Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с




Скачать 397.12 Kb.
Название Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с
страница 1/3
Дата публикации 29.09.2014
Размер 397.12 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3


Введение
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с Пушкиным и Гоголем. Он писал Боткину: «Черт знает — страшно сказать, а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт и что Пушкин умер не без наследника»1.

Небольшое по объему наследие Лермонтова очень многообразно и сложно. Лермонтов писал о современной ему действительности, об историческом прошлом, высказывал свои мечты о будущем. Изображал Россию и Кавказ. Обращался к господствовавшим общественным кругам и к жизни простых людей, разночинцев, крестьян. Мы найдем в его творчестве мотивы религиозные и богоборческие, пессимизм и жизнеутверждение, выражение пассивного отношения к жизни и призывы к активной общественной борьбе. Он создал произведения во всех литературных родах, писал лирические стихотворения, поэмы, драмы и повествовательные сочинения в стихах и прозе.

Начало исследованиям творчества М.Ю. Лермонтова в ХIХ веке было положено литературными критиками 40-60-х г.: В.Г.Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым, И.А Гончаровым, Ап. Григорьевым, Н.И. Шелгуновым. Глубокие и точные суждения о природе творчества М.Ю.Лермонтова были высказаны писателями Ф.И. Достоевским, А.П. Чеховым, на рубеже ХIХ – ХХ веков – К.Д. Бальмонтом, И.Анненским.

В начале ХХ века методологические проблемы реализма, самосознания художника, рефлексивности творчества, проблемы художественного формообразования и др. были отражены в работах Й. Хейзенга, Ш. Маритена, Х. Ортега-и-Гассет; в 30-40-е гг. ХХ века В.Виноградова, Б.Томашевского, В Шкловского, А Веселовского и 60-80-е годы И. Андронникова, В. Мануйлова, Э.Герштейн, Б.Удодова, Б.Виноградова, Д.Максимова, Е. Михайловой, И. Тойбина, А. Чичерина, Н. Леоновой, Б.Неймана, Б.Эйхенбаума. Разрабатываются проблемы эстетики, поэтики романтизма и реализма (Л. Гинзбург, А.Н. Соколов, Ю. Лотман, Д. Лихачёв, Ю. Манн, М. Бахтин, Г. Фридлендер, Б. Корман, Д.Урнов и др.). Философия культуры, литературы разрабатывалась Г. Гачевым, В. Кантором, В. Карасёвым, В. Коровиным.

Вопрос о соотношении романтизма и реализма в зрелом творчестве Лермонтова является предметом разногласий и не утихающих споров. По мнению К. Григорьяна, оно остается всецело романтическим, включая и «Героя нашего времени». Согласно другой точке зрения (С. Дурылин, В. Мануйлов), творческий путь поэта может быть охарактеризован формулой «от романтизма к реализму», а его зрелое творчество знаменует последовательное и полное утверждение реализма. Однако большинство лермонтоведов (Л. Гинзбург, Д. Максимов, Е. Михайлова, У. Фохт и др.) говорят о переходном характере произв. 1835—41, о сосуществовании и взаимодействии в них различных художественныз тенденций, реалистического и романтического начал. По мнению А. Журавлевой, мы имеем здесь дело с «двусоставной» идейно-художественной системой, представляющей сочетание элементов «развитого романтизма и раннего реализма в некоторое органическое единство»1.

О поэме «Мцыри» критиками и исследователями Лермонтова, от Белинского до наших дней, было сказано немало. Ценные наблюдения над поэмой и мысли о ней содержатся в работах В. М. Фишера, С. В. Шувалова, С. Н. Дурылина, Б. М. Эйхенбаума, А. Н. Соколова, С. И. Леушевой, Д. А. Гиреева и др. Особенный интерес вызывал у исследователей вопрос о преемственной связи «Мцыри» с поэмами Лермонтова «Исповедь» и «Боярин Орша». Привлекалось внимание к образу героя поэмы, к ее стилю, к формам ее стиха, комментировались содержащиеся в ней топографические подробности.

И всё же исследователи обращались к «Мцыри» как-то вскользь, между прочим, в связи с общей характеристикой Лермонтова. При этом создавалось впечатление, что поэма «Мцыри» отталкивала исследователей не тем, что ее трудно анализировать, а скорее наоборот — тем, что казалось самоочевидностью ее содержания, ясностью и простотой, которые не требуют объяснений.

На фоне общего замедления и самоуспокоения исследовательской мысли, обращенной к лермонтовской поэме, свежо и откровенно прозвучало замечание Б, М. Эйхенбаума о том, что смысл «Мцыри» «остается темным»1. Каким бы преувеличенным ни выглядело это суждение, нельзя не сознаться, что скрытая в нем тревога имела и имеет некоторую почву, и, значит, полезна. Наше обдумывание «Мцыри» действительно еще не закончено и должно продолжаться.

Едва ли не все современные исследователи, писавшие о «Мцыри», признают лермонтовскую поэму романтическим произведением. Это мнение вполне справедливо.

Поэма «Мцыри» — одно из самых поразительных поэтических созданий Лермонтова. В русском и мировом искусстве не часто встречаются произведения, в которых воля к свободе, мечта о родине, прославление земной жизни и борьбы — «мира восторг беспредельный» — были бы доведены до такой остроты, до такого могучего напряжения, как в этой поэме.

Объектом исследования нашей работы стало изучение особенностей поэмы «Мцыри», характеризующих ее как романтическую поэму.
Глава 1.1. Основной пафос творчества Лермонтова
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Наследуя Пушкину, Лермонтов пройдет свой, в высшей степени своеобразный путь в создании русского стихотворного эпоса параллельно и как бы заново.

Самый характер гуманизма Лермонтова приобретает иное содержание: трагическое мироощущение стало не моментом духовной жизни, а доминирующим принципом отношения к действительности. Неприятие ее становится абсолютным, а не относительным. Конечно, за ним скрывается прежде всего неудовлетворенность наличным бытием, но она принимает форму абсолютного отрицания или стремится такую форму принять.

Лермонтов придает русскому романтизму аналитический и рефлектирующий характер. Лермонтов погружен во внутренний мир, который он делает объектом анализа. Строгая очерченность и постоянность «лермонтовского элемента» состоят в его особом, психологическом типе, образующемся из контрастных, но спаянных черт — изначальной героики и столь же изначального трагизма. Жажда героического деяния, подвига, которые могут быть осуществлены в любой сфере — гражданской, поэтической, мыслительной, интимной, совмещается с глубоко выраженным признанием в обреченности и гибели личности. Высокое призвание личности слито в сознании Лермонтова с ее реальным бессилием. Вот этот героический и вместе с тем горький опыт составляет главную тему Лермонтова.

Если попытаться оценить жанровый состав лермонтовского стихотворного эпоса в целом, в его романтически-реалистических взаимодействиях (Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимов, Е. Н. Михайлова, У Р. Фохт, Ю. В. Манн, В. М. Маркович, В. И. Коровин, Б. Т. Удодов, М. М. Уманская и др.), то можно предположить, что Лермонтов настойчиво создавал какое-то единое эпическое творение, свою «книгу» о драме современного человеческого бытия в контексте мировой, русской цивилизации и существующего миропорядка в целом.

Сложность и противоречивость лермонтовского творчества приводили к тому, что критики подчас выдвигали одни стороны его творений, упуская из виду другие, и приходили из-за этого к односторонним и, тем самым, неверным суждениям. Так, например, впадая в крайность, Вл. Архипов утверждает, что Лермонтов — «поэт революции», центральной темой которого объявляется «народ и история», «народ и революция». «Различие среды, воспитания, внешних условий жизни и привычек мешает увидеть в Лермонтове могучую и страстную душу великого революционера Чернышевского»1.

Но еще Белинский предупреждал: «Первым делом, первою задачею критика должна быть разгадка, в чем состоит пафос произведений поэта, которого взялся он быть изъяснителем и оценщиком. Без этого он может раскрыть некоторые частные красоты или частные недостатки в произведении поэта, наговорить много хорошего к ним; но значение поэта и сущность его поэзии останутся для него так же тайною, как и для читателей... Сверх того, он рискует быть или пристрастным хвалителем, или, что одно и то же, пристрастным порицателем поэта... Но главное — он всегда ошибается в общем выводе своих исследований о поэте»2.

Почвой, сформировавшей прогрессивное романтическое искусство начала XIX века, явилось развитие личности, ее неудовлетворенность историческим бытием и ее стремление противопоставить враждебным силам действительности свою одинокую борющуюся волю и свою субъективность. Поэмы Лермонтова по своему содержанию, пафосу, по методу, по типу героя отражают все эти тенденции.

Правда, романтизм лермонтовской поэмы отличается от устоявшихся форм романтизма, выработанных и закрепленных в стихотворных повестях Байрона, Пушкина и их последователей (Козлова, Подолинского). Но существование отличительных особенностей романтизма его поэмы не дает права исключить произведение из романтической литературы эпохи и вывести его за пределы лермонтовского романтизма.

Творчество Лермонтова принадлежит к вершинным достижениям русской романтической литературы; оно наиболее полно, целостно воплотило главные черты романтизма как литературного направления и художественного метода, вобрало в себя традиции многообразных романтических течений и школ — отечественных и зарубежных. Лермонтов выступил прежде всего как продолжатель романтической традиции В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, поэтов-декабристов. Вместе с тем его творчество во многом отлично от романтизма 1810—1820-х гг., тесно связанного еще с предшествующими литературными направлениями (классицизмом, просветительством, сентиментализмом), с анакреонтич. поэзией.

Наконец, важную роль в формировании творчества Лермонтова сыграли многочисленные явления западноевропейской литературы, в т. ч. Ф. Шиллер и Дж. Байрон, А. Ламартин и А. Виньи, В. Гюго и О. Барбье, школа французской «неистовой словесности» (см. работы Б. Эйхенбаума). В произведениях Лермонтова явственны следы многообразных влияний, в них нетрудно обнаружить многочисленные реминисценции и прямые текстуальные заимствования из различных литературных источников

В творчестве Лермонтова, равно поражающем беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, достигает предельного напряжения основное противоречие романтизма — противоречие между идеалом и действительностью. Причем оба эти начала теснейшим образом взаимосвязаны: глубина и сила разочарования выступают у Лермонтова как прямое следствие его повышенной требовательности к людям, миру, самому себе; и наоборот — доведенное, казалось бы, до предела неприятие действительности усиливает стремление к идеалу, укрепляет «веру гордую в людей и жизнь иную» («Памяти А. И. Одоевского»). Подобно героям Байрона, романтическая личность у Лермонтова вступает в противоречие с мировым целым, она чувствует свою отчужденность по отношению не только к «неблагодарной толпе», но и ко всему мирозданию.

Приступая к характеристике лермонтовской поэзии, Белинский далеко не случайно сразу же сопоставил Лермонтова с Пушкиным: «В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии. В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы выражения; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества»1.

И все же общие идеи, лежащие в основе поэзии Лермонтова,— это идеи личности и свободы, которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии. Лермонтов нашел в этих идеях, существовавших и до него, особый аспект и воплотил их со страстью, своеобразием и полнотой, неизвестными его предшественникам в русской поэзии. Творчество Лермонтова, несущее эти идеи, способствовало обострению критического сознания его современников и было целиком направлено против бесчеловечности, рабства и духовной косности.

Ключом к поэзии Лермонтова могут быть слова его Мцыри, безусловно имеющие автобиографический смысл:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы...
Белинский не только требовал определения пафоса поэта, но и дал верное понимание пафоса лирики Лермонтова, справедливое по отношению ко всему его творчеству. Он видел его в том, что Лермонтов неизменно выдвигал «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности»1.

И сегодня путь изучения, намеченный и осуществлявшийся Белинским, сохраняет все свое значение.

Ряд исследователей, идя вслед за Белинским, успешно показали творчество Лермонтова в его целостности. Более других это удалось Д. Максимову2, Л. Гинзбург3, А. Соколову4, Б. Удодову5.

Своеобразие трактовки личности в творчестве Лермонтова, шедшей в традиции Пушкина, определялось временем после подавления восстания декабристов, дворянских революционеров, но до второго этапа освободительного движения. В эти годы жестокой правительственной реакции и вместе с тем переоценки в передовом лагере прежних воззрений и поисков новых путей освободительной борьбы и сложился Лермонтов как человек и поэт. А. Герцен так писал об этой «зловещей эпохе»: «Надо было с детства приспособиться к этому резкому и непрерывному ветру, сжиться с неразрешимыми сомнениями, с глубочайшими истинами, с собственной слабостью, с каждодневными оскорблениями, надо было с самого нежного детства приобрести привычку скрывать все, что волнует душу, и не только ничего не терять из того, что в ней схоронил, а, напротив, — давать вызреть в безмолвном гневе всему, что ложилось на сердце. Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову»1.

Белинский отмечал, что лирика Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека»2. Он видел в ней выражение «бурного одушевления», «трепещущей, изнемогающей от полноты своей страсти»3.

Это та сторона пафоса Лермонтова, которая отличает его от Пушкина и сближает с непосредственными современниками — с Гоголем, Полежаевым, Чаадаевым. Но если у Гоголя эта субъективность выразилась прежде всего в резко сатирическом показе действительности, то у Лермонтова, который точно так же страстно ее бичует, она проявилась главным образом в требовательном анализе души человека, занятого вопросом о «судьбах и правах человеческой личности».

Необычаен диапазон субъективности Лермонтова — это и ненависть, и сарказм, и гневный протест, и мятежность, и скорбь, и душевная нежность, и жертвенная любовь, и чувство достоинства, и мужественная твердость, и отчаяние, и страстная вера — исключительно многообразны чувства, выражающие отношение к жизни, характеризующие пафос лермонтовской поэзии в каждом данном его проявлении.

Основной пафос творчества Лермонтова нашел свое выражение в своеобразных формах и был выявлен специфическими средствами.

В эпосе основной жанр Лермонтова — поэма, посвященная главным образом исповеди центрального героя.

Творчество Лермонтова характеризует определенная эволюция, главным образом в отношении художественного метода. Обнаруживая отвлеченность юношеского мышления, зависимость от господствовавшего направления в литературе и подчас ученическое следование за такими тогда кумирами, как Байрон, Жуковский, Пушкин в его романтических произведениях, творчество Лермонтова первого периода (1828—1836) по преимуществу романтическое. В это время автор занят прежде всего своим представлением о мире, больше, чем объективной действительностью. В центре его внимания — внутренний мир одинокой личности, противостоящей человечеству. Герой — во многом alter ego автора, будучи, конечно, определенным литературным образом, т. е. обобщением, данным в форме единичного. Преобладают романтически-гиперболические средства изображения («кровавая слеза», «кровавая пелена», «знойная любовь», «роковое прощание» и т. п.). Романтизм этот все отчетливее становится гражданским, революционным романтизмом в духе декабристской традиции.

Но уже и в эти годы мы найдем у Лермонтова реалистические элементы, особенно в сатирических зарисовках общества («Булевар», 1830; «Опасение», 1830; «Примите дивное посланье», 1832; «Что толку жить...», 1832; «Он был в краю святом...», 1833—1834 и др.), а также в демократических по мотивам стихотворениях («Склонись ко мне, красавец молодой», 1832; «Прелестнице», 1832; «Вадим», 1833—1834) и революционных («Жалобы турка», 1829; «Новгород», «Последний сын вольности», «10 июля 1830», «30 июля 1830» — все 1830)1.

Однако Лермонтов никогда не оставлял и романтического письма. Именно в последние годы Лермонтовым были написаны такие его романтические шедевры, как «Мцыри» и последние редакции «Демона», осуществленные уже после его реалистического романа «Герой нашего времени». Лермонтов оставался верен романтизму благодаря занимавшей его проблематике и характеру ее решения. Проблема личности оставалась в центре внимания и теперь. «Демон» был завершением романтической разработки с юношеских лет занимавшего поэта образа современника, трактованного, в отличие от Пушкина, резко протестующим, никак не примиряющимся с окружающей действительностью. В условиях тогдашней общественной и литературной обстановки этот образ мог быть дан уже и реалистически (Печорин), но реалистическое его изображение неизбежно снижало и мельчило его.

Романтизм Лермонтова сказался и в его реалистических произведениях — в подчиненности их раскрытию центрального героя, в его противопоставленности всему обществу, в преимущественном интересе к его внутреннему миру, во все же гиперболическом изображении его страстей и пр.

Так, в сложном переплетении романтического и реалистического изображения в различных литературных родах и многообразных жанровых формах, всей целостностью структуры произведений осуществлялись Лермонтовым страстные поэтические поиски решения нравственных вопросов о судьбах и правах человеческой личности и через них — о судьбах народа, нации, человечества.

Б. М. Эйхенбаум давно уже заметил, что в 1829—1835 гг. «Лермонтов пишет много поэм, пробуя свои силы в разных направлениях, но стремясь к одному: найти для героя своей лирики соответствующий эпический образ, окружить его сюжетом, показать его в действии. Героем его юношеских поэм, каковы бы ни были их национальные или исторические обличья, — это все тот же герой его юношеской лирики»1. Это может быть отнесено и к зрелому творчеству поэта.

Основным эпическим жанром господствовавшего тогда в русской литературе направления романтизма была поэма. Естественно обращение Лермонтова, при устремлении к большой форме, именно к поэме.

Так возникает романтическая поэма «Мцыри» (1839), герой которой является «любимым идеалом»2 Лермонтова, «его самым ясным или единственным идеалом»3.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon «Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ...
Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений...
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon В. Г. Белинский: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями...

Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon Литургическая тема в павловском цикле стихотворений В. А. Жуковского
«Таинство Причащения», помещает стихотворное переложение литургических текстов в поэму «Странствующий жид». Подобные темы вполне...
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon Петр Первый! Во всём ты Первый!
Цель урока: проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого. Вместе с детьми сделать общие...
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon C опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный...
Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи...
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon А. К. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), «Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840),...
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon Сукнев Михаил Иванович Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата 1941–1945
Сукнева, наверно, единственные в нашей военной литературе мемуары, написанные офицером, который командовал штрафбатом. Более трёх...
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений
Формирование у обучающихся умений сравнения, обобщения, анализа стихотворений поэтов, выделение главного
Еще до выхода первого, единственного прижизненного сборника стихотворений Лермонтова (1840), Белинский предсказывал Лермонтову место в нашей литературе рядом с icon Программа по литературе для 5 -11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители
Г. С. Меркин). В сборнике программ предложены варианты Зинина С. А. и Меркина С. Г. Составителями сборника рекомендуется отдать предпочтение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции