Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины




Скачать 429.67 Kb.
Название Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины
страница 1/2
Дата публикации 24.09.2014
Размер 429.67 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Культура > Реферат
  1   2
Введение
Цели и задачи учебного курса «Сравнительный менеджмент»
Цель освоения дисциплины - дать представление о многообразии и особенностях деловых культур различных стран и их влиянии на специфику ведения бизнеса «через границы»; повысить уровень культурной грамотности студентов в международном контексте с помощью системного определения и интерпретации кросскультурных сходных черт и различий в управленческих процессах и бизнес-окружении; способствовать выработке профессиональной этики, культурной терпимости и чувствительности; сформировать и развить у будущих менеджеров навыки и методы работы в новой культурной среде, чтобы быть готовым достойно принять «культурный вызов» XXI века.

Задачи дисциплины:

показать взаимосвязь общих подходов в менеджменте (международного менеджмента) и специфичных характерных черт различных школ, что и определяет основное содержание сравнительного менеджмента;

  • раскрыть объективную зависимость каждой школы менеджмента от национальной культуры и специфики развития основных направлений в бизнесе региона и страны;

  • выявить характерные черты в формировании, развитии основных тенденций в каждой школе (американской, европейской и японской);

  • обосновать объективную зависимость формирования и развития школ менеджмента от процессов глобализации бизнеса и характерных черт национальной культуры и традиций во взаимоотношениях между людьми;

  • охарактеризовать основные составляющие в подготовке менеджеров для успешной работы в крупных компаниях и в малом (национальном) бизнесе;

  • познакомить студентов с реализацией функций менеджмента в различных бизнес-культурах;

  • дать студентам представление о характере влияния национальной культуры на стиль менеджмента, показать пути и способы ведения бизнеса;

  • подготовить студентов к международным контактам в рамках практической деятельности в качестве менеджеров.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта по направлению «Менеджмент» для подготовки бакалавров по дисциплине «Сравнительный менеджмент».



  1. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ПК–24: способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации;

ПК–25: знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

  • усвоить обязательную и объективную зависимость, характерные черты и подходы в менеджменте в зависимости от степени интеграционных и глобальных составляющих в крупном бизнесе (степень влияния международного менеджмента) и неотделимость малого и среднего бизнеса от национальной культуры страны;

  • понимание культуры и специфики отношений между людьми (клиенты и «продавцы») позволит четко сформировать и охарактеризовать основные особенности менеджмента в той или иной стране;

  • знать основные черты и специфику взглядов американской, европейской и японской школ менеджмента;

  • сформировать и оценить основные тенденции в развитии и становлении менеджмента в условиях России.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего зач. ед.

Всего часов

Семестр

7

Общая трудоемкость дисциплины

8

288

144

Аудиторные занятия

1

12

12

Лекции




6

6

Практические занятия




6

6

Контрольная работа








Самостоятельная работа

7

256

128

Вид итогового контроля







Зачет



  1. Структура и тематика контрольной работы по итогам изучения дисциплины

В соответствии с учебным планом каждый студент заочной формы обучения должен выполнить одну контрольную работу по курсу «Сравнительный менеджмент».

При подготовке к написанию контрольной работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, специальную и периодическую литературу («Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент и бизнес-администрирование», «Российский журнал менеджмента», «Менеджмент инноваций», «Менеджмент сегодня» и др.), законодательно-нормативную базу.

Выполненная контрольная работа представляется на кафедру в сроки, установленные графиком учебного процесса (за две недели до сессии).

Незачтенная работа возвращается для доработки и с дополнениями или переработанная представляется на кафедру для повторного рецензирования. Без контрольной работы или с незачтенной работой студент к сдаче зачета или экзамена не допускается.

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки.



  1. Структура контрольной работы


По структуре контрольная работа должна состоять из следующих элементов:

  • титульный лист;

  • содержание, отражающее объем и структуру выполняемой студентом работы;

  • основная часть, в рамках которой должны быть выполнены отдельные задания контрольной работы, предусмотренные настоящими методическими рекомендациями;

  • список литературы, содержащий перечень нормативных документов и литературных источников, изученных автором в процессе выполнения контрольной работы.

Письменная работа должна иметь титульный лист, в верхней части которого указывается наименование Вуза, под ним полное название института, кафедры, в центре листа указывается «Контрольная работа» и название темы, в нижнем правом углу печатается Ф.И.О. студента, номер группы, номер курса и номер задания (см. Приложение).

Нумерация страниц сквозная, в нижнем правом углу. На титульном листе и листе содержания номер страницы не ставится.

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно на основе творческого и аналитического анализа собранных и отобранных материалов. Текст работы должен быть чистым и ясным изложением мыслей и выводов студента и не должен содержать орфографических ошибок.

Контрольная работа оформляется на стандартных листах бумаги формата А-4 с одной стороны. Размер шрифта 14 пунктов, шрифт TimesNewRoman. Текст работы отпечатывается через полтора интервала, абзац составляет 1,25см (5 знаков). При этом соблюдаются следующие размеры полей: левое– 30 мм, правое – 15мм, верхнее и нижнее –20мм.

Работа состоит из двух частей. Вариант задания контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки студента, например 14МБЗ-10-1 (вариант 14).

В первой части контрольной работы студентом рассматриваются теоретические вопросы дисциплины «Сравнительный менеджмент» в форме реферативного изложения материала (см. «Темы рефератов контрольной работы»).



  1. Темы рефератов контрольной работы


1. Понятие и сущность сравнительного менеджмента

2. Возникновение и эволюция сравнительного менеджмента в России.

3. Сравнительный российский менеджмент и национальная культура.

4. Основные подходы к сравнительному менеджменту в научной литературе.

5. Роль и значение международного бизнеса в формировании современной системы мирового хозяйства.

6. Характерные черты и отличительные особенности эры глобализации.

7. Подходы в теоретическом исследовании культуры в сравнительном менеджменте. Классификация деловых культур.

8. Значение организационной культуры в сравнительном менеджменте.

9. Теоретические модели в управлении: модели управления Фармера-Ричмена и Негандхи-Прасада.

10. Стиль управления в сравнительном менеджменте. Факторы формирования стиля руководства.

11. Стиль принятия решений в сравнительном менеджменте. Влияние культуры на процесс принятия решений.

12. Управление мотивацией в сравнительном менеджменте.

13. Влияние культурно-странового контекста на мотивационные изменения (индексы Г. Ховстеде).

14. Параметры национальной культуры: стремление избежать неопределенность, конфуцианская динамика, дистанция власти, индивидуализм, мужественность/женственность.

15. Практика стимулирования труда в различных странах.

16. Коммуникация как процесс в сравнительном менеджменте.

17. Межкультурная коммуникация. Стили коммуникации.

18. Коммуникационные потоки, каналы коммуникации, современные информационно-коммуникационные технологии.

19. Коммуникация и языковые бартеры, невербальные коммуникации, способы преодоления языковых барьеров в международном бизнесе.

20. Институциональная экономика, основные положения институционализма.

21. Институциональная среда международной компании.

22. Институциональные и социокультурные факторы трансформации экономики России.

23. Становление и развитие институциональной теории.

24. Основатели школы институциональной экономики: Торстейн Веблбен, Дж. Роджерс Коммонс, Уэсли Клер Митчелл, Йозеф Шумпетер.

25. Новые теории институциональной экономики.

26. Экономико-географическая характеристика США: особенности экономического развития страны, регулирование рынка труда в США.

27. Роль государства в современной американской экономике. Проблемы взаимоотношения бизнеса и государства.

28. Эволюции американского менеджмента, новые направления развития американской теории менеджмента в период 70-х, 80-х, 90-х гг. ХХ столетия.

29. Характеристика научного менеджмента и его идеология.

30. Характеристика концепции человеческих ресурсов, бихевиористический (поведенческий) научный подход.

31. Теория конкурентоспособности наций М. Портера.

32. Этапы действия в США кейнсианской доктрины регулирования совокупного спроса в послевоенный период и ее значение для развития бизнеса.

33. Основные особенности «рейганомики» (1980-е гг.) и «клинтономики» (1990-е гг.) в США и их влияние на повышение конкурентоспособности и эффективности американской экономики.

34. Американская модель менеджмента и ее роль в поддержании конкурентоспособности американской экономики.

35. Характерные черты американской модели развития экономики и американского менеджмента, приемлемые для России.

36. Модели экономического развития и роль государства в экономике стран Европейского союза.

37. Многообразие деловых культур и менеджмента в Европе. Концепция и профиль евроменеджмента.

38. Общая характеристика экономики Германии.

39. Немецкая деловая культура и стиль управления, особенности немецкой модели менеджмента.

40. Французская модель менеджмента и ее особенности.

41. Общая характеристика экономики Франции.

42. Менеджмент в Великобритании: общая характеристика страны,

43. Британская модель менеджмента.

44. Общая характеристика Швейцарской Конфедерации.

45. Особенности экономического развития Швейцарии

46. Швейцарская модель менеджмента: швейцарская деловая культура и стиль управления.

47. Модели экономики и менеджмента скандинавских стран.

48. Шведская модель менеджмента.

49. Стратегический менеджмент Финляндии: общая характеристика Финляндии, топливно-энергетический комплекс Финляндии, структура и стратегии компаний.

50. Конкуренция и сотрудничество Финляндии с Россией.

51. Экономические стратегии Норвегии: общая характеристика Норвегии, специфические черты конкурентоспособности Норвегии,

52. Перспективы сотрудничества России и Норвегии.

53. Японская модель менеджмента.

54. Экономико-географическая характеристика и национальная специфика развития Японии, особенности послевоенного развития страны.

55. Японская модель менеджмента.

56. Экономическая ситуация в Японии на рубеже ХХ-ХХI вв., информационные технологии в Японии.

57. Общая характеристика экономики Республики Корея.

58. Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики, традиции в деловой культуре.

59. Современная корейская модель менеджмента.

60. Модель экономического развития КНР и оценка ее эффективности,

61. Особенности деловой культуры, семейное предпринимательство, Роль зарубежной китайской диаспоры.

62. Государственные предприятия и менеджмент профиль китайского менеджера.

63. Китайский менеджмент, тенденции в развитии китайской модели менеджмента.

64. Сравнительный анализ современной американской и японской модели менеджмента.

65. Анализ стиля управления и образа национального менеджера.
Во второй части работы предложен для выполнения перечень практических заданий (см. п.3.3).
3.3 Практические задания по учебному курсу

Задание 1. Отечественная туристическая компания приобретает у немецкой фирмы в лизинг туристический автобус для международных перевозок туристов.

Определите:

а) основные особенности (отличия) операций, если туристический автобус берется на условиях: оперативного, финансового, полного, чистого лизинга;

б) факторы, которые могли стать определяющими для туристической компании при выборе лизинга, как варианта приобретения автобуса;

в) схему взаимодействия сторон при совершении данной лизинговой сделки; г) порядок расчета лизинговых платежей при финансовом и оперативном лизинге.
Задание 2. Выберите одну из многонациональных компаний, функционирующих в области автомобилестроения или производства бытовой, аудио- или видео-техники. Дайте характеристику ее деятельности. Опишите, в каких странах она базируется, какие выигрыши и потери она приносит стране-реципиенту и стране-донору. Каковы отличительные особенности производства и рынка сбыта в стране расположения головной компании и в странах – реципиентах?
Задание 3. ООО «Меркит» (Республика Алтай), занимающаяся производством пантовой продукции (панты – неокостеневшие рога молодых оленей) планирует выйти на рынки соседних государств (Казахстан, Китай).

Составьте развернутый план экономического, правового, политического, маркетингового и культурного анализа внешней среды.
Задание 4. Проанализируйте приведенную ниже практическую ситуацию:

Объясните причину возникновения трудностей во время переговоров. Обоснуйте свою точку зрения или предположение.

Канадский бизнесмен был удивлен, когда на встрече с высокопоставленным официальным лицом в Кувейте его не стали принимать в отдельном офисе и переговоры прерывались постоянно входящими и выходящими посетителями. В соответствии с канадскими культурными представлениями о ведении бизнеса важные официальные лица должны иметь в своем распоряжении большой офис с секретарем, следящим по монитору за входящими в офис людьми. В обязанности секретаря также входит отделение важных посетителей от менее важных, что помогает беспрепятственно проводить встречи с бизнесменами и не мешать переговорному процессу. Канадский бизнесмен оценил манеру организовывать работу офиса кувейтца как своего рода «проходной двор», а постоянное прерывание встречи – как доказательство того факта, что официальный представитель, с которым он встретился, не обладает ни высоким статусом, ни настоящей заинтересованностью в установлении деловых отношений. Это полностью противоречило его первоначальному представлению о встрече и кувейтском партнере. Интерпретация канадцем царившей в офисе обстановки в результате привела к потере у него интереса к продолжению бизнеса в Кувейте.
Задание 5. Проанализируйте приведенную ниже практическую ситуацию:

Объясните, чем вызвано создание конфликтной ситуации на латиноамериканской фирме. Почему люди по-разному обращаются с властными полномочиями? Обоснуйте свою точку зрения.

Господин Гомес работает в крупной латиноамериканской фирме. С точки зрения фирменной иерархии он занимает значительно более высокое положение по сравнению с другими сотрудниками, является членом правления и сам принимает важные решения. Его сотрудники ожидают от него четких указаний. Господин Гомес получает высокий оклад. Его высокий профессиональный статус подкрепляется также различными привилегиями и статусными символами (машина, членство в клубе и т.д.). С недавних пор на фирме появился новый председатель правления, господин Палмблад из Швеции, который согласовывает с господином Гомесом многие вопросы и относительно мало дает почувствовать, что он занимает председательское кресло. Хотя господин Гомес немного обескуражен, но он объясняет открытость своего нового шефа в основном своими профессиональными успехами и доволен этим. Также и внутри самой фирмы господин Гомес получает подтверждение того, что он по-прежнему сохраняет ведущие позиции, поскольку новый председатель правления при совместном проведении совещаний зачастую остается в тени. Однако один момент очень настораживает господина Гомеса, так как господин Палмблад при принятии важных решений спрашивает мнение господина Фернандеса, стоящего с иерархической точки зрения на две ступени ниже, чем господин Гомес. Господин Гомес не знает, как оценить такое развитие событий, поскольку его руководящие позиции отодвигаются, таким образом, на второй план. Также растерян и господин Фернандес, так как ему трудно выработать правильную тактику поведения в свет новых появившихся возможностей – напрямую высказывать свою точку зрения. С одной стороны, ему льстит, что председатель прислушивается к его мнению, с другой стороны, он спрашивает себя, не стоит ли расценивать поведение господина Палмблада как его слабость…
Задание 6. Проанализируйте приведенную ниже практическую ситуацию:

Объясните, чем руководствовались сотрудники, японец и немец, в выборе тактики поведения. Какую из тактик поведения выработали бы вы? Обоснуйте свое решение.

Господин Морита работает на фирме «Митцубиси» в исследовательском отделе. Он недавно женился и очень хочет в этом году взять недельный отпуск и улететь со своей молодой женой в Европу. Поэтому он направляется к господину Китао и рассказывает ему о своих планах. Господин Китао в течение ближайших дней встретится с их общим шефом и как-бы между прочим расскажет ему о задумке своего коллеги. Затем господин Китао сообщит господину Морита о реакции начальника. Если она будет положительной, то господин Морита непосредственно обратится к шефу и попросит его о недельном отпуске. Если же господин Китао почувствует, что шеф не согласен с желанием Морита получить отпуск, то последний воздержится от похода к господину Танака. Таким образом, Морита избежит неприятной ситуации, при которой ему будет отказано напрямую. Немецкий сотрудник ведет себя иначе. В рамках программы обмена, организованной Европейским Сообществом, в исследовательском отделе фирмы «Митсубиси» работает господин Мюллер. Он идет к своему начальнику, господину Танака, с просьбой разрешить слетать во время Пасхи на неделю в Германию. Хотя он формулирует свою просьбу очень вежливо, господин Танака реагирует двойственно и, кажется, даже начинает вслух размышлять, каким образом он восполнит образовавшуюся брешь. Господин Мюллер подключается к рассуждениям шефа и со своей стороны предлагает решение проблемы. Одновременно он не устает повторять, как важно для него было бы провести эти праздничные дни в кругу семьи в Германии. Тем самым он хочет обратить внимание на тот факт, что он не стал бы высказывать эту просьбу, если бы этот отпуск был бы для него несущественен. Спустя краткий отрезок времени господин Танака внезапно уходит из комнаты, не закончив разговор: кажется, что он должен заняться каким-то важным делом. Господин Мюллер был затем удивлен тем, как стали относится к нему коллеги, и не понимает причины возникшего отчуждения.
Задание 7. Проанализируйте приведенную ниже практическую ситуацию:

Знаменитый японский писатель Акутагава Рионосукэ описывает в своем рассказе следующий случай. Дайте оценку поведению матери и объясните с точки зрения культуры Японии, почему оба героя рассказа проявляли свои чувства таким образом. Профессора университета посетила с визитом мать одного из его студентов. Уже довольно долго этот студент лежит в больнице с перитонитом. Профессор навещает его время от времени, однако не знает, как он себя чувствует в последние дни. Профессор сидит с гостьей в комнате своего дома. Оба пьют чай, при этом посетительница излучает спокойную приветливость и удовлетворенность. Она хвалит дом профессора, разговор плавно идет дальше, спокойно переходя от одной темы к другой. В какой-то момент профессор спрашивает женщину о последних новостях из больницы. В то время как профессор подносит чашку с чаем ко рту, чтобы сделать глоток, гостья рассказывает ему – не изменившимся тоном – о том, что ее сын на днях умер. Профессор поражен этим известием, однако не показывает своих чувств. Он допивает чай до конца и говорит: «Ах, так…», и оба продолжают беседовать в доброжелательном духе дальше. Женщина благодарит профессора за внимание, высказанное ее сыну. К концу разговора что-то падает на пол, и профессор хочет поднять упавший предмет. При этом он видит, что женщина – до тех пор абсолютно не заметно для него – с силой комкала и сжимала носовой платок под столом. Он осознает, что, несмотря на смех, внутри она рыдает. Немного спустя, женщина, улыбаясь, прощается с профессором, который в задумчивости провожает ее до выхода.

Задание 8. Составьте дерево целей международной компании:

1) находящейся на стадии становления на международном рынке;

2) находящейся на стадии роста.

Ответьте на следующие вопросы: Какие проблемы в международной фирме относятся к числу стратегических? В чем проявляется специфика целей международной фирмы? Что означает требование внутренней и внешней непротиворечивости целей?
Задание 9. Проанализируйте следующую ситуацию:

Компания Acer, основанная в 1976 г. на Тайване как небольшая фирма, не имеющая собственных продуктов, является сегодня одним из мировых лидеров в области производства компьютеров, пройдя шаг за шагом все формы интернационализации. 1992-1995гг. стали началом стадии глобальной рационализации. Руководство фирмы разработало три стратегических направления реконструкции: процесс фаст-фуд; структура клиент-сервер; глобальный брэнд - местный менталитет. Первое направление ставило целью реинжиниринг операционного процесса и повышение его эффективности. Были внедрены принципы процесса фастфуд (что предполагало проведение маркетинговых исследований) и планирования с целью выявления основных «ингредиентов», которые необходимо производить; налажен их выпуск на нескольких крупных производственных участках и организована доставка на сборочные участки, расположенные вблизи основных рынков сбыта (например, завод, обслуживающий Россию, находится в Финляндии в 28 км от российской границы). В результате компания смогла поставлять компьютеры потребителям в разных странах точно в срок, при низких издержках.

Второе направление предназначалось для изменения организационной структуры в целях поддержания операционной эффективности. В основу перестройки закладывалась концепция компьютерной архитектуры клиент- сервер, и Acer была преобразована в сетевую организацию в составе компании выделялись главные управления (серверы) и операционные единицы (клиенты), причем между ними не существовало иерархических связей; сервер играет роль ассистента или консультанта для клиента. Операционные единицы наделялись полной властью и ответственностью за свою деятельность, а также одинаковыми правами в доступе к общекорпоративным ресурсам (финансовым, маркетинговым и т.д.). Таким образом, сохранялась целостность единой корпоративной системы, при этом у каждой операционной единицы появлялась возможность предпринимать собственные инициативы.

Третье направление предполагало, что Acer будет иметь в XXI в. 21 дочернюю компанию со статусом открытого акционерного общества, а также создаст (там, где возможно) СП с местными партнерами, опутав, тем самым, мир невидимой паутиной всеобщего интереса в успехе компании. Все это должно сформировать и поддерживать глобальный имидж брэнда Acer, опираясь на местный менталитет (во всех ОАО и СП доля материнской компании сведена к минимуму).

Вопросы к ситуации:

1. Дайте характеристику стратегическим решениям данной компании

2. Определите характерные черты и особенности стратегии глобальной рационализации.

2. Выделите преимущества и недостатки каждого из стратегических на-

правлений реконструкции, выбранных данной фирмой.

3. Что вы понимаете под глобальным имиджем брэнда фирмы? Какие стратегические мероприятия необходимы, чтобы сформировать и поддерживать глобальный имидж брэнда данной фирмы?
Задание 10. Проанализируйте следующую ситуацию.

ОАО «Мануфактура» – российское текстильное предприятие (пряжа, нитки, хлопчатобумажные изделия), стратегия развития которого предполагает закрепление на внутреннем рынке (рыночная доля компании составляет сегодня 30-35%), а в дальнейшем – занятие лидирующего положения (40-50%) и «раскрутку» собственной торговой марки. Текущие поставки на экспорт носят тестовый характер и дают возможность повышать культуру производства, поскольку за рубежом требования к качеству товаров более высокие. Продукция «Мануфактуры» пользуется спросом на Западе: компания получает заказы на изготовление полотенец с символикой таких мировых брэндов, как L,Oreal, Yves Rocher, производимые ею товары закупают крупные западные дистрибьюторские фирмы (такие как Quelle). Неделю назад поступило предложение от немецкой фирмы о приобретении 50-60% общего объема производства фабрики.

Вопросы и задания к ситуации:

1. На каком этапе вхождения на международные рынки находится ОАО

«Мануфактура»?

2. Какие мероприятия должно осуществить данное предприятие, чтобы занять лидирующее положение на международном рынке?

3. Составьте примерную схему подготовки бизнес-сделки с немецкой фирмой.
Задание 11. Определите соответствие приведенных ниже терминов и их определений:

1. импорт

2. экспорт

3. реэкспорт

4. реимпорт

5. вынужденный реэкспорт

6. спекулятивный реэкспорт

7. технологический реэкспорт

8. учетный реэкспорт

9. экспортный консорциум

10. экспортный картель

а) операции, осуществляемые без завоза товара в свою страну (например, с

территории свободных зон и приписных складов), однако учитываемые таможенной статистикой как экспортные, экономическая эффективность которых обеспечивается за счет разницы цен на один и тот же товар на разных рынках;

б) реэкспорт, который возникает в тех случаях, когда ранее импортированный товар не может быть эффективно, или вообще (в силу неучтенных запретов) не может быть продан на внутреннем рынке компании-экспортера;

в) продажа товаров/услуг, произведенных резидентными организациями/лицами отечества, в другие страны;

г) особый вид импорта, отличающийся тем, что в отечество ввозятся ранее

экспортированные товары, которые не подвергались за рубежом переработке, а возвращаются в отечество, или страну происхождения по какой-либо из причин, сделавшей продажу этих товаров в принявшей их стране невозможной и/или нецелесообразной;

д) временные союзы юридических и хозяйственной самостоятельных компаний, создаваемых для эффективного проведения экспортных операций;

е) вид реэкспорта, который в основном касается биржевых товаров, которые

могут закупаться с целью дальнейшей перепродажи при прогнозируемом повышении цены на этот товар, делающем экономически эффективной его реэкспорт;

ж) покупка иностранных товаров и услуг резидентными организациями/лицами отечества с целью их продажи/потребления на национальном рынке;

з) особый вид экспорта, отличающийся тем, что предметом экспорта является ранее импортированный товар, который не подвергался в отечестве компании-экспортера значительной переработке;

и) соглашение, обязывающее кооперирующихся экспортеров соблюдать совместно устанавливаемые условия торговли на каждом обслуживаемом региональном рынке: квота участника, фиксация минимальных цен продажи и др.;

к) операции, характерные для тех случаев, когда ранее импортированные

(или физически/юридически не ввозимые в отчество) товары входят составными частями в экспортную продукцию компании-экспортера.
Задание 12. Определите преимущества и недостатки (установите соответствие) видов экспорта:

1. прямой экспорт 2. косвенный экспорт

а) повышение экономической эффективности экспорта, за счет сокращения

технических и транзакционных издержек экспорта;

б) полноценные возможности создания позитивного имиджа компании-

экспортера и ее брэндов;

в) повышение оборачиваемости капитала экспортера;

г) производитель-экспортер лишается непосредственных контактов с зарубежным рынком;

д) производитель-экспортер не получает контроля над рынком и поэтому

не накапливает опыт международного маркетинга;

е) недостаток коммерческой квалификации и торгового опыта в сфере международной торговли может привести к тому, что издержки экспорта не только не сократятся, но и значительно возрастут;

ж) обеспечение постоянного присутствия компании-экспортера на зарубежном, локальном рынке, позволяющее учитывать и своевременно реагировать на изменения конъюнктуры;

з) избавление экспортера от необходимости инвестировать в организацию

сбытовой сети на территории принимающей страны;

и) освобождение экспортера от требующих дополнительных финансовых и

кадровых ресурсов экспортных функций;

к) экспортер не нарабатывает на зарубежных рынках позитивный имидж;

л) освобождение экспортера от рутинной и первоначально вызывающей

серьезные затруднения работы, связанной с исполнением экспортного документооборота;

м) требуется значительное отвлечение кадровых и финансовых ресурсов на

организацию собственной экспортной деятельности;

н) компании-экспортеру приходится принимать на себя все риски, порождаемыми экономическими, политическими, правовыми и социальными неблагоприятными изменениями, а также кросс-культурными различиями в традициях и обычаях ведения бизнеса в разных странах.
Задание 13. В соответствии с вариантом необходимо проанализировать вид

встречной торговли и выполнить задания:

1. Нарисуйте схему осуществления данной операции.

2. Укажите цели, которые преследуют участники сделки (причины осуществления сделки).

3. Определите положительные и отрицательные стороны осуществления

для каждой из сторон сделки.

Вид встречной торговли – толлинг.

Исходные данные:

  • Российская фирма «Тюменьнефть» передает давальческое сырье (нефть)

  • на переработку.

  • Белорусская сторона (предприятие «Нафтан») получает сырую нефть,

  • перерабатывает ее и возвращает нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо).

  • Оплата за переработку взимается сырой нефтью.


Задание 14. В соответствии с вариантом необходимо проанализировать вид встречной торговли и выполнить задания:

1. Нарисуйте схему осуществления данной операции.

2. Укажите цели, которые преследуют участники сделки (причины осуществления сделки).

3. Определите положительные и отрицательные стороны осуществления

для каждой из сторон сделки.

Вид встречной торговли – бартер.

Исходные данные:

  • Российская фирма экспортирует калийные удобрения.

  • Польская сторона передает сахар-сырец в обмен на удобрение.

  • Расчет количества товара определяется по ценам ЕС, действующим на дату подписания контракта.

  • Транспортные и прочие расходы каждая сторона осуществляет за свой учет.

Задание 15. В соответствии с вариантом необходимо проанализировать вид встречной торговли и выполнить задания:

1. Нарисуйте схему осуществления данной операции.

2. Укажите цели, которые преследуют участники сделки (причины осуществления сделки).

3. Определите положительные и отрицательные стороны осуществления

для каждой из сторон сделки.

Вид встречной торговли – офсетная сделка.

Исходные данные:

  • Отечественное предприятие экспортирует сложные современные оптико-механические приборы в Китай.

  • Китайская сторона выставляет встречные условия – наладить совместное производство этих приборов в Китае, передав ей технологическую документацию на ноу-хау.


Задание 16. В соответствии с вариантом необходимо проанализировать вид встречной торговли и выполнить задания:

1. Нарисуйте схему осуществления данной операции.

2. Укажите цели, которые преследуют участники сделки (причины осуществления сделки).

3. Определите положительные и отрицательные стороны осуществления

для каждой из сторон сделки.

Вид встречной торговли – авансовая закупка.

Исходные данные:

  • Тунисская фирма приобретает в России трактора, но она не имеет достаточно финансовых средств для оплаты их требуемого количества.

  • Отечественное предприятие не уверено в платежеспособности партнера.

  • Тунисская фирма поставляет товар (бананы) с зачислением выручки на специальный счет в РОСБАНКЕ. После того как на этом счете накапливается согласованная пороговая сумма, осуществляется отгрузка тракторов и производится гарантированная оплата со специального счета.


Задание 17. Вами был подписан договор о создании совместного предприятия на территории Нижегородской области по выпуску автомобилей. По замыслу Китайского учредителя такое сотрудничество в России позволит получить хорошую прибыль. Для дальнейших практических действий был создан комитет совместного предприятия из числа собственников. Установлен 1 контрольный показатель: объем выпуска продукции - 20 млн. долларов через 2 года.

Задания к ситуации:

1. Избрать Генерального Директора и ключевых заместителей

2. Разработать организационную структуру и модель управления

3. Оцените необходимые человеческие, финансовые и прочие ресурсы

4. Составить план действий на 6 месяцев

Задание 18. Разберите конкретную ситуацию.

АО «Маслосырзавод Алтайский» (Россия, Алтайский край) с 2006г. несет убытки по причине недостатка оборотных средств. С этого времени расчет с поставщиками молока производится готовой продукцией (маслом). Объемы продаж в районном центре, где находится предприятие, ежегодно снижаются, несмотря на то, что масло высокого качества. Это вызвано низкой платежеспособностью покупателей, а также высокой долей населения, имеющих коров в домашнем хозяйстве, таким образом, обеспечивающих собственное производство масла. Реализация масла в г. Барнауле и других населенных пунктах не эффективна, так как цена значительно увеличивается из-за роста транспортных затрат на перевозку. Отрицательно влияет на спрос также фактор высокого содержания холестерина в сливочном масле и появление на рынке товаров-заменителей – мягких масел без холестерина. Оплата труда персонала на заводе очень низка, зачастую выплату производят в виде готовой продукции. В течение последних 11 лет сменилось три директора завода, но существенных изменений в финансовом положении это не вызвало. В 2008 г. маслозавод заключил контракт с голландской фирмой на поставку казеинового клея. Поставки осуществлялись в течение года. Качество клея голландскую сторону вполне устраивало. Но связи были прерваны также по причине недостаточности оборотных средств для производства казиина. Разработайте основные направления инжиниринга, который необходим АО «Маслосырзавод Алтайский». Есть ли необходимость приглашать для этого международную инжиниринговую компанию? Решите, стоит ли заводу возобновлять связи с голландской фирмой.

Задание 19. Вы – российский предприниматель, который имеет капитал в размере 700 тыс. руб. Вы решили работать с китайской фирмой в системе франчайзинга с условием, что Вы будете франчайзиатом. Какой китайской фирме Вы предложили бы сотрудничество? Обоснуйте ваш выбор, основываясь на опыте изучения китайского рынка. Поэтапно опишите процесс взаимодействия с иностранной фирмой – франчайзером.
Задание 20. Отечественное предприятие «Технобюро» заключило договор с

индонезийской фирмой о передаче ей технологии очистки окружающей среды (сточных вод металлургического комбината). Срок действия договора – 3 года. В договоре определены комбинированные платежи за передачу технологии (роялти – отчисления в размере 5% прибыли в течение периода действия договора) и паушальный платеж (твердо фиксированная сумма вознаграждения), осуществляемый единовременно в размере 15 000 долл. Разработайте раздел лицензионного договора «Лицензионные платежи».

Задание 21. Предметом сделки является создание станции технического

обслуживания и ремонта сельхозтехники, ранее поставленной тракторным заводом. Участник зарубежного предприятия – подразделение тракторного завода. Страна, где предполагается создать зарубежное предприятие, - одна из стран Северной Африки (Египет, Тунис, Алжир, Марокко). Единовременные затраты (диагностическое оборудование) – 50000 дол. США. Мощность станции технического обслуживания – 600 единиц сельскохозяйственной единицы в год. Численность персонала – 50 чел., в том числе 5 руководителей и специалистов (граждане нашей страны), остальные – местный персонал. Текущие годовые затраты: заработная плата с отчислениями – 50000 долл, аренда здания и производственная площадь – 15000долл, электроэнергия, вода, газ – 5000 долл. Налоги и прочие отчисления – 10000 долл. Предполагаемый годовой доход – 120000 долл. Определите особенности, преимущества и недостатки международной сделки по созданию зарубежного предприятия. Рассчитайте эффективность данной международной сделки.
Задание 22. Отечественное предприятие «Сирена» и австрийская фирма

«Ress» заключили соглашение о создании совместного предприятии по производству одноразовых шприцов с уставным фондом в 260000 евро. Отечественное предприятие передает: производственное здание, вспомогательное оборудование, транспортные средства – всего на сумму 130000 евро. Австрийский партнер передает: технологию производства, основное производственное оборудование, автоматизированную систему управления производством и технологическим процессом – всего на 130000 евро. Определите особенности, преимущества и недостатки международной сделки по созданию зарубежного предприятия.
Задание 23. Вами был подписан договор о строительстве совместного предприятия на территории Нижегородской области по производству мебели из березы. По замыслу тайванского учредителя выпуск мебели в России позволит получить хорошую прибыль. Для дальнейших практических действий был создан комитет совместного предприятия из числа собственников. Установлен 1 контрольный показатель: объем продаж 20 млн. долларов через 2 года.

Задания к ситуации:

1. Избрать Генерального Директора и ключевых заместителей

2. Разработать организационную структуру и модель управления

3. Оцените необходимые человеческие, финансовые и прочие ресурсы

4. Составить план действий на 6 месяцев
Задание 24. Завод по производству интегральных плат находится на грани

банкротства. Руководство предприятия передает право собственности на специальное оборудование лизинговой компании за согласованное вознаграждение, а затем берет в лизинг это же оборудование. Лизинговая компания берет на себя безусловную ответственность по ремонту и обслуживанию оборудования.

Определите, вид лизинга и его специфику.
Задание 25. Группа туристов в составе 6 человек находится в одной из пещер в Альпах. В пещере произошел обвал, что привело к поломке подъёмника, с помощью которого туристы планировали подняться наверх. Кроме того, после обвала в пещере стала подниматься вода. Спасатели и оборудование могут подоспеть лишь к завтрашнему дню. Веревка, которую имеют туристы, способна поднять 3-х человек в течение 2-х часов. К этому времени грунтовые воды, по мнению инструктора, могут затопить пещеру и оставшиеся в ней туристы рискуют погибнуть.

Члены группы:

- Хелен, 34 года, четверо детей от 7 мес. до 8 лет. Любимые занятия: коньки, приготовление пищи. Замужем. Находится в связи с Оуэном.

- Оуэн, 27 лет, не женат, бывший офицер, имеет медали за отвагу. Иногда злоупотребляет алкоголем. Лидер молодежной организации. Инструктор по лабиринтам в пещерах.

- То-да, 19 лет, японка. Изучает социологию в университете, имеет очень богатых родителей, не замужем. Недавно ее можно было видеть по телевизору в программе о Японии.

- Джоуб, 41 год, родился в Африке. Член радикальной политической партии, борющийся за равноправие негров. Имеет 11 детей от 6 до 19 лет. Хобби - джаз.

- Пол, 42 года, разведен, учёный-медик, всем известная личность в области лечения от бешенства. Его методика позволила спасти тысячи людей. Имеет новые идеи, способствующие излечению больных. Дважды останавливала полиция за стриптиз.

- Эдвард, 59 лет. менеджер фабрики, на которой работает 710 человек. Женат, имеет 2 детей. Недавно был в России с новым проектом. Если проект будет успешным, он даст работу более чем 300 человек.

Вопросы: определите очерёдность подъёма участников группы наверх с точки зрения представителей разных культур: русской, американской, японской, арабской и обоснуйте своё решение в каждом из четырёх вариантов решения.
Задание 26. Разберите конкретную ситуацию и ответьте на поставленные вопросы.

После окончания института международных экономических отношений Вадим Сергеев был принят в отдел внешнеэкономических связей в ОАО «Элема» с испытательным сроком (предприятие выпускает женскую одежду: пальто, плащи, блузы, юбки, брюки и т.д., поставляет свою продукцию на рынки России, Белоруссии, Украины, Польши).

Основными функциями отдела являются:

  • таможенная очистка грузов, прибывающих на таможенную территорию или выбывающих за ее пределы;

  • представление в таможенные органы статической (периодической) декларации по грузам, экспортируемым (импортируемым) в Российской Федерации;

  • работа с фирмами-заказчиками по заключению и сопровождению контрактов, таможенному оформлению получаемого давальческого сырья и экспортной отправке готовой продукции;

  • совершенствование внешнеэкономической кооперации общества.

Приобретя опыт после выполнения нескольких заданий, Вадим был включен в группу специалистов фирмы, которой было поручено подготовить предложения по расширению объема международных операций.

Группе было поручено провести оценку возможностей и ожидаемого риска в реализации такого решения. Руководитель группы, в которую входит Вадим, попросил его подготовить предварительную оценку ситуации, а также список всех вопросов, ответы на которые должны быть получены от руководства подразделений компании.

Вопросы:

  1. В каком отделе наиболее перспективна должность для Вадима.

  2. Какие предложения может внести Вадим?


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Утверждено
Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины. Составленной в соответствии с государственными требованиями...
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon 1. Краткая история психосоматики
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “основы психосоматики
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Институт иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным...
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Основы биогеографии и ландшафтоведения для студентов специальности
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Государственные требования к содержанию...
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Пояснительная записка Курс «Дифференциальная психология»
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Дифференциальная психология»
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Рабочая программа по дисциплине Психогенетика Москва
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине «Психогенетика»
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Программа по дисциплине дс. Ф 15
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 540600 педагогика, cтепень (квалификация) — бакалавр...
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Высшего профессионального образования институт иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным...
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Методическое письмо о преподавании учебного предмета "Литература"...
Ния – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный...
Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции