Скачать 138.66 Kb.
|
Тема урока: « Венок певцу бревенчатой избы» Цели урока: обучающая: дать понятие об эпохе; познакомить с жизнью, литературной деятельностью, стихотворениями С. Есенина; пробудить интерес к личности и творчеству Сергея Есенина; раскрыть духовный мир поэта, круг его увлечений и интересов; показать, как рос поэтический талант Есенина, в сжатой форме рассказать об основных этапах творческого пути; развивающая: открыть для себя новые страницы жизни писателя, обогатить свое представление о его личности; развивать навыки и умения декламации поэтического текста, анализа художественных произведений; воспитывающая: воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта. Оборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, поэтические сборники С. Есенина; Методические приемы: доклад ученика (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем. Повторение литературных течений начала XX века: символизм, акмеизм, футуризм. Вид урока: усвоение нового материала. Тип: урок-презентация. Подготовка к уроку. Учащиеся готовят индивидуальные задания: Биография С. Есенина (презентация). Сообщения учащихся по темам: а) первая группа: “Тема природы и тема Родины в творчестве С. Есенина” б) вторая группа: “Тема любви в творчестве С. Есенина” в) третья группа: “Тема революции в творчестве С. Есенина” Декламация стихотворений наизусть учащимися. Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин Ход урока I. Слово учителя Сегодня на уроке мы познакомимся с гениальным поэтом Сергеем Есениным. Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо - это самый читаемый в России поэт. “Я, Сергей Есенин, никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам”. У гениального поэта гениально и его творчество, произведения, написанные в начале 20 столетия, актуальны, интересны, читаемы и сегодня. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу. Максим Горький писал: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…” Презентация. Биография Есенина : План презентации. I. Детство. II. Основные периоды творчества. 1. Ожидание революции. (1910-1917 г. ) Служба в армии. 2. Воспевание революции (1917-1919 гг. ) 3. Неприятие совершающихся в стране событий (1919-1920 г. ) 4. Противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти 1921-1923. 5. Правдивое, объективное отражение советской действительности 1924-1925. III. Основные темы в творчестве С. Есенина. 1. Тема природы и тема Родины в творчестве С. Есенина. 2. Тема любви в творчестве С. Есенина. 3. Тема революции в творчестве С. Есенина. IV. Последние годы жизни С. Есенина. V. Смерть поэта. Ведущий ученик (1). I. Детство. 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. “Стихи я начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам”. Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. “Омут розовых туманов”, “осеннее золото лип”, “рдяный мак заката”, “Русь — малиновое поле” — всю эту поэтическую, живописную азбуку Сергей Есенин постигал в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках, где учился с 1909 по 1912 год. Четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя “белой вороной”, впрочем, не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность. В мае 1912 года Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении ему звания учителя школы грамоты. Стихи, написанные им в то время, уже проникновенны и пленительны. В августе 1912 года Сергей Есенин приезжает в Москву. Сначала служит в мясной лавке, где работает приказчиком его отец, а вскоре поступает в типографию — помощником корректора. Он становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. В сентябре 1914 года начинает слушать лекции Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. В этом же году в детском журнале “Мирок” под псевдонимом “Аристон” опубликовано его стихотворение “Берёза”. Ведущий ученик (2). II. Главные периоды творчества поэта. Исходя из отношения Есенина и его героев к революции, можно выделить пять главных периодов его творчества. 1. Ожидание революции 1910-1917. Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех. Здесь выходит первая книга Сергея Есенина “Радуница”. Любовь к родной природе, поэзия крестьянского быта — ее основные темы. “Нежно любит Есенин свою родную сторону и находит для неё хорошие, ласковые слова. Он превращает в золото поэзии всё — и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают “обедню стройную”, и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты. . . ”, — так писал о книге “Радуница” П. Сакулин. Служба в армии. В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым. 2. Воспевание революции 1917-1919: “Да здравствует революция/ На земле и на небесах! (1918) “В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”. Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: “Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно”. Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: “О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь. . . ” (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти (Небо - как колокол, / Месяц - язык, / Мать моя - родина, / Я - большевик. “Иорданская голубица”, 1918). В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании. . . должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени. 3. Неприятие совершавшихся в стране событий 1919-1920: “Вёслами отрубленных рук/ Вы гребётесь в страну грядущего” (сент. 1919 года); “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал... ”(авг. 1920 г. ) Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное. . . ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика. “Я последний поэт деревни…” - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920г. он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. . . Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений". 4. Противоречивое отношение поэта и его героев к революции и советской власти 1921- 1923: “Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по- видимому, в нас скрывался и скрывается какой – нибудь ноябрь” ( февр. 1923 г. ); герои “Страны Негодяев”: комиссар Рассветов: “Россия... вот это глыба… Лишь бы только Советская власть!. . ” - и “идейный бандит” Номах: “Мне до дьявола противны / И те и эти. Я потерял равновесие... ” В то же время Есенин работает над поэмами “Пугачев” и “Номах”. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. 5. Правдивое, объективное отражение советской действительности 1924-1925: “Радуясь, свирепствуя и мучась,/ Хорошо живётся на Руси” (июль 1925 года). В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по свидетельству одного из современников, начинает “так, крыть” большевиков, как это. . . не могло и в голову прийти никому в Советской России”. Однако Есенина как широко известного “поэта деревни” трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу хода. Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему “работается и пишется. . . дьявольски хорошо”. Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет “маленькие поэмы” с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, — “Возвращение на родину”, “Русь советская”, “Русь бесприютная”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, где пророчески правдивым словом защищает и “уходящую”, и “советскую” Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёгкий путь. А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям искренность. В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма “Анна Онегина” (1925 г. ). Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. Смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом — “мальчика”, жившего “в простой крестьянской семье”, “желтоволосого”, “с голубыми глазами”, а ныне — “прохвоста и забулдыги”, которого преследует “чёрный человек”. Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр “Отговорила роща золотая. . . ” (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле. III. Основные темы в творчестве С. Есенина. Декламация стихотворений наизусть. 1. Тема природы и тема Родины в творчестве С. Есенина (первая группа учащихся, проверка самостоятельной подготовки). Декламация стихотворений наизусть. “В хате” (1914). , Русь” (1914), “Гой ты, Русь моя родная”, “Запели тесаные дроги…”, “О Русь, взмахни крылами” и т. д. 2. Тема любви в творчестве С. Есенина (вторая группа учащихся, проверка самостоятельной подготовки). Декламация стихотворений наизусть. “Письмо матери” (1924 г. ), “Москва кабацкая” (1923), цикл “Любовь хулигана” “Персидские мотивы (1924-1925): “ Я спросил сегодня у менялы. . . ”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ!”, "Никогда я не был на Босфоре. . . ", "Воздух прозрачный и синий. . . " и др, “Письмо к женщине” (1924). Презентация Ведущий ученик (1, по презентации). Женщины С. Есенина. Анна Изряднова. В марте 1913 года Сергей устроился в типографию Товарищества И. Сытина подчитчиком, то есть помощником корректора. Корректор Анна Изряднова вскоре стала его женой. Она вспоминала о нем так: "Только что приехал из деревни, но на деревенского парня не был похож - на нем был коричневый костюм, высокий крахмальный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив. . . Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит. . . Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить. . . " Брак с Анной с первых дней семейной жизни показался Есенину ошибкой. Больше всего его заботил успех поэтический. В 1914 году, наконец, его стихи напечатали в газете "Новь", в журналах "Заря", "Парус" и др. , но это были не лучшие его стихи. В 1915 году, несмотря на рождение сына, Есенин оставил Анну с маленьким ребенком, решив попытать счастья в журналах северной столицы. Зинаида Райх. При приезде в Петербург, очевидно, во время завоевания Есениным модных литературных салонов и появилась в его жизни Зинаида Райх. Эта живая бойкая девушка работала в лево-эсеровской редакции. Вместе с вологодским поэтом Алексеем Ганиным они отправились в путешествие на Север - на Соловки и дальше в Мурманск. Под Вологдой Есенин и Зинаида Рейх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты. Сергей не жил с ней постоянно, хотя она и родила от него двоих детей - Татьяну (1918) и Константина (1920). Айседора Дункан. Есть несколько версий их первой встречи. Но все сходятся в одном: Айседора и Сергей сразу понравились друг другу. Мариенгоф утверждал, что Дункан увидела Есенина на пирушке в студии Якулова. "Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастье, А нечаянно гибель нашел". Айседора была талантлива, щедра и непосредственна как ребенок, внутренне раскрепощена. Ее покорили трепетная нежность, детскость, незащищенность души поэта. Есенин напоминал ей давно погибшего сына, и она давала ему не только женскую, но и материнскую любовь. Она была на 18 лет старше его. Он говорил только по-русски, а она - по-английски, французски и немецки. Но они понимали друг друга. Через некоторое время советское правительство перестало субсидировать школу Дункан, и она решила поехать в Европу, чтобы найти деньги. Желая ускорить оформление визы для Есенина, они решили официально зарегистрировать свой брак. Есенин и Европа друг другу не понравились. Сергей и Айседора возвратились в Россию в августе 1923 года. Приехав в Москву, они нашли школу в жалком состоянии. К счастью, у Айседоры были чеки "Америкен экспресс" примерно на 70 000 франков. Подруга танцовщицы Мэри Дести писала в своей книге "Нерассказанная история": “Айседора потратила все, что у нее было, на школу. Это привело Сергея в ярость - он хотел владеть всем и раздавать все друзьям”. Сергей и Айседора расстались. После Айседоры Дункан еще две женщины беззаветно пытались спасти погибающего поэта. Одна его любила, другая была его женой. Вернувшись из-за границы, Есенин со своими сестрами поселился у Галины Бениславской, которая стала для Есенина близким человеком, другом и помощником. "С невиданной самоотверженностью, с редким самопожертвованием посвятила она себя ему. . . Без устали, без ропота, забыв о себе, словно выполняя долг, несла она тяжкую ношу забот о Есенине". В 1924 - 1925 годах Бениславская во время отъездов Есенина из Москвы вела все его литературные дела. "Всегда Ваша и всегда люблю Вас", - заканчивала она все письма к Есенину. Но он, обременяя ее бесконечными поручениями, заверял лишь в нежной дружбе, которая была "гораздо больше и лучше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя". Софья Толстая. В то время женой Есенина была Софья Толстая, внучка Льва Толстого, чем он очень гордился. Любовь ее к Есенину была нелегкой. Софья Толстая была истинной внучкой своего деда. Даже обликом напоминала его: вся в деда грубоватым "мужицким лицом, эта женщина редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную кочевую жизнь Сергея Есенина свет и успокоение. Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова ни жене, ни друзьям. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле. Написал Есенин, прощаясь с Соней и прося у нее прощения. Когда Софье Толстой сообщили о смерти Есенина, она страшно закричала, не хотела верить, была как безумная. Обобщение. На Ваганьковском кладбище у могилы Сергея Есенина собрались его жены и возлюбленные: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Галина Бениславская, Софья Толстая. . . Айседора Дункан прислала телеграмму. ". . . Его дерзкий дух стремился к недостижимому. . . Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием". Через год Галина Бениславская застрелилась на могиле Сергея Есенина. В 1927 году в Ницце погибла Айседора Дункан. Софья Толстая сохранила ему верность и старательно берегла все, что было связано с жизнью поэта, разбирала его архив, готовила к изданию его сочинения. Рядом с обручальным кольцом она всю жизнь носила медное кольцо, которое поэт, шутя, ей подарил. Оно было очень широкое, и она его сдавила, чтобы можно было носить. 3. Тема революции в творчестве С. Есенина (третья группа учащихся, проверка самостоятельной подготовки). Декламация стихотворений наизусть “Разбуди меня завтра рано. . . ” (1917), “Я по первому снегу бреду. . . ” (1917), “Я последний поэт деревни. . . ” и “Сорокоуст”, 1920г. и др. Ведущий ученик (2). Наиболее ярким и крупным произведением Есенина о революции и первой любви является поэма “Анна Снегина” (1925), основное действие которой происходит с весны до поздней осени 1917 года. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей. IV. Последние годы жизни С. Есенина. Ведущий ученик (1). 26 февраля 1921 г. С. Есенин писал: “Вы спрашиваете, целен ли был, прям и ровен мой житейский путь? Нет, такие бывали ломки, передряги и вывихи, что я удивляюсь, как это я до сих пор остался жив и цел”. Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в последние дни своей жизни, является поэма “Черный человек” (1923 - 14 ноября 1925). Основное содержание произведения составляют сценки-диалоги поэта с черным человеком, которые восходят к народной сказке и притче о черте. Действие поэмы происходит декабрьской метельной ночью при луне. Ночью перед Рождеством по народным поверьям происходит вечная борьба божеств добра и зла. Герой поэмы — желтоволосый поэт с голубыми глазами обращается к другу: “Друг мой, друг мой, / Я очень и очень болен”. Но вместо друга к нему приходит черный человек, один из обликов, который принимает черт. Подтекст этой замены очевиден: герой поэмы живет в мире, где все направлено против человека, все противоречит его желаниям и даже друга вытесняет черный человек. Летом 1925 года Сергей Есенин вернулся в Москву, а осенью лег в больницу. Стремление переменить обстановку приводит его в Ленинград. Здесь поэт предполагал пробыть до лета, а затем уехать в Италию – к Горькому. Но намерения остались неосуществлёнными. В ночь на 28 декабря в ленинградской гостинице “Англетер” Есенин покончил с жизнью. V. Ведущий ученик (2). За день до трагического конца С. Есениным было написано стихотворение “До свиданья, мой друг, до свиданья…” . Поэт отдал его знакомому ленинградскому поэту, который хотел сразу же прочитать, но Есенин его остановил: “Нет, ты подожди! Останешься один – прочитаешь. Не к спеху ведь!”. VI. Декламация стихотворения наизусть заранее подготовленного ученика “До свиданья, друг мой, до свиданья…” VII. Итоги урока. Домашнее задание: Прочитать поэмы “Анна Снегина”, “Черный человек Учитель: Гасанова Мухлисат Джумартовна |
Презентация по творчеству С. А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу…» Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность... |
Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина» С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся... |
||
Исследовательская проектная работа по русской литературе на тему:... Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина |
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница,... |
||
Тема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка» Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка” |
Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый " Оборудование: портрет А. С. Пушкина, сборники сказок А. С. Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник... |
||
Квн по сказкам А. С. Пушкина Оборудование: презентация, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации сказок, поделки, рисунки детей, киндер-сюрпризы, задания для конкурсов,... |
Резюме Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина – специальность «Филолог. Лингвист-переводчик» |
||
Употребление словосочетаний. «Созвучье слов». Сформулируем цели Оборудование: портрет П. И. Чайковского, звукозапись «Осенняя мелодия», портрет С. А. Жуковского, реподукция картины «Брошенная терраса»,... |
Тема урока: Внеклассное чтение. Рассказы В. Осеевой Оборудование: портрет В. Осеевой; выставка книг В. Осеевой; индивидуальные задания для работы в группах; карточки с пословицами |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |