Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики




Скачать 1.32 Mb.
Название Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики
страница 1/9
Дата публикации 24.09.2014
Размер 1.32 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)».
1.Своеобразие романтического идеала и лирического героя «легкой поэзии» К.Н.Батюшкова. Духовный кризис 1812 г. и жанрово-стилевые искания в позднем ( 1815-1821) творчестве поэта.
2.Замысел II тома «Мертвых душ» в контексте нравственно-религиозной проблематики позднего творчества Н.В.Гоголя. Утопическая программа писателя и ее воплощение в сюжете и системе образов II тома. Причины незавершенности поэмы.
3.Литературная программа декабристов. Обзорная характеристика творчества П.А.Катенина, В.К.Кюхельбекера, К.Ф.Рылеева и др.
4.Авторский замысел и символика названия поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Жанровое своеобразие. Основные комические приемы создания образов «мертвых душ». Особенности сюжета и композиции.
5. Жанровое своеобразие и проблематика «маленьких трагедий» А.С.Пушкина. Вопрос о циклическом единстве пьес.
6.Тема судьбы в незавершенной повести М.Ю.Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики.
7.Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Новаторство в построении сюжета и конфликта. Особенности языка и стиха.
8.«Южные поэмы» А.С.Пушкина. Структура романтического конфликта. Эволюция жанра романтической поэмы.
9. Жанрово-стилевое своеобразие ранних и поздних баллад В.А.Жуковского. Полемика П.А.Катенина с Жуковским.
10.«Евгений Онегин» как «свободный роман». Особенности сюжета и композиции. Проблема X главы. Стилевая полифония. Роль онегинской строфы.
11. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Жанрово-стилевые искания.
12.Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя и поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека» в трактовке Пушкина и Гоголя. Особенности гоголевского гротеска.
13.«Романтическое открытие Природы» в поэзии В.А.Жуковского (показать на примере 2-3-хстихотворений). Особенности лирического стиля.
14.Авторский замысел и его воплощение в композиции сборника рассказов Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Проблема циклического единства повестей. Особенности фантастики.
15. Символика чисел и карточной игры в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Проблема судьбы. Особенности фантастики.
16.Символика маскарада и карточной игры в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Проблема судьбы.
17. Печорин как «портрет» «героя нашего времени». Основные психологические коллизии характера Печорина и роль композиции романа в их раскрытии. Проблема судьбы.
18.Н.В.Гоголь о специфике жанровой природы своих комедий. Новый тип комедийного героя и приемы комического для его воплощения («Ревизор» + 1 комедия по выбору).
19.Жанрово-стилевое новаторство и философско-этическая проблематика басен И.А.Крылова.
20.Проблема самозванства и особенности конфликта трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Противоречивая роль «народного мнения» в пьесе. Жанрово-стилевое новаторство трагедии.
21. Место и значение романтизма в творчестве А.С.Пушкина. Предромантические тенденции в лирике 1817-1820 гг. Поэма «Руслан и Людмила».
22.Авторский замысел и его воплощение в композиции сборника рассказов Н.В.Гоголя «Миргород». Своеобразие историзма и проблема национального характера в повести «Тарас Бульба».
23. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина периода михайловский ссылки (1824-1826). Жанрово-стилевые искания.
24.Пушкинский и гоголевский периоды русской литературы в оценке В.Г.Белинского (статьи 2 -5 «Сочинений Александра Пушкина», «Стихотворения Лермонтова», «Объяснение на объяснение по поводу Мертвых душ»). Место творчества Лермонтова в периодизации критика.
25. «Повести Белкина» как прозаический цикл, их экспериментально-полемический характер.
26.Своеобразие образа демона в лирике М.Ю.Лермонтова и в поэме «Демон». Структура конфликта и система образов поэмы.
27. Основные темы и мотивы зрелой лирики М.Ю.Лермонтова (1837-1841 гг.). Жанрово-стилевые искания. Своеобразие лирического героя.
28.Своеобразие трактовки исторического конфликта между дворянством и народом в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Образ рассказчика-мемуариста Гринева. Проблема чести в романе.
29. Тема Петра I и ее художественное воплощение в поэмах А.С.Пушкина «Полтава», «Медный всадник» и стихотворении «Пир Петра Первого» (1836). Понятие о «петербургском мифе» русской литературы.
30.Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и «южные поэмы» А.С.Пушкина: своеобразие романтического героя и конфликта. Символика «Мцыри».
31. Проблематика и поэтика романтических повестей Н.В.Гоголя («Портрет») и В.Ф.Одоевского («Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах») о судьбе художника и искусства.
32.Основные темы и мотивы юношеской лирики М.Ю.Лермонтова 1828-1836 гг. Жанрово-стилевые искания.
33. Фантастическая повесть в русской литературе 1820-1830-х гг. Обзорная характеристика повестей А.А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, А.А.Бестужева и др.
34.Проблематика и конфликт «Песни про царя Ивана Васильевича…» М.Ю.Лермонтова. Жанровое своеобразие. Фольклоризм поэмы.
35.Литературные общества «Арзамас» и «Беседа любителей русского слова». Полемика о старом и новом слоге», Литературная сатира «арзамасцев». Обзорная характеристика творчества участников «Беседы» (С.С.Бобров, А.П.Бунина и др)

36.Особенности романтического идеала и лирического героя поэзии Е.А.Баратынского. Жанровое своеобразие элегий. Сборник «Сумерки» как художественное целое.
37.Романтизм как литературное направление. Основные течения и своеобразие русского романтизма.
38.Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина 1830-х годов. Жанрово-стилевые искания.

  1. Своеобразие романтического идеала и лирического героя «легкой поэзии» К.Н.Батюшкова. Духовный кризис 1812 г. и жанрово-стилевые искания в позднем ( 1815-1821) творчестве поэта.

Все лучшее, значительное в творчестве Батюшкова, составляющее непреходящую эстетическую ценность его лирики, в известной мере связано с понятием «легкой поэзии», зачинателем которой на русской почве был М. Н. Муравьев.

Термин «легкая поэзия» может быть истолкован по-разному. Важно, как Батюшков сам его понимал. Это прежде всего не легкий жанр салонной, жеманной лирики, а один из труднейших родов поэзии, требующий «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях...поэзия и в малых родах есть искусство трудное и требующее всей жизни и всех усилий душевных».17

Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в. Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал.

Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна».

Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.).

Легкая поэзия (анакреонтическая) 2ая треть 18 века - ломоносов сумароков тредияковский кантемир заложили ее традиции в русской литературе"

особенности легкой поэзии:

1. двуплановость, а не двоемире - героев можно поделить на 2 лагеря: те кто правильно понимает смысл жизни: чувства, любовь и радости жизни, дружба деревенское уединение занятие поэзией праздность и те кто неправильно видит назначение человека - цари, монахи - служение, погоня за благополучием и деньгами

2.проповедь умеренности, довольство малым до 12-13 года он тяготеет к легкой поэзии.

Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Отечественная война 1812 г. стала важным рубежом в духовном развитии Батюшкова, вызвала известные сдвиги в его общественных настроениях. Война принесла дотоле слабо звучавшую в лирике поэта гражданскую тему. В эти годы Батюшков пишет ряд патриотических стихотворений, в числе их послание «К Дашкову» (1813), в котором поэт в дни народного бедствия, «среди развалин и могил», когда «милая родина» в опасности, отказывается «петь любовь и радость, беспечность, счастье и покой»:

Нет, нет! талант погибни мой
И лира дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!

В связи с начавшимся переломом в мировоззрении Батюшков все чаще обращается к темам истории и трагического одиночества гражданского поэта, его разрыва с окружающей действительностью и гибели ( «Ге-зиод и Омир —соперники»). Поэт создает историко-философские элегии, явно расширяя в сопоставлении с Жуковским их содержание, включая в них более или менее сложные события. В этих произведениях его мысль сосредоточивается на преходящности бытия.
Постепенно утрачивая либерально-демократический пафос своего раннего творчества, тяготея все больше и больше к консерватизму, Батюшков, однако, не стал последовательным реакционером.







2.Замысел II тома «Мертвых душ» в контексте нравственно-религиозной проблематики позднего творчества Н.В.Гоголя. Утопическая программа писателя и ее воплощение в сюжете и системе образов II тома. Причины незавершенности поэмы.

Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Писатель решил выразить в поэме мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования жизни в существующих социальных рамках. Неприглядные герои I тома в дальнейшем должны были прийти к духовному просветлению и перерождению.

Выражая неудовлетворенность своими предшествующими произведениями, „населенными" в основном отрицательными персонажами, писатель мечтал о положительном герое, который „умел бы нам сказать... всемогущее слово: „вперед!", и пытался в его изображении опереться на саму жизнь.

Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.

Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры:

идеального помещика Костанжогло (Устами Костанжогло Гоголь говорит о крестьянстве как самом здоровом сословии. Тема труда занимает во II томе большое место. Вдохновленным гимном ему звучат слова Костанжогло, речь Костанжогло о роскошно плодоносящей земле, о крестьянском труде, лежащем в основе национального богатства, принадлежит к лучшим местам поэмы. Вместе с тем Костанжогло остается помещиком-крепостником, считающим, что мужика нужно держать в руках; исповедуя принцип пользы, он из „всякой дряни" умеет извлечь выгоду и дает Чичикову советы, как разбогатеть.

добродетельного откупщика Муразова(нажившего „безукоризненно честным" путем миллионное Состояние, которое он употребляет для добрых дел. )


, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни.

Одним из главных идеальных героев II тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор.. Весьма примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты II тома и которая наглядно свидетельствует о сложности гоголевской позиции. В речи нарисована страшная картина России, вакханалия взяточничества, беззаконие, коррупция, разложение бюрократического аппарата и выражено неверие в возможность его усовершенствования правительственными мерами.
Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.

 Во II томе раскрывается не менее широкая, но более детализированная, чем в I, картина русской жизни. Гоголь показывает рождение чувства глубокой неудовлетворенности у лучших представителей дворянства, появление своего рода „отщепенцев", людей, уже начавших „выламываться" из своей среды. Таков Тентетников. По свидетельству друзей Гоголя, в последней (сожженной) редакции он был сделан лицом „в высшей степени симпатичным". Гоголь якобы развил мотив участия Тентетникова в политическом кружке и ссылки в Сибирь. Но можно с уверенностью отметить новые тенденции в гоголевском реализме. В лице таких героев, как Тентетников, Платонов, Хлобуев, писатель обращается к изображению сложных, противоречивых характеров и душевных движений.

3.Литературная программа декабристов. Обзорная характеристика творчества П.А.Катенина, В.К.Кюхельбекера, К.Ф.Рылеева и др.

Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло и гражданское, социальное, течение. Его ядро составляли литераторы-декабристы. Поэтому гражданский романтизм часто принимают за декабристский романтизм. Однако, декабристский – только часть гражданского, ведь понятие гражданского намного шире. Декабристы отводили литературе служебную роль и рассматривали её как средство агитации и пропаганды своих взглядов. Это, однако, не отменяло внимание за качеством лит. продукции. Разнообразие литературных вкусов и дарований. не мешает выделить общие тенденции декабристского романтизма. Задачи дек. Литературы состояли в воспитании гражданских чувств и взглядов читателей. С позиции декабристов, чувства эти воспитываются не в узком семейном кругу ( Жуковский), а общественном, на конкретных исторических примерах. Историческое прошлое разных народов становится наиболее частым объектом изображения. Главным в деятельности этого общества было воспитание любви к отечеству. Члены этой организации были страстными патриотами России.

Путь национального развития декабристы видели в том, чтобы обратиться к русским или общеславянским сюжетам. Некоторые эпизоды, с позиций декабристов, вообще являются ключевыми, например, гибель вечевых республик (Одоевский).

Одними из самых выдающихся поэтов декабристов стали Катенин. Глинка, Рылеев.

Катенин дебютировал в 1810 году. его лирический герой наделяется автобиографическими чертами. ( « Певец Услад», « Грусть на корабле»). Естественная мужественность интонации, необычная аллитерация стиха, жизнеутверждающий финал свидетельствуют о самобытном взгляде поэта. Баллады Катенина являются своеобразной реакцией на произведения Жуковского. Его сюжеты так же восходят к западноевропейским источникам - балладам Бюргера, Гёте, Шиллера, но поэт сознательно придаёт им иное звучание, связав с конкретными событиями русской истории. Автор широко использует народные фольклорные мотивы, включает в повествование просторечия, лишает сюжеты мистики.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

В. К. Кюхельбекер был одним из активнейших деятелей декабристского движения. До 1825 г. он выступал преимущественно как поэт-лирик и как критик, теоретически и практически пропагандируя высокую и национально-самобытную поэзию. В качестве драматурга Кюхельбекер стремился создать трагедию в духе гражданского романтизма («Аргивяне»).

В поздней лирике Кюхельбекера иногда слышатся ноты трагической безнадежности и религиозного примирения. Но дух протеста сохранился у Кюхельбекера до последних его дней.

Наряду с лирикой (в которой теперь над одой преобладает элегия) Кюхельбекер создает исключительный по своим масштабам и форме цикл романтических поэм. Условия времени и обстоятельства личной жизни вносили в эпос Кюхельбекера трагедийное начало. И все же его поэмы проникнуты духом высокого героизма и тяготеют к эпической монументальности. Как и прежде, Кюхельбекер прибегает к исторической символике.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Комментарии к экзаменационным билетам по литературе
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Тема: Лирическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности сюжета и композиции
Цели: последовательно преодолеть литературоведческие уровни; проанализировать поэму «Мцыри»
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Мбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon “По страницам повести А. С
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?
Основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon О конкурсе на лучший урок
М. Ю. Лермонтова, в честь 200-летия со дня рождения поэта с целью привития любви и общественного интереса к произведениям М. Ю. Лермонтова,...
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики icon Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 11 классе
Биографию. Анализ повести Бедность Дагестанских сел того времени, указанного в повести
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции