Скачать 350.67 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Магистратура по направлению 520300 – «Филология»Магистерская программа – «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр» Аннотация Курс «История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения» носит междисциплинарный характер, являясь комплексной историко-лингвистической и культурологической дисциплиной, которая дает целостную систему знаний по истории языка и культуры русского народа. История литературного языка рассматривается как область истории культуры. Магистранты получают систематические представления о специфике культурно-языковой ситуации в Древней Руси и России в разные исторические периоды, о закономерностях развития системы литературного языка и характере языковой нормы, о динамике культурных процессов; осваивают методы научных исследований и аргументации в области истории русского языка и культуры; овладевают методами комплексного многоаспектного анализа письменных источников. III. Цели и задачи дисциплины освоения дисциплины: Обучить магистранта-филолога истории, теории и методологии исторического описания русского языка и культуры; выработать историческое мышление в отношении к языковой системе, умение анализировать русскую языковую ситуацию на фоне общей культурной ситуации; ознакомить с культурно-языковой ситуацией Древней Руси и России в разнее исторические периоды, со спецификой функционирования и характером лингвистической нормы литературного языка в эти периоды, с духовными и культурными доминантами разных эпох; сформировать системный подход к рассмотрению языковых изменений в контексте культурных перемен; обучить применению результатов диахронического исследования к интерпретации современных языковых и культурных процессов. IV. Место дисциплины в структуре ООП ВПО по направлению подготовки магистров «Филология»: ММ – магистр МГУ ОП Русский язык и культура в современном мире Вариативная часть. Профессиональный цикл. История и методология изучения русского языка и культуры История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения Курс второй Семестр первый и второй С курсом «История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения» связаны лингвистические, литературоведческие, исторические и культурологические дисциплины: «Актуальные проблемы изучения истории русской культуры» «Актуальные проблемы филологии», «Лингвистические основы изучения и преподавания русского языка и культуры в иностранной аудитории», «Современные проблемы изучения развития системы русского языка», «Современный русский язык», «Язык русских писателей», «История русской литературы» и др. Для изучения дисциплины «История русского языка и культуры: проблемы и методы изучения» необходимы: владение русским языком не ниже уровня В-1 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками CEFR; знания, умения и компетенции, сформированные в результате освоения образовательной программы бакалавриата «Филология» и др. и формируемые в процессе обучения в магистратуре по направлению подготовки «Филология» (магистерская программа «Русской язык и культура в современном мире»). Дисциплина преподается в первом и во втором семестрах I-го курса магистратуры. V. Формы проведения: Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы (216 часа) 1 семестр: лекции – 18, семинары – 18. самостоятельная работа – 18+18 ч. 2 семестр: лекции – 16, семинары – 16, самостоятельная работа – 16+24 ч. Итого: Лекции – 34 ч. Семинары – 34 ч. Самостоятельная работа -- 76 ч. (36+40) Экзамен – 36 ч. + 36 ч. = 72 ч. Форма занятий: лекции (34 часа), практические занятия (34 часа), самостоятельная работа (76 часа) = 144часов. Формы текущего контроля: тесты, контрольные работы. VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
VII. Содержание дисциплины. Раздел 1. История литературного языка как специфическая область истории культуры. Тема 1. Понятие и сущность культуры, структура и функции культуры. Типология культуры. Тема 2. Понятие литературного языка. Признаки современного литературного языка (полифункциональность, кодифицированность, общезначимость и дифференциация стилистических средств). Система и норма. Виды языковых норм. Типология языковых ситуаций. Одноязычие и двуязычие. Двуязычие гомогенное/гетерогенное, конкурентное/неконкурентное. Вопрос о «диглоссии». Соотношение «диглоссии» и двуязычия. Тема 3. Обусловленность типа литературного языка и типа книжно-языковой деятельности типом культуры. Тема 4. Периодизация истории русского литературного языка: 1) Период адаптации (XI–XII вв.): Формирование нормы церковнославянского языка русской редакции в результате усвоения южнославянской (болгарской) книжной традиции. 2) Период фиксации нормы (XII–XIV вв.): Становление и развитие нормы церковнославянского языка русской редакции. 3) Период изменений (XIV–XVI вв.): Изменения в характере нормирования церковнославянского языка как результат развития славянской грамматической традиции. Второе южнославянское влияние. Начальный этап формирования югозападнорусской и московской редакций церковнославянского языка. 4) Период стабилизации (XVII в.): Приобретение церковнославянским языком статуса языка классического в ходе нормализаторской деятельности югозападнорусских и московских книжников. 5) Период формирования русского литературного языка нового типа (XVIII в.). Разработка путей нормализации русского литературного языка. Начальный период формирования стилистической системы. 6) Период выработки и стабилизации норм современного русского литературного языка (XIX – середина XX вв.). Становление и развитие нормы современного русского литературного языка, вытеснение диалектов и просторечия. 7) Период развития языка в рамках принятой как закон нормы (с 1956 по наст. вр.). Развитие «государственного русского языка», возвращение в язык просторечия и региональных вариантов. Отход от нормы как признак современного состояния языка (начало XXI века) Раздел 2. Старославянский/церковнославянский как средневековый книжный язык славян. Тема 1. Специфика литературных языков средневековья. Тема 2. Социокультурная и языковая ситуация у славян в кирилло-мефодиевскую эпоху. Возникновение славянского книжного языка в IX в. в контексте возникновения новых литературных языков Европы. Старославянский язык как литургический язык в богослужении византийского обряда. Формирование комплекса славянских богослужебных текстов византийского обряда. Воспроизводимые произведения на книжном языке. Корпус основных текстов на книжном языке как образец стандартного церковнославянского языка. Тема 3. Параметры фонологической и грамматической системы старославянского языка. Раздел 3. Культурная и языковая ситуация Древней Руси. Становление древнерусской книжно-языковой традиции после принятия христианства. Тема 1. Культурно-исторические предпосылки возникновения древнерусской книжно-языковой традиции. Христианизация Руси – выбор греко-византийской модели культуры. Церковнославянский языка как средство византинизации. Тема 2. Механизмы формирования русского извода церковнославянского языка (адаптация, становление признака книжности, вариативность – В.М. Живов). Понятия «извод» и «редакция» (И. Тот), «регистр» (В.М. Живов). Стандартный и смешанный (гибридный) виды (регистры) церковнославянского языка. Понятие стандартного древнерусского языка (А.А. Зализняк). Стандартный древнерусский язык и диалекты. Язык деловых текстов (грамоты, договоры). Язык «Русской Правды». Язык берестяных грамот. Раздел 4. Система норм церковнославянского языка русской редакции. Тема 1. Орфоэпическая норма. Чтение редуцированных, вопрос о книжном произношении э. Книжное произношение г. Чтение щ. Чтение фиты. Чтение ижицы. Ранняя (до падения редуцированных) и поздняя орфографическая норма. Кондакари и тексты, написанные по бытовой графической системе как источник реконструкции орфоэпической нормы церковнославянского языка русской редакции. Тема 2. Орфографическая норма церковнославянского языка русской редакции. Отражение южнославянских орфографических систем в древнерусских списках с южнославянских оригиналов. Употребление юсов. Обозначение рефлексов *dj, *zdj, *zgj, *zg’. Обозначение рефлексов *tj, *kt’, *stj, *skj, *sk’. Употребление йотированных букв. Обозначение палатальности. Употребление Ъ и Ь. Одноеровая и двуеровая орфографические системы. Тема 3. Морфологическая норма. Влияние древнерусской морфологической системы на морфологическую систему церковнославянского языка русской редакции: окончание тв. п. ед. ч.; окончание -э в мягком варианте склонений, окончание 3 л. настоящего времени глагола. Формальные особенности аориста и имперфекта церковнославянского языка русской редакции. Показатель инфинитива. Окончание 2 л. ед. ч. настоящего времени глагола. Морфологические признаки причастий. Стяженные и нестяженные формы прилагательных. Окончания прилагательных в дат. п. ед.ч. Перегруппировка типов склонения в живом языке и влияние этого процесса на книжную систему. Система прошедших времен глагола в живом языке и книжная система прошедших времен. Судьба именных форм глагола в живом языке и языке книжном. Утрата ряда грамматических категорий (дв. ч., зват. форма, супин) в живом языке и формирование новых оппозиций книжных и некнижных элементов. |
Учебной дисциплины история и методология изучения и преподавания... Древней Руси и России в разнее исторические периоды, выработать системный подход к рассмотрению языковых явлений и активных процессов... |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
||
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты |
||
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века |
Программа дисциплины методология и методы научного исследования Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: формирование у студентов компетенций |
||
Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского... «История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного».... |
I. предмет, задачи и методы психофизиологии Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения... |
||
Актуальность проблемы изучения творчества А. С. Пушкина В настоящее время многие молодые люди интересуются жизнью и творчеством А. С. Пушкина и на мой взгляд это не случайно… |
Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |