Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»




Скачать 173.99 Kb.
Название Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Дата публикации 04.10.2014
Размер 173.99 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
7 к л а с с

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекса: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

КОНЦЕПЦИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных

экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся

коренным изменениям, со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального образования школьников как важного фактора развития личной художественной культуры.

Школьное музыкальное образование призвано целенаправленно реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими.

Один из определяющих факторов гуманизации жизни школы- насыщение её духом высокого музыкального искусства. Это, согласно мысли В.А.Сухомлинского, является необходимым условием развития культуры воспитательного процесса. Вот почему так вожно развивать ту актуальную совокупность знаний, потребностей, качеств личности ученика, которая выражается интегрированным понятием «музыкальная культура школьника».

Под музыкальной культурой личности ученика общеобразовательной

школы подразумевается:

- индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий

возникновение высоких музыкальных потребностей;

- интегративное свойство личности обучающегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость(любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность(владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям ).

Концепция настоящей программы, её содержание, структура и принципы

отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов представляет подход к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа направлена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса анализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы:

- Что такое музыкальное содержание?

- Что представляет собой музыкальный образ?

- Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящается выявлению сущности определения «форма в музыке».

- Что называть музыкальной формой- только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух- и трёхчастные формы, рондо, вариации?

- Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?

- Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии?

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 7 классе является духовно- нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть

жизни каждого человека ;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окру-

жающему миру ;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям,

потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое

самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,

собственном творчестве ( поэзия о музыке, «музыкальный рисунок» );

- способствовать формированию слушательской культуры обучающихся

на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального

искусства;

- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами

художественной деятельности (литературой и изобразительным

искусством) на основе вновь приобретённых знаний ;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие

музыкальных произведений (знание наиболее значительных

музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,

осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в

музыкальном искусстве).

Содержание образовательной программы «Музыка» базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении обучающимися основных пластов музыкального искусства

(фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке. Весьма разнообразны и направлены на полноценное общение обучающихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нестандартность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов в II четверти - 7

Количество часов в III четверти - 11

Количество часов в IV четверти - 8

Требования к уровню подготовки обучающихся

по итогам 7 класса

Требования заключаются :

- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке,

осознании их органического взаимодействия ;

- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке ;

- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений ;

- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса ;

- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии ;

- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм ( период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации );

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности ( исполнении двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса).

Содержание программы 7 класса

Тема года: «Содержание и форма в музыке»



Первая четверть ( 9 ч )

Магическая единственность музыкального произведения (1 ч). Музыку трудно объяснить словами (1 ч ). Что такое музыкальное содержание (2 ч). Каким бывает музыкальное содержание (4 ч).Заключительный урок (1 ч).

Вторая четверть (7 ч )

Музыкальный образ (3 ч). О чём рассказывает музыкальный жанр (4 ч).

Третья четверть (11 ч)

Что такое музыкальная форма (3 ч). Музыкальная композиция (7 ч). Заключительный урок (1 ч).

Четвёртая четверть (7 ч)

Музыкальная драматургия ( 6 ч ). Заключительный урок) (1 ч).

Средства обучения

  1. Наглядно-печатные пособия:

- Комплект портретов композиторов

2. Информационно-коммуникативные средства:

- «Антология русской симфонической музыки» ( 8СD).

- « Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ( 8СD).

- «Большая энциклопедия России. Искусство России» (СD).

3. Технические средства обучения:

- компьютер,

- принтер,

- DVD,

-музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование:

- музыкальный инструмент (фортепиано)

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Учебно – методический комплекс

1. Науменко Т.И. Музыка.7 класс [ Текст]: учебник для общеобразоват.учреждений / Т.И. Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2010.

2. Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват.учреждений / Т.И. Науменко, В.В.Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2010.

3. Музыка. 7 класс [ Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод.пособие / сост. / Т.И. Науменко, В.В.Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2010.: ноты.

4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс] : фонохрестоматия на 2 СD / Т.И. Науменко, В.В.Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2010. – 2 электрон. опт. диска (СD-Rom).

Литература

Методические пособия для учителя:

1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст]/Э.Б. Абдулин._ М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта

[Текст]/ Ю.Б.Алиев, - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

3. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [Текст]/ Ю.Б.Алиев, - М.:

Владос-Пресс, 2005.

4. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [Текст]/ В.Н.Владимиров, А.И.Лагутин.- М.: Музыка, 2005

5. Дмитриева, Л.Г.. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]/ Л.Г. Дмитриева, . – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Гришанович, Н. Музыка в шкрле [Текст] : Методическое пособие для учителей./ Н.Гришанович. - Минск: Юнипресс, 2006.

7. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л.В. Золина. – М. : Глобус, 2008.

8. Затямина Т.А. Современный урок музыки /Т.А. Затямина. – М. : Глобус, 2008.

9. Музыка. 7 класс : [Текст]/ поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В.Алеев, – Волгоград : Учитель, 2009.

10. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности : [Текст]: теория и практика / Г.М. Цыпин.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

11. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе : [Текст]/ Л.В.Школяр. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для обучающихся:

1. Прохорова, А.И.. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / А.И. Прохорова. – М.: Музыка, 1984.

2. . Прохорова, А.И.. Советская музыкальная литература [Текст] / А.И. Прохорова. – М.: Музыка, 1984

2. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. – СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век»,1996.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл.ред. Г.В.Келдыш. – М : НИ «Большая Российская Энциклопедия», 1998.

4. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я / Э.И.Финкельштейн. – СПб. : Композитор, 1997.

5. Саймон, Генри У. 100 великих опер и сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон; пер. с англ. А. Майкапара.- М.: КРОН-Пресс, 1988.

6.Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг.- М.: Вече, 1999.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и обучающимися для

подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //ru.wikipedia.org/wiki

2. Классическая музыка [Электронный ресурс].- Режим доступа : http: //classic.chubrik.ru

3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа : http: //www.musik-dic.ru

4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа : http: //dik.akademik.ru/contents.nsf/dic_music

5. Церковная музыка русских композиторов. Биография композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс].- Режим доступа : http: //www.bogoslovy.ru.

Учебно – тематический план (5 класс)

раздела

Тема раздела

Содержание

Кол-во часов

1

Музыка рассказывает обо всём

Музыка вокруг нас, где звучит музыка, как музыка рассказы-

вает нам обо всём

1

2

Древний союз

Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема

едина

3

3

Слово и музыка

Два великих начала искусства.

Стань музыкою, слово! Музыка

«дружит» не только с поэзией

3

4

Песня

Песня – вечный спутник человек. Мир русской песни.

Песни народов мира. Музыкальная палитра

4

5

Романс

«Романса трепетные звуки…»

Мир человеческих чувств

2

6

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка

3

7

Опера

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера

2

8

Балет

Единство музыки и танца.

«Русские сезоны в Париже»

2

9

Музыка звучит в

литературе

Музыкальность слова. Музы-

кальные сюжеты в литературе

2

10

Образы живописи в

музыке

Живописность искусства.

Музыка – сестра живописи

2

11

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека?

2

12

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке.

«Музыкальные краски» в произведениях художников-

импрессионистов

2

13

Музыкальная живопись сказок и

былин

Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке.

Тема богатырей в музыке

3

14

Музыка в произведе-

ниях изобразительного

искусства

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

2

15

Обобщение темы года




1

16

Урок-концерт




1

Учебно – тематический план ( 6 класс )

раздела

урока

Содержание ( темы урока )

Кол-во часов

Тема года: «В чём сила музыки»

I

Музыка души

9




1

Тысяча миров музыки

1




2-3

Наш вечный спутник. Искусство и фантазия

2




4

Искусство – память человечества

1




5

Какой бывает музыка

1




6

Волшебная сила музыки

1




7-8

Музыка объединяет людей

2




9

Тысяча миров музыки (обобщение по теме)

1

II

Как создаётся музыкальное произведение

22




10

Единство музыкального произведения

1




11

Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире

1




12-13

О чём рассказывает музыкальный ритм

2




14

Диалог метра и ритма

1




15-16

От адажио к престо

2




17

Мелодия – душа музыки

1




18-19

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» Мелодия угадывает нас самих. Регистр

2




20

Что такое гармония

1




21

Два начала гармонии

1




22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

1




23

Красочность музыкальной гармонии

1




24-25

Полифония

2




26-27

Фактура

2




28-29

Тембры

2




30-31

Динамика

2

III

Чудесная тайна музыки

4




32-33

Чудесная тайна музыки. По законам красоты

2




34

В чём сила музыки (заключительный урок по курсу)

1




35

Музыка радостью нашей стала (концерт)

1


Учебно – тематический план ( 7 класс )

раздела

урока


Содержание (темы уроков)

Кол-во

часов

Тема года: «Содержание и форма в музыке»




1

«Магическая единственность музыкального произведения

1

I

Содержание в музыке

3




2

Музыку трудно объяснить словами

1




3-4

Что такое музыкальное содержание

2

II

Каким бывает музыкальное содержание

5




5

Музыка, которую необходимо объяснять словами

1




6

Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского

1




7

Образ мечты. «Восточная»партитура Н.Римского-Корсакова

1




8

Когда музыка не нуждается в словах

1




9

Содержание в музыке

1

III

Музыкальный образ

3




10

Лирические образы в музыке

1




11

Драматические образы в музыке

1




12

Эпические образы в музыке

1

IV

О чём рассказывает музыкальный жанр

4




13

О чём рассказывает музыкальный жанр.

«Память жанра»

1




14

Такие разные песни

1




15

Такие разные танцы

1




16

Такие разные марши

1

V

Что такое музыкальная форма

3




17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1




18

Художественная форма

1




19

От целого к деталям

1

VI

Музыкальная композиция

8




20

Музыкальная композиция

1




21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1




22

Двухчастная форма

1




23

Трёхчастная форма

1




24-25

Многомерность образа в форме рондо

2




26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1




27

Музыкальная композиция

1

VII

Музыкальная драматургия

8




28

Музыка в развитии

1




29

Музыкальный порыв

1




30-31

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

2




32-33

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и

«Князь Игорь»

2




34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1




35

Содержание и форма в музыке (заключительный урок)

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

по итогам 5 класса

Требования заключаются:

- в умении находить взаимодействия между музыкой и литературой,

музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- в умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- в знании новых имён композиторов, а также некоторых художественных

особенностей музыкального импрессионизма;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности ( исполнение одно

голосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпаниментом, пение а сареlla в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания ).

Требования к уровню подготовки обучающихся

по итогам 6 класса

Требования заключаются:

- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его

главные выразительные средства ;

- в умении отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке ;

- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний , приобретённых из учебника для 6 класса ;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности ( исполнение одноголосных и двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм ).

- в умении определять на слух название произведения и его автора;

- в знании новых имён композиторов, новых понятий и музыкальных терминов – сюита, реквием, месса, пульс, кульминация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и авторской программы...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа по искусству 8 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка»
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа по русскому языку для начальной школы класса разработана...
Рабочая программа по русскому языку для начальной школы класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования,...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Программа (название, автор, год издания)
Рабочая программа учителя разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной...
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» icon Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции