Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи




Скачать 5.58 Mb.
Название Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи
страница 1/30
Дата публикации 14.05.2014
Размер 5.58 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Николай Константинович Рерих АЛТАЙ-ГИМАЛАИ



Николай Константинович Рерих

АЛТАЙ-ГИМАЛАИ


Алтай — Гималаи. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001 — ЗбОС: ил. — (В поисках истины).

ISBN 5-7905-1083-3

Печатается по изданию 1929 года с исправлениями

в соответствии с нормами современного русского языка

изменениями в справочном аппарате книги.

Написанная в форме путевых заметок, книга "Алтай — Гималаи" в действительности гораздо глубже по своему содержанию, чем обычный путевой дневник. На страницах этой книги читатель познакомится с множеством интереснейших фактов из истории, культуры, духовной жизни древнего и современного Востока. Книга Н. К Рериха станет настоящим подарком для всех, интересующихся эзотерической духовной культурой Индии и Тибета.

Предисловие

ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, ФИЛОСОФ...
Книга "Алтай — Гималаи" представляет собой путевой дневник великого русского художника, мыслителя, путешественника Н. К Рериха, вместе с членами своей семьи осуществившего уникальную научную экспедицию по странам Востока и Центральной Азии в 1925 — 1928 гг. Признанный во всем мире мастер живописи, педагог, археолог, философ, культурный и общественный деятель, путешественник и ориенталист, Рерих был на редкость разносторонней личностью. Вместе с членами своей семьи он объездил весь мир, создавая подлинные очаги культурного строительства во многих странах. Широкий общественный резонанс имела и научно-исследовательская деятельность художника, осуществлявшаяся во время многолетних экспедиций по странам Центральной Азии и Востока.

Интерес к духовной культуре народов Востока, стремление найти подтверждение существовавшей уже тогда гипотезе арийского происхождения праславянских племен побудили Рерихов к организации научной экспедиции по странам Центральной Азии. Экспедицию финансировали государственные и частные учреждения США, заинтересованные в результатах предпринимаемых ею научных исследований. В 1924 г. семья Рерихов совершает научную экспедицию в Тибет, а с 1925 по 1928 г. — в Центральную Азию с заездом в 1926 г. в Россию. События этой грандиозной экспедиции и легли в основу книги "Алтай — Гималаи", впервые изданной в России (точнее, в СССР) в 1929 году.

Исследовательская программа экспедиции была предельно насыщенной и разнообразной: от историко-культурных, этнографических, лингвистических исследований до приобретений старинных предметов искусства (коллекции которых пополнили организованный Рерихами в США музей); от ботаники и зоологии — до медицины и географии, до знакомства с местным фольклором и особенностями современного искусства народов Востока. Материалов, собранных экспедицией, оказалось столько, что на их основе Рерихами был организован в Гималаях научно-исследовательский институт "Урусвати", ведущий переписку с учеными всего мира.

Однако на Восток семью Рерихов привело стремление не только к интеллектуальным, но и к духовным знаниям, подлинной сокровищницей которых было эзотерическое философское наследие Индии и Тибета. Этот древний, неисследованный (хотя и открытый Западу в трудах Е. П. Блаватской) пласт культуры содержал в себе настоящие научные и духовные сокровища, способные предопределить пути развития современной западной науки на много лет вперед.

Серьезное, подлинно научное изучение эзотерической культуры Индии и Тибета привело Рерихов к сотрудничеству с группой духовных деятелей Индии и Тибета, являвшихся в полном смысле этого слова хранителями древнейших знаний Востока. Организовавшие в труднодоступных горных районах Гималаев своеобразную духовную общину современные мудрецы Востока, как и многие прежние поколения их предшественников, щедро делились своими знаниями со всеми, кто имел достаточный духовно-интеллектуальный уровень, чтобы правильно воспринять эти знания и донести их неискаженными до других людей. Жители Востока издавна называли загадочную обитель философов-отшельников Шамбалой, а ее сотрудников — духовными Учителями и Махатмами, что в переводе с санскрита означает "Великие души". Учителя Шамбалы стали духовными наставниками Н. К. Рериха и всех членов его семьи. В сотрудничестве с Махатмами Рерихи создали и передали всему миру учение Живой Этики, с каждым годом вызывающее к себе интерес все большего числа людей во всем мире...

В 1920 году в Англии состоялась первая встреча художника и его жены — Е. И. Рерих — с Махатмами Мориа и Кут-Хуми, приехавшими специально для этого из Индии в Лондон. Эта встреча положила начало передаче Учителями Востока Рерихам философского учения Живой Этики. В 1924 г. вышла в свет первая книга этого учения — "Листы сада Мории". Центрально-азиатская экспедиция семьи Рерихов стала новым этапом сотрудничества отважных русских исследователей с духовными Учителями Востока. В работе "Алтай — Гималаи" Рерих не скрывает одной из важнейших целей, приведших его на Восток. "А где же те, ради которых вы приехали в Индию"? — задает Николай Константинович вопрос в своей книге. Правда, далеко не на все вопросы, касающиеся сотрудничества семьи Рерихов с Шамбалой, есть прямые ответы в книге "Алтай — Гималаи", и на это существуют свои причины. Многие страницы удивительного общения между Рерихами и Великими Учителями Востока долгое время оставались неизвестными широкой читательской аудитории. И лишь сейчас, спустя много лет, когда стали известны многие факты, до времени хранившиеся в архивах, стало возможным восстановить некоторые события необычного сотрудничества, осуществлявшегося между семьей гениального русского художника и его духовными Учителями.

Вслед за первой встречей в Лондоне последовал ряд необычных событий и встреч Рерихов с представителями гималайской общины и в других странах Европы и США Эти события в несколько иносказательной форме (чтобы не создавать ненужного ажиотажа вокруг имени художника) были отражены в его автобиографических очерках, о которых упоминал биограф Николая Константиновича П. Ф. Беликов в своей работе "Рерих. Опыт духовной биографии". Беликов отмечает, что в одном из этих очерков — "Бывальщина" — "перечислены в хронологическом порядке необычные явления и встречи: "Не забудется и встреча в Чикаго. А Лондон в 1920! А Париж в 1923! А Дарджилинг! А Москва в 1926! А Белуха! А Улан-Батор! А Тибет! А Индия! Всюду вехи".

"Рерих пишет, — продолжает П. Ф. Беликов, — и в "Путях Благословения", в очерке "Звезда Матери Мира", датированном 8 мая 1924 года, об Учителях так, как будто с Ними встречался: "Люди, встречавшие в жизни Учителей, знают, как просты и как гармоничны и прекрасны Они. Эта же атмосфера красоты должна окутывать все, что касается Их области"".

В Париже с семьей Рерихов произошло одно из самых необычных явлений, связанных с предстоящей духовно-просветительской миссией, возложенной на них Учителями Шамбалы. Рерихи получили по почте посылку, содержащую древнейшую реликвию Востока — Чинтамани, или "Мыслящий Камень". По преданию, этот Камень, представляющий собой фрагмент метеорита, упавшего на Землю из созвездия Орион, обладает мощным энергетическим зарядом, активизирующим духовно-творческое начало человека, а также способным очищать и насыщать эволюционным энергоинформационным содержанием пространство Земли на огромных расстояниях. Этот Камень сопровождал Рерихов в их Трансгималайской экспедиции. Помимо его прочих загадочных функций, он, возможно, играл роль своеобразного терафима, облегчающего его носителям осуществление духовно-телепатической связи с Учителями. Будучи сотрудниками Шамбалы, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи обладали необычными духовно-психическими возможностями, в том числе — ясновидением и яснослышанием, позволяющими им получать телепатические сообщения от Учителей. В книге "Алтай — Гималаи* неоднократно говорится о получении Рерихами вестей, неведомых остальным членам экспедиции.

Немаловажным событием Центрально-азиатской экспедиции Рерихов стали и их встречи с Учителями уже непосредственно на Востоке. П. Ф. Беликов в уже упоминавшейся работе пишет, что одна из таких встреч — с Махатмами М. и Джул-Кулом состоялась в Индии, в Сиккиме. Как отмечает Беликов, это событие "оказало на всех Рерихов огромное влияние. Мы знаем из переписки с Шибаевым (секретарь Н. К Рериха. — Прим. ред.), что сначала Рерихи намеревались посетить Адьяр и наладить связи с теософским движением. Но по приезде в Индию они изменили свое решение и поехали в Сикким. В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождавшим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное. <...>

Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык <...>" (так Рерихи называли своих Учителей. — Прим. ред.).

На страницах "Алтая — Гималаев" Н. К Рерих неоднократно возвращается к этой необычной теме — духовным Учителям Шамбалы и их огромному влиянию на менталитет и культуру народов Востока.
ПРАВДА И МИФЫ О РЕРИХЕ
Говоря об авторе этой книги, невозможно не упомянуть о бурной полемике, возникшей с некоторых пор в российской печати в отношении Н. К. Рериха. Само возникновение этой полемики удивляет — несмотря на то, что весь мир по праву считает Н. К Рериха крупнейшим культурным деятелем планеты, просветителем и гуманистом, узкий круг "заинтересованных лиц" из России пытается создать художнику совсем иней "имидж". Неестественная шумиха вокруг имени Рериха началась в 1994 г. Именно тогда дьякон А. Кураев, журналист О. Шишкин и востоковед А. Сенкевич (впоследствии к ним присоединился некто А. Дворкин, в прошлом эмигрант и сотрудник американской радиостанции "Свобода") вдруг начали потчевать российскую публику сенсационными сведениями о том, что известный всему миру художник и путешественник на самом деле был якобы создателем новой религии (да еще и сатанинской!) и шпионом НКВД! А многолетняя Трансгималайская экспедиция, восхитившая результатами своей работы весь научный мир и легшая в основу книги "Алтай — Гималаи", была вовсе и не научным предприятием, а ... военным походом, целью которого было свержение законного правительства Тибета и установление на его территории коммунистического режима! Кроме того, никакой Шамбалы не существует, философское учение Живой Этики — плод труда самих Рерихов, а в Москву в 1926 году Рерихи приезжали не для того, чтобы передать Советскому правительству письмо Махатм, а для того, чтобы получить от НКВД сверхсекретное задание и приступить к его выполнению... Таковы были заявления Кураева, Шишкина и Сенкевича, выступивших по радио и в прессе со своими сенсационными "разоблачениями".

Удивительно, конечно, как все эти доселе неизвестные рериховедам "занятия" сочетались с известной всему миру культурной, научной и пацифистской деятельностью великого русского художника. Но еще более удивительными предстают взору любого мыслящего читателя те "аргументы", которые приводят в своих трудах "разоблачители" знаменитого живописца.

Самое серьезное на сегодняшний день исследование, в котором утверждается причастность Рериха к деятельности НКВД, принадлежит перу журналиста Олега Шишкина. Года два тому назад этот автор выпустил в свет книгу под названием "Битва за Гималаи" с броским подзаголовком: "НКВД: магия и шпионаж". А чтобы читающая публика не сомневалась в правдивости приводимых автором сведений, к названию своей книги Шишкин предусмотрительно добавил подпись: "Документальная повесть". Но недаром ироничный Козьма Прутков советовал: "Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим". Подлинных документов, доказывающих причастность Рериха к шпионажу, в книге, как и следовало ожидать, не оказалось. Зато более чем странных утверждений, не подкрепленных ничем, кроме буйной фантазии автора, в работе явно переизбыток.

Какие же "страшные тайны" из жизни Рерихов поведал миру Шишкин, видящий в Рерихе не исследователя и философа, а шпиона НКВД? Журналист-исследователь убеждает читателей в том, что о существовании Шамбалы и духовных Учителей Востока Рерих впервые узнал в... ОПТУ, куда его пригласили во время посещения им Москвы в 1926 г. А сами чекисты, как недвусмысленно намекает Шишкин, узнали о Шамбале благодаря... спиритическим сеансам! Зачем же чекисты рассказали Рериху о Шамбале? Оказывается, для того, чтобы предложить ему отправиться в Тибет на поиски загадочной страны. Хотя в действительности Шамбала была совсем не нужна НКВД. Сотрудники ОПТУ соблазнили простодушного художника идеей поиска легендарной страны только для того, чтобы использовать его поход в Тибет в своих целях. И на самом деле известная всему миру научная экспедиция Рерихов в Гималаи (целиком и полностью финансированная США, о чем в архивах имеются соответствующие документы!) была вовсе не научной экспедицией, а военным походом. Правда, Шишкин признает, что американские бизнесмены выделили Рериху чуть ли не миллион долларов (по тем временам — огромная сумма) на осуществление научных исследований в Тибете. Но в другой главе своей книги автор утверждает, что в Москве чекисты одарили знаменитого художника просто несметными сокровищами для того, чтобы отправить его в Тибет во главе вооруженного до зубов диверсионного отряда.

Почему же имеющий международный авторитет борца за мир и культуру Рерих, к тому времени уже начавший свою многолетнюю экспедицию, вдруг решил стать террористом и диверсантом? Шишкин объясняет столь крутой поворот в судьбе художника предельно "логично". Просто в благодарность за баснословные суммы, переданные ему чекистами, Рерих обязался оказать ОПТУ одну услугу. Какую именно? Да так себе, пустячок. Проходя по Тибету, выдающийся художник мимоходом должен был поднять там вооруженное восстание, свергнуть законного правителя страны далай-ламу, самому (!) сесть на его место и... установить на всей территории Тибета коммунистическую диктатуру — не больше, не меньше! Именно для завоевания Тибета, а не для обороны от местных банд, грабящих караваны, подчеркивает Шишкин, экспедиция Рериха везла с собой целых два ящика с винтовками и патронами. Что, конечно же, должно было повергнуть в ужас регулярную армию всей страны. Впрочем, по утверждениям журналиста, антиправительственное восстание, организованное экспедицией, должны были поддержать и отряды Красной Армии, ожидающие сигнала где-то на границах.

Одно непонятно — почему Шишкин и другие сторонники подобной версии о целях Трансгималайской экспедиции Рериха не приписывают художнику желание завоевать заодно с Тибетом и Великобританию? Ведь Тибет в то время находился под ее протекторатом, как и Индия. И чтобы установить в этом регионе мира коммунистический режим, надо было свергнуть не только далай-ламу, но и английское владычество...

Но попробуем все-таки обратиться к исторической стороне вопроса.

Настоящие, серьезные попытки разобраться в том, мог ли Рерих в действительности работать на советскую разведку, были сделаны еще при жизни художника. И впервые этот вопрос подняли не "документалисты" вроде Олега Шишкина, а сотрудники одной из сильнейших спецслужб мира — британской "Интелледжент Сервис". Опасаясь роста национально-освободительной борьбы в Тибете, британские спецслужбы подозревали в шпионаже любого иностранца, появившегося на территории подвластного им государства. Английская разведка постоянно следила за передвижениями экспедиции Рериха по Тибету и, более того, — мешала ее продвижению в глубь страны всеми возможными способами, от дипломатических ухищрений до вооруженных провокаций, совершаемых руками местных полудиких кочевников-бандитов. Особую роль в попытках не допустить продвижения экспедиции во внутренние районы страны сыграл резидент английской разведки в Тибете полковник Бейли. В отличие от Кураева, Шишкина и Сенкевича, пытающихся доказать то, чего не было, полковник Бейли и его коллеги имели вполне полную и объективную информацию о деятельности экспедиции Рериха в Тибете. И если бы английским "джеймсам бондам" в самом деле удалось добыть хоть малейшее доказательство сотрудничества Рериха с советской разведкой — эхо подобного разоблачения моментально облетело бы весь мир и стало на Западе настоящей сенсацией. Не забудем, что имя русского художника принадлежало к числу самых громких имен его эпохи. Но сенсации не состоялось. Работа лучших профессионалов сильнейшей разведки мира не смогла обнаружить ни малейшего факта причастности художника к деятельности НКВД.

Откуда же появилась "утка" о сотрудничестве Рериха с советской разведкой? Эта легенда имеет давнюю историю. Впервые подобные слухи были запущены в печать антисоветски настроенной частью русских эмигрантов. Как известно, во время Великой Отечественной войны вся русская эмиграция разделилась на два лагеря: сторонников победы России (хотя бы и "коммунистической") и "пораженцев", считающих, что победа Гитлера и крах советской власти будут лучшим исходом для страны, чем сохранение ею национальной независимости, но под властью большевиков. В числе сторонников победы СССР оказалась истинная русская интеллигенция, в том числе и представители аристократии (одним из которых был князь Феликс Юсупов).

Николай Рерих, будучи истинным патриотом России, не считал себя ни эмигрантом, ни "антисоветчиком". Вполне трезво оценивая и худшие, и лучшие стороны большевистской власти в России, он тем не менее всегда выступал в защиту Родины и во время Великой Отечественной войны открыто встал на сторону СССР, перечисляя свои личные средства, полученные от продажи картин и книг в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. Это вызвало к Рериху особую ненависть со стороны антисоветски настроенных эмигрантских кругов, и, как следствие — поток самой грязной клеветы в адрес художника в принадлежащих им газетах. Именно в русской эмигрантской прессе и появились утверждения о том, что г-н Рерих не только перечисляет свои личные средства в пользу России и Красной Армии, но и работает на советскую разведку.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Николай Константинович Рерих Алтай – Гималаи
На страницах этой книги читатель познакомится с множеством интереснейших фактов из истории, культуры, духовнойжизни древнего и современного...
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Николай Константинович Рерих По старине
Имя Николая Константиновича Pepиха относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Талант Рериха был универсальным:...
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Николай Константинович Рерих Матери городов
Имя Николая Константиновича Pepиха относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Талант Рериха был универсальным:...
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Николай Константинович Рерих Сердце Азии
Имя Николая Константиновича Pepиха относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Талант Рериха был универсальным:...
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Николай Рерих Химиват химават
Афанасий Никитин Тверской, московит пятнадцатого столетия, после своего путешествия в Индию восклицает: “И я от многих тревог отправился...
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Елена Ивановна Рерих письма том IV 1936 Москва, 2002
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Елена Ивановна Рерих письма том VI 1938-1939 Москва, 2006
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Елена Ивановна Рерих письма том VIII 1948-1950 Москва, 2008
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Николай Рерих Врата в Будущее
Окрылились люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? Или помощь? А вдруг бомбы? А вдруг губительные...
Николай Константинович Рерих алтай-гималаи николай Константинович Рерих алтай-гималаи icon Переписка елены и николая рерих с рихардом рудзитисом
Письма с гор: Переписка Елены и Николая Рерих с Рихардом Рудзитисом. В 2-х т. Т. II (1938–1940) / Вступ ст., примеч и коммент. Г....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции