания.

Базовые (дидактика общая и средней школы; теория физиче­ской культуры или физического воспитания; психология общая, педагогическая, физического воспитания; физиология человека: общая, возрастная, физических упражнений; гигиена: общая, школьная, физических упражнений; биомеханика, спортивная метрология; информатика и др.) и смежные (методика физиче­ского воспитания, теории и методики спортивно-педагогических дисциплин, теории и методики внеурочных форм организации физического воспитания в школе и др.) науки с теорией и мето­дикой обучения предмету «Физическая культура» получили зна­чительное развитие.

Разработаны альтернативные концептуальные подходы к об­новлению этой области общего образования. Накоплен фактиче­ский материал по проблеме теории и методики урока физической культуры в школе. Возрастают потребности общества и формиру­ющейся личности в результативности учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине. Все это в совокупности состав­ляет объективные и субъективные предпосылки для создания те­ории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Курс теории и методики обучения предмету «Физическая куль­тура» может быть представлен как единство двух составляющих: ди­дактики и методики преподавания предмета «Физическая культура».

В педагогической литературе эти два понятия — предметная (частная) дидактика и методика преподавания — анализируются с различных позиций. Одни ученые их не разделяют, считая сино­нимами; другие отмечают сравнительно большую практическую направленность методик; третьи полагают, что предметные мето­дики не отражают полноты самой науки, которую они представ­ляют. Те, кто идентифицируют частные дидактики с методиками преподавания, исходят из общности объекта исследования обеих наук — обучения. Это верно, процесс обучения пронизывает со­держание и дидактики, и методики. В одном случае акцент пере­носится на научно-теоретический, методологический аспекты, в

5

другом — на научно-методический, технологический, процессу­ально-практический. Методика обходит проблемы содержания науки или дисциплины, которую она обслуживает. Вместе с тем вне сферы методики остаются многие проблемы, составляющие научно-теоретическую и методологическую основу школьной физической культуры. Они входят в содержание частной дидак­тики — теории образования. В таком понимании дидактику (или теорию образования) предмета «Физическая культура» можно рас­сматривать как часть двух отраслей педагогической науки — об­щей дидактики и теории физического воспитания, объединенных в науку, изучающую образование и обучение по данной дисцип­лине. В этом случае методика физической культуры — раздел об­щей методики и методики физического воспитания, представля­ющий науку о закономерностях преподавания и учения по пред­мету «Физическая культура».

Предмет теории образования (дидактики) пофи-зической культуре включает следующие вопросы:

  • место, значение, функции, цель физической культуры в со­держании общего образования;

  • содержание предмета;

  • дидактические процессы, дидактические системы предмета и концепции ее обновления на разных этапах развития общества;

  • разработка педагогических технологий.

Предмет методики преподавания физической культу­ры — взаимодействие преподавания и учения, ориентированное на достижение целей и задач дисциплины:

  • выбор оптимальных, соответствующих целям и задачам средств, форм, методов обучения, воспитания, развития;

  • программирование учебно-воспитательного процесса;

  • организация непосредственного взаимодействия процессов преподавания и учения;

  • оценка и анализ результатов взаимодействия учителя и уча­щихся и разработка рекомендаций для очередных дидактических циклов.

Содержание предмета «Методика физической культу­ры» состоит из разработки на базе достижений частной дидакти­ки теории образования и общих закономерностей физического воспитания дидактических систем дисциплины, отражающих спе­цифику регионов страны, субъектов Федерации, конкретных об­щеобразовательных школ и отдельных групп учащихся (учебных классов) и их реализации, что является функцией педагогиче­ской технологии. Поэтому считаем правомочным предположить, что цель методики — исследование путей технологизации учебно-воспитательного процесса.

Отсюда теория и методика обучения предмету «Физическая куль­тура» составляет совокупность знаний частной дидактики и мето-

6

дики преподавания данной дисциплины; представляет собой общий курс, интегрирующий образование, воспитание и развитие учащихся на уроках физический культуры в целостный педагогический процесс.

1.2. Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке специалистов

Курс «Теория и методика обучения предмету "Физическая куль­тура"» ориентирован на формирование частнодидактической под­готовки специалистов с квалификацией «Педагог по физической культуре» с прочными знаниями основ теории и методики обуче­ния, владеющих методическими навыками и умениями проекти­рования и реализации учебно-воспитательного процесса по пред­мету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.

В преподавании дисциплины решается комплекс педа­гогических задач:

  • формирование системных знаний о сущности, специфике, содержании и методах обучения по предмету «Физическая куль­тура»;

  • осознание значимости научения двигательным навыкам и уме­ниям, а также развития физических морально-нравственных и во­левых качеств личности учащихся на уроках физической культуры с учетом особенностей онтогенеза, состояния здоровья, физи­ческого развития, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста и других факторов;

  • преобразование педагогических знаний, навыков и умений в компоненты технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре;

  • интеграция теоретических знаний, методических навыков и умений, приобретенных студентами в процессе изучения обще­профессиональных и предметных дисциплин в опорные структу­ры профессионально-педагогического мастерства учителя физи­ческой культуры;

  • формирование готовности студентов к педагогической прак­тике в учреждениях общего образования.

Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» призвана выполнить функции интеграции теоретических знаний и практических умений, приобретенных студентами при изуче­нии разных учебных курсов и дисциплин, в профессионально-педагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».

Содержание курса разработано и структурировано с учетом его цели, задач, места и функций в подготовке специалистов — педа­гогов по физической культуре. Последовательность представления разделов и тем основывается на системно-структурном подходе к его построению. Учебный материал описан с использованием по-

7

нятий и терминов, появившихся в последние два десятилетия. Содержание курса и характер структурирования учебного матери­ала этим отличаются от традиционных методики урока физиче­ской культуры и порядка его изучения в учреждениях профессио­нального физкультурного образования нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Курс состоит из учебного материала в виде теоретических све­дений, педагогических задач и методических упражнений. Теоре­тические знания содержат конкретную информацию о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в струк­туре общего образования, цели и задачах дисциплины, содержа­нии образования, педагогических процессах, педагогической си­стеме школьной физической культуры и технологии ее реализа­ции в учреждениях общего образования.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование у студентов методических навыков и умений, составляющих основу профессионального мастерства учителя физической культуры. Ме­тодические навыки и умения объединены в компоненты пре­подавательской деятельности учителя физической куль­туры:

  • целеполагание, отбор и обоснование оптимальных содержа­ния обучения, форм организации деятельности учащихся на уро­ках, методов учебно-воспитательных воздействий;

  • программирование целей, задач, содержания обучения, форм организации и методов реализации учебного процесса по циклам учебно-воспитательного процесса;

  • практическая реализация учебного процесса на уроках физи­ческой культуры;

  • контроль и коррекция в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроках, оценка результатов взаимодействия;

  • обоснование рекомендаций для начала нового цикла учебно-воспитательного процесса.

Цель курса, его задачи, своеобразие содержания, назначение, а также материалы об опыте работы учреждений профессиональ­ного физкультурного образования потребовали таких форм организации учебного процесса, как:

  • лекционные, семинарские, практические, самостоятельные занятия;

  • учебная практика;

  • индивидуальная самостоятельная письменная работа.

На лекционных занятиях излагаются основные научно-теорети­ческие сведения (научные факты, понятия, закономерности), элементы опыта педагогической практики, концепции, правила и др.

Семинарские занятия предназначены для углубления, расши­рения и закрепления научно-теоретических сведений и иной ин-

8

формации курса, а также развития познавательных, творческих способностей студентов, текущего контроля за качеством усвое­ния учебного материала, организации учебных дискуссий, дело­вых игр.

На практических занятиях анализируются и оцениваются от­дельные аспекты обучения предмету «Физическая культура», вы­работки у студентов методических навыков и умений, формиро­вания у них элементов дидактического мышления, освоения ими методов научно-методической работы, использования научных дан­ных в практике преподавания данной учебной дисциплины.

Содержание самостоятельных занятий составляют такие виды учебной деятельности студентов, как изучение (конспектирова­ние, реферирование) литературы, разработка учебно-методиче­ской документации учителя физической культуры, руководите­лей учреждений образования, дневников учащихся и других ис­точников информации по организации учебно-воспитательного процесса (самостоятельный просмотр и анализ уроков разными методами, ознакомление с самостоятельными занятиями учащихся физической культурой, изучение режима дня школьника, подго­товки учителя к уроку и т.д.).

Индивидуальные занятия предназначены для закрепления зна­ний по дисциплине, формирования умения решать методические задачи, создания дидактического комплекса, комплекса частно-дидактических навыков умений, их трансформации в компонен­ты технологии учебного процесса, интеграции учебной деятель­ности студента с учебно-исследовательской и научно-исследова­тельской работой по курсу теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

1.3. Основные понятия предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая куль­тура» — это относительно новая и все еще формирующаяся учеб­ная дисциплина. Она представляет специальную область педаго­гического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, воз­никли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершенство­вания ее теоретико-методологических основ.

К основным понятиям относятся: «предмет "Физиче­ская культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический про­цесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса по предмету "Физическая культура"».

9

Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой — наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышле­ние как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных при­знаках.

В логике описан порядок определения понятий: ^опре­деление должно быть соразмерным; 2) определение не должно заклю­чать в себе круга; 3) определение должно быть ясным; 4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия — опре­деление через род и видовое отличие:

  • подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

  • указание его видового отличия, т. е. выявление существенных при­знаков определяемого, от других понятий.

Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключе­вые понятия: «физическая культура», «физическое образование», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система фи­зического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.

Рассмотрим два более широких по объему понятия — «учеб­ный предмет» и «физическая культура». Учебный предмет опреде­ляется как дидактически обработанная в учебных целях система теорий, законов, фактов, понятий, идей и методов соответству­ющей науки, воплощенная в определенном отрезке учебного ма­териала, удовлетворяющая требованиям учебной программы и под­лежащая усвоению учащимися с целью овладения всеми компо­нентами содержания образования. Другое определение: целост­ность, включающая часть содержания, которую нужно усвоить, и средства для усвоения содержания учащимися, для их развития и воспитания. Третье: дидактически обусловленная система знаний, умений и навыков, отобранная из соответствующей отрасли на­уки или искусства для изучения в учебном заведении. Четвертое: особое образование, специально создаваемое для обучения и вос­питания, учебный предмет — педагогически адаптированная со­вокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действительности и соответствующей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного вза­имодействия.

Анализ первого родового понятия «учебный предмет» не дает достаточного материала для определения понятия «предмет "Фи­зическая культура"». Поэтому необходимо обратится к понятий­но-терминологической системе теории и методики физического

10

воспитания, где анализируется другое родовое понятие — «физи­ческая культура».

Его сущность передается словами, используемыми в качестве ключевых: «процесс», «вид», «форма», «предмет», «совокупность», «часть», «единство», каждое из которых обозначает различные яв­ления и предметы.

Здесь, как и в случае с определением понятия «учебный пред­мет», очевидны разноречивые толкования.

Определить понятие «учебный предмет "Физическая культу­ра"» корректно возможно, если в формулировках дефиниций бу­дут учтены следующие обстоятельства.

  1. Физическая культура — это учебный предмет, представляю­щий инвариантную и одноименную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта об­щего образования.

  2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечело­веческой культуры — физическую культуру.

  3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально зна­чимой функции в содержании общего среднего образования.

  4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-вос­питательного процесса — сформированность физической культу­ры личности учащегося.

  5. Необходимость отражения в содержании определения (дефи­ниции) связи учебного предмета с отраслями наук, его представ­ляющих, педагогической теорией и методикой физического вос­питания.

Таким образом, учебный предмет «Физическая культура»это педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного об­разования школьников.

Образование по предмету «Физическая культура» — понятие, которое дополнило понятийно-терминологический аппарат науки теории и методики физического воспитания сравнительно недавно.

Ранее вместо данного понятия применялось другое — «физическое образование». Оно рассматривалось как одно из основных в теории фи­зического воспитания.

Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возрас­та, известному российскому ученому П.Ф.Лесгафту. Сущность данного вида образования П. Ф.Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно мень­ший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физи­ческую работу. Считают, что П.Ф.Лесгафт вкладывал в понятие «физи­ческое образование» идею обучения двигательным действиям.

11

Идеи П.Ф.Лесгафта о разложении движений воспринимали как тен­денцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика».

Вместе с тем современники П.Ф.Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например, известный русский дидакт П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспек­тах теории физического образования. Особой критике подвергались по­зиции П.Ф.Лесгафта по части уравнивания методов физического и ум­ственного образования.

В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки спе­циалистов высшей квалификации к исследовательской и педаго­гической деятельности в области физики и смежных с ней отрас­лях науки и техники1.

Педагогические процессы, в том числе и их результаты по пред­мету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физ­культурное образование».

Физкультурное образование в зависимости от его направленно­сти и содержания может условно подразделяться на три раз­новидности — общее, дополнительное и профессиональное.

Общее физкультурное образование рассматривается как процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физи­ческая культура», ориентированные на передачу и системное ус­воение опыта предыдущих поколений по использованию физи­ческой культуры в оздоровительном-рекреационном, атлетиче­ском, воспитательном и иных аспектах с ориентацией на форми­рование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образо­вания: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламенти­руется государственным образовательным стандартом общего об­разования.

Дополнительное физкультурное образование осуществляется уч­реждениями дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Это — детско-юношеские спортивные шко­лы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интер­наты спортивного профиля и др.). Оно ориентировано на форми­рование спортивных резервов различных уровней подготовленно­сти — от массовых спортивных разрядов до мастеров спорта меж­дународного класса.

Профессиональное физкультурное образование реализуется обра­зовательными учреждениями и дифференцируется на среднее,

1 Педагогическая энциклопедия. — М., 1968. — Т. 4. — С. 500.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Федеральная целевая программа книгоиздания России Издательская программа...
Доктор психологических наук, профессор В. Э. Чудновский, Ученый совет Психологического института рао
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Современной
...
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член рао,...
Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский...
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Учреждение образования «гродненскиигосударственныи университет имени...
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Г. Ф. Михальченко; кандидат психологических наук, доцент П. А. Ковалевский; доктор...
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Программа «Детство»
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Поздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное
Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);...
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Математического развития
Рецензенты: Р. Ф. Малых, канд психологически* наук, доцент; Г. Н. Гришкова кандидат педагогических наук
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Эти и многие другие вопросы автор поднимает на страницах настоящей книги
Рецензенты: доктор ист наук, проф. К. С. Гаджиев, канд полит, наук Г. Ш. Бокучава
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Аннотация рабочей программы по специальности 050141 Физическая культура Общеобразовательный цикл
Дисциплина «Русский язык» входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности...
Издательская программа «Физическая культура и спорт» Руководитель программы доктор педагогических наук Ю. Д. Железняк Рецензенты icon Примерная программа учебной дисциплины литература для профессий начального...
Рецензенты: Гулин А. В., ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, доктор филологических наук
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции