«Маяковский и футуризм»




Скачать 254.13 Kb.
Название «Маяковский и футуризм»
страница 1/2
Дата публикации 23.09.2014
Размер 254.13 Kb.
Тип Разработка урока
literature-edu.ru > Культура > Разработка урока
  1   2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Литературоведческий анализ творчества В. Маяковского…4

1.1. Лирика как род литературы. Основные признаки…………4

1.2. Новаторство лирики В.В. Маяковского……………………5
Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе......................................................................................................10

2.1. Особенности восприятия лирики В.В.Маяковского учащимися 11-х классов………………………………………………10

2.2. Лирика В.В.Маяковского в школе. Анализ программ и учебников………………………………………………………………11
Глава 3. Разработка урока на тему «Маяковский и футуризм»…….19
Заключение .............................................................................................23
Список использованной литературы …………………………………24

Введение
Актуальность: наличие различных концепций в отношении к проблеме изучения творчества В.В. Маяковского в школе, отсутствие современного подхода в практическом решении поставленного вопроса.
Цель: Доказать необходимость изучения творчества Маяковского в школе (в 11 классе)
Задачи:

  • Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования

  • Проанализировать существующие т.з. по данной теме

  • Проанализировать программы по литературе (11 класс)

  • Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского


Объект: процесс восприятия и изучения творчества В.В. Маяковского в 11 классе.
Предмет: система изучения творчества В.В.Маяковского в 11 классе общеобразовательной школы.

Творчество В.В. Маяковского
Лирика как род литературы. Основные признаки.
Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит , то, на что откликнулось его сердце.

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя. Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь “часть” автора, грань его сознания, средство выражения авторского “я”. Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей.

Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека.
Новаторство лирики В.В. Маяковского
В искусстве XX века В.Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки. Но истинное величие В.Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуальности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника. В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов людей.

В творчестве В.Маяковского, запечатлевшем важнейшие события и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и свершении пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравнений, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия В.Маяковского — поэзия открытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории. В.Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором, горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать...» И хотя и в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии В.Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным, так как в ней нетрудно обнаружить и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья, и язвительную иронию, и добродушную усмешку. Поэзия В.Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю.

Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль В.Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия.

Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя. «Поэтическое слово насущно. Оно утоляет голод сердца и души» [8].

В полной мере это относится и к большинству произведений В.Маяковского. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поездкам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства — отношение поэта креальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».

Стихия авторских размышлений и переживаний в произведениях В.Маяковского не просто придает им особую эмоциональную окраску, а зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного образа. Эта сила и целеустремленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, проявляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощущается также в политических стихах В.Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера. Без преувеличения можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила творчества В.Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.

Как ни парадоксально, но в стихах и выступлениях В.Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова

— не обмолвка и не поэтическое преувеличение. Через все творчество В.Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лирическим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него любовная тематика.

В этих страстных словах, конечно, нельзя видеть негативное отношение к лирике как таковой. Критическое отношение В.Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках В.Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов на самовыражение.

Не удовлетворенный традиционными возможностями «самораскрытия» поэта в лирике, В.Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.

Что же касается особенностей поэтического восприятия В.Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни - и даже удаленное от него временем и расстоянием — как свое, глубоко личное, кровное дело.

Широта восприятия жизни, исключительная сила эмоциональной реакции поэта на мир не могли уместиться в традиционные формы лирики и требовали простора для своего выражения. Вот почему поэзия В.Маяковского не укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действительность.

Лирика В.В.Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и политику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения. «Даже противники Маяковского (их было немало и при жизни поэта, и после) не могли что-либо сказать о неискренности поэта, лживости, фальши, а время было крутое, в определениях и выражениях не стеснялись» [8].

В.Маяковский — первооткрыватель, который владеет словом и словарем, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма. Поэзия В.Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и широко использует звуковые и ритмические возможности слова. В.Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя.

Сегодня В.Маяковский совсем не актуален политически, но актуален человечески и эстетически. «…любовь была для В.Маяковского "всем". И это "всё" было в полном смысле "всем": революцией, страной, миром, народом, друзьями, женщинами, которых любил поэт. И то, что для многих является сугубо личным, интимным, у В.Маяковского наполнено разноголосицей жизни и поднято до космических масштабов в утверждении и в отрицании» [9]

«Каким бы спорным и противоречивым ни представлялось сегодня творчество Маяковского, с высоты протекшего времени мы видим правоту тех, кто предрекал ему долгую жизнь в искусстве. Это были самые проницательные и чуткие его читатели-современники и самые авторитетные для нас судьи в поэзии» [1].

Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе
Особенности восприятия лирики В.Маяковского учащимися 11-х классов
В старших классах ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе, с обзорами творческого пути писателей. Выявлением общественного и литературного значения произведений и важнейших фактов литературного процесса, в частности особенностей литературных направлений. На этом этапе у учеников жизненные и читательские интересы распространяются на мир общий, возникает потребность осознать целостную картину мира. «Предметом особых забот учителя-словесника становится формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся» [12]. Контекст времени всегда важен для верного понимания поэзии. Ученики проявляют интерес к художественной форме. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно ритмическую выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает завершённость в 11 классе. И на этом этапе нужно стремиться к тому, чтобы ученики осознавали в стихотворении единство переживания с его ритмическим выражением.

Русская поэзия первой половины ХХ века вызывает неизменный интерес у читателей-школьников юношеского возраста. Сложность изучения данного периода связана не только с непростой исторической ситуацией, многообразием художественных направлений, большим количеством поэтов, каждый из которых – яркая страница в истории русской литературы, но и с реальной нехваткой времени на изучение темы в рамках школьной программы, а кроме того, со сложностью восприятия школьниками такого литературного рода, как лирика. «На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств; важно не торопиться совершить переход от единичного к обоющенному значению поэтического образа» [12].

Возрастное развитие учащихся обусловливает именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если при изучении биографии учитель выделит идеологические, нравствен­ные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения.

Основное качество личности В. Маяковского А. В. Луначар­ский охарактеризовал так: «Маяковский до гроба будет юно­шей» [23]. И в самом деле, максимализм юности, категоричность ее оценок, страстность порыва к будущему воплощены в Маяков­ском очень ярко.

Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. «Основа целостности поэтической формы у молодого Маяковского — единство лирического характера, раскрытого с такой силой, с такой психологической правдой и достоверностью при всей гиперболической заостренности, какие были доступны мало кому из современных ему поэтов» [27].
Лирика Маяковского в школе. Анализ программ и учебников

Выпускник одиннадцатого класса должен видеть как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста; стремится осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.

Современное восприятие В.Маяковского отличается повышенной противоречивостью, оценки отдельных его произведений и творческих периодов, а также возможностей их преподавания. «Конечно, в позиции Маяковского, в его призывах крушить и разрушать был вызов, явное стремление ошеломить, эпатировать читателей и слушателей. Этого нельзя не учитывать. Но чтобы понять, как мог молодой поэт написать столь страшные слова, как могли прозвучать столь жестокие призывы, надо прежде всего рассмотреть произведения Маяковского в историческом контексте» [1]. В последнее время даже говорилось о том, что В.Маяковского нужно исключить из школьного изучения.

Следует проанализировать как предлагают действующие программы по литературе изучать творчество В. Маяковского в 11 классе.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Маяковский и футуризм» icon План-конспект урока по русской литературе в 8 классе Тема: В. В....
В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
«Маяковский и футуризм» icon Объем требования
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...
«Маяковский и футуризм» icon Литература 1 мая
Футуризм (от лат futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде...
«Маяковский и футуризм» icon Обзорная лекция по литературе в 11 классе
...
«Маяковский и футуризм» icon Программа вступительных испытаний по литературе при приеме на обучение по программе бакалавриата
Литературное направление; классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
«Маяковский и футуризм» icon Книга океана неделю грудью своей атлетической то работяга, то в стельку...
Но загадки Атлантики — это не только и не столько загадки Атлантиды. С изучением Атлантического океана, его подводного рельефа и...
«Маяковский и футуризм» icon Программа для подготовки к вступительным испытаниям по литературе...
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...
«Маяковский и футуризм» icon Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия:...
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции