Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию
приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Выполнила:
|
Бакирова
Альфия Шавкатовна,
воспитатель МБДОУ Асекеевский детский сад № 1
с.Асекеево
|
Руководитель:
|
Гринько Марина Николаевна
|
К.п.н.,ст. преподаватель
Оренбург 2014
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Стр.
|
I.
|
Целевой раздел
|
|
|
Пояснительная записка
|
|
1.1.
|
Актуальность парциальной образовательной программы
|
4
|
1.2.
|
Цель и задачи парциальной образовательной программы
|
5
|
1.3
|
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
|
5
|
1.4
|
Возрастные характеристики развития детей
|
6
|
1.5
|
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
|
6
|
II.
|
Содержательный раздел
|
|
2.1
|
Тематическое планирование образовательной деятельности
|
7
|
2.2
|
Содержание парциальной образовательной программы
|
10-13
|
2.3
|
|
|
III.
|
Организационный раздел
|
|
3.1
|
Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
|
13
|
3.2
|
Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания
|
13
|
3.3
|
Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
|
13
|
3.4
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды
|
13
|
IV.
|
Дополнительный раздел
|
|
4.1
|
Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы
|
14
|
V.
|
Литература
|
15
|
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1Актуальность парциальной образовательной программы
Перед педагогами и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура является частью общественной и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому важно установить тесный контакт с родителями, с тем чтобы предъявлять к ребенку единые требования.
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в этическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать другим в их радости и печали; активные попытки образовывать быт хотя бы в игре; желание участвовать в совместных действиях; способствовать развитию умения радоваться успехам других.
Программа реализуется в рамках социально – коммуникативного развития через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Программа обеспечивает учет традиции ДОО и потребности интересов детей и родителей (законных представителей).
1.2 Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель
приобщение дошкольников к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через изучение речевого этикета, приучения правил культурного поведения, решения проблемных ситуаций.
Задачи
-
сформировать у воспитанников представления о культуре поведения, о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
-
обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости;
-
воспитать у дошкольников: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, честность, ответственность;
-
развивать коммуникативные умения в процессе общения со сверстниками.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
-
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
сотрудничество Организации с семьей;
-
приобщение детей к социокультурным нормам;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-
возрастная адекватность дошкольного образования.
1.4 Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям.
1.5 Планируемые результаты
Личностные качества
-
повышенный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости к окружающим людям и сверстникам.
-
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Интеллектуальные качества
-
повышенный уровень развития способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Физические качества
-
развита координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, участие в выставках, просмотр мультфильмов. Проведение викторин, выполнение творческих работ, инсценировки ситуации, где нужно применять правила этикета, способствуют сформировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям; систематизировать и обобщить правила поведения.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
|
Модуль/Тема
|
Объём ОД (в мин.)
|
Способы реализации
|
Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности
|
Модуль 1. Вежливость
|
90мин
|
|
1.1
|
«Фея учит вежливости»
|
30
|
групповая
|
Знакомство с феей Вежливости
Этические беседы с детьми.
Стихотворения И.Токмаковой
Составление кроссворда.
|
1.2
|
«Вежливая просьба»
|
30
|
подгрупповая
|
Просмотр видеофрагмента из мультфильма «38 попугаев».
Чтение стихотворения С.Маршак
«Ежели вы вежливы».
С/р игра «Любезные услуги».
Изостудия « Юный художник». Рисование доброго ежа
|
1.3
|
«В царстве вежливых наук»
|
30
|
подгрупповая
|
Беседа « Секрет волшебных слов».
Разучивание песни « Верный друг».
Викторина «Что такое вежливость?»
Мастерская друзей (подарок другу).
|
Модуль 2.
|
Доброта.
|
90мин
|
|
|
2.1
|
«Дорогою добра»
|
30
|
групповая
|
Беседа «Что такое добрые дела?».
Фонограмма песни «Дорогою добра»
Круглый стол с родителями
« Воспитаем добрым ребенка».
|
|
|
|
|
2.2
|
«Добро и зло»
|
30
|
подгрупповая
|
Рассказ « Крот и его друзья».
Беседа «Кто других не любит, тот себя погубит».
Акция « Твори добра» (концертная программа для пожилых людей).
Видеоиллюстрации хороших и плохих поступков.
|
2.3
|
«Добрые дела».
|
30
|
подгрупповая
|
Выставка детских рисунков.
Работа с родителями. Благотворительная акция «Добрая душа»
(по сбору детских книг для многодетных семей).
Фотовыставка «Наши добрые дела»
|
Модуль 3.
|
Дружба
|
90мин
|
|
|
3.1
|
Урок дружбы.
|
30
|
подгрупповая
|
Разучивание песни «Улыбка».
Видео «Уроки дружбы».
Мастерская друзей (подарок другу).
Развлечение « Остров дружбы»
|
3.2
|
Правила дружной игры.
|
30
|
групповая
|
Этическая беседа «К чему ведут ссоры?»
Чтение Осеевой « Три товарища».
Игра « Мир без друга».
|
|
|
|
|
3.3
|
«С чего начинается дружба?»
|
30
|
|
Концертная программа « Дружат дети на планете».
Конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о дружбе».
«Дом дружбы» (конструирование).
|
Модуль 4.
|
Правила поведения.
|
60мин
|
|
|
4.1
|
Поведение в детском саду, в общественных местах
|
30
|
групповая
|
Беседа «Правила поведения в общественных местах».
Д.и «Домик настроения».
Спектакль А.Барто «Медвежонок невежа»
|
4.2
|
Поведение на улице
|
30
|
подгрупповая
|
Разыгрывание ситуации, «Будь внимательнее».
Папка передвижка для родителей
«На дорогах нашего села».
Рассказ В.Осеева « Просто старушка».
|
|
|
Всего 330мин
(12занятий)
|
|
|
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. .Вежливость.
Тема 1.1. Фея учит вежливости.
Содержание темы
. Знакомство с феей Вежливости, правила вежливого обращения, секреты вежливости.
Формы, способы, методы
Организация коллективной, в подгрупповой, или индивидуальной деятельности детей.
Методы: методы включения детей в содержание образовательной деятельности; методы поддержки инициативы; методы и приемы мотивации; методы и приёмы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: фрагменты русской народной музыки.
Зрительный ряд: иллюстрации города Вежливых, иллюстрации к секретам вежливости.
Литературный ряд: стихотворения И.Токмаковой
Материалы и оборудование: иллюстрации к беседе.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: беседа по вопросам.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная деятельность со сверстниками.
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы.
Продукт
Составление кроссворда.
Тема 1.2. «Вежливая просьба»
Содержание темы
Как обращаться к людям?», Вежливым быть легко. Я буду вежливым.
Формы, способы, методы
Организация коллективной, в подгрупповой, или индивидуальной деятельности детей.
Методы: методы включения детей в содержание образовательной деятельности; методы поддержки инициативы; методы и приемы мотивации; методы и приёмы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: фрагменты русской народной музыки
Зрительный ряд: видеофрагмент из мультфильма «38 попугаев»
Литературный ряд: С.Маршак «Вежели вы вежливы»
Материалы и оборудование: руль, сумки.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: совместная деятельность.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная деятельность со сверстниками.
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, художественно – эстетическая деятельность.
Продукт
Рисунки детей.
Тема 1.3. «В царстве вежливых наук»
Содержание темы
Правила вежливого обращения. «Что такое вежливость?». «Как быть вежливыми?».
Формы, способы, методы
Организация коллективной, в подгрупповой, или индивидуальной деятельности детей.
Методы: методы включения детей в содержание образовательной деятельности; методы поддержки инициативы; методы и приемы мотивации; методы и приёмы обучения целеполаганию.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня « Верный друг».
Зрительный ряд: перфокарты, иллюстрации к беседе.
Материалы и оборудование: фишки.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: беседа по вопросам.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: совместная деятельность со сверстниками
Виды деятельности детей
Игровая, коммуникативная, чтение, художественно – эстетическая деятельность.
Продукт
Поделки в стиле оригами.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Воспитатель, музыкальный руководитель.
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации данной программы в ДОУ имеется в наличие оборудованный музыкальный зал.
Произведен подбор музыкального материала в соответствии с программой. Имеется необходимый набор технических средств фортепиано, музыкальный центр, DVD плеер, мультимедийный проектор.
Составлена картотека методической литературы по ознакомлению детей с правилами вежливости, с культурой общения между взрослым и ребенком и ребенком со сверстниками.
3.2 Научно-методическое обеспечение Программы
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В.Гербовой
Петрова В.И, Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
Уроки вежливости. Методическое пособие. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011.
Уроки Вежливости и Доброты:пособие по дет.этикету Е. Баринова Феникс, 2010.
3.3 Время и сроки реализации Программы
Программа реализуется в течение 6 месяцев, по 2 занятия в месяц.
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Магнитная доска.
Мастерская «Юный художник».
Сундучок добрых дел.
Центр « Умный конструктор».
Творческая мастерская.
Изостудия « Юный художник».
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Презентация для привлечения родителей прилагается.
V.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Вариативные формы организации предшкольного образования // сост. О.В. Бережнова. – СПб., 2011. – 208 с.
-
Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду // М.А. Васильева, В. Н. Гербова, Т.С. Комарова. - Мозаика-Синтез, 2010.
-
Делия В.П. Педагогическая инноватика. Инновационное образование, инновационное мышление, инновации //В.П. Делия. – М.: Де-По, 2011. – 328с.
-
Микляева Н.В. Детский сад будущего: методическое пособие // под ред. Н.В. Микляевой //Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. – М., 2010. – 128 с.
-
Микляева Н.В. Технологии разработки образовательных программ ДОУ//: метод.пособие. – М., 2010. – 128 с.
-
Микляева, Н.В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ: Методическое пособие // Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп
|
Целевые ориентиры
|
Критерии оценки
|
Качество проявляется
|
часто
|
редко
|
Не проявляется
|
1
|
Повышенный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости к окружающим людям и сверстникам.
|
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
|
|
|
|
2
|
Повышенный уровень развития способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
|
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
|
|
|
|
3
|
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
|
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
|
|
|
|
4
|
Развита координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
|
Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
|
|
|
|
Аннотация к программе « Давайте будем вежливыми».
Актуальность. Перед педагогами и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура является частью общественной и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Наиболее характерными признаками нравственной направленности в этическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать другим в их радости и печали; активные попытки образовывать быт хотя бы в игре; желание участвовать в совместных действиях; способствовать развитию умения радоваться успехам других.
Инновационная направленность. Программа реализуется в рамках социально – коммуникативного развития через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Программа обеспечивает учет традиции ДОО и потребности интересов детей и родителей (законных представителей).
Практическая значимость. Изучаемая проблема взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение требует от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания в различных жизненных ситуациях.
Степень распространения. Программа представлена на педсовете ДОУ и рекомендована как практическое пособие для работы в подготовительной группе.
|