Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература




Скачать 124.61 Kb.
НазваниеВведение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература
Дата публикации14.05.2014
Размер124.61 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Культура > Литература

Содержание курса



1. Введение. Понятие о фольклоре

Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература.

2. Основные характеристики фольклора

Основные характеристики (традиционность, коллективность, вариативность, исполнитель и др.) фольклора. Традиционный (архаический и классический) фольклор и постфольклор. Проблема «схождений» в фольклоре.

3. Основные школы фольклористики

Основные школы фольклористики. Кризисные явления в современной фольклористике: трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. «Изобретение традиции» и «воображаемые сообщества»: национализм, колониализм и идеология фольклористики. «Регрессивный принцип» в теории фольклора.

4. Российская и западная фольклористика

Вопрос о границах дисциплины в российской и западной фольклористике: чем «фольклор» отличается от «этнографии», чем «фольклор»  отличается от «литературы»?

5. Методы и подходы в изучении фольклора

Фольклористика в постиндустриальном обществе. Российская и западная фольклористика: методы и подходы в изучении фольклора. Фольклор и литература: взаимосвязь и различия, понятие "третьей культуры".

6. Традиции и традиционные ценности
Представление о традиции как о структуре. Типология традиций: архаические, классические и новые традиции.
7. Типология традиций
Традиции дописьменных культур. Традиции письменных культур. Архаическая и классическая традиции. Постфольклор.
8. Понятие мифа
Понятие мифа. Основные трактовки этого понятия. Генетические и типологические соотношения мифа и фольклора. Понятие прецедента. Понятие мифологического мышления в разных научных школах. Мифологическое и детское мышление.
9. Теория мифа в структурализме
Теория мифа в структурализме. Типы мифов (креационный и его виды; эсхатологический).
10. Мифологическое пространство
Мифологическое пространство и время. Типы персонажей (демиург, культурный герой, трикстер). Мифологические структуры в постмифологических сообществах.
11. Фольклор и этнография
Ритуал и событие. Миф и ритуал. Обрядовый текст культуры. Функции обряда.
12. Ритуал
Классификация обрядов: обряды жизненного цикла, календарные и окказиональные. Система обрядов славянской (в т.ч. русской) культурной традиции.
13. Жизнь человека в обрядовом воплощении
Жизнь человека в обрядовом воплощении. Рамочные (жизнь/смерть) и срединные (свадьба) обряды. Вариативность и устойчивость обрядов жизненного цикла. Ритуал как обращенный текст. Ритуал в свете межличностной коммуникации. Круговая и линейная структура.
14. Характеристика семейных обрядов русской культурной традиции
Характеристика семейных обрядов русской культурной традиции. Родинная, свадебная и похоронная обрядность: трехчленная структура обрядности, понятие оберега, понятие ритуального действия, последовательность ритуалов, магия, обрядовые персонажи. Обрядовый семейный фольклор (песни, причитания, приговоры).
15. Структура календарных обрядов
Структура календарных обрядов. Характеристика славянской (в т.ч. русской) календарной обрядности (зимняя, весенне-летняя, осенняя). Вопрос о соотношении язычества и христианства. Обрядовый календарный фольклор.

Окказиональные обряды. Структура. Заговор: особенности жанра.
16. Повседневное поведение
Повседневное поведение. Категории социального контекста и ситуационные модели. Категории и компоненты социокультурных ситуаций. Специфика традиционного этикета.
2 год обучения
1. Жанровое пространство русского фольклора
Понятие жанра, достоинства и недостатки этого понятия. Жанр в литературоведении и жанр в фольклористике: специфика и границы (семантика, форма, исполнение и бытование).
2. Традиционная классификация жанров
Традиционная родо-видовая классификация жанров. Дискуссии вокруг нее в современной отечественной и западной фольклористике. Фольклор «речевых ситуаций» (М.М.Бахтин, Б.Н.Путилов).
3. Современный фольклорный текст
Современный фольклорный текст: подходы и методы его изучения в свете смены фольклорной парадигмы. Традиционные и современные концепции жанровой системы фольклора. Классификации фольклорных жанров в трудах Б.Н.Путилова и Е.А. Костюхина.
4. Сказка. Понятие и основные признаки
Понятие. Основные признаки. Эстетическая и дидактическая функции сказок.
5. История собирания сказок
История собирания сказки (Афанасьев, Садовников, Ончуков). Основные сборники и принципы публикации (жанровый, тематический, региональный, сказочник-исполнитель и др.). Специфика бытования сказок (в ее историческом прошлом и в современном бытовании). Сказочники.

6. Отличия фольклорной и литературной сказки
Отличия фольклорной и литературной сказки. Жанры фольклорной сказки и их классификации: терминология, принципы группирования. Указатели сказочных сюжетов (российские и западные).
7. Волшебная сказка
Волшебная сказка. Теория В.Я.Проппа и ее применение к другим фольклорным и нефольклорным жанрам. Морфологическая структура сказки: монадное строение, понятие функции, сюжетного хода, соотношение функции и сюжета. Споры вокруг классификации В.Я.Проппа и продолжатели его метода. Вопросы генезиса сказки: миф и сказка, переходные обряды и сказка.
8. Пространство в сказке
Пространство в сказке: закон хронологической несовместимости, "свое" и "чужое" пространство, неоднородность пространства (пограничные зоны), путь героя как способ организации сказочного пространства. Персонажи: герой и анагонист, семиперсонажная ситема по В.Я.Проппа и ее альтернативы, специфика персонажей (преобладание типов над индивидуальными характерами, распределение на "положительных" и "отрицательных" и др.)
9. Сказочная «логика»
Сказочная "логика": отсутствие причинно-следственных мотивировок. Условность счета и времени. Формульность сказки. Другие виды сказок: животные, новеллистические, легендарные, сказки-анекдоты, кумулятивные, докучные, небылицы. Характеристика их жанровых особенностей.
10. Героический эпос. История собирания былин
История собирания былин. Ранние записи (XVII-XVIII вв.). Сборник Кирши Данилова. Собиратели XIX-XX веков. Основные сборники и принципы публикации былин.
11. Географическое распространение былин
Географическое распространение былин. Причины отсутствия записей на Украине, в центральной России.
12. Сказитель и его социальный статус
Сказитель и его социальный статус. Исполнительские династии (Рябинины, Крюковы). Сказительство в теории Пэрри-Лорда. Эпическая формула. «Общие места» в былинах .
13. Типология былин
Типология былин. Былины Киевского и Новгородского цикла. Проблема былинного историзма. Былины о «старших» и «младших» богатырях.
14. Былинная картина мира
Былинная «картина мира»: география, время, социум. Характеры в былинах. Система персонажей и их функции. Эволюция былинного образа (отражение христианского этикета и мировоззрения). Эпический конфликт. Поэтика былин: сюжетосложение (единство действия, закон хронологической несовместимости и др.), поэтические средства выразительности (гипербола, принцип ступенчатого сужения образа, градация, постоянные и «окаменевшие» эпитеты).
15. Смежные жанры
Смежные жанры. Небывальщины, неслыхальщины, скоморошины. Специфика и условия исполнения. Ареал распространения.
16. Духовный стих
Духовный стих. «Старшие» (на библейские темы, о мучениках, о змееборцах: эпическое начало) и «младшие» (доминирование лирического начала, монологи-причитания). Среда и формы бытования. Старообрядчество и сектанство. Внутренние жанровые потенции духовных стихов (жанровый контекст: былина, дума, лирическая песня)
17. Исторические песни
Исторические песни. Дискуссия о генезисе былин и исторических песен.
18. Баллада. Особенности жанра
Баллада. Особенности жанра: картина мира, типы героев, особенности балладного конфликта. Жестокий романс. Особенности жанровой «картины мира» и поэтики (позднее происхождение, социальный контекст, картина мира и специфика персонажей, мелодраматическое начало, литературные источники, современное состояние жанра и особенности бытования).


3 год обучения
1. Лирическая песня. Проблема фольклорного текстопорождения
Жанры лирической поэзии («классические» и новейшие). Жанровая поэтика. Принцип психологического параллелизма у А.Н.Веселовского. Понятие лирической формулы, ее соотнесение с традицией. Формула и "лирическая тема". Принципы исполнения лирической песни: традиция – формула – текст (по Г.И.Мальцеву). Особенности исполнительской ситуации: цепочечный принцип, групповая эмоция и пр. Современное состояние песенной традиции: понятия фольклоризации и фольклоризма.
2. История собирания лирических песен
История собирания лирических песен. Песенники XVIII века (сборники Чулкова, Трутовского, Львова-Прача). Основные издания XIX века (сборники Киреевского, Шейна, Соболевского).
3. Основные темы лирических песен
Основные темы лирических песен. Классификация лирических песен (лирические "долгие", хороводные, игровые, городские, рекрутские, солдатские, разбойничьи, бурлацкие, рабочие и пр.) и проблемы с нею связанные из-за неоднородности признаков, положенных в основу классификаций. Особенности бытования лирических песен (исполнительские ситуации, исполнительство, передача песенной традиции, локальные традиции).
4. Взаимосвязь фольклорной и литературной традиций
Взаимосвязь фольклорной и литературной традиции. Фольклорные традиции в творчестве профессиональных поэтов и народные песни литературного происхождения.
5. Романс
Романс как явление пограничное между фольклором и литературой.

6. Частушка: классификация и её спорность
Частушка: классификация и ее спорность. Композиция, пресонажный состав, особенности сюжетов. Модификации частушек в ХХ веке: появление новых тематических групп. Частушка и куплет.

Эстрада начала XX века и ее продолжение в современной массовой популярной песне.
7. Современный нарратив. Понятие
Понятие нарратива. Устный рассказ и проблема фольклорности. Понятие «вторичной фольклоризации».

8. Принципы связанности в рассказе
Проблема тексто- и речепорождения. Устный и письменный текст.
9. Современные концепции прозы
Традиционное разделение народной прозы на основе отношения повествования к действительности, т.е. по установке на достоверность (сказочная/несказочная проза). Риторическое в устном рассказе. Процесс создания достоверного устного рассказа и фольклорное сюжетопорождение. Современные концепции необрядовой/обрядовой прозы.

Жанры прозаического фольклора. Проблематичность традиционной классификации по установке на достоверность. «Старые» (предание, легенда, быличка, сказ, слухи-толки) и «новые» (семейное предание, страшная история, биографический меморат и др.) жанры.
10. Легенда. Основные сюжеты
Легенда. Основные сюжеты. Легенда и религиозный рассказ. Contemporary legend и personal experience story. Рассказы о кощунственных действиях в период антирелигиозной кампании 30-х гг: проблема генезиса и типологии. Народная эсхатология в современных устных рассказах: традиции и новации. Оппозиция прошлое/настоящее. Ламентации.

Историческое предание и академическая история. Предание и структурирование пространства. Основные сюжеты (основание населенного пункта, аборигены края, интервенты и т.д.).
11. Легенда и сказка
Легенда, сказка и мифологический рассказ. Оппозиция деревня/лес. Оппозиция свой/чужой и встреча с персонажем как структурообразующий элемент былички. Композиционные особенности. Указатели сюжетов по персонажам. Дискуссии о классификациях быличек. Другие разновидности: рассказы о привиждениях, рассказы о покойниках, рассказы о колдунах. “Обмирания”.

12. Современный фольклор
Современный фольклорный нарратив. Споры вокруг понятия.
13. Малые формы фольклора
Менталитет как дискурсивное целое. Проблема дискурса и проблема рецепции. Малые речевые жанры как репрезентация менталитета. Паремиологические тексты как источник для изучения особенностей менталитета архаического человека и человеческого менталитета в целом.
14. Теория клише
Клише и малые жанры фольклора. Смежные явления: "языковые игры", киноцитата, "шифровки", велеризмы, расшифровки аббревиатур и др.
15. Типы паремий
Типы паремий. Особенность прагматики паремиологических текстов (ориентация на «универсальное знание», на концептуальные свойства объектов, на стереотип, вне зависимости от того, включен ли данный паремиологический текст в конкретную ситуацию (как заговоры и причеты), в контекст (как пословицы и поговорки) или этот текст семиотически не связан с контекстом или ситуацией (загадка).
16. Пословица
Пословица. Структура и функции пословиц. Моделирование неких сходных ситуаций – «свод народной логики». Основные издания. Проблема классификации.
17. Загадки
Загадки. Концептуализация опыта – репертуар семиотических ситуаций. Неотчуждаемые признаки. Типы загадок. Загадка и миф.
18. Понятие прецендентного текста
Понятие прецедентного текста. Прецедентный текст в различных культурных сообществах.

4 год обучения
1. Детский фольклор
Фольклор для детей (традиционный: фольклор пестования) и фольклор детей (традиционный и современный «потаенный»). Жанры фольклора "пестования": колыбельные песни, пестушки и их жанровые особенности.
2. Бытование детского фольклора
Бытование детского фольклора. «Школьная хроника» как фонд актуального цитатного словаря школьника: принципы устройства и источники цитирования.

Детский анекдот и его особенности. Циклизация. Особенности бытованяи.

«Страшилки». Проблема происхождения жанра. Сюжеты, персонажи, топика.

Письменные формы: граффити, альбомы, девичьи рассказы и др.

Детский фольклор и массовая культура. Советский детский фольклор – «фольклор» пионерского лагеря. Пространство и время пионерского лагеря. Мифы и ритуалы. Особенности словесных текстов.
3. Игровой фольклор
Игровой фольклор современных детей. Вызывания. Ритуальный и вербальный компонент.

«Реальное» и литературное воплощение сюжета. Детское пространство.
4. Тайные языки
Тайные языки: принципы создания, бытование, функции.
5. Пародийная поэзия
«Садистские стишки»: контркультурная специфика жанра, психологические мотивировки возникновения жанра. Тема смерти и дуструкции в "садистских стишках" Особенности строения сюжета, персонажы, топика. Поэтика «садистского стишка» как отражение актуального информационного поля детского мира.

Пародийная поэзия школьников: принципы отбора «материала» и способы его пародирования.
6. Фольклор субкультур
Понятие субкультуры. Структура. Ритуалистика. Основные субкультуры и их характеристика: молодежная (хиппи, панки, музыкальные и спортивные фанаты, автостоп), семейная, профессиональная и сформированные социальными институтами (религиозная, школьная, тюремная, солдатская, пионерская). Письменные и устные формы бытования субкультурных текстов. Новейшие формы существования субкультуры: Интернет и FIDO (особенности бытования и распространения традиционных и современных текстов в виртуальной среде)
7. Фольклор и массовая культура
Фольклор и массовая культура. Взаимодействие современного городского фольклора с массовой культурой XX века. Печатные средства трансмиссии: сборники анекдотов, тостов, сценариев праздников, песенники и т.п. Многообразие информационных составляющих современной культуры: печать, телевидение, реклама.
8. Современные методы сбора и исследования фольклора
Современные методы сбора и исследования фольклора, споры вокруг них.
9. История фольклористики в России
История собирания фольклора в России: романтическая фольклористика, мифологическая школа, историческая школа, компаративисткие методы в фольклористике XIX века и другие тенденции. Фольклористика в ХХ веке: 20-30-е годы как время методологических открытий (В.Я.Пропп, П.Г. Богатырев, Г.С.Виноградов), послевоенный академизм в советской фольклористике (доминирующие методы и приемы исследования фольклора, их идеологическая ангажированность). Крупные советские фольклористы, обзор трудов. Современный плюрализм методов, междисциплинарные исследования. Кризисные явления в современной фольклористике: трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. «Изобретение традиции» и «воображаемые сообщества»: национализм, колониализм и идеология фольклористики. «Регрессивный принцип» в теории фольклора. Современные журналы по фольклористике. Отечественные и зарубежные фольклористические ресурсы в Интернете.
10. Взаимосвязь разнообразных методов сбора фольклора
Взаимосвязь антропологических, социологических и фольклористических методов сбора материала. Формы сбора материала (интервью, анкета, самозапись и др.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconНазвание модуля
...

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconТематическое планирование по литературе 5 класс
Фольклор, жанры детского фольклора(колы-бельные песни, потешки, заклички, скороговорки, загадки, считалки, заклички, дразнилки)

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconУчреждение Российской Академии наук Институт мировой литературы им....
Москвы, Северного Кавказа, Бурятии и Абхазии, посвященные разным проблемам изучения истории национальных литератур России и СНГ и...

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconВведение. Литература
Устное народное творчество. Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки...

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconФольклор искусство слова, следовательно обладает такими свойствами...
Фольклор – искусство слова, следовательно обладает такими свойствами как художественность, поэтичность. Унт (устное народное творчество)...

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconВопросы к экзамену по направлению подготовки бакалавров 050300 «Филологическое...
Русский фольклор как основа национального самосознания народа. Система жанров унт

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconЗадания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по...
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие...

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconЛитература 18 века. Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»
Малые жанры фольклора. Русские народные песни. Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты...

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература icon1 четверть
Дополнительное чтение: 1малые формы фольклора, русская народная сказка "Марья Моревна"

Введение. Понятие о фольклоре Традиционные определения фольклора. Эстетическая ценность фольклора. Фольклор и действительность. Фольклор и литература iconКакие жанры фольклора вы знаете?
Изображение русского барства в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Дубров­ский-старший и Троекуров

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции