3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?




Скачать 1.13 Mb.
Название 3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
страница 1/10
Дата публикации 27.09.2014
Размер 1.13 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

3.    Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни — роман “Мастер и Маргарита” — принес писателю мировую славу. В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям. Важное место в романе занимают так называемые “ерусалимские” главы. Это вольная интерпретация Евангелия от Матфея. В этих главах раскрываются многие религиозные и нравственные вопросы. Булгаков рисует образ Иешуа — праведника, верящего в то, что “все люди добрые”, что в каждом человеке есть искра Божья, стремление к свету и истине. Но в то же время он не забывает и о людских пороках: трусости, гордости, безразличии. Другими словами, Булгаков показывает вечную борьбу Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 добра и зла, чистоты и порока. Значение этого романа в романе в том, что писатель расширяет временные рамки действия и тем самым лишний раз показывает, что эта борьба вечна, над ней не властно время и эта проблема актуальна всегда. Также Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно связаны между собой, ни одна из них не может существовать без другой. Поэтому в роман вводится необычный мистический герой — профессор Воланд — попросту говоря, сатана. Через его поступки и поступки его свиты, которая ставит людей в необычные, нестандартные ситуации, Булгаков высмеивает людские пороки, а кое-где и советский строй. Именно из-за обличительной едкой сатиры роман “Мастер и Маргарита” был на долгие годы недоступен читателю. В романе находит отражение и тема любви, причем Булгаков пишет о “настоящей”, “верной, вечной любви”. “За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” — говорит нам автор. В лице Маргариты он показывает, что перед настоящей любовью не устоят никакие, даже самые могучие силы. Любовь Маргариты прокладывает дорогу к счастью и вечному покою вместе с любимым человеком. Судьба мастера во многом схожа с судьбой самого М. Булгакова. Мастер предстает перед нами бессильным, сломленным человеком, не способным бороться против окружающей действительности. В романе показана настоящая трагедия человека, который вложил в свое произведение все свои силы, а это творение не было принято и, более того, было еще и осмеяно. И Мастер сломался, он заболел душевной болезнью, и спасти его мог только вечный покой, дарованный свыше ему и его возлюбленной. Эта история новых Фауста и Маргариты напомнила мне о вечных ценностях, существующих в мире, убедила в том, что следует не забывать о них и руководствоваться ими в своей жизни. А если так поступит каждый, возможно, что общество изменится хотя бы немного в лучшую сторону. Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч allsoch.ru - 2001-2005 исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы. По мнению самого писателя, “Белая гвардия” — “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны. Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом — крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции. Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, — за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного — покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения — сердце романа, его центральная часть. В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете — с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все — цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия — жива... В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ” Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на случай петлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность... Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни — друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова “Белая гвардия” — книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? ” И весь роман — это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.


5. Г. Иванов Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах. Сатирическая повесть “Собачье сердце”—глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,— заговорил он немного придушенным голосом,— в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! — вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.— Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! — говорил профессор”. Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь. Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович. Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет: — Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм! Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину. Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

«Роковые яйца»- На первый взгляд, это обычная фантастическая повесть с множеством комических эпизодов. Написана она легко, интересно. Некоторые критики называли это творение Булгакова "пустячком". Они считали, что он написал его для того, чтобы размять руку. Но они глубоко заблуждаются. Достаточно немного вникнуть в книгу, чтобы понять, что в неё скрыт гораздо более глубокий смысл, чем может показаться сначала. Проблемы, которые поднимает автор в этой повести, актуальны и по сей день. О чём же это произведение? В повести два главных героя - профессор Персиков и Рокк. Персиков - учёный. Его область - зоология, эмбриология, анатомия, ботаника и география. Всё, что за пределами этих наук, для него как бы не существует. Он мог бы сказать о себе: я учёный, а всё остальное мне чуждо. У профессора много странностей, но все они в пределах правдоподобия. Но вот в повествование врывается бурная фантастика. Персиков открывает совершенно необычайный луч, похожий на "красный оголённый меч". Под воздействием этого луча зародыши развиваются с молниеносной быстротой. Сенсационное открытие представляет не только теоретический интерес - оно многое сулит хозяйству, животноводству. Пресса моментально разносит это известие по всему миру, хотя исследования ещё не завершены. И тут среди посетителей профессора оказывается Александр Семёнович Рокк. Это тоже замечательный человек, но совсем в другом смысле. По профессии он флейтист. "Но великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семёновича направил по новому пути". О том, что он делал дальше, сменив флейту на маузер, подробно не говорится. Его долго швыряло по стране, он занимался делами, ничего общего не имевшими с флейтой. Теперь, в 1928 году, он возглавил совхоз. Узнав о массовом падеже кур, Рокк решает с помощью луча Персикова их возродить. В далёком 1924 году, когда была написана эта повесть, Булгаков разглядел тот тип человека, с которым мы часто сталкивались в последующие и в наши годы. Сегодня он управляет животноводством, а завтра его, погубившего весь скот от мелкого до крупного рогатого, бросают на искусство, но он не теряется, увлечённо берётся за очередное незнакомое ему дело: даёт указания, поучает тех, кто, действительно, владеет своей профессией. Есть пословица: семь раз отмерь - и один раз отрежь. Рокк и ему подобные предпочитают поступать наоборот: сначала семь раз отрежут, а затем создадут комиссию по перемериванию. Перед нами человек-невежда, типичный представитель рождённых сталинским режимом начальников. Всё ему не так, всё требует переделки, всякое развитие нуждается в ускорении, в руководстве извне. Есть, например, пшеница. Так этого мало. Он сочинят новый сорт - ветвистой пшеницы, чтобы саму природу посрамить. И ничего, конечно, не получается. Но он не унывает - на его стороне Кремль, Сталин, ему обеспечена мощная поддержка свыше. Персиков получает официальный приказ: Отдать на время камеру с лучом Рокку. По ошибке, из за какого-то головотяпства, куриные яйца, которые заказал Рокк, попадают к Персикову, а те, которые заказал профессор - змеиные, страусиные, попадают к Рокку. И этот авантюрист, "куровод", вдруг выводит породу гигантских, смертоносных змей. Начинается их гибельное нашествие на Россию. Именно в таких людях, как Рокк, на мой взгляд, заключается драматизм поднятой Булгаковым проблемой. К власти пришли люди, не способные на серьезные, нужные для страны дела. Они находятся не на своем месте и пытаются сделать то, в чем они не разбираются. Поэтому за совершенную кем-то из этих людей ошибку расплачиваются все. Свое отношение к установившейся власти автор, по моему мнению, выражает в эпизоде с тараканами. Когда Персикову понадобились для научных опытов тараканы, они "куда-то провалились, показав свое злостное отношение к военному коммунизму". Примечателен и финал этой повести. Люди, со всем их самым совершенным оружием, не смогли остановить нашествие гадов. И лишь природа, создав в середине августа восемнадцатиградусный мороз, уничтожила эту нечисть. Я полностью согласен с тем, что хотел сказать писатель этими словами. Человек не самое могущественное существо на планете, как принято было тогда считать. И он по-прежнему зависит от природы. Но очевидно, что главной мыслью этого произведения был стремление показать опасность проводимых экспериментов. А всё, что происходило вокруг, что называлось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как огромный по масштабу и более чем опасный эксперимент. Эту мысль он продолжает и в других своих произведениях. Что ещё можно сказать об этой повести? Без сомнения, критика, воплощённая автором в этом произведении, попала точно в цель. Рапповцы, взбудораженные этой книгой, в дальнейшем не выпускали Булгакова из вида. И все их рецензии на его творчество были отрицательными. В повести прослеживаются две сюжетные линии. Автор параллельно описывает события, происходящие и в совхозе, и в городе. Произведение написано простым и понятным языком. И поэтому, если кто-то пожелает прочитать его, он об это не пожалеет.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon 12 класс. Зачёт №1 Темы сочинений
Роль сцены сеанса чёрной магии в идейно-художественной структуре романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Вступительное слово перед проектом
Мастер и Маргарита, наверное, самый загадочный роман русской литературы 20-го века. Поэтому всегда интересно узнавать что-то новое...
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Пушкин Роман «Евгений Онегин»
...
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon С амый долгожданный роман о мире Упорядоченного от популярнейшего фэнтези-автора Ника Перумова
Самый долгожданный роман о мире Упорядоченного от популярнейшего фэнтези-автора Ника Перумова
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Роман Перин Психология национализма Оглавление
Прервался только с наступлением ночи, но уснуть не мог Все, о чем думал я, кратко и лаконично удалось сформулировать Вам. Огромное...
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Что я в житейской кутерьме
Мне повезло. С самого раннего детства я росла, обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне,...
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon План-конспект открытого урока литературы в 5 классе Бочкарева Ирина Витальевна
Цель: на примере текста «Царь Мидас» рассмотреть отражение представлений о человеке и окружающем мире жителей Древней Греции
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? icon Где текла древняя сальница?
«…Мне сейчас трудно представить то время, когда я не знал о существовании «Слова о полку Игореве». Кажется, что «Слово» сопутствует...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции