Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов)




Скачать 102.92 Kb.
НазваниеОбобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов)
Дата публикации01.10.2014
Размер102.92 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Культура > Урок
Тема: Обобщающий урок то творчеству С.А.Есенина (защита проектов)

Цель: обобщить и систематизировать материал, изученный по теме, формирование навыка использования проектной методики в подготовке материала; развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство патриотизма, чувство прекрасного

Оборудование: компьютерное оборудование, карты анализа проектов

Эпиграф: Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души
С.Есенин

Ход урока.


  1. Сообщение темы урока, целей и задач.

Ребята, мы с вами изучили творчество замечательного поэта С.А.Есенина. Сегодня мы проведём обобщающий урок по его творчеству в форме защиты проектов

Цели урока:

  • Обобщение знаний о жизни и творчестве С.А.Есенина

  • Развитие творческих способностей учащихся

  • Воспитание чувства патриотизма, чувства прекрасного

Слово учителя.

Сергей Есенин – лирик, который самой природой был создан для поэтического творчества, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире.

Слова самого поэта, которые я взяла эпиграфом к уроку, как нельзя лучше передают глубину есенинской поэзии, её предназначение.
Быть поэтом – это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души
С.Есенин

В конце урока мы вернёмся к эпиграфу, подумаем над его смыслом.
Вы предварительно получили задание выбрать тему своего проекта, подобрать материал и представить его в виде презентации.

На сегодняшнем уроке будут представлены два проекта:

  1. Тема Родины в лирике С.Есенина

  2. Любовная лирика С.Есенина


Ваша задача быть предельно внимательными на уроке и оценить исследовательскую и творческую работу своих товарищей, заполнив карту оценки презентаций.



  1. Защита проекта «Тема Родины а лирике С.А.Есенина»

  2. Защита проекта «Любовная лирика С.Есенина




  1. Заполнение карты оценки презентаций, обсуждение проектов.


(2-3 учащихся)

Слово независимым экспертам ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________
Слово учителя.

Возвратимся к эпиграфу.

Как вы понимаете значение этих слов? Каким образом они характеризуют С.А.Есенина как поэта и как человека?
С.А.Есенин - лирик необыкновенной искренности, влюбленный в Россию, создавший богатый мир своего поэтического языка. Он вошел в историю литературы как один из лучших русских поэтов, и творения его будут вечно жить, потому что каждый новый читатель будет открывать в них какие-то только ему понятные мысли и переживания. И в образе лирического героя будет иногда узнавать себя, и будет у него при этом радостно и тревожно биться сердце. Возможно, в этом и есть секрет бессмертия лирики Есенина.



  1. Итог урока. Выставление оценок.



Домашнее задание:


  1. Написать сочинение-миниатюру «Особенности поэтики С.Есенина»

  2. Изучить материал учебника о жизни и творчестве О.Э.Мандельштама.

  3. Индивидуальные задания: подготовить сообщение-презентацию «Жизненный и творческий путь О.Э.Мандельштама»


Проект: « Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Проект подготовили уч-ся _______________________класса:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

Содержание презентации

Актуализация темы

  • Тема Родины актуальна во все времена

  • Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

Цели и задачи

  • Исследовать творчество С.Есенина

  • Отметить особенности изображения природы в стихотворениях

  • Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина


Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О, Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую

С.Есенин

С.Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины».

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин
Тема Родины

- народные истоки

- пейзажная лирика

- философские размышления о судьбе Родины



  • С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье

«Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

Народные истоки

  • Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника.

  • Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.Есенина

Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

(Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»
Природа в лирике С.Есенина

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

Особенности пейзажной лирики
- Олицетворение

- Цветопись

- Звукопись

Особенности изображения природы

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусаю огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Здесь даже мельница - бревенчатая птица

С крылом единственным - стоит, глаза смежив

(Чтение стихотворения «С добрым утром!» Анализ стихотворения
Использование цветописи в лирике С.Есенина

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки

«Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(«Чёрная, потом пропахшая выть!»)
«Задремали звёзды золотые/ Задрожало зеркало затона/

Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России…

  • Природа у Есенина — не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком
Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом...»

Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

Использование звукописи

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина:

«Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных».

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

( Стихотворение «Топи да болота…». Анализ)

Философская лирика

Особенности философской лирики:

- душевное состояние лирического героя

- исповедальность

- глубокий смысл
Лирика последних лет жизни

Особенности философской лирики заключаются в том, что в последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом

  • 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

(Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая….», анализ)

Философские размышления о судьбе Родины

Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

Исповедальность лирики
последних лет


Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно

звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

(Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)

Заключение

Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

И в заключение хотелось бы привести слова Н.С.Тихонова: «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо».
Проект: Любовная лирика С.Есенина

Проект подготовили уч-ся _____________ класса:

_____________________________________________

Содержание презентации

Актуализация темы:

- Любовная лирика присутствует в творчестве многих поэтов и писателей

- Тема любви актуальна во все времена

Цели и задачи:

- исследовать стихи Есенина, относящиеся к любовной лирике

- познакомить с адресатами любовной лирики

- показать динамику развития темы любви

Любовная лирика

- народно-песенные истоки ранней лирики

- адресаты любовной лирики

- философичность любовной лирики

Народно-песенные истоки ранней лирики

Тема любви в творчестве С.Есенина развивается не последовательно, а с пропусками и ретроспективными возвращениями в прошлое. Вначале была сказочно далёкая девушка в белом, неясная для читателя, но, безусловно, возвышенная для поэта

Где-то за садом несмело

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых в песенном русском фольклоре.

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я» народной лирической песни.

Адресаты любовной лирики

- Айседора Дункан

- Шаганэ

- Августа Миклашевская
Айседора Дункан

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Есенина захватило необычайное искусство танцовщицы, её темперамент, обаяние её личности. Вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.

(Чтение и анализ стихотворения «Дорогая, сядем рядом...»
Августа Миклашевская

В 1923-м году, когда поэт вернется из-за границы, именно любовь к женщине исцелит страдающую душу поэта, прольется осенью того же года циклом стихотворений «Любовь хулигана».

Рождение этого произведения связано с именем актрисы Камерного театра – Августой Миклашевской.

(Чтение и анализ стихотворения «Заметался пожар голубой…»
Шаганэ

Мечта о «чистой» любви – один из сквозных мотивов лирики Есенина.

В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы». Стихи этого цикла - попытка обрести согласие с самим собой, с миром. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной сказочной страны.

(Чтение и анализ стихотворения «Шаганэ»)
Философичность любовной лирики
Стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.
(Чтение и анализ стихотворения «Листья падают…»)

Стихи о любви последних лет


Поэт гневно осуждает «напоённую ласкою ложь», он не приемлет женщин «легкодумных, лживых и пустых» и с тоскою пишет о сердцах охладевших, не способных дарить людям любовь. Лирический герой мечтает о чистой и возвышенной любви, в последние годы эта мечта трансформировалась в идеал первозданного, радостного, животворящего чувства.

Философские размышления о жизни, о любви, о Родине отмечаются в лирике последних лет жизни поэта

(Чтение и анализ стихотворения «Плачет метель…»)
Заключение

Стихи Есенина о любви различны по степени художественного совершенства, они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию. Стихи эти обладают большой притягательной силой.

«Жажда человеческой нежности» - явление непреходящее, а только изменяющее свои формы. И стихи о любви, написанные С.Есениным, находят свой отзвук в душе читателя. Чувство, излитое поэтом, принадлежит

уже не ему одному – оно становится достоянием многих…





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconПрезентация по творчеству С. А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу…»
Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность...

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconИсследовательская проектная работа по русской литературе на тему:...
Выбор данной темы мною объясняется огромной любовью к творчеству великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconПроектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И
Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А. С. Пушкину

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconОбобщающий урок по разделу
Выступление библиотекаря (знакомство с подготовленной выставкой книг и иллюстраций к ним)

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconУрок Краснова Ольга Александровна
Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconИнтегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина...

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconОборудование урока: портрет С. Есенина, презентация, поэтические...
Методические приемы: доклад ученика (презентация), декламация стихотворений наизусть и краткая характеристика тем

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconОбобщающий урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму"
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему...

Обобщающий урок то творчеству С. А. Есенина (защита проектов) iconУрок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века....
Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие»....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции