Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд»




Скачать 179.19 Kb.
Название Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд»
Дата публикации 13.05.2014
Размер 179.19 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Культура > Рабочая программа
Рабочая программа по дополнительному образованию

«Художественный труд»
Пояснительная записка

  Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большее значение. Детское творчество реализуются в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность, а так же происходит развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом (небрежно согнул выкройку — получился нечеткий кривой сгиб, не тщательно проклеил — поделка развалилась и т. п.). Труд — это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Через уроки труда ребенок усваивает самое важное: в продуктах своего труда человек утверждает себя, свои способности к творчеству, к тщательному исполнению задуманного, через продукты своего труда человек может принести пользу и доставить радость другим. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, тканей, природных материалов и др.). Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формируют навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.

Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.

Программа разработана на основе:

  1. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» методическое пособие для воспитателей ДОУ. СпБ: «Детство пресс» 2007г., 2010г.

  2. Л.М.Салалаева «Объёмные картинки. Ручной труд для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» СпБ: «Детство пресс» 2008г.

  3. Г.И.Долженко «100 оригами» Ярославль «Академия Холдинг» 2002г.

  4. И.М.Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд» СпБ: «Детство пресс» 2007г.

  5. Журнал «Ребёнок в детском саду» №5 2001г., №6 2003г., №5 2006г.

  6. Е.Ступак «Оригами. Игры и конкурсы» М:«Айрис пресс» 2009г.

  7. С.Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов» М:«Айрис пресс» 2007г.

  8. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки» М:«Айрис пресс» 2007г.

  9. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов» М:«Просвещение» 1985г.


Целью данной работы является: развитие творческих способностей и навыков учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.
Основные задачи:

1. Заинтересовать детей в изготовлении поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребёнка.

2. Воспитывать у детей трудолюбие, привычку доводить начатое дело до конца.

3. Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, действовать со словесными инструкциями воспитателя.

4. Укреплять мелкую моторику пальцев рук.

5. Формировать художественный вкус.

6. Развивать воображение, фантазию, целеустремлённость, аккуратность, самоконтроль.

7. Воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

8. Формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами.

9. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.


Важным направлением в организации художественно-творческой деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в самых различных формах.
Цель работы с родителями:

-повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми

Задачи работы с родителями:

-информирование о содержании, методах и формах работы по художественному труду.

-консультирование по различным техникам художественного  труда

-рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними

Воспитатель продумывает и планирует проведение консультаций с родителями, которые проводятся ежемесячно

Беседы с родителями проводятся еженедельно. Содержание бесед предполагает:

-получение родителями ответов на заинтересовавшие их вопросы

-рассказы педагога о содержании работы по художественному труду, о том, как дети воспринимают материал занятий и т.д.

-предложение родителям изготавливать дома поделки с детьми по образцам и по своему замыслу
В результате занятий по художественному труду дошкольник должен знать:

- разные способы работы с изобразительным материалом

- правила безопасной работы с инструментами

уметь:

- сгибать и складывать бумагу различными способами

- наклеивать разнообразные детали и формы на фон или основу различной фактуры

- работать с природным и бросовым материалом

Приобрести навыки:

- пользования ножницами, разными видами клея

- рационального использования материалов
Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю.

Продолжительность каждого занятия 30 минут

Общее количество занятий в год: 34


Критерии оценивания педагогической диагностики.

- умеет действовать по схеме

- свободное владение аппликативными и пластическими умениями

- использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний


Перспективный план


Месяц

№ занятия

Название названия

Программное содержание

Материалы

Методы

СЕНТЯБРЬ

1

«Божья коровка»

Показать детям способ изготовления поделки из старых газет. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

цветная бумага красного, черного и голубого цветов,

газеты, ножницы, клей


Словесный, сюрпризный момент, объяснение сопровождаемое показом

2

«Осьминожка»

Показать детям как из отпечатка собственной ладони, проявив немножко фантазии, можно изготовить морского обитателя. Развитие образного мышления и творческого воображения.

цветная бумага, клей,
карандаш и ножницы


Словесный, эвристический

3

Аппликация «Волшебные цветы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов из полосок цветной бумаги; закрепить умение вырезывать вазу, сложив лист бумаги пополам, продолжать учить красиво располагать свою работу на листе картона

По 4 полоски 1*19 см. из цветной бумаги, круг диаметром 1,5см., цветной картон для фона, прямоугольник из цветной бумаги для вазы, клей

Словесный, наглядный

4

Поделки из природных материалов

«Птица»

Учить детей изготавливать птицу из природного материала с использованием пластилина. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Шишки (по количеству детей), пластилин

Словесный, наглядный, эвристический



ОКТЯБРЬ

5

Рисование предметное «Картинки на песке»

Развивать у детей умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу; владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности

Мелкие ящики (коробки из-под конфет) с чистым песком или сухой манкой, листы бумаги белого цвета, простые карандаши, клей и клеевые кисточки

Словесный, эвристический

6

«Декоративная тарелочка»

Показать детям, что из семян различных растений можно изготовить отличное украшение для дома в виде панно. Развивать творческое воображение, способности к композиции

Одноразовая картонная тарелочка, тыквенные и подсолнечные семечки, семена гороха, перец горошком, краски, цветной картон, клей

Словесный, эвристический.

7

Аппликация из осенних листьев «Зайчонок с мамой»

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала; развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях

Осенние листья красивой формы и расцветки, цветной картон, клей, ножницы

Словесный, наглядный

8

Объёмная аппликация «Осенний лес» (коллективная работа)

Закрепить умение детей складывать лист бумаги гармошкой; ножницами закруглять у прямоугольника углы; работать в коллективе слаженно.

Цветная бумага, ножницы, клей, картон

Словесный, наглядный.




НОЯБРЬ

9

Тестопластика «Печенье для куклы»

Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. Во время лепки необходимо следить за тем, чтобы печенье у детей было разной формы (треугольное, прямоугольное, квадратное и т.д.). Развивать у детей самостоятельность, фантазию, положительный эмоциональный настрой от проделанной работы

Солёное тесто, стеки, гуашь

Словесный, наглядный, эвристический.

10

Оригами «Кузнечик»

Познакомить детей с искусством оригами; воздействовать на развитие внимания и памяти; воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу

Цветная бумага, фломастеры, ножницы, карандаш, линейка

Словесный , объяснение, сопровождаемое показом, игровой момент.

11

«Мышка»

Научить детей склеивать из полосок бумаги шар; способствовать развитию мелкой моторики; воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых

По 4 полоски полоски 1*19см. из цветной бумаги одинакового цвета, 2 прямоугольника 2*4см. из бумажной салфетки, по одной салфетки, по 1 полоске 1*15см., разрезанной пополам для хвоста

Словесный, сюрпризный момент, объяснение сопровождаемое показом.

12

Панно «Аквариум» (коллективная работа)

Продолжать учить детей создавать в аппликации несложную композицию из природного материала. Закреплять умение красиво располагать композицию на листе картона, дополнять работу характерными деталями (водоросли, камни и т.д.)

Засушенные листья различных деревьев и кустарников, ватман, краски, клей ПВА, кисточки

Словесный, наглядный, эвристический.




ДЕКАБРЬ

13

Объёмная аппликация «Овечки из ваты»

Учить детей создавать образы животных, используя вату и бумагу. Формировать композиционные умения (изображать горы на заднем плане). Продолжать учить детей воплощать через изобразительную деятельность свои представления о природе, эстетические переживания и чувства

Вата, ватман, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы

Словесный, наглядный.

14

Оригами «Стаканчик с шариком»

Продолжаем знакомить детей с техникой оригами. Развивать у детей внимание и память; формировать самостоятельность, уверенность в себе и своих силах; повышать самооценку детей

Цветная бумага, нитка, скотч, ножницы, линейка, карандаш

Объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы, схему. Игровой момент.

15

«Ёлочные игрушки из гармошки»

Закрепить умение детей складывать лист бумаги гармошкой. Развивать творческую активность, самостоятельность, аккуратность

Цветная бумага, ножницы, клей, нитка

Словесный, объяснение сопровождаемое показом, наглядный, эвристический.

16

Тестопластика «Снеговик»

Развивать способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, пропорций.

Солёное тесто, акварельные краски

Словесный, эвристический.




ЯНВАРЬ

17

«Снеговик из манки»

Научить детей, используя манку и клей изображать снеговика на листе картона. Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

Манка, цветная бумага, карандаши, картон для фона, клей, клеевые кисточки

Словесный, наглядный, эвристический.

18

Оригами «Маска»

Учить детей изготавливать предметы своими руками для дальнейших игр. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение

Цветная бумага, ножницы, фломастеры или карандаши

Объяснение, сопровождаемое показом, игровой момент.

19

Тестопластика «Чайная пара»

Закрепить умение детей самим создавать предметы посуды; закрепить знакомые приёмы лепки (вытягивание, сплющивание и т.д.). Развивать мелкую моторику рук, чувство композиции. Создавать положительный эмоциональный настрой от проделанной работы

Солёное тесто, гуашь

Словесный, эвристический.



ФЕВРАЛЬ

20

Обрывная аппликация «Строим многоэтажный дом»

Вызвать у детей интерес к созданию образа каменного дома адекватными изобразительно-выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел; развивать чувство композиции.

Цветная бумага, простые карандаши, клей, цветной картон для фона, цветные карандаши или фломастеры для дополнения аппликации

Словесный, наглядный, эвристический.

21

Тестопластика «На дне морском»

Вызвать интерес к лепке образов подводного мира по представлению. Обогатить и разнообразить зрительные впечатления. Развивать воображение и чувство композиции

Солёное тесто, стеки, формочки для лепки

Наглядный, словесный, эвристический

22

Объёмная аппликация «Алые паруса»

Вызвать у детей желание изготовить своими руками подарок ко Дню защитника Отечества. Способствовать развитию ручных умений, чувства формы.

Цветная бумага, клей, ножницы, картон синего или голубого цвета для фона

Словесный, информационно-рецептивный

23

Оригами «Котёнок»

Развивать мелкую моторику рук в процессе складывания бумаги. Оказывать положительное влияние на развитие мышления, памяти, воображения, внимания. Вырабатывать усидчивость, аккуратность.

Цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей

Словесный , сюрпризный момент, объяснение сопровождаемое показом.




МАРТ

24

Подарки своими руками «Конфетница для мамочки»

Учить детей лепить красивые и в то же время функциональные предметы в подарок. Познакомить с новым способом лепки из колец. Показать возможность моделирования формы изделий, за счёт изменения длины исходных деталей

Соленое тесто или пластилин, стеки, клеёнки, салфетки бумажные или матерчатые, красивые бусины, пуговицы, бисер, тонкая тесьма для декорирования конфетниц.

Словесный, наглядный

25

Аппликация из ниток «Бабочка»

Познакомить детей с новым для них способом украшения готового рисунка. Вызвать интерес к созданию образа красивой бабочки изобразительно-выразительными средствами. Способствовать развитию ручных умений, аккуратности при выполнении работы

Обрезки ниток, ножницы, клей, цветная бумага или картон для фона, заранее подготовленный рисунок бабочки

Словесный, наглядный, эвристический

26

Поделки своими руками «Яблоко с червячком»

Закрепить ранее полученные знания изготовления поделки, используя старые газеты. Развивать чувство формы, пропорций и композиционные умения.

Цветная бумага, ножницы, клей, старые газеты, карандаш

Словесный, объяснение сопровождаемое показом

27

Поделки своими руками «Подснежники»

Показать способ изготовления цветочной композиции из бросового материала. Вызвать интерес к экспериментированию

Одноразовые пластмассовые ложки, пластилин, цветная бумага, небольшая баночка, шнурок

Словесный, объяснение сопровождаемое показом




АПРЕЛЬ

28

Аппликация «Весна идёт»

Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему этапу творчества. Создать условия для творческого применения освоенных умений; учить планировать свою работу. Развивать воображение, чувство пропорции и композиции

Для рисования: альбомные листы, кисточки, поролоновые губки, старые зубные щётки. Для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки

Словесный, информационный, эвристический.

29

Лепка рельефная «Чудо-цветок»

Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать художественный вкус, вызвать интерес к оформлению интерьера

Картонные квадратики, пластилин или солёное тесто, стеки, пуговицы, бусины, произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора

Информационно-рецептивный, словесный, эвристический.

30

Аппликация «Звёзды и кометы»

Учить детей вырезывать пятилучевые звёзды. Вызвать интерес к созданию образа кометы, состоящей из головы (звезда) и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги

Фольга золотистая и ребристая, цветная бумага, текстильные и декоративные бумажные ленты, серпантин, ножницы, клей, простые карандаши, листы бумаги чёрного или тёмно фиолетового цвета для фона

Словесный, информационно-рецептивный

31

Игрушки своими руками «Куклы» (из ниток)

Познакомить детей с обычаями других стран. Вызвать желание изготовить игрушку своими руками. Воспитывать художественный вкус

Обрезки различных ниток, кусочки картона, ножницы

Информационно-рецептивный, словесный




МАЙ

32

Поделки «Транспорт для путешествий»

Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых (бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Уточнять представления о форме предметов, анализировать особенности их строения, соотношения частей. Учить видеть особенности внешнего вида предметов, их положения в пространстве. Показать возможность создания машинки путём дополнения готовой формы лепными деталями

Готовые бытовые формы небольшого размера – пластиковые и стеклянные бутылочки, коробочки, упаковки; пластилин, бусины, пуговицы, салфетки, клеёнки

Словесный, эвристический.

33

Оригами «Корабль» (педагогическая диагностика)

Выявление уровня владения техникой оригами, способностью действовать по схеме, образцу.

Цветная бумага, фломастеры, ножницы, линейка, карандаш

Словесный, наглядный.

34

Лепка и аппликация «Бабочки» (педагогическая диагностика

Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник

Цветной картон, пластилин, стеки, колпачки фломастеров, пуговицы, бисер, цветная бумага, клей, ножницы, клеевые кисточки, салфетки

Словесный, наглядный

Список литературы


  1. Журнал «Ребёнок в детском саду» №5 2001г., №6 2003г., №5 2006г.

  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №1,5 2012г.

  3. Е.Ступак «Оригами. Игры и конкурсы» М:«Айрис пресс» 2009г.

  4. С.Гирндт «Разноцветные поделки из природных материалов» М:«Айрис пресс» 2007г.

  5. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки» М:«Айрис пресс» 2007г.

  6. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов» М:«Просвещение» 1985г.

  7. С.В.Соколова «Оригами для дошкольников» методическое пособие для воспитателей ДОУ. СпБ: «Детство пресс» 2007г., 2010г.

  8. Л.М.Салалаева «Объёмные картинки. Ручной труд для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» СпБ: «Детство пресс» 2008г.

  9. Г.И.Долженко «100 оригами» Ярославль «Академия Холдинг» 2002г.

  10. И.М.Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд» СпБ: «Детство пресс» 2007г.

  11. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы)
Художественный труд – это преобразующая творческая деятельность, направленная на создание реальных предметов, гармонично сочетающих...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Программа "Изобразительное искусство и художественный труд"
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»
Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» для 3 класса народного художника России,...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Пояснительная записка к учебному плану по дополнительному образованию...
Азовательными запросами учащихся школы и их родителей сложилась система дополнительного образования, способная удовлетворить пожелания...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Рассмотрено Утверждено на заседании методического приказом директора...
Б. Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Рабочая программа по литературе 8 класс 2 часа в неделю, 68 часов в год
Знать понятие «художественный образ», «эпиграф». Уметь пересказывать статью учебника
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Рабочая программа по учебному предмету «Технология» предназначена...
Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного обучающимися в 5и 6 классах. Рабочая программа...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Пояснительная записка Данная учебная программа составлена на основе...
Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованной Департаментом общего среднего...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Тема урока : Труд, мастерство ткачих рукодельниц
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что труд женщин – рукодельниц был нелёгок, воспитывал и учил терпению и сноровке
Рабочая программа по дополнительному образованию «Художественный труд» icon Литература и математика
Громозеке о своих несчастьях: «Я везде и всегда должна быть первая и прикладываю к этому максимум усилий, а это такой тяжелый труд,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции