Скачать 427.02 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь В.А.Будкевич «25» июня 2014 г. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь ”Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году“ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Образовательной целью учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач. Преподавание учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в 2014/2015 учебном году включает в себя: формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; создание условий и содействие учащимся в сохранении и улучшении здоровья средствами физической культуры и спорта; ориентация учащихся выпускных классов на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта. Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, которые утверждаются Министерством спорта и туризма в установленном законодательством порядке. Наиболее оптимальным местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки. II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. 2. Закон Республики Беларусь ”О физической культуре и спорте“. 3. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283. 4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38. 5. Санитарные нормы и правила ”Требования для учреждений общего среднего образования“, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206. 6. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы ”Гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации плавательных бассейнов и аквапарков“, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.09.2009 № 105 (с изменениями и дополнениями 2010 г., 2011 г.). 7. Санитарные нормы и правила ”Требования к устройству и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.12.2013 № 127. 8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 №92 ”Об установлении форм ”Медицинская справка о состоянии здоровья“, ”Выписка из медицинских документов“ и утверждении Инструкции о порядке их заполнения“. Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by), научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ (www.adu.by), учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by). III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ”ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ“ В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Беларусь об образовании требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами общего среднего образования. 1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования 1.1. Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241 Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ на I, II, III ступенях общего среднего образования (за исключением специализированных по спорту классов) предусматривается 2 учебных часа в учебную неделю. Учебные планы учреждений общего среднего образования для специализированных по спорту классов не включают в себя учебные часы по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“. В целях реализации постановления коллегий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь от 07.06.2013 № 8/19 и в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.2013 № 560 ”О взаимодействии органов управления физической культурой, спортом и туризмом с органами управления образованием, перспективах дальнейшего совершенствования физического воспитания детей, учащейся молодежи и развития спорта в Республике Беларусь“ в учреждениях общего среднего образования наряду с двумя учебными занятиями (уроками) по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, проводимыми в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, должны проводиться обязательные для каждого учащегося I-XI классов занятия ”Час здоровья и спорта“. Условия и особенности организации и проведения данных занятий изложены в отдельном разделе настоящего инструктивно-методического письма. 1.2. Учебные программы: Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. I–IV классы“. – Минск: НИО, 2012; Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. V – XI классы“. – Минск: НИО, 2012; Учебная программа для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. I–XII классы“. – Минск: НИО, 2007. 2. Учебно-методическая документация В помощь учителю разработано календарно-тематическое планирование по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом особенностей класса. Рекомендуем руководствоваться: примерным календарно-тематическим планированием ”Физическая культура и здоровье. I–IV классы“: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009; примерным календарно-тематическим планированием ”Физическая культура и здоровье. V–IX классы“: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009; примерным календарно-тематическим планированием ”Физическая культура и здоровье. X–XI классы“: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Минск: НИО, 2009. Обращаем внимание, что календарно-тематическое планирование по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ размещено на сайте ”Национальный институт образования“ (www.adu.by), учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by). IV. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ”ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ“ Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, приказом руководителя учреждения образования учащиеся распределяются на медицинские группы для учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры. Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ не допускаются. В соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283, при проведении учебных занятий в Х и ХІ классах по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ классы делятся на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек). В случае, если есть возможность организовать проведение учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ отдельно для мальчиков (юношей), девочек (девушек) в других классах (I-IX), то по решению управления (отдела) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, согласованному с финансовым управлением (отделом) данного местного исполнительного и распорядительного органа, данные классы также делятся на соответствующие группы. В учреждениях общего среднего образования можно планировать и проводить факультативные занятия спортивной направленности с учащимися IX–XI классов в шестой школьный день. Для проведения факультативных занятий спортивной направленности в I–XI классах используются учебные программы, методические и дидактические материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь:
Указанные программы размещены на сайтах научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ (www.adu.by) и учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by). В целях создания условий для организации спортивной подготовки одаренных в спорте учащихся в учреждениях общего среднего образования по инициативе руководителей специализированных учебно-спортивных учреждений (ДЮСШ, СДЮШОР) могут создаваться специализированные по спорту классы. Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, которое утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ”ЧАС ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА“ НА I - III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебные занятия ”Час здоровья и спорта“ являются обязательными для всех учащихся I-XI классов учреждений общего среднего образования. Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия ”Час здоровья и спорта“ включается в учебную нагрузку учителя. Учебный час, выделяемый на проведение ”Часа здоровья и спорта“, по согласованию с Министерством здравоохранения (письмо от 20.09.2012 №10-27/16-1284) не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе. Учебное занятие ”Час здоровья и спорта“ в обязательном порядке вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования. На посещение учебного занятия ”Час здоровья и спорта“ заявления законных представителей учащихся не требуются. При проведении данного занятия в X, XI классах деление класса на группы (группу мальчиков и группу девочек) не осуществляется. К проведению ”Часа здоровья и спорта“ предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“. При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения документов планирования учебного материала. То есть у каждого учителя, который проводит в I – XI классах учебные занятия ”Час здоровья и спорта“, должны быть следующие документы по планированию учебного материала для данного занятия: календарно-тематическое планирование; планы-конспекты учебных занятий; годовой план-график распределения учебного материала (для учителей, работающих в V-XI классах). В связи с тем, что названные учебные занятия являются обязательными для посещения каждым учащимся, как и урок физической культуры, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, обязаны присутствовать на нем и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности. По своему содержанию учебные занятия ”Час здоровья и спорта“ являются продолжением уроков физической культуры и тесно взаимосвязаны с ними общими задачами, средствами обучения, а также методами организации занятий с учащимися. Поэтому при разработке планирования учебных занятий ”Час здоровья и спорта“ рекомендуется использовать: в I-IV классах: содержание учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. I–IV классы“ (Минск: НИО, 2012); методические материалы для проведения занятия ”Час здоровья и спорта“, включающие перечень и содержание подвижных игр для I-IV классов, которые разработаны Министерством образования совместно с учреждением ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“, направлены в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома (письмо Министерства образования от 28.09.2012 № 06-18/85) и размещены на сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by); в V-XI классах: содержание вариативного компонента учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения ”Физическая культура и здоровье. V – XI классы“ (Минск: НИО, 2012); учебный материал по спортивным играм (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол) для V-XI классов, который разработан Министерством образования совместно с учреждением ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“, направлен в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома (письмо Министерства образования от 28.09.2012 № 06-18/85) и размещен на сайте учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by); содержание рекомендованных Министерством образования учебных программ факультативных занятий физкультурно-спортивного направления, которые размещены на сайтах Научно-методического учреждения ”Национальный институт образования“ (www.adu.by), учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (www.sporteducation.by). При выборе содержательного наполнения учебного занятия ”Час здоровья и спорта“ в каждом из V – XI классов количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируется. Например, в 1-ой и 4-ой четвертях учебного года можно обучать учащихся элементам игры в футбол или волейбол, а во 2-ой и 3-ей четвертях – в баскетбол, гандбол или элементам аэробики и атлетической гимнастики. На учебных занятиях ”Час здоровья и спорта“ учащиеся V – XI классов аттестуются на общих основаниях. Критерии оценки учебных достижений учащихся должны соответствовать общепедагогическим требованиям, предъявляемым к учащимся при освоении учебного материала по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“. Учет проведенных занятий и их посещаемость учащимися ведется в классных журналах на страницах учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ в соответствии с указаниями по его заполнению. При этом в графе с указанием даты проведения занятия рядом делается запись ”Час здоровья и спорта“, например, ”12.09. ЧЗС“. При отсутствии учащегося на занятии вносится запись ”н“. Несмотря на то, что при проведении занятий ”Час здоровья и спорта“ в X-XI классах не осуществляется деление на группы, запись в классных журналах делается дважды – в группе юношей и группе девушек. При этом в одной из групп занятие записывается с датой проведения, а во второй группе – без указания даты. VI. АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ”ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ“ Аттестация учащихся учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38. В 2014/2015 учебном году аттестация учащихся I-IV классов по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предусматривает словесную оценку результатов учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах. Учащиеся при освоении содержания учебных программ по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам ”Знания“, ”Основы видов спорта“, ”Уровень физической подготовленности“, ”Домашние задания“ с выставлением соответствующих текущих отметок. При изучении раздела ”Знания“ оцениваются знания общих теоретических сведений о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; знания теоретических сведений об основных видах движений, правил подвижных, народных и спортивных игр, правил соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на учебных занятиях физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Учитель физической культуры разрабатывает дидактические материалы для изучения теоретических разделов учебной программы и использует их на учебных занятиях. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме. При изучении раздела ”Основы видов спорта“ оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Отметки за результаты выполнения учебных нормативов (например, бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел. Учащимся, успешно выполнившим требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь на соответствующий их возрасту значок, может быть выставлена текущая отметка ”10“ баллов. |
Литература 32 балла Сдать егэ досрочно можно будет, начиная с 20 апреля и вплоть до 6 мая 2013 года. Резервные дни определены в пределах с 15 июня по... |
Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III... При проведении итоговой аттестации в 2013/2014 учебном году выпускники 9-х классов |
||
Учебно-тематический план учебных сборов со 2 по 6 июня 2014 г. № Военнослужащие Вооруженных сил РФ и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих |
Программа Международной научной конференции «Великая, Священная,... Торжественное открытие международной научно-практической конференции и молодежной ассамблеи |
||
Список использованной литературы Конституция Российской Федерации... Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (принят гд фс РФ 24. 05. 1996) (ред. От 29. 12. 2009) |
Конференция проводится с целью обобщения и распространения опыта... Всероссийской заочной научно-практической конференции «фгос – реалии нового времени», которая состоится 16 июня 2014 г |
||
Конференция проводится с целью публикации научных результатов исследований... Международной заочной научно-практической конференции «Образование и наука: современное состояние, проблемы и перспективные направления... |
«Текст. Произведение. Читатель» Конференция состоится 3-4 июня 2012... Конференция состоится 3–4 июня 2012 года. Форма проведения конференции – заочная |
||
Рассмотрено на заседании кафедры протокол №10 от 14 июня 2011 г. «Утверждаю» Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского |
Приказ от 04. 06. 2013 №80 «принят» решением педагогического совета... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |