Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры




Скачать 149.88 Kb.
Название Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры
Дата публикации 05.10.2014
Размер 149.88 Kb.
Тип Самостоятельная работа
literature-edu.ru > Культура > Самостоятельная работа
Мишатина Н.Л. Технология освоения концептов русской культуры: учебно-методическое пособие. (Серия «Инновационные технологии в филологическом образовании»). СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011. – С. 7 -13.
МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ «ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ КОНЦЕПТОВ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ1

Место дисциплины в структуре ООП: профессиональный цикл, вариативная часть.
Трудоемкость и аттестация:


Модуль

(дисциплины) /семестр

Трудоемкость

Аудиторная нагрузка, часы:

Форма аттестации / семестр

Всего кредитов /

из них на экзамен

Всего часов на обучение /из них на экзамен

из них:

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Технология освоения концептов русской культуры

2

72/18

22

68

10

12








Цель изучения дисциплины: формирование способностей к проектированию и реализации инновационных технологий, направленных на интеллектуально-речевое и нравственно-эмоциональное развитие субъектов образовательного процесса.
Ожидаемые результаты изучения дисциплины2

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • в области методической деятельности:

- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • в области проектной деятельности:

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

  • в области культурно-просветительской деятельности:

- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

знали:

  • современные методики и технологии творческого развития личности школьника и условия их использования в базовой и профильной школе;


умели:

  • анализировать результаты процесса использования современных инновационных технологий для обеспечения формирования и развития творческих способностей личности школьника;


владели:

  • навыками разработки и реализации методических моделей, методик и технологий творческого развития личности в системе филологического образования.


Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы
Дисциплина: Технология освоения концептов русской культуры


№ п/п

Название темы с кратким содержанием

Виды занятий, часы

Самостоятельная работа, часы

Всего часов

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

1.

Технология освоения концептов русской культуры и ее развивающий потенциал (методика и технология; традиционные и инновационные стратегии развития языковой личности школьника; научные основы технологии освоения концептов русской культуры; технология как структурный элемент культуроформирующей развивающей речевой среды; технологические циклы освоения концептов русской культуры в базовой и профильной школе; развивающий потенциал лингвокультурологических задач; универсальные учебные действия и технология решения лингвокультурологических задач: от действия к смыслу; модифицированные методики и технологии изучения ментального усвоения ценностей и их речевого освоения).

2

4




16

22

2.

Технология проведения инновационных уроков – уроков построения гуманитарной картины мира (лингвоконцептоцентрический урок как дидактическое понятие; его цель, содержание и структура; модель лингвоконцептоцентрического урока и ее модификации в зависимости от условий реализации на разных этапах обучения: базовая метафорическая (5-6 кл.), базовая комплексная (7-9 кл.), интегративная (10-11 кл.); критерии анализа лингвоконцептоцентрических уроков как индикаторы качества профессиональной деятельности учителя-русиста).

2

2




14

18

3.

Технология обучения инновационным творческим работам (метафорический портрет концепта как ключ к внутреннему миру ученика и результат освоения метафорической формы мысли; технология создания метафорических портретов; преимущества эссеистической модели обучения речи в контексте освоения концептов русской культуры; эссеистический тип речи как средство освоения разных типов мышления и речемыслительной деятельности; основные этапы обучения в жанре эссе; приемы создания эссеистического текста; классификация прецедентных текстов и способы их введения в эссеистический текст).

2

4




12

18

4.

Технология моделирования диалога культур на основе концептов русской культуры (диалог культур как способ формирования лингвокультурного сознания и творческого мышления и высшая форма речевой коммуникации; диалог культур как дидактическое понятие; межъязыковая и межкультурная компетентность современного педагога-русиста; концепт как средство организации диалога культур на уроках русского языка и развития речи; учебный сценарий концепта и его построение в свете культурологических идей и теорий; диалогический метод обучения и его приемы; технология моделирования национальных «портретов» и «автопортретов»; этнические стереотипы и языковые средства их обозначения: проектирование уроков развития речи на основе диалога культур).

Проектная деятельность как специфическая форма творчества (метод проектов как педагогическая технология).

2

2




16

20

5.


Технология описания ОП ДО «Технология освоения концептов русской культуры» как инновационного продукта (инновационный продукт как учебно-методический результат образовательной практики; основные формы его описания и представления).




2




10

12

Итого:

8

14




68

90


Интерактивные формы занятий:

темы

Формы

Тема № 1

Презентации с использованием смарт-доски, кейс-метод (решение ситуационных задач), защита алгоритмического метода на основе ТРИЗ, дискуссия-обсуждение «Культуроформирующая речевая среда и технологии ее развития»

Тема № 2

Проектирование системы уроков-концептов для базовой и профильной школы, защита проектов уроков-концептов, мастер-классы, дайджест (включая видео-уроки) «Технологии творческого развития личности – на урок», обсуждение видео-уроков (на основе концептов)

Тема № 3

Мастер-классы, работа в творческих группах

Тема № 4

Проектирование элективного курса (на основе диалога культур) и его защита, мастер-класс

Тема № 5

Описание и презентация авторской технологии как инновационного продукта, дайджест (включая аудио- и видеоресурсы) «Конкурс инновационных продуктов «Петербургская школа – 2020).


Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам


п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

Количество часов

1.

Технология освоения концептов русской культуры и ее развивающий потенциал.


Изучение инновационных программ и технологий творческого развития языковой личности школьника в сети «Интернет» и формирование индивидуального ресурса (общее образование): глоссарий, регламентирующие документы и их ключевые положения, проблемное поле.

Проектирование учебной программы по русскому языку для профильной школы на основе концептов русской культуры (интегрированный уровень).

Проектирование алгоритма изучения понятия «картина мира» как лингвистического термина (в рамках ТРИЗ-технологии).

Проектирование системы лингвокультурологических задач (концепт – по выбору).

16

2.

Технология проведения инновационных уроков – уроков построения гуманитарной картины мира.

Проектирование системы инновационных уроков-концептов для базовой и профильной школы.

Подготовка дайджеста (включая видео-фрагменты уроков с последующим комментарием) «Технологии творческого развития личности – на урок».

Аспектный анализ уроков по русскому языку и речевому развитию (аспект соизучения языка и культуры).

14

3.

Технология обучения инновационным творческим работам.

Оценка инновационных творческих письменных работ учащихся в соответствии с результатами ФГОСа (предметными, метапредметными и личностными).

Создание банка образцов метафорических портретов концептов (на основе русской классики и современной литературы) или

банка эссе морально-этической проблематики (по выбору)

12

4.

Технология моделирования диалога культур на основе концептов русской культуры


Проектирование элективного курса на основе диалога культур (в рамках методической лингвоконцептологии) и его защита

16

5.

Технология описания ОП ДО «Технология освоения концептов русской культуры» как инновационного продукта.

1. Аналоговый анализ ОП ДО «Технология освоения концептов русской культуры» как инновационного продукта.

2. Презентация ОП ДО «Технология освоения концептов русской культуры» как инновационного продукта.

10

Итого:

68


Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:



Содержание работы

часы



Анализ образовательного пространства сети Интернет и разработка информационно-методического ресурса для решения задач речевого развития личности на разных ступенях обучения

10


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. Монография. – СПб.: Наука, Сага, 2009.

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений./Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007.

5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М., 2003.
б) дополнительная литература:

  1. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005.

  2. Меерович М.И., Шрагина Л.И. ТРИЗ. Теории решения изобретательских задач. – М.: Изд-во Харвест, 2003.


в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР)3:

Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki. [электронный ресурс]
сайты и порталы для русистов

http://www.gramota.ru

http://rus.1september.ru

http://collection.edu.ru/default.asp

http://zavuch.info/

Игровые технологии на уроках русского языка

http://festival. 1september.ru/articles/517466

http://openclass.ru/wiki-pages/93147

Педагогические мастерские на уроках русского языка

http:// festival. 1september.ru/articles/556990/

Критическое мышление на уроках русского языка

http://docs.googl.com/Doc?docid=dhr26bbg_219fd9tz4wt8.hi=ru

Метод проектов

http://pedsovet.su/lood/31-1-0-4614
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.lib.ru

Электронный библиографический каталог http://www.union.ru

База данных Эльзивир http://www.elsevier.ru/products/demo-access/scopus/

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Федоровны http://lib.herzen.spb.ru, http://www.ebiblioteka.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

д) программное обеспечение:

Microsoft Office 2010
Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  1. компьютерные классы с выходом в Интернет,

  2. интерактивная доска,

  3. мультимедийный класс.


Краткое содержание итоговой аттестации

Текущий контроль успеваемости

Тема

Вид деятельности

Кол-во баллов

Технология освоения концептов русской культуры и ее развивающий потенциал.


1. Проект учебной программы по русскому языку для профильной школы на основе концептов русской культуры (интегрированный уровень).

2. Алгоритм изучения базовых теоретических понятий (в рамках ТРИЗ-технологии).

3. Проект системы лингвокультурологических задач.


4 – 14

0 – 2
2 - 8

Технология проведения инновационных уроков – уроков построения гуманитарной картины мира.

1. Проекты инновационных уроков-концептов для базовой и профильной школы.

2. Дайджест (включая видео-фрагменты уроков) «Технологии творческого развития личности – на урок».

3. Аспектный анализ уроков по русскому языку и речевому развитию (аспект соизучения языка и культуры).


4 - 13
2 - 6

2 - 4

Технология обучения инновационным творческим работам.

1. Оценка творческих письменных работ учащихся в соответствии с результатами ФГОСа (предметными, метапредметными и личностными).

2. Банк метафорических портретов концептов (на основе русской классики и современной литературы) или банк эссе морально-этической проблематики (по выбору)

2 – 5

2 - 7

Технология моделирования диалога культур на основе концептов русской культуры

Проект элективного курса на основе диалога культур (в рамках методической лингвоконцептологии).



3 - 12

Технология описания ОП ДО «Технология освоения концептов русской культуры» как инновационного продукта.

1. Аналоговый анализ инновационного продукта.

2. Презентация ОП ДО «Технология освоения концептов русской культуры» как инновационного продукта.

4 - 12
2 - 7

Дополнительный модуль

Образовательный ресурс

10







27-100


Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена, который выставляется по результатам текущей успеваемости (накопительная система баллов), исходя из результатов успеваемости по дисциплине



Уровень освоения дисциплины

100-балльная система

10-балльная система

Традиционная система

Пороговый

27-54

3,4,5

удовлетворительно

Стандартный

55-84

6,7,8

хорошо

Эталонный

85-100

9,10

отлично


Оценка компетенций сформированных в ходе освоения дисциплины

Компетенция

Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции

готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8)

- Аналоговый анализ и презентация инновационного продукта.

- Оценка творческих письменных работ учащихся в соответствии с результатами ФГОСа (предметными, метапредметными и личностными).

- Аспектный анализ уроков по русскому языку и речевому развитию (аспект соизучения языка и культуры).

- Алгоритм изучения базовых теоретических понятий (в рамках ТРИЗ-технологии)

готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14)

- Проект учебной программы по русскому языку для профильной школы на основе концептов русской культуры (интегрированный уровень).

- Проекты инновационных уроков-концептов для базовой и профильной школы.

Банк метафорических портретов концептов (на основе русской классики и современной литературы) и эссе морально-этической проблематики.

готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16)

- Проект элективного курса на основе диалога культур (в рамках методической лингвоконцептологии) и его защита.

- Банк лингвокультурологических задач

способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17)

- Дайджест (включая видео-фрагменты уроков) «Технологии творческого развития личности – на урок».




1 Дисциплина встроена в модуль «Инновационные технологии в филологическом образовании»

2 Компетенции указываются в соответствии с ФГОС.



3 Перечисляются ЭОР, размещенные на официальных образовательных сайтах, и (или) разработанные самостоятельно, с указанием Интернет-адреса.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Самостоятельная работа 54. Преподаватель: Маринина Ю. А. к филол н, доцент
Количество часов по учебному плану 108, в т ч аудиторная работа 54, самостоятельная работа 54
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Самостоятельная работа 36. Преподаватель: Маринина Ю. А. к филол н, доцент
Количество часов по учебному плану 72, в т ч аудиторная работа 36, самостоятельная работа 36
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Лекция Самостоятельная работа
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Программа учебной дисциплины Теория изучения и преподавания русского...
В процессе обучения формируются умения самостоятельно анализировать новые литературные тексты. В курсе акцентируется внимание на...
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon День русского слова (210-летие со дня рождения А. Пушкина) в Ужгороде
Ужгородского общества русской культуры, русские Закарпатья, почитатели русского языка, русской культуры и творчества русского Поэта,...
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Самостоятельная работа №1 Тема: Подготовка презентаций книги В. Бианки...
Текст задания: создать презентацию книги В. Бианки «Лесная газета», в презентацию включить биографические сведения об
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Рабочая программа учебной дисциплины «Технология конструкционных материалов»
Цель освоения дисциплины «Технология конструкционных материалов»: формирование и развитие компетенций в области технологии для научно-исследовательской...
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon «Капитошка» Прием, осмотр детей, игры, самостоятельная деятельность 07-45 09-00
Подъем, гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность
Самостоятельная работа Технология освоения концептов русской культуры icon Литература зачёт №1 7 класс былины. Самостоятельная работа
Б организация отдельных элементов, частей и эпизодов художественного произведения
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции