ПРОЕКТ
Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи. Культурно-досуговый профиль
В практике деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи досуг рассматривается как фактор социализации детей и учащейся молодёжи, как культурно-образовательное пространство, в котором учащиеся имеют возможность свободного выбора форм и видов познания, общения, творчества. В учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи реализуются типовые образовательные программы, объединений по интересам, экспериментальные, индивидуальные; образовательные программы культурно-досугового профиля, включающие многообразие форм организации свободного времени детей всех возрастных категорий.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи культурно-досугового профиля является техническим нормативным правовым документом, определяющим цели, задачи, содержание и результат деятельности в сфере досуга детей и молодёжи. На её основе разрабатываются программы объединений по интересам данного профиля.
Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру:
пояснительная записка;
учебно-тематический план;
содержание программы;
формы и методы реализации программы;
ожидаемые результаты;
литература.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей и молодёжи культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и активной практической деятельности.
Программа может включать в себя направления и виды деятельности иных профилей (художественного, технического, эколого-биологического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического и др.), определяемых положением об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
Она может иметь многоаспектную направленность по целям и задачам, содержанию, формам и методам, ожидаемым результатам, исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, социального заказа, контингента учащихся, ресурсного обеспечения её реализации.
Цель типовой программы культурно-досугового профиля: создание условий для развития общей культуры учащихся, творческой индивидуальности. Задачи программы:
развивать творческие, интеллектуальные, физические способности учащихся;
приобщать к основам мировой художественной и национальной культуры;
формировать культуру содержательного, полезного отдыха;
развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать культуру общения, поведения, речи;
укреплять здоровье;
обучать основам культуры быта;
способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.
Принципы реализации программы:
природосообразности (учёт возрастных, физических, физиологических, психологических особенностей учащихся, их социального развития);
культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живёт учащийся);
сочетания индивидуального подхода и коллективного характера в образовательном процессе (организация такой работы с учащимися, которая требует от каждого умения сотрудничать, координировать совместные действия, быть активным);
сотрудничества и диалогичности (равноправное взаимодействие педагога и учащихся в реализации программы);
Объединения по интересам культурно-досугового профиля создаются из числа детей и молодёжи, объединённых общим интересом к конкретному направлению деятельности, к ним могут относится: кружок организаторов досуга, клуб (КВН, любителей искусств, поэзии, музыки), гостиная (литературная, музыкальная, театральная), театр игры и другие. Наполняемость объединения, продолжительность занятий должны соответствовать возрасту учащихся, году обучения и учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план объединения по интересам культурно-досугового профиля определяет количество часов на теоретические и практические знания. Учебно-тематический план может быть составлен по модульному типу, где каждый модуль является законченным разделом плана. Например, для объединения по интересам «Организаторы досуга», это могут быть модули (блоки, разделы): «Игровая деятельность», «Основы сценарного мастерства», «Основы режиссуры и постановочной работы», «Основы актёрского мастерства» и другие.
Если программа рассчитана на два (и более) годов обучения, она строится по концентрическому принципу (повторение тем, разделов с более глубоким их освоением на новом уровне реализации программы).
Учебно-тематический план может быть построен и другим образом: темами, разделами его являются типы досуговых программ (по А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой):
разовая культурно-досуговая программа;
конкурсно-игровая программа;
праздничная программа;
театрализованная игра;
игра-спектакль;
длительная игровая программа.
Основа таких программ – игровая деятельность.
№ п/п
|
Наименование разделов/блоков/тем
|
К-во часов
|
|
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Содержание программы
Содержание программы включает специальные теоретические знания и практическую деятельность по организации и проведению мероприятий, способствующих творческой самореализации учащихся и их описание.
Содержание программы по игровой деятельности включает понятия, функции, роль, классификацию игр и их особенности, методики организации и проведения, практические занятия по совершенствованию умений и навыков и их краткое описание.
Ожидаемые результаты
Программа культурно-досугового профиля должна быть ориентирована на достижение определённых результатов в зависимости от возраста учащихся и года обучения. В качестве таковых могут быть запланированы:
осмысление учащимися ценности собственного досуга для развития и самореализации через определённый вид деятельности;
приобретение практических умений и навыков организации досуговых дел;
повышение общей культуры, культуры общения, взаимоотношений, речи, быта и т.п.
развитие самостоятельности, активности, инициативности;
овладение навыками основ актёрского мастерства: технологией написания сценария культурно-досуговых мероприятий;
формирование представлений об особенностях и специфике постановки и проведения праздничных, зрелищных массовых мероприятий;
умение самостоятельно разрабатывать организовывать и проводить массовые мероприятия.
Формы и методы реализации программы
Реализация типовой программы культурно-досугового профиля требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.
Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Формы занятий объединения по интересам культурно-досугового профиля: лекция, заседание клуба, традиционное занятие, интегрированное, комбинированное занятие, практическое занятие, семинар, тренинг, игра, экспедиция, путешествие, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия, трудовые десанты и другое.
Формы подведения итогов образовательного процесса: конкурс, турнир, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачёты по теоретическому материалу программы, отчётное (итоговое) занятие и другие.
Для успешной реализации программы необходимо:
методическое обеспечение (наличие, накопление и обновление методической и специальной литературы; дисков, видеокассет с учебным материалом);
материально-техническое обеспечение (учебный кабинет, необходимое оборудование, инструменты и др.);
кадровое обеспечение (педагог дополнительного образования, специалист в области игровых технологий, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам).
Литература
Буйлова, Л.Н. Как организовать дополнительное образование в школе? / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнона // М.: АРКТИ, 2005.
Вашнёва, В.И. Организация детско-юношеского досуга как условие социализации / В.И. Вашнёва // Праблемы выхавання. – №7, 2004.
Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова. – М.: Центр, 2002.
Жарков, А.Д. Организация культурно-досуговой работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – М.: Просвещение, 1989.
Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М., 1998.
Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – СПб, 2011.
Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011.
Куприянов, Б.В. Формы воспитательной работы с детскими объединениями: учебно-методическое пособие. – Кострома, 2000.
Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему», Мн.: МГДДМ, 2004.
Материалы республиканской научно-практической конференции «Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как условие формирования социально активной личности». – Мн.: Нац. центр худ. тв-ва детей и молодёжи, 2010.
Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
Приглашаем к обсуждению! Ждем Ваших предложений!
Учебно-методический отдел 8 017 327 86 61
|